План лекции
1.Строение автосцепного устройства типа СА-3.
2.Взаимодействие частей механизма автосцепки.
3.Сборка и разборка механизма автосцепки.
5. Причины возможных случаев саморасцепа вагонов пассажирских поездов.
6. Действия поездной бригады при возникновении саморасцепа.
АВТОСЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО
План лекции
5. Причины возможных случаев саморасцепа вагонов пассажирских поездов.
6. Действия поездной бригады при возникновении саморасцепа.
Автосцепное устройство вагона состоит из:
Каждый вагон имеет два комплекта автосцепного устройства, расположенных в концевых участках рамы. Они обеспечивают не только автоматическое сцепление вагонов, но и воспринимают растягивающие (тяговые) и сжимающие усилия, а также ударные нагрузки, возникающие в пути следования поезда и при маневрах.
Автосцепка СА-3 (советская автосцепка, третий вариант) является основной частью автосцепного устройства.
Она состоит:
- корпус;
- механизм сцепления.
Корпус автосцепки - стальной литой, состоит из полой головной части (голова), в которой размещается весь механизм сцепления, и пустотелого хвостовика прямоугольного сечения с вертикальным отверстием (6) на конце для клина, соединяющего корпус автосцепки с тяговым хомутом.
Торец (7) хвостовика имеет цилиндрическую форму, что облегчает горизонтальные перемещения автосцепки.
Голова автосцепки имеет зев, образованный большим (1) и малым (4) зубьями, которые участвуют в сцеплении и воспринимают тяговые и ударные усилия. Торцовые поверхности малого зуба и зева воспринимают сжимающие усилия. Тяговые усилия передаются тыловыми поверхностями большого и малого зубьев. На вертикальной стенке зева имеется окно кармана, через которое выступают в зев замок (3) и лапа замкодержателя (2). В верхней части автосцепки имеется упор (5), участвующий в передаче сжимающих усилий через розетку на концевую и хребтовую балки, когда поглощающий аппарат полностью сжат.
Горизонтальная проекция большого и малого зубьев, зева и выступающей части замка называется контуром зацепления. Его форма и размеры стандартизированы, благодаря чему обеспечивается взаимосцепляемость автосцепок. Этот же контур принят для вновь создаваемых автосцепок в европейских странах - участницах ОСЖД.
Механизм сцепления автосцепки состоит:
- замок (1),
- замкодержатель (2),
- предохранитель замка (3),
- подъемник (4),
- валик подъемника (5),
- болт (6) с гайкой и двумя
запорными шайбами для
закрепления валика подъемника.
Замок предназначен для удержания автосцепок в сцепленном состоянии.
В нижней части он имеет радиальную поверхность (а), которой становится на наклонное дно кармана в голове автосцепки. От продольного нажатия замок перекатывается этой поверхностью по дну кармана, перемещаясь внутрь него; после прекращения нажатия замок возвращается в начальное положение под действием своей массы. Вверху замка имеется цилиндрический прилив - шип (б) - для навешивания предохранителя. В середине предусмотрено овальное отверстие (в), через которое проходит стержень валика подъемника. Внизу замка отлит направляющий зуб (г) и сигнальный отросток (д), окрашенный в красный цвет. Направляющий зуб обеспечивает перекатывание замка по опоре без продольного смещения. Замок устанавливается в кармане корпуса таким образом, что под действием собственной массы он выходит наружу. Это положение соответствует замкнутому или сцепленному состоянию автосцепок.
Замкодержатель во взаимодействии с предохранителем предотвращает самопроизвольное расцепление автосцепок.
Кроме того, он вместе с подъемником удерживает замок в расцепленном положении до разведения автосцепок. В передней части замкодержатель имеет лапу (и) и противовес (е). Овальным отверстием (з) замкодержатель навешивается на шип, имеющийся в кармане головы автосцепки вверху, со стороны большого зуба. Под овальным отверстием расположен прямоугольный выступ, называемый расцепным углом. До сцепления автосцепок замкодержатель располагается так, что его противовес опущен вниз, а лапа выходит из зева.
Предохранитель замка, взаимодействуя с замкодержателем, препятствует самопроизвольному расцеплению автосцепок в пути
следования.
Предохранитель замка представляет собой двуплечий рычаг с круглым отверстием для навешивания на цилиндрический прилив (шип) замка. Верхнее плечо (с) в сцепленной автосцепке упирается в противовес замкодержателя, через нижнее плечо (ж) поворачивают, а значит и выключают предохранитель, когда нужно расцепить автосцепки.
Подъемник замка предназначен для того, чтобы при расцеплении автосцепок нажать на нижнее плечо предохранителя, отвести
замок из зева внутрь головы и с помощью замкодержателя поддерживать его в расцепленном положении до разведения автосцепок. Кроме того, подъемником удерживается замок в верхнем положении при установке автосцепки для работы «на буфер».
Подъемник оканчивается двумя пальцами: широким (к) для перемещения предохранителя и замка и узким (л) для взаимодействия с расцепным углом замкодержателя. Через квадратное отверстие (м) проходит стержень валика подъемника. Буртик (н) предохраняет подъемник от выпадения через овальное отверстие замка.
Валик подъемника служит для поворота подъемника замка при расцеплении автосцепок и для ограничения выхода замка из кармана корпуса в зев собранной автосцепки.
Стержень валика в средней части имеет квадратное сечение со срезанными углами соответственно отверстию в подъемнике. Балансир (о) облегчает возвращение валика в начальное положение. Отверстие (п) служит для соединения с цепью расцепного привода, а выемка (р) предназначена для прохода
запорного болта.
Болт валика подъемника с гайкой и двумя запорными шайбами удерживает в собранном состоянии все детали механизма автосцепки. Болт вставляется в отверстие прилива корпуса автосцепки.
Взаимодействие частей механизма автосцепки. Сцепление автосцепок происходит автоматически. Автосцепки перед сцеплением могут занимать различные взаимные положения: продольные оси автосцепок могут находиться на одной прямой, могут быть смещены относительно друг друга в вертикальном или горизонтальном направлении.
Смещение осей в вертикальном направлении в поезде допускается, не более чем на 100 мм, а в горизонтальном (от оси вагона) - не более чем на 175 мм. При сцеплении механизм автосцепки действует следующим образом.
Автосцепки скользят одна по другой в горизонтальной плоскости, направляемые скошенными поверхностями больших зубьев, так, что малый зуб и замок каждой из двух автосцепок входят в зев другой автосцепки. При этом вначале замки под давлением малых зубьев перемещаются внутрь голов, а после того, как малые зубья становятся на свои места, замки, ничем более не удерживаемые, под действием силы тяжести опускаются в образовавшееся пространство и занимают свое нижнее положение, заперев этим автосцепки, т.е. препятствуя обратному выходу малых зубьев. Когда замок находится в нижнем положении, конец верхнего плеча предохранителя замка располагается против упора противовеса замкодержателя. Верхнее плечо лежит на полке, благодаря чему у сцепленной автосцепки исключается возможность перемещения замка, так как этому препятствует предохранитель, который упирается в противовес замкодержателя при действии продольной силы на замок. Таким образом, при сцеплении автосцепок автоматически включается предохранитель от саморасцепа.
3. Сборка и разборка механизма автосцепки.
Сборка механизма, сцепления производится в следующем порядке. Внутрь корпуса автосцепки вводится подъемник замка и кладется на имеющуюся внизу опору и козырек широким пальцем кверху. Чтобы подъемник не мешал постановке замка, он должен быть плотно прижат вправо к корпусу (к стенке со стороны большого зуба). Замкодержатель противовесом вперед вводится в карман корпуса и овальным отверстием навешивается на шип стенки корпуса со стороны большого зуба. После этого навешивается предохранитель отверстием на прилив замка так, чтобы нижнее плечо его прошло в паз замка. Замок вместе с предохранителем вводится в карман корпуса таким образом, чтобы замок стад на свою опору, а верхнее плечо предохранителя - на полочку. При постановке замка нужно из-под лапы замкодержателя нажать металлическим стержнем на нижнее фигурное плечо собачки, чтобы поставить верхнее плечо на его опору - полочку. Сигнальный отросток и направляющий зуб должны разместиться в соответствующих отверстиях наклонного дна кармана корпуса. Имеющееся там же третье отверстие предназначено для удаления грязи из кармана.
В отверстие в стенке со стороны малого зуба вставляется валик подъемника, который проходит через овальный вырез в замке и далее через квадратное отверстие в подъемнике замка. Таким образом, подъемник оказывается насаженным на валик. Устанавливая валик, необходимо следить, чтобы отверстие в его балансире, служащее для соединения с цепью расцепного привода, находилось обязательно вверху. Круглый конец стержня валика входит в отверстие корпуса со стороны большого зуба.
После сборки проверяется действие механизма автосцепки. Для этого рукой нажимают на замок и перемещают его внутрь кармана корпуса заподлицо с ударной стенкой зева, а затем отпускают. Замок должен быстро возвратиться в свое начальное положение. После проверки подвижности замкодержателя определяют, нет ли заеданий в деталях механизма при расцеплении. В этом случае валик подъемника поворачивают против часовой стрелки до отказа, а затем отпускают. Валик подъемника и другие детали должны свободно возвратиться в исходное положение. Подвижность деталей проверяют несколько раз подряд. Проверенный исправный механизм должен быть закреплен в корпусе запорным болтом диаметром 10 и длиной 90 мм. Болт пропускается через вертикальное отверстие в приливе корпуса и вырез в валике подъемника около балансира и закрепляется внизу гайкой. Края верхней шайбы загибаются на грани головки болта, а нижней - на грани гайки.
Разбирается механизм в обратном порядке. Сначала отсоединяют расцепной привод. Затем отгибают запорные шайбы болта валика подъемника, отвинчивают гайку, вынимают болт, извлекают из корпуса валик. После этого из кармана корпуса вынимают замок с предохранителем, замкодержатель и подъемник замка.
Проверка исправности действия предохранителя замка. Необходимо приложить шаблон, который показано на рис. №1а, при этом одновременно нажать рукой на замок, пробуя втолкнуть его в карман корпуса автосцепки. Если предохранитель действует правильно (верхнее его
1а плече упирается в противовес замкодержателя при нажатии на лапу ребром комбинированного шаблона), то замок должен отставать от кромки малого зуба автосцепки не менее, чем на 7 мм. и не более чем на 18 мм. (измеряют в верхней части замка). В эксплуатации не более чем на 20 мм. и не менее чем на 7 мм.
Проверка действия механизма на удержание замка в расцепленном положении. Шаблон прикладывают как показано на рис. №1б. После этого поворотом до отказа валика подъемника вводят замок в середину полости кармана и освобождают валик, продолжая удерживать шаблон в зеве
1б автосцепки. Если замок опускается назад вниз, то механизм неисправный.
Для выявления возможности преждевременного включения предохранителя замка при сцеплении автосцепок шаблоном устанавливают так, чтоб его откидная скоба боком с вырезом 35 мм. нажимала на лапу замкодержателя, а лист шаблона касался большого зуба, рис. №1в. Автосцепка считается исправной, если при нажатии на замок, он без преград входит в карман на весь свой ход
1в
Толщину замыкающей части проверяют, прикладывая шаблон как показано на рисунке. Если шаблон одновременно прилегает к боковым сторонам малого зуба и замка, значит замок непригодный.
При проверке ширины зева автосцепки (без замка) шаблон прикладывают одним концом к углу малого зуба, а другим подводят к носку великого зуба, рис. №1г. Если шаблон проходит мимо большого зуба в зев, то корпус автосцепки непригодный.
Проверка проводится по всей высоте большого зуба.
1г
Проверка износа малого зуба. Шаблон прикладывают, как показано на рис. №1д. Если шаблон сжимается с боковой стенкой малого зуба, то автосцепка непригодна. Проверяют на 80 мм. вверх и вниз от продольной оси корпуса.
1д
Проверка износа тяговой поверхности большого зуба и ударной поверхности зева. Шаблон устанавливают как показано на рис. №1е. Если шаблон входит в зев, то автосцепка не пригодна. Проверяют в средней части большого зуба по высоте на 80 мм. вверх и вниз от середины (проверка большого
1е зуба против окна для лапы замкодержателя не проводится).
5. Причины возможных случаев саморасцепа вагонов пассажирских поездов.
-30
дывается на полочку фиксирующего кронштейна;
6. Действия поездной бригады при возникновении саморасцепа.
После остановки поезда проводники отцепленной части состава в сторону хвоста приводят в действие ручные тормоза. Проводники двух расцепившихся вагонов после остановки поезда должны закрыть переходные тамбурные двери на спец. ключ. Оградить красным сигналом. Выйти из вагона и обратить внимание на:
- наличие посторонних предметов в зеве автосцепки или льда на центрирующей балочке;
- состояние маятниковых подвесок;
- состояние элементов расцепного привода;
- положение замка автосцепки;
- ограничитель вертикальных перемещений.
ЛНП и ПЭМ обязаны проверить исправность механизма и корпуса автосцепки шаблоном 940 р., при исправности механизма произвести замеры высоты автосцепки над уровнем головки рельса.
При саморасцепе первого вагона и локомотива в проверке исправности автосцепки принимает непосредственное участие помощник машиниста или машинист. При исправности механизма и корпуса произвести соединение состава и следовать далее по назначению. Если корпус исправен, а деталь механизма (замок, замкодержатель, предохранитель от саморасцепа) неисправна, механизм разобрать, негодную деталь заменить. При невозможности следования – оградить состав.
При замене автосцепки неисправной, снятой с хвостового вагона или локомотива поезда, ЛНП должен организовать помощь машинисту локомотива. При саморасцепе составляется акт в 3-х экземплярах с указанием произведенных замеров, состояния расцепного рычага и ограничителя вертикального перемещения автосцепки.
Мастер п/о Явленская В. С.