Тема методического семинара: «Применение методов кооперативного обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации украинско-австрийского проекта «Внедрение образовательных стандартов в учебный процесс» Цель методического семинара – формирование представлений о кооперативном обучении Планируемые результаты семинара: составить представление о кооперативном обучении; познакомиться с приемами кооперативного обучения; осознать возможность их использования в достижении метапредметных результатов
История кооперативного обучения и литература по теме 17 век. Я. Коменский «… усвоенное детьми знание пересказывать товарищам или всякому, желающему слушать.» Коменский Я.А. Великая дидактика: Избранные педагогические сочинения.- М.:Учпедгиз, 1939. 30-е годы 20 века. Л. Выготский «… взаимодействие как необходимый компонент когнетивного роста.» Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.Т 2.- 504 с. 50-е годы по наст. время: становление и развитие современных принципов кооперативного обучения. Johnson D./Johnson R. Cooperative Learning. Edina. 1990 Brьning L., Saum T. Erfolgreich unterrichten durch Kooperatives Lernen. Essen 2011 Green N. Kooperatives Lernen im Klassenraum und im Kollegium. Seelze-Veber 2005
Преимущества кооперативного обучения Новизна: Результаты: адаптация технологии к особенностям и к специфике предмета; новые технологии формирования коммуникативных умений Повышение уровня сформированности умений: - приходить к общему мнению при решении учебных задач; - распределять работу в группе; - согласовывать усилия по достижению общей цели.
Требования новых образовательных стандартов к формированию коммуникативных навыков умение при работе в группе распределить роли, согласовать усилия по достижению общей цели; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять действия, направленные на учет позиции партнера по деятельности при решении учебных задач Необходимость нового подхода к обучению Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
Правила организации командной работы говори спокойно и ясно; говори только по делу; говори по очереди; реагируй жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; убедись, что в разговоре участвует каждый; обращайся к другу по имени. Принципы формирования команд: стихийно. по интересам: а) желание (дружба); б) по отношению к проблеме, к предмету; в) по уровню познавательной активности: одноуровневые – разноуровневые слабые и сильные Количество учеников в команде для 1-2 класс - 3-4 человека, 3-4 класс - 4-6 человек
Кооперативное обучение Кооперативное обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися. Кооперативное обучение - это технология обучения в малых группах, в которых каждый из учащихся работает над своим заданием, с последующим его обсуждением в группе и представлением общего результата работы всей группы.
ТРИ ОСНОВНЫХ КИТА на которых базируется кооперативное обучение: «Подумай! Поделись! Представь!» Этапы Деятельность учащихся Первый шаг «Подумай» Самостоятельная работа учащихся Второй шаг «Поделись с партнером» Учебный диалог: Ученик-ученик, обсуждение результатов индивидуальной работы Третий шаг «Представь результат» Представление результата работы группы
Обменяйтесь мнениями с партнером. Приведите причины. Распределите их по степени важности. Запишите самые важные тезисы на карточке для модерации. 3-ШАГОВОЕ интервью: 1ш.- пары отдельно; 2ш. – между парами; 3ш. – командное обсуждение. обмен презентация размышление Презентация при помощи карточек, плакатов, записей на доске
Положительные тенденции в использовании методов кооперативного обучения в начальной школе. Два внешне наблюдаемых критерия: снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками; удовольствие партнеров от совместной работы. Основные противопоказания при организации командной работы Нельзя: формировать пару из двух слабых учеников; требовать полной тишины; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе; заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе;
Положительная зависимость/ взаимозависимость присутствует тогда, когда все члены группы несут ответственность за общий успех. Лишь когда все члены группы достигают успеха, успешной становится вся группа. Один всегда не прав: Но там, где двое – начинается правда. Один не может показать себя: Но мнение двоих уже нельзя опровергнуть. Ницше
Метод салфетки Шаг 1. Каждый учащийся в группе из 4 человек обдумывает ответ на вопрос и записывает кратко свои размышления в свой угол на листе. 1 мин. Шаг 2. Обсуждение в парах. 2 мин. Шаг 3. Каждая пара обсуждает вопрос с парой напротив. 4 мин. Шаг 4. Результаты работы группы тезисно записываются в центр листа. 2 мин. Шаг 5. Представление результатов группами. 1 мин. на группу.
Метод «ТУРНИР ГРУПП» * Класс делится на группы по 4 человека и занимают свои места. * Каждый стол получает вопрос для обсуждения или тему, которую следует изучить. (10 минут) * Добровольно выбирается «хозяин стола», который остается на месте, остальные расходятся по другим столам и сообщают информацию. * Через 10 минут группы собираются снова вместе и делятся полученной информацией. * В конце новая информация обсуждается в пленуме.
Выводы: приёмы кооперативной работы приобщают к важным навыкам жизни; улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения; научить можно каждого; соблюдается дифференцированный подход; работа в команде помогает ребенку проявить себя; укрепляется дружба; улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе появляется возможность избежать негативных сторон соревнования; ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища; достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний; учащиеся усваивают больший объем материала; обеспечивается единство воспитания и обучения; между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения; минимальный объем домашнего задания; упрощается процедура проверки работ .
Использование приемов кооперативного обучения на уроках в 4-Б классе. Классный руководитель: Ковтун Надежда Виталиевна Урок природоведения. Тема: «Особенности природы Индийского и Атлантического океанов» Урок русского языка. Тема: «Упражнение в определении окончаний имен существительных» Урок искусства. Тема: «Мой родной край – моя Родина»