Абсолютным показателем преломления n данной среды называется отношение синуса угла падения a луча, который идет из вакуума, к синусу угла преломления b в этой среде.
В этой работе показатель преломления стекла определяется при помощи микроскопа.
Материал может быть использован для физического практикума.
Èçìåðåíèå ïîêàçàòåëÿ ïðåëîìëåíèÿ ñòåêëà ïðè ïîìîùè ìèêðîñêîïà
Ïîâòîðèòå «ôèçèêà-11»
Àáñîëþòíûì ïîêàçàòåëåì ïðåëîìëåíèÿ n äàííîé ñðåäû íàçûâàåòñÿ îòíîøåíèå ñèíóñà óãëà ïàäåíèÿ ëó÷à, êîòîðûé èäåò èç âàêóóìà, ê ñèíóñó óãëà ïðåëîìëåíèÿ â ýòîé ñðåäå, òî åñòü
. (1)
 ýòîé ðàáîòå ïîêàçàòåëü ïðåëîìëåíèÿ ñòåêëà îïðåäåëÿåòñÿ ïðè ïîìîùè ìèêðîñêîïà (ðèñ. 1).
Ðèñ. 1.
Ãëàâíûå ÷àñòè ìèêðîñêîïà – îáúåêòèâ 6 è îêóëÿð 4 – ðàñïîëîæåíû â òóáóñå 5, êîòîðûé ìîæíî ïåðåìåùàòü âèíòîì 3 âíèç è ââåðõ, ïðèáëèæàÿ èëè îòäàëÿÿ åãî îò ñòåêëÿííîé ïëàñòèíû, êîòîðàÿ ðàñïîëîæåíà íà ïðåäìåòíîì ñòîëèêå. Áîëåå ìåäëåííîå ïåðåìåùåíèå òóáóñà ñîâåðøàåòñÿ ìèêðîìåòðè÷åñêèì âèíòîì 2. Íà ñòàíèíå 1 íåïîäâèæíî çàêðåïëåí ïðåäìåòíûé ñòîëèê 7 ñ îòâåðñòèåì ïî ñåðåäèíå. Íà ýòîò ñòîëèê íóæíî ïîìåñòèòü ñòåêëÿííóþ ïëàñòèíó ñ öàðàïèíîé.
×òîáû îáúÿñíèòü ñóòü ìåòîäà èçìåðåíèÿ ïîêàçàòåëÿ ïðåëîìëåíèÿ ñòåêëà ïðè ïîìîùè ìèêðîñêîïà, ðàññìîòðèì õîä ëó÷åé îò ôèêñèðîâàííîé òî÷êè, íàïðèìåð òî÷êè Î, ðàñïîëîæåííîé íà ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíå ïëàñòèíêè îòíîñèòåëüíî íàáëþäàòåëÿ. Ëó÷è ñâåòà Πè ÎÑ (ðèñ. 2) íà ãðàíèöå ñòåêëà è âîçäóõà ïðåëîìëÿþòñÿ è èäóò â íàïðàâëåíèÿõ ÂÅ è ÑD. Ïðîäîëæåíèÿ ëó÷åé ÂÅ è ÑD ïåðåñåêàþòñÿ â òî÷êå Î.  ýòîé æå òî÷êå ïåðåñåêàþòñÿ ïðîäîëæåíèÿ ïðåëîìëåííûõ ëó÷åé, êîòîðûå âûõîäÿò èç òî÷êè Î âî âñåõ íàïðàâëåíèÿõ. Ñëåäîâàòåëüíî, íàáëþäàòåëþ êàæåòñÿ, ÷òî ëó÷è âûõîäÿò íå èç òî÷êè Â, à èç òî÷êè Î – å¸ ìíèìîãî èçîáðàæåíèÿ. Êàê ïîêàçàíî íà ðèñ. 2
, (2)
. (3)
Ðàçäåëèâ (3) íà (2), èìååì: , îòêóäà
,
ãäå d – ìíèìàÿ òîëùèíà ïëàñòèíêè, êîòîðóþ èçìåðÿþò ïðè ïîìîùè ìèêðîñêîïà.  ñëó÷àå íàáëþäåíèÿ ïî íîðìàëè ê ãðàíÿì ïëàñòèíêè óãëû è áóäóò ìàëåíüêèìè, à
Ðèñ. 2.
. (4)
Ñëåäîâàòåëüíî, äëÿ îïðåäåëåíèÿ ïîêàçàòåëÿ ïðåëîìëåíèÿ ñòåêëà ñëåäóåò èçìåðèòü äåéñòâèòåëüíóþ è ìíèìóþ òîëùèíó ïëàñòèíêè.
Âûïîëíåíèå ðàáîòû
Îáîðóäîâàíèå: ìèêðîñêîï ñ ìèêðîìåòðè÷åñêèì âèíòîì; äâå ñòåêëÿííûå ïëàñòèíêè áåç öàðàïèíû, îäíà ïëàñòèíêà ñ öàðàïèíîé íà îäíîé ñòîðîíå; ìèêðîìåòð.
1. Èçìåðèòü äåéñòâèòåëüíóþ òîëùèíó ïëàñòèíêè ñ ïîìîùüþ ìèêðîìåòðà.
2. Ïîëîæèòü íà ïðåäìåòíûé ñòîëèê ñòåêëÿííóþ ïëàñòèíó ñ öàðàïèíîé, öàðàïèíîé ââåðõ.
3. Íàâåñòè ìèêðîñêîï íà ÷åòêîå èçîáðàæåíèå öàðàïèíû è çàïîìíèòü ïîêàçàíèÿ ìèêðîìåòðè÷åñêîãî âèíòà.
4. Íà ïëàñòèíó ñ öàðàïèíîé ïîìåñòèòü äðóãóþ ñòåêëÿííóþ ïëàñòèíó. Çàòåì ìèêðîìåòðè÷åñêèì âèíòîì ïåðåìåñòèòü òóáóñ ìèêðîñêîïà âíèç, â ïîëîæåíèå, ïðè êîòîðîì âèäíî ÷åòêîå èçîáðàæåíèå öàðàïèíû. Ïîñ÷èòàòü ïîëíîå ÷èñëî îáîðîòîâ ìèêðîìåòðè÷åñêîãî âèíòà m. Çíàÿ, ÷åìó ñîîòâåòñòâóåò ïîëíûé îáîðîò ìèêðîìåòðè÷åñêîãî âèíòà, ïîñ÷èòàòü, íà êàêóþ âûñîòó îïóñòèëñÿ òóáóñ ìèêðîñêîïà, ýòî è áóäåò ìíèìàÿ òîëùèíà ïëàñòèíêè d.
5. Çíàÿ äåéñòâèòåëüíóþ è ìíèìóþ òîëùèíó ñòåêëÿííîé ïëàñòèíêè, âû÷èñëèòü ïîêàçàòåëü ïðåëîìëåíèÿ ñòåêëà ïî ôîðìóëå (4).
6. Àíàëîãè÷íî ï. 1-5 ïðîäåëàòü ñî âòîðîé ñòåêëÿííîé ïëàñòèíîé.
Êîíòðîëüíûå âîïðîñû
1. ×òî íàçûâàåòñÿ àáñîëþòíûì ïîêàçàòåëåì ïðåëîìëåíèÿ?
2. ×åì îòëè÷àåòñÿ àáñîëþòíûé ïîêàçàòåëü ïðåëîìëåíèÿ îò îòíîñèòåëüíîãî?
3. Êàêîé ôèçè÷åñêèé ñìûñë ïîêàçàòåëÿ ïðåëîìëåíèÿ?