Конспект уроку з російської мови для 9 класу на тему: "Сложносочинённое предложение. Средства связи и смысловые отношения в сложносочинённом предложении"

Про матеріал
Конспект уроку з російської мови для 9 класу на тему: "Сложносочинённое предложение. Средства связи и смысловые отношения в сложносочинённом предложении". Лексичний модуль уроку: "Донбасс - край талантливых людей. В. Гаршин".
Перегляд файлу

Бахмутська загальноосвітня школа

I-III ступенів №24

з поглибленим вивченням окремих предметів та курсів

Бахмутської міської ради

Донецької області

 

                                                                         

 

                                                     

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/resize/images/publication/slojnosochinennoe_predlojenie-400x240.jpg       

 

                                                                    

                                                                        Сложносочиненное предложение.

                                                  Средства связи и смысловые отношения

                                                         в сложносочиненном предложении

                                                              

                                                                    Лексический модуль урока:

                                                     «Донбасс – край талантливых людей.

                                                                                  В. Гаршин»

 

 

                                                     Учитель Шилова Антоніна Анатоліївна

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока.

Сложносочиненное предложение.

Средства связи и смысловые отношения в сложносочиненном предложении

 

Слабые люди ждут благоприятный случай, а сильные его создают.

                                                                                                       Народная мудрость

Цели урока.

Образовательные:

  • актуализировать базовые знания, умения и навыки учащихся, сформированные при изучении простого и сложного предложений, как необходимые для изучения темы «Сложносочинённое  предложение» (ССП);
  • систематизировать и обобщить известные учащимся знания  о группах сочинительных союзов по значению;
  • познакомить учащихся с особенностями ССП, со средствами связи и смысловыми отношениями  в нём;
  • формировать  умения определять смысловые отношения между частями ССП, вид ССП;
  • различать ССП и простые предложения с однородными членами;
  • совершенствовать орфографические  и пунктуационные умения и навыки.

Развивающие:

  • развивать речевую культуру учащихся, навыки диалогической и монологической речи;
  • развивать навыки индивидуальной и групповой работы;
  • развивать память, критическое мышление.

Воспитывающие:

  • воспитание личности, способной  на самостоятельную деятельность;
  • воспитание национально-патриотических чувств – любви к родному краю, творчеству В. Гаршина;
  • воспитание  художественного вкуса.

Цели мультимедийного урока:

  • повышение мотивации учебной деятельности;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • оптимизация труда учителя.

 

Тип урока. Урок изучения и применения новых знаний.

 

Формирование компетентностей:

  • рефлексивной – через умение определять задачи своей деятельности; самооценку и самоконтроль; развитие умений анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы;
  • общекультурной – через способность воспринимать и оценивать достижения национальной культуры;
  • межпредметной – через способность применять знания, умения, навыки;
  • информационно-коммуникационной – через способность использовать  ИКТ  для выполнения  лично значимых заданий;
  • коммуникативной - через различные виды речевой деятельности.

Формы организации работы учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная (систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль).

Методы:

  • коммуникативно-ориентированный (диалог с учителем, одноклассниками);
  • репродуктивный  (активное восприятие и запоминание информации, сообщаемой  учителем);
  • наглядно-иллюстративный (компьютерная презентация);
  • словесный  (беседа);
  • логический (сравнение, анализ, синтез);
  • метод формирования познавательного интереса (через систему разнообразных заданий, заданий разного уровня);
  • метод стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации успеха).

Приёмы:

  • коммуникативные игры «Сократики», «Ассоциация»;
  • синтаксическая разминка;
  • кластер;
  • комплексный анализ текста;
  • работа по алгоритму;
  • лингвистическое конструирование;
  • лингвистическое наблюдение;
  • клоуз-тест;
  • онлайн-тест.

Оборудование урока:

  • ноутбук учителя;
  • персональные компьютеры (по количеству учащихся в классе) с выходом в Интернет;
  • цифровой образовательный ресурс Online Test Pad;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютерная презентация к уроку;
  • таблицы, алгоритм;
  • распечатки текстов;
  • рабочие листы.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся:

  • знают основные понятия темы и делают запрос на получение новых знаний;
  • находят сложносочиненные предложения в тексте, определяют их вид, средства связи и смысловые отношения между частями ССП;
  • моделируют и конструируют ССП;
  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Межпредметные связи. Литература родного края.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Чтение эпиграфа, работа с ним. (Слайд №2).

Постигаем истину. Определяем содержание терминов. (Слайд №3).

Слово учителя. В Древней Греции жил философ Сократ. Он как раз и был из тех сильных людей, которые умели создавать «благоприятные случаи» в поисках истины. Он не сидел дома и не писал философских трактатов. Вся его учёная деятельность заключалась в том, что он ходил по улицам Афин и задавал вопросы прохожим. Зачем он это делал? Он вступал в диалог, чтобы докопаться до истины, узнать как можно больше. Задаваемые вопросы не могли быть бесполезными. Были у него и последователи, которые ходили за ним и записывали его  беседы. Учеников мудреца называли «сократиками». Самые известные «сократики» - философы Платон и Ксенофонт.

Я предлагаю вам сыграть в игру «Сократики».

Представьте, что вы – «сократики». Сформулируйте вопросы по теме «Простое и сложное предложение» и задайте  их своим одноклассникам. Учтите, что вопросы, которые вы будете формулировать, должны быть такими, какие они были у Сократа и его учеников, – небесполезными.

Вопросы «сократиков»……….

Работа с материалами слайда. Слайд №4

Посмотрите на материалы слайда. Какие ключевые вопросы по теме «Простое и сложное предложение» не прозвучали? Прочитайте их, дайте на них ответы.

  1. Что такое простое предложение?
  2. Как простые предложения объединяются в сложные?
  3. Что такое бессоюзное сложное предложение?
  4. Дайте определение сложному союзному предложению.
  5. На какие группы делятся сложные союзные предложения?
  6. Какие предложения называются  сложносочиненными?
  7. Какие предложения называются сложноподчинёнными?
  8. Чем ССП отличается от СПП?

Синтаксическая разминка.

Цель: практическое применение опорных (базовых) знаний.

Задание: определите тип предложений, обозначьте его в таблице, используя общепринятые  аббревиатуры:

  •  ПП - простое предложение;
  •  ССП – сложносочиненное предложение;
  •  СПП – сложноподчиненное предложение;
  •  БСП – бессоюзное сложное предложение.

Аргументируйте свой ответ.

Предложение

Тип предложения

Роза разливала вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был, по ее словам, слезами и молитвой. (В. Гаршин. «О жабе и розе»).

 

Между корнями куста роз сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. (В. Гаршин. «О жабе и розе»).

 

Мальчик  очень любил свой цветник и, придя в него, садился на старую деревянную скамейку и начинал читать принесенную с собой книжку. (В. Гаршин. «О жабе и розе»).

 

Жабе очень понравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. ( В. Гаршин. «О жабе и розе»).

 

 

Самопроверка (на слайде №5 – правильный вариант выполнения работы).

Слово учителя. Вы, наверное, обратили внимание на источник, из которого подобраны  предложения. Это сказка В. Гаршина, нашего с вами земляка, уроженца Донецкой области. И это не случайно. Совсем скоро наша область отмечает свой юбилей – 85-летие.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Целеполагание.

Игра-ассоциация «Донецкая область».

С чем у вас ассоциируется словосочетание  «Донецкая область»?

Ответы учащихся.

Коллективное составление кластера. (Слайд №6 – примерный вариант кластера).

 

                             Украина                                                  Малая родина

                                              

                               Соль                  Донецкая область                 Шахты

  

                               Край                                                                  Степи

                талантливых людей              В. Гаршин

 

Работа с текстом «Донецкая область  – край талантливых людей».

Донецкая область богата своей историей. В историю Донецкой области  вписали яркие страницы многие известные художники, музыканты, скульпторы, журналисты, писатели и поэты. Среди них –  В. М. Гаршин. Всеволод Михайлович Гаршин - удивительное явление  литературы. Он прожил короткую жизнь и написал совсем немного (художественные произведения уместились в одном томе), но созданное им сделало его  писателем-классиком. Его произведения переведены на все ведущие европейские языки. Он заслуженно принадлежит к созвездию самых знаковых фигур Донецкой области.

Задания к тексту.

  1. Для группы «Стилистика». Прочитать выразительно текст. Определить, к какому стилю он относится. В каком предложении заключена основная мысль текста? Как вы её поняли?
  2. Для группы «Орфография». Назвать орфограммы в выделенных словах. Прокомментировать их правописание.
  3. Для группы «Синтаксис». В данном тексте найти ССП, аргументировать свой выбор.

Анализ  итогов работы. Комментарий учителя.

Учитель. Сегодня мы продолжаем изучение темы «Сложносочинённое предложение».

  • Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова.
  • Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
  • Что нам предстоит узнать?

Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока совместно с учащимися.

IV. Организация работы по изучению нового материала. Усвоение знаний.

Объяснение учителя. Слайд №7.

Смысловые отношения между частями ССП  определяются значением, которое выражают сочинительные союзы. Поэтому виды ССП соответствуют классификации сочинительных союзов:

  • соединительные (и, да (=и), также, тоже, не только… но и, как… так и);
  • противительные (а, но, да(=но), зато, однако (же));
  • разделительные (ни…ни, то…то, не то… не то, или… или, либо… либо, то ли … то ли).

Работа по таблице. Анализ учащимися языкового материала. Слайд №8,

В зависимости от средств связи и значения сложносочиненные предложения делятся на три группы:

  • Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.
  • Сложносочиненные предложения с противительными союзами.
  • Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.

1. В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами употребляются соединительные союзы и, да (=и), также, тоже, не только… но и, как… так и, которые выражают отношения одновременности, последовательности.

Анализ языкового материала (пример в таблице).

Учащиеся выделяют грамматические основы, устанавливают вид союза, соединяющего части ССП, определяют смысловые отношения между частями предложения.

2. В сложносочиненных предложениях с противительными союзами употребляются противительные союзы а, но, да (=но), зато, однако (же), которые выражают отношения, имеющие значение противопоставления.

Анализ языкового материала (пример в таблице).

Учащиеся выделяют грамматические основы, устанавливают вид союза, соединяющего части ССП, определяют смысловые отношения между частями предложения.

3. В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами употребляются разделительные союзы ни…ни, то…то, не то…не то, или…или, либо…либо, то ли…то ли, которые выражают отношения, имеющие значение чередования явлений, возможность одного  явления из  двух или нескольких.

Анализ языкового материала (пример в таблице).

Учащиеся выделяют грамматические основы, устанавливают вид союза, соединяющего части ССП, определяют смысловые отношения между частями предложения.

 

Виды сложносочиненных предложений

С соединительными союзами

С противительными союзами

С разделительными союзами

Союзы

и, да (=и), также, тоже, не только… но и, как… так и

а, но, да (=но), зато, однако (же)

ни…ни, то…то, не то… не то, или… или, либо… либо, то ли … то ли

 

Выражаемое смысловое значение

Перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим

Одно явление противопоставляется другому

Указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких

 

Примеры

Мы простились еще раз, и лошади поскакали.

Месяца не было, но звезды ярко светили в черном небе.

Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

 

  1.                      Выполнение тренировочных упражнений на закрепление.

Установка: любое знание лучше запомнится, если оно  отрабатывается на практике.

Упражнение №1. Учимся работать по алгоритму.

Алгоритм:

  1. Переписать предложение.
  2. Выделить грамматические основы.
  3. Отметить союз, связывающий простые предложения в составе сложного.
  4. Определить его вид. Убедиться, что  данное предложение является сложносочинённым.
  5. По союзу определить  вид сложносочинённого предложения.
  6. Составить  схему ССП.

Предложение.

Маленькая слезинка упала со щеки девушки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы. (В. Гаршин)

 

Упражнение №2. Развиваем умение аргументировать  свою точку зрения.

Прочитай стихотворение в прозе В. М. Гаршина.

Юноша спросил у святого мудреца Джиафара:

- Учитель, что такое жизнь?

Хаджи молча отвернул грязный рукав своей рубашки и показал ему отвратительную язву, разъедавшую ему руку.

А в это время гремели соловьи, и вся Севилья была наполнена благоуханием роз.

  1. Как вы поняли смысл этого стихотворения?
  2. Есть ли в данном стихотворении  сложносочиненное предложение? Найдите  его. Свой ответ аргументируйте.
  3. Определите вид сложносочинённого  предложения. Свой ответ аргументируйте.

Упражнение №3. Учимся определять вид сложносочинённого предложения.

Учащиеся самостоятельно определяют вид сложносочинённого предложения с последующей взаимопроверкой.

Степь покрылась цветами и травами, но это буйное цветение будет длиться недолго.

То птица из-под ног выпорхнет, то краснобокая лисица в кусты цветущие нырнет.

Солнце еще раз взглянуло исподлобья на поля, и в сиянье потонула вся смятенная земля.

Тихо шепчутся березы, да ветер волнует хлеба на нивах.

 

Упражнение №4. Лингвистическое  конструирование.

I-ый уровень.

Запишите предложение, вставляя подходящие по смыслу сочинительные союзы.

Высокие горы всегда кажутся близкими, ... путник проходит один километр за другим, ... их вершины все так же далеки, ... много-много километров нужно пройти до их подножия.

II-ой уровень.

Закончите начатое сложносочиненное предложение.

В одну минуту дорогу занесло, и  ...

III-ий уровень.

Перестроить простое предложение с однородными членами в сложносочинённое предложение.

Розы  цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.

 

Упражнение №5. Лингвистическое наблюдение.

Данные простые предложения соедините в сложное с помощью союзов и, но. Что изменилось? Сделайте вывод о том, как союзы влияют на смысл предложения.

  1. Месяца не было. 2) Звёзды ярко светили в чёрном небе.

 

Упражнение №6. Клоуз-тест.

Учащимся предлагается связный текст, в котором пропущены отдельные слова (словосочетания). Учащиеся заполняют пропуски теми словами (словосочетаниями), которые они считают правильными для восстановления содержания текста. Правильность заполнения пропусков свидетельствует о точности понимания текста и владении теоретическим  материалом.

Простые предложения соединяются в сложные с помощью … и … .  Сложные предложения, в которых его части  связаны при помощи интонации, называются … .  Части сложного предложения могут соединяться при помощи … и … союзов. Сложносочиненными называются такие предложения, в которых части … по смыслу и скреплены … союзами. Схема сложносочинённого предложения выглядит так: … . Одинаковые квадратные скобки свидетельствуют о … .  Союз не входит ни в одно предложение, поэтому расположен на схеме ….

В зависимости от значения и средств связи сложносочиненные предложения делятся на …  группы: …, …, … .

  1.                  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цели:

  •  выведение знаний на уровень понимания и применения;
  •  постановка учащимися  новых целей обучения в связи с полученным результатом.

Выполнение онлайн-теста.

C:\Users\Александ\Pictures\2017-04-23\001.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Цифровой образовательный ресурс:

http://onlinetestpad.com/ru/test/336-slozhnosochinennoe-predlozhenie-variant-1

  1.                   Оценивание учебных достижений.

После прохождения теста учащиеся получают результат выполненной работы, определяют пробелы и ставят перед собой задачи для их устранения.

 

  1. Домашнее задание.
  1. Выучить теоретический материал.
  2. Из текстов художественных произведений (сказок В. Гаршина) выписать ССП разных видов, указать  их вид.

 

 

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Койчева Мария
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
Додано
18 грудня 2020
Переглядів
1255
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку