Конспект уроку "Узагальнення теми «Електричний струм. Закони постійного струму."

Про матеріал

На уроці узагальнюються знання учнів з теми "Електричний струм. Закони електричного струму." На уроці застосовуються інтерактивні методи: мікрофон,, обери позицію, робота в группах, тощо. Крім експериментальних робіт, спостерігаються цікаві досліди. урок нестандартний.

Перегляд файлу

ВІДДІЛ ОСВІТИ

ПОЛОГІВСЬКОЇ РАЙОННОЇ ДЕРЖАВНОЇ АДМІНІСТРАЦІЇ

Пологівська ЗОШ I-III ст. №4

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект

уроку з фізики в 11- А класі

 

 

Тема:

Узагальнення теми «Електричний струм. Закони постійного струму. 

 

 

 

 

                                             Плетінь Р.Ф.

                                                  вчитель фізики

                                          Пологівської ЗОШ I-III ст. №4

 

 

 

 

 

 

 

 

м. Пологи

 

 

Обобщение  темы: «Электрический ток. Законы постоянного тока.»

Цель:

- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Законы постоянного тока»;

- сформировать научно-материалистическое мировоззрение учащихся;

- развивать логическое мышление учащихся, умения решать задачи.

    Эпиграф: «Знание тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью.» Л. Н. Толстой.

Оборудование: кодоскоп, магнитофон, гальванометр, реостат, ключ, источник тока, амперметр, вольтметр, чувствительный гальванометр, соединительные провода, картофель, луковица, алюминиевая кружка, металлический чайник.

Методы: фронтально- индивидуальный опрос, демонстрационный эксперимент, «мозговой штурм»,  «микрофон», «выбери позицию», работа в малых группах.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 

ХОД УРОКА.

I.Проверка домашнего задания.

1) Индивидуальная работа у доски: записать все законы и формулы по данной теме.

2) Фронтальный опрос:

     1.Что называют электрическим током?

      2. По каким признакам  можно судить о наличии электрического тока?

       3.Какие условия необходимы для существования электрического тока?

Демонстрации:

а) с разомкнутой цепью. Почему лампочка не горит?

б) цепь замкнута ленточкой. Лампочка не горит. В чем причина?

в) при замыкании цепи стрелка гальванометра не отклоняется. В чем причина? (причина -  отсутствие источника тока) 

    4.Лампочка в классе не горит. Почему ?                                           

    5.Все элементы цепи должны быть проводниками. Что это значит?

   6. Являются ли металлы проводниками?   Почему?   Откуда взялись свободные электроны?

7.ОПЫТ: гальванометр замкнут проводниками. Почему стрелка не отклоняется? О чем это говорит? Почему?

8. Для чего нужен источник тока?  Что в нем происходит?

9.Кто совершает работу в источнике тока? Чем ее можно характеризовать?  Что показывает ЭДС?

10. На демонстрационном столе находятся следующие приборы: гальванометр, соединительные провода, картофель.

Вопрос учителя: отклонится ли стрелка гальванометра при подключении картофеля к гальванометру?

Обсуждение вопроса ведется с использованием  МЕТОДА «ВЫБЕРИ ПОЗИЦИЮ». На партах учащихся находятся карточки зеленого и красного цветов. При выборе ответа – «отклоняется», ученик поднимает зеленую карточку, при выборе -  «не отклонится» - красную карточку. После выбора позиции каждый учащийся высказывает свое мнение и доказывает свою точку зрения.

11. Какие величины характеризуют электрический ток?

12. Что называют силой тока?  В чем измеряется?   Когда сила тока равна 1А?

13. От чего зависит сила тока?    Каким законом определяется?

14.ЭДС и напряжение – это одно и тоже или чем-то отличаются?

15.Что такое сопротивление?  От чего зависит?  Как ? Что такое удельное сопротивление?

16.Сопротивление полезно или вредно?

Обсуждение  вопроса проводится с использованием МЕТОДА «ВЫБЕРИ ПОЗИЦИЮ». После выбора позиции каждый учащийся высказывает свое мнение и доказывает свою точку зрения.

ВЫВОД. И полезно и вредно. Там, где оно полезно –его увеличивают, где вредно – уменьшают.

II Решение задач.            

     ( Класс  объединяется в группы. Каждая группа получает индивидуальное задание.)

1группа. Эстафета формул.

2группа. Эстафета «заполни круг».

3группа. Эстафета «Цепочка».

4группа. Экспериментальное задание: определить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. (не дублируя лабораторную работу).

5группа. Экспериментальная задача: определить длину никелиновой проволоки, из которой изготовлен ползунковый реостат.

6 группа. Решение расчетных задач.

Во время урока звучит музыка.

Задание для 6 группы:

1.Найти распределение токов и напряжений между сопротивлениями, если R1=3 Ом, R2=2 Ом, R3= 7,55 Ом, R4= 2 Ом,    R5=5 Ом, R6=10 Ом. Напряжение между точками А и В 100 В. Вычислить мощность тока на первом проводнике, работу тока на третьем, количество теплоты на втором проводнике за 10 секунд.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

2.Электтровоз движется со скоростью 54 км/ч и развивает среднюю силу тяги 70 кН. Какую силу тока он потребляет, если напряжение в линии 1500В, а КПД двигателя 92%?

3. Электрический нагреватель включен в сеть с напряжением 220 В, изготовленный из проволоки длиной 25м и площадью поперечного сечения 0,4 мм2. КПД нагревателя 75%. Чему равно удельное сопротивление сплава, из которого изготовлен провод, если для нагревания 3 кг воды от 250С до 1000С понадобилось 15 минут?

III. Презентация итогов работы групп.

1.Эстафета формул.

Правила: Каждый член группы вставляет в кружок пропущенную букву, которой обозначается физическая величина или единица измерения физической величины.

                  q

J = ----

                  O

                   O

U = ------

                    J

                       l

R = O ------

            S

                     О

Ом = -------

          А

                    Кл

            A = -----

                     О

 

q = O t

 

A = JO t

                   Вт

В = -------

       О

                    O

            J = ------

                    R

                    O

= ------

        t

 

U = J O

                    O

R = -------

       J

 

Q = ORt

 

 

Дж = А О c

 

= J (O +r)

 

Aст = O q

2. Эстафета «Заполни круг».

сканирование0002

 

3.. Эстафета «Цепочка».

Правила:

На схеме, изображающей участок электрической цепи, даны показания приборов. Знаком «?» обозначена неизвестная величина. Подсчитав ее значение по известным формулам, подставляем их в условия следующего здания, воспользовавшись стрелкой.

сканирование0005

IV. Подведение итогов. Решение кроссворда.

  1. В каком классе изучается тема «ЭДС. Закон Ома для замкнутой цепи»?
  2. Величина, характеризующая работу электрического поля по перемещению единичного положительного заряда (по проводнику).
  3. Прибор, измеряющий напряжение.
  4. Единица сопротивления, названная в честь ученого.
  5. Единица напряжения, названная в честь ученого.
  6. Упорядоченное движение заряженных частиц.
  7. Величина, характеризующая работу сторонних сил по перемещению единичного положительного заряда внутри источника тока.
  8. Для существования электрического тока, что должно быть замкнуто?
  9. Приборы, которые включают в последовательную цепь для того, чтобы показать, что заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в единицу времени везде одинаков.

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

--

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

5

 

 

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово учителя:

После плодотворной работы мы немножко устали и заслужили отдых за чашкой чая, который нам приготовил Женя. Но за урок он немножко остыл и его необходимо подогреть. Нагреется ли таким образом чай* ( демонстрируется опыт)

 

 

Вопросы:

  1. Почему стрелка гальванометра отклонилась?
  2. Как зависит угол отклонения от длины и толщины струи чая?
  3. Какого вкуса чай?

V. Домашнее задание:

      Повт. §§ 5 – 7. Проблемный вопрос: Отклонится ли стрелка гальванометра, в опыте, который вы видели на уроке, если картофель заменить яблоком, луковицей или другим овощем? Об этом поговорим на следующем уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Пов’язані теми
Фізика, 11 клас, Розробки уроків
До підручника
Фізика (рівень стандарту) 11 клас (Сиротюк В.Д., Баштовий В.І.)
До уроку
§ 7. Електрорушійна сила. Закон Ома для повного кола
Додано
12 січня 2019
Переглядів
1142
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку