На уроці узагальнюються знання учнів з теми "Електричний струм. Закони електричного струму." На уроці застосовуються інтерактивні методи: мікрофон,, обери позицію, робота в группах, тощо. Крім експериментальних робіт, спостерігаються цікаві досліди. урок нестандартний.
ВІДДІЛ ОСВІТИ
ПОЛОГІВСЬКОЇ РАЙОННОЇ ДЕРЖАВНОЇ АДМІНІСТРАЦІЇ
Пологівська ЗОШ I-III ст. №4
План – конспект
уроку з фізики в 11- А класі
Тема:
Узагальнення теми «Електричний струм. Закони постійного струму.
Плетінь Р.Ф.
вчитель фізики
Пологівської ЗОШ I-III ст. №4
м. Пологи
Обобщение темы: «Электрический ток. Законы постоянного тока.»
Цель:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Законы постоянного тока»;
- сформировать научно-материалистическое мировоззрение учащихся;
- развивать логическое мышление учащихся, умения решать задачи.
Эпиграф: «Знание тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.» Л. Н. Толстой.
Оборудование: кодоскоп, магнитофон, гальванометр, реостат, ключ, источник тока, амперметр, вольтметр, чувствительный гальванометр, соединительные провода, картофель, луковица, алюминиевая кружка, металлический чайник.
Методы: фронтально- индивидуальный опрос, демонстрационный эксперимент, «мозговой штурм», «микрофон», «выбери позицию», работа в малых группах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА.
I.Проверка домашнего задания.
1) Индивидуальная работа у доски: записать все законы и формулы по данной теме.
2) Фронтальный опрос:
1.Что называют электрическим током?
2. По каким признакам можно судить о наличии электрического тока?
3.Какие условия необходимы для существования электрического тока?
Демонстрации:
а) с разомкнутой цепью. Почему лампочка не горит?
б) цепь замкнута ленточкой. Лампочка не горит. В чем причина?
в) при замыкании цепи стрелка гальванометра не отклоняется. В чем причина? (причина - отсутствие источника тока)
4.Лампочка в классе не горит. Почему ?
5.Все элементы цепи должны быть проводниками. Что это значит?
6. Являются ли металлы проводниками? Почему? Откуда взялись свободные электроны?
7.ОПЫТ: гальванометр замкнут проводниками. Почему стрелка не отклоняется? О чем это говорит? Почему?
8. Для чего нужен источник тока? Что в нем происходит?
9.Кто совершает работу в источнике тока? Чем ее можно характеризовать? Что показывает ЭДС?
10. На демонстрационном столе находятся следующие приборы: гальванометр, соединительные провода, картофель.
Вопрос учителя: отклонится ли стрелка гальванометра при подключении картофеля к гальванометру?
Обсуждение вопроса ведется с использованием МЕТОДА «ВЫБЕРИ ПОЗИЦИЮ». На партах учащихся находятся карточки зеленого и красного цветов. При выборе ответа – «отклоняется», ученик поднимает зеленую карточку, при выборе - «не отклонится» - красную карточку. После выбора позиции каждый учащийся высказывает свое мнение и доказывает свою точку зрения.
11. Какие величины характеризуют электрический ток?
12. Что называют силой тока? В чем измеряется? Когда сила тока равна 1А?
13. От чего зависит сила тока? Каким законом определяется?
14.ЭДС и напряжение – это одно и тоже или чем-то отличаются?
15.Что такое сопротивление? От чего зависит? Как ? Что такое удельное сопротивление?
16.Сопротивление полезно или вредно?
Обсуждение вопроса проводится с использованием МЕТОДА «ВЫБЕРИ ПОЗИЦИЮ». После выбора позиции каждый учащийся высказывает свое мнение и доказывает свою точку зрения.
ВЫВОД. И полезно и вредно. Там, где оно полезно –его увеличивают, где вредно – уменьшают.
II Решение задач.
( Класс объединяется в группы. Каждая группа получает индивидуальное задание.)
1группа. Эстафета формул.
2группа. Эстафета «заполни круг».
3группа. Эстафета «Цепочка».
4группа. Экспериментальное задание: определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. (не дублируя лабораторную работу).
5группа. Экспериментальная задача: определить длину никелиновой проволоки, из которой изготовлен ползунковый реостат.
6 группа. Решение расчетных задач.
Во время урока звучит музыка.
Задание для 6 группы:
1.Найти распределение токов и напряжений между сопротивлениями, если R1=3 Ом, R2=2 Ом, R3= 7,55 Ом, R4= 2 Ом, R5=5 Ом, R6=10 Ом. Напряжение между точками А и В 100 В. Вычислить мощность тока на первом проводнике, работу тока на третьем, количество теплоты на втором проводнике за 10 секунд.
2.Электтровоз движется со скоростью 54 км/ч и развивает среднюю силу тяги 70 кН. Какую силу тока он потребляет, если напряжение в линии 1500В, а КПД двигателя 92%?
3. Электрический нагреватель включен в сеть с напряжением 220 В, изготовленный из проволоки длиной 25м и площадью поперечного сечения 0,4 мм2. КПД нагревателя 75%. Чему равно удельное сопротивление сплава, из которого изготовлен провод, если для нагревания 3 кг воды от 250С до 1000С понадобилось 15 минут?
III. Презентация итогов работы групп.
1.Эстафета формул.
Правила: Каждый член группы вставляет в кружок пропущенную букву, которой обозначается физическая величина или единица измерения физической величины.
q J = ---- O |
O U = ------ J |
l R = O ------ S |
О Ом = ------- А |
Кл A = ----- О |
q = O t |
A = JO t |
Вт В = ------- О |
O J = ------ R |
O ℇ = ------ t |
U = J O |
O R = ------- J |
Q = ORt
|
Дж = А О c |
ℇ = J (O +r) |
Aст = O q |
2. Эстафета «Заполни круг».
3.. Эстафета «Цепочка».
Правила:
На схеме, изображающей участок электрической цепи, даны показания приборов. Знаком «?» обозначена неизвестная величина. Подсчитав ее значение по известным формулам, подставляем их в условия следующего здания, воспользовавшись стрелкой.
IV. Подведение итогов. Решение кроссворда.
1 |
||||||||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
-- |
||||||||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
4 |
|
|||||||||||||||||
5 |
|
|
|
|
||||||||||||||
6 |
|
|
||||||||||||||||
7 |
|
|
||||||||||||||||
8 |
|
|
|
|||||||||||||||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Слово учителя:
После плодотворной работы мы немножко устали и заслужили отдых за чашкой чая, который нам приготовил Женя. Но за урок он немножко остыл и его необходимо подогреть. Нагреется ли таким образом чай* ( демонстрируется опыт)
Вопросы:
V. Домашнее задание:
Повт. §§ 5 – 7. Проблемный вопрос: Отклонится ли стрелка гальванометра, в опыте, который вы видели на уроке, если картофель заменить яблоком, луковицей или другим овощем? Об этом поговорим на следующем уроке.