для педагогов
«Коррекционно-развивающая работа»
Упражнение «Ветер дует на...» (коррекция и развитие эмоциональной сферы)
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники поболь ше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.
Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каж дому.
Упражнение «Есть или нет?» (коррекция и развитие произвольной сферы и быстроты реакции)
Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Задание «Сиамские близнецы» (коррекция и развитие произвольной сферы)
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 голо- вы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также развивается память, способность к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его лю- бимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыду- щих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фрук тов всех членов группы.
Упражнение «Летает – не летает» (коррекция и развитие произвольной сферы и быстроты реакции)
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает – делают хлопок. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Упражнение "Секретное письмо". (коррекция и развитие зрительного воспрития)
Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ученик попытается угадать, что написали вы "прозрачными крас- ками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание можно предложить написать ученику.
Упражнение «Тренируем эмоции» (коррекция и и развитие эмоционально-во- левой сферы)
Попросите ребенка: нахмуриться, как:
Улыбнуться, как:
Позлись, как:
Испугайся, как:
Устань, как:
Отдохни, как:
Упражнение «Стойкий солдатик» (коррекция и и развитие эмоционально-во- левой сферы)
«Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сто- ронам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»
САМОМАССАЖ
Упражнения могут выполняться в положении сидя или стоя.
1. «Мытье головы»
а) Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее.
б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно сопри- касаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится ребен- ком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
2. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у осно- вания волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интен сивно массирует голову ото лба к шее и обратно.
3. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз – по вертикали; возвратно-поступательным движением рас- тираются в другом направлении – по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед).
Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив из. Указа- тельными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
4. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наруж- ным уголкам глаз, повторить то же движение под глазами. После этого помасси- ровать брови от переносицы к вискам.
После массажа век и области вокруг глаз 3–5 раз повернуть глазные яблоки вле- во, вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить. Это снимает напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение.
5. «Зубки-губки». Покусывание и «почесывание» губ зубами; языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и расти- рание губами друг друга в различных направлениях.
6. «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять правой рукой верхнюю губу, а левой — нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, рас тягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.
7. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спи- ралевидные движения.
Аналогично:
правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому сус- таву, затем левой рукой — правое плечо;
правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее, то же — левой рукой, затем обеими руками однов ременно.
8. «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновремен- но делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое ды- хание и смотря как можно дальше за спину. То же — с левым плечом правой ру- кой.
9. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направле- ниях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, ока- зывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки ме- няются.
Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к осно- ванию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.
10. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать друг на друга сначала обеими кистями, затем каждой парой пальцев.
Упражнение «Полет птицы» (коррекция и и развитие эмоционально-волевой сферы)
Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, по- летаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень по- хоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прек- расны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь», потом выдохните. Вдох: – «Я – лебедь» – выдох (3 раза). Хорошо!
Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте ру- ки-крылья, шире, плавно... Молодцы!
Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох – выдох (3 раза). Вдох – выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мяг- кая прохлада... тишина... покой... Вдох – выдох... (3 раза).
Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох – выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.
Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Замечательным был полет!
Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взле- тел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!