Контрольна робота №1 6 клас «Мова і логіка» Варіант 1. 1. Побудуй заперечення висловлювань: а) добуток 678 39 кратний 5. б) Всі люди вміють плавати. в) На деяких деревах ростуть огірки. 2. Визнач істинність чи хибність висловлювань. Побудуй заперечення хибних висловлювань: а) n ∈ N: 6n = 16; б) a, b ∈ N: 3a < 4b; в) m, n ∈ N: 8n 7m + 1. 3. Підставь в речення дані значення змінних. Визнач істинність чи хибність одержаних висловлювань: а) 2,5 х – 5у 8,3 (х = 7,65; у = 1,03); б) а2 – b2 = (a – b)(a + b) (a = 0,7; b = 0,4) 4. Переклади умову задачі на математичну мову і розв’яжи її: «Олег може підгорнути грядку картоплі за 8 хвилин, Антон за 12 хвилин, а Іра за 24 хвилини. За який час діти підгорнуть грядку, працюючи разом?» 5. Розв’яжи рівняння: 53,76 : (4,248 – 1,56х) + 3,8 = 55 6. Знайди двоцифрове число, яке від перестановки його цифр збільшується на 45. |
Контрольна робота №1 6 клас «Мова і логіка» Вариант 2. 1. Побудуй заперечення висловлювань: а) Таня Іванова займається спортом.. б) Куб натурального числа може бути меньше 1. в) Всі діти люблять морозиво. 2. Визнач істинність чи хибність висловлювань. Побудуй заперечення хибних висловлювань: а) n ∈ N: 3n + 2 7; б) a, b ∈ N: a + b b + a; в) a ∈ N: a 0 = 0. 3. Визнач істинність чи хибність висловлювань. Побудуй заперечення хибних висловлювань: а) 0,1 t + 2у < 3,4 (t = 1,36; у = 1,02); б) (а – b)2 = a2 – 2ab + b2 (a = 0,5; b = 0,2) 4. Переклади умову задачі на математичну мову і розв’яжи її: «Одна з труб може наповнити басейн за 3 години, друга – за 7 годин, а третя – за 28 годин. За який час наповниться басейн, якщо відкрити відразу три труби?» 5. Розв’яжи рівняння: 4,505 : (0,4у – 0,02) + 2,29 = 3,54 6. Знайди двоцифрове число, яке від перестановки його цифр зменьшується на 27. |
4. Эталон для самопроверки выполнения работы.
Вариант 1.
1. Чтобы построить отрицание утверждения можно поставить перед утверждением слова «Неверно, что» или можно воспользоваться знанием, что отрицание общего утверждения – есть утверждение о существовании и отрицанием утверждения о существовании – есть общее утверждение.
а) Утверждение единичное. Его отрицание строится с помощью слов «Неверно, что»: Неверно, что произведение 678•39 кратно 5;
б) Утверждение общее:
Неверно, что все люди умеют плавать;
Существуют люди, не умеющие плавать;
в) Утверждение о существовании.
Неверно, что на некоторых деревьях растут огурцы;
Нет деревьев, на которых растут огурцы.
2.
а) Чтобы определить истинность утверждения можно решить уравнение, 16 не делится на 6, значит утверждение ложное, строим отрицание, используя алгоритм построения отрицаний утверждений с кванторами: n N: 6n ≠ 16
б) Приводим контрпример: a = 5, b = 1, 3•5 < 4, 15 < 4 (Л), строим отрицание, используя алгоритм построения отрицаний утверждений с кванторами: a, b N: 3a ≥ 4b;
в) Приводим пример: n = 1, m = 2, 8•1 ≠ 7•2 + 1, 8 ≠ 15 (И).
3. Чтобы ответить на поставленный вопрос надо вместо переменных подставить им соответствующие значения, найти значения числовых выражений и проверить выполнения предложенных условий.
а) 2,5 < 7,65 – 5•1,03 ≤ 8,3;
2,5 < 7,65 – 5,15 ≤ 8,3;
2,5 < 2,5 ≤ 8,3 не выполняется левая часть неравенства, значит, утверждение ложно;
б) 0,72 – 0,42 = (0,7 – 0,4)(0,7 + 0,4);
0,49 – 0,16 = 0,3•1,1;
0,33 = 0,33 (И).
4. Задача на работу A = vt, 12•3 – выполненная работа за 3 часа, 4•15 – выполненная работа за 4 часа, 12•3 + 4•15 – выполнила работу первая машинистка, такую же работу выполнила вторая машинистка, (12•3 + 4•15) : 6 – производительность труда второй машинистки.
1 3 2 4
(12•3 + 4•15) : 6= 16;
1) 12•3 = 36;
2) 4•15 = 60;
3) 36 + 60 = 96;
4) 96 : 6 = 16.
Ответ: производительность второй машинистки 16 стр.
5. 53,76 : (4,248 – 1,56x) + 3,8 = 55; чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое:
53,76 : (4,248 – 1,56x) = 55 – 3,8;
53,76 : (4,248 – 1,56x) = 51,2; чтобы найти делитель надо делимое разделить на частное:
4,248 – 1,56x = 53,76 : 51,2; (537,6 : 512)
4,248 – 1,56x = 1,05; чтобы найти вычитаемое надо из уменьшаемого вычесть разность:
1,56x = 4,248 – 1,05;
1,56x = 3,198; чтобы найти множитель надо произведение разделить на известный множитель:
x = 3,198 : 1,56; (319,8 : 156)
x = 2,05
Вариант 2.
1. Чтобы построить отрицание утверждения можно поставить перед утверждением слова «Неверно, что» или можно воспользоваться знанием, что отрицание общего утверждения – есть утверждение о существовании и отрицанием утверждения о существовании – есть общее утверждение.
а) Утверждение единичное. Его отрицание строится с помощью слов «Неверно, что»: Неверно, что Таня Иванова занимается
спортом;
б) Утверждение о существовании.
Неверно, что куб натурального числа может быть меньше 1;
Для любого натурального числа его куб не меньше 1;
в) Общее утверждение.
Неверно, что все дети любят мороженое;
Есть дети, которые не любят мороженное.
2.
а) Приводим контрпример: n = 1, 3•1 + 2 = 3 + 2 = 5, 5 ≥ 7 (Л), строим отрицание, используя алгоритм построения отрицаний утверждений с кванторами: n N: 3n + 2 < 7;
б) В правой части записано переместительное свойство сложения, оно выполняется для любых натуральных чисел, значит данное утверждение ложно, строим отрицание, используя алгоритм построения отрицаний утверждений с кванторами: a, b N: a + b = b + a;
в) Записано свойства 0 при умножении, оно выполняется для любых натуральных чисел, значит, утверждение истинно.
3. Чтобы ответить на поставленный вопрос надо вместо переменных подставить им соответствующие значения, найти значения числовых выражений и проверить выполнения предложенных условий.
а) 0,1 ≤ 1,36 + 2•1,02 < 3,4;
0,1 ≤ 1,36 + 2,04 < 3,4;
0,1 ≤ 3,4 < 3,4 не выполняется правое условие, значит утверждение ложно;
б) (0,5 – 0,2)2 = 0,52 – 2•0,5•0,2 + 0,22
0,32 = 0,25 = 0,2 + 0,04;
0,09 = 0,25 - 0,2 + 0,04;
0,09 = 0,09 (И).
4. Задача на стоимость: C = an, 3•25 – стоимость яблок, 4•40 – стоимость груш, 3•25 + 4•40 – общая стоимость покупки и стоимость винограда, (3•25 + 4•40) : 5 – цена винограда.
1 3 2 4
(3•25 + 4•40) : 5 = 47
1) 3•25 = 75;
2) 4•40 = 160;
3) 75 + 160 = 235;
4) 235 : 5 = 47
Ответ: цена винограда 47 руб.
5. 4,505 : (0,4y – 0,02) + 2,29 = 3,54; чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое:
4,505 : (0,4y – 0,02) = 3,54 – 2,29;
4,505 : (0,4y – 0,02) = 1,25; чтобы найти делитель надо делимое разделить на частное:
0,2y – 0,02 = 4,505 : 1,25; (450,5 : 125)
0,2y – 0,02 = 3,588; чтобы найти уменьшаемое надо к разности прибавить вычитаемое:
0,2y = 3,588 + 0,02;
0,2y = 3,608; чтобы найти множитель надо произведение разделить на известный множитель:
y = = 3,608 : 0,2; (36,08 : 2)
y = 18,04.
7. Подробный образец выполнения дополнительного задания.
Вариант 1.
6*. x – цифра десятков, y – цифра единиц. Модель двузначного числа: 10x + y, модель числа с переставленными цифрами: 10y + x, модель задачи: 10x + y = 10y + x + 45.
Используя метод «весов» упрощаем уравнение:
10x + y – x – y = 10y + x – x – y + 45;
9x = 9y + 45; разделим уравнение на 9
x = y + 5, цифра десятков на 5 больше цифры единиц.
Применяем метод перебора:
50; 61; 72; 83; 94.
Вариант 2.
6*. x – цифра десятков, y – цифра единиц. Модель двузначного числа: 10x + y, модель числа с переставленными цифрами: 10y + x, модель задачи: 10x + y = 10y + x - 27.
Используя метод «весов» упрощаем уравнение:
10x + y – x – y = 10y + x – x – y - 27;
9x = 9y - 27; разделим уравнение на 9
x = y -3, цифра десятков на 3 меньше цифры единиц.
Применяем метод перебора:
14; 25; 36; 47; 58; 69.
9. Критерий оценивания работы.
Критерии оценки работы.
1) 2) 3) 4) 2 балла; 5) 2 балла.
а) 1 балл; а) 2 балла; а) 3 балла;
б) 1 балл; б) 2 балла; б) 3 балла.
в) 1 балл; в) 1 балл.
Оценки: «5» – 14 баллов;
«4» – 15 – 17 баллов;
«3» – 12 – 14 баллов.
Дополнительное задание оценивается отдельной оценкой: если модель составлена правильно, то ставится «4», если задача решена до конца, то «5».
8. Задания для выбора.
1. Построй отрицание высказываний:
а) число 2 составное;
б) число 3 делитель суммы 43 15 + 31.
2. Определи истинность или ложность высказываний. Построй отрицание ложных высказываний:
а) n ∈ N: 3n + 4 = 15;
б) х, у ∈ N: х + 1 у – 2;
в) a, b ∈ N: ab = ba;
г) m ∈ N: m2 = m + 1.
3. Запиши предложения с переменными на математическом языке. Установи их истинность или ложность для данных значений переменных:
а) квадрат разности чисел х и у равен 40 (х = 11, у = 5);
б) сумма квадратов чисел а и b равна 10 (а = 3, b = 1).
10. Таблица фиксации результатов.
№ задания |
Выполнено «+» или «?» |
№ правила |
Исправлено в процессе работы |
Исправлено в самостоятельной работе № 2. |
1. |
|
|
|
|
а) б) в) |
|
|
|
|
2. а) б) в) |
|
|
|
|
3. а) б) |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
11. Вопросы для рефлексии.
Темы |
Знаю |
Умею |
Построение отрицаний высказываний |
|
|
Отрицание утверждений с кванторами |
|
|
Нахождение буквенных выражений |
|
|
Построение математической модели |
|
|
Решение уравнений |
|
|
Ход урока.
Урок 1.
1. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока.
– Какой урок мы проводили накануне? (Подготовки к контрольной работе).
– По какой теме готовились к работе? (Язык и логика).
– Я надеюсь, что сегодня вы справитесь с контрольной работой. Вспомним основные понятия нашей темы.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель этапа: актуализировать знания о построении отрицаний высказываний, построение отрицаний высказываний с кванторами, нахождение буквенных выражений, доказательство истинности утверждений, алгоритм построение математических моделей, решение уравнений, выполнить контрольную работу; зафиксировать задания, вызвавшие затруднение; провести самооценку в соответствии с критериями.
После проведения актуализации знаний учащиеся пишут контрольную работу № 1.
В конце первого урока проводится самопроверка по образцу и самооценка по предложенным критериям.
В конце урока учащиеся сдают работы на проверку. Учитель проверяет, подчёркивая номера, в которых допущена ошибка и оценивает работу.
Урок 2.
3. Локализация затруднений.
Цель этапа: указать место в задании, где допущена ошибка, определить правило, в котором допущена ошибка, уточнить цель урока.
Проговаривается общая цель второго урока.
Учащиеся получают свои работы и анализируют правильность самопроверки работы по образцу.
Учащиеся, допустившие ошибки:
Определяются место ошибки, способы действий, в которых допущены ошибки. Каждый ученик формулирует цель дальнейшей деятельности по исправлению ошибок.
Учащиеся, не допустившие ошибки:
1) Сверяют свою работу с эталоном.
2) решают задание 6*, если оно не решено.
3) Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
Дополнительные задания: №№ 141; 142; 166.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить ошибки на основе правильного применения правил; придумать или выбрать из предложенных заданий на способы действий, в которых допущены ошибки.
Учащиеся самостоятельно пытаются выполнить работу над ошибками, повторяя алгоритмы, если ученик не может самостоятельно определить причину затруднения, ему предоставляется эталон, по которому ученик определяет причину ошибки и видит, как её исправить.
Учащиеся, не допустившие ошибок, продолжают работать над дополнительными заданиями (для проверки выполнения этих заданий учитель готовит эталон выполнения заданий).
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель этапа: зафиксировать в речи правила, в которых были допущены ошибки.
После выполнения работы над ошибками и проверки по эталону проговариваются ошибки, допущенные в работе, так же проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднение.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверяем способность к выполнению заданий, которые на предыдущей работе вызвали затруднение; сопоставить полученное решение с эталоном для самопроверки.
Учащимся предлагается аналогичная работа (может быть другой вариант), из которой они должны выполнить только те задания, которые вызвали затруднения лично у них и проверить свою работу по эталону, фиксируя знаково результаты.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель этапа: тренировать навыки решения задач на нахождение периметра и площади вырезанных фигур, нахождение значений числовых выражений, составленных из обыкновенных дробей и составленных из десятичных дробей, решение задач на части, нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда.
№ 170
1)
1. ;
2. ;
3. 6;
4. ;
5. 4;
6. 1
2) [40 – (4,25 7,08 + 6,768 : 0,75)] 2050
1. 4,25 7,08 = 30,09;
2. 6,768 : 0,75 = 9,024;
3. 30,09 + 9,024 = 39,114;
4. 40 – 39,114 = 0,886;
5. 0,886 2050 = 1816,3
№ 171
Из прямоугольника со сторонами а и b вырезали 4 равных квадрата со стороной с, как показано на рисунке (стр. 44). Составь выражения для вычисления площади и периметра получившийся фигуры. Найди его значение при а = 10 м, b = 6 м и с = 1,5 м.
Р = (а – 2с + b – 2c) 2 = (а + b – 4c) 2
Если а = 10, b = 6; с = 1,5, то (10 + 6 – 6) 2 = 20
S = (a – 2c)(b – 2c)
Если а = 10, b = 6; с = 1,5, то (10 – 3)(6 – 3) = 21
№ 172.
Длина прямоугольного параллелепипеда равна 3,6 дм, ширина составляет 0,5 длины и 0,9 высоты параллелепипеда. Какую часть объём этого параллелепипеда составляет от объёма куба с ребром 3 дм?
1) 3,6 0,5 = 1,8 (дм) – ширина
2) 1,8 : 0,9 = 2 (дм) – высота
3) 3,6 1,8 2 = 12,96 (дм3) – объём прямоугольного параллелепипеда
4) 3 3 3 = 27 (дм3) – объём куба
12,96 : 27 = 0,48
Ответ: 0,48 часть объём прямоугольного параллелепипеда составляет от объёма куба.
8. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: зафиксировать, где были допущены ошибки, способ исправления допущенных ошибок; зафиксировать содержание, которое контролировали на уроке, зафиксировать правильной самопроверки и самооценки работы, оценить собственную деятельность; записать домашнее задание.
– Над какой темой мы работали на уроках?
– Какую цель мы ставили в начале работы?
– Что вызвало затруднение при выполнении работы?
– Оцените свою работу на уроках контроля.
Домашнее задание: придумайте задания аналогичные №№ 1, 2, 3 в контрольной работе и выполните их.
1