Вариант 1
1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.
Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.
_________________________________________________________________________________________ ___________________________________________
2. Толкование какого слова дано неправильно?
1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.
2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.
3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.
4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.
5) Фолиант – толстая книга большого формата.
3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.
1) Ажиотаж |
А. Высшая степень воодушевления, восторга |
2) Амбиция |
Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь. |
3) Апология |
В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо |
4) Пиетет |
Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные. |
5) Экзальтация |
Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами |
6) Эпатаж |
Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо. |
7) Экстаз |
Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто приводит себя намеренно, выставляя свои чувства |
8) Эйфория |
З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил |
4. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.
1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.
_________________________________________________________________
2) Чтобы предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.
_________________________________________________________________
3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых людей.
__________________________________________________________________
4) За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.
__________________________________________________________________
5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване. __________________________________________________________________
5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.
Бродяжий
Бродячий |
А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака. Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки |
Орудие Оружие |
А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное. Б. Всякое средство, технически пригодное для нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье. |
6. Объясните разницу в значении словосочетаний.
1) Вдовый сын – вдовий сын
_________________________________________________________________
2) Виноватое лицо – виновное лицо
_________________________________________________________________
3) Соседняя квартира – соседская квартира
__________________________________________________________________
7. Исправьте возможные ошибки.
1) Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина». __________________________________________________________________
2) Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее. __________________________________________________________________
3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего вуза. __________________________________________________________________
4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.
__________________________________________________________________
8. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.
1) Он любого способен провести вокруг пальца.
_________________________________________________________________
2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.
__________________________________________________________________
3) А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их. _________________________________________________________________
4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.
__________________________________________________________________
5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.
__________________________________________________________________
9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.
1) Удачный состав исполнителей.
__________________________________________________________________
2) Повлияли многие факты.
__________________________________________________________________
3) Плохо основанные выводы
__________________________________________________________________
4) Запах болотистых цветов.
_________________________________________________________________
5) Ни на чем не основанные обвинения
__________________________________________________________________
6) Рубашка болотистого цвета.
_________________________________________________________________
7) Отборная комиссия Евровидения
__________________________________________________________