Літературна вітальня " О красоте, природе и человеке"

Про матеріал
Даний захід був підготовлений і проведений до 200- річчя І. С. Тургенєва. У дійстві брали участь учні 6-9 класів
Перегляд файлу

Літературна вітальня  « О красоте, природе и человеке»

( До 200-річчя від дня народження І. С. Тургенєва)

 

 

Страница первая. И. С. ТУРГЕНЕВ — ПОЭТ? ПИСАТЕЛЬ?

2-й ведущий. В числе немногих творцов, кому, по словам Тургенева, жизнь «открыла свои родники», был он сам — писатель, о котором говорят как об удивительно возвышенном и гармоничном художнике, проникновенном лирике в русской прозе ХІХ века. Именно русский аромат прозы помог ему обрести признание и особое уважение публики.

1-й ведущий. На книгах Ивана Сергеевича воспитывалось не одно поколение  людей. Прошло немало лет с тургеневского времени, но по-прежнему жива благодарность великому писателю, который во всѐм мире прославил высоту своего народа и красоту родной земли.

2-й ведущий. «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»,— таково было житейское правило, определённое самим писателем. Страдания Тургенева были отражением огромной силы чувства преданности, любви, бескорыстной и красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.

( Перегляд відеофільму про І С.Тургенєва)

1-й ведущий. А ведь мало кто знает, что начинал Тургенев своё творчество как поэт. Быть может, у писателя не было крупного поэтического дарования, да и сам он многие годы спустя говорил, что испытывает чувство стыда при упоминании своей поэтической деятельности, поэтому сам немало способствовал своему забвению как поэта.

2-й ведущий. Это суровое пренебрежение к своей поэзии решительно несправедливо. Под некоторыми его стихотворениями не отказались бы поставить своё имя и прославленные поэты.

1-й ведущий. Лучше всего Ивану Сергеевичу удавались картины природы: тут уже ясно чувствуется та меланхолическая поэзия, которая составит главную красоту тургеневского пейзажа.

(Учень читає вірш «Через поля к холмам тенистым…».)

 

 

                                       Через поля к холмам тенистым

Промчался ливень… Небо вдруг

Светлеет… Блеском водянистым

Блестит зеленый, ровный луг.

Гроза прошла… Как небо ясно!

Как воздух звучен и душист!

Как отдыхает сладострастно

На каждой ветке каждый лист!

Оглашено вечерним звоном

Раздолье мирное полей…

Пойдем гулять в лесу зеленом,

Пойдем, сестра души моей.

Пойдем, о ты, мой друг единый,

Любовь последняя моя,

Пойдем излучистой долиной

В немые, светлые поля.

И там, где жатва золотая

Легла волнистой полосой,

Когда заря взойдет, пылая,

Над успокоенной землей,-

Позволь сидеть мне молчаливо

У ног возлюбленных твоих…

Позволь руке твоей стыдливо

Коснуться робких губ моих…

 

2-й ведущий. «Я не могу без волнения видеть, как ветка, покрытая молодыми, зеленеющими листьями, отчётливо вырисовывается на голубом небе. Жизнь, её реальность, её капризы, её случайности, привычки, её мимолетную красоту… всё это я обожаю. Я прикован к земле!»

(Учениця  читє вірш І. С. Тургенева «Весенний вечер» на фоні музики

 П.І. Чайковського «Времена года»)

 

 

Весенний вечер

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой;

Ручей журчит во мгле долины,

Вдали гремит весенний гром,

Ленивый ветр в листах осины

Трепещет пойманным крылом.

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

 

1-й ведущий. В 1852 году вышли « Записки охотника». По словам Салтыкова –Щедрина,  «эта книга положила начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды). Описывая крестьянскую жизнь, писатель подводит читателя к выводу, что причина тяжёлого положения крестьян кроется в их бесправии и личной зависимости от помещика- это есть главная идея « Записок охотника»

2-й ведущий. А теперь о самом охотнике. По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ. В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

1-й ведущий. Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа

(Інсценізація уривку із оповідання «Бежин луг» )

Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее..

.Костя вздрогнул. «Что это?»—

Это цапля кричит, — спокойно возразил Павел.—

 Цапля, — повторил Костя... — А что такое, Павлуша, я вчера слышал вечером, — прибавил он, помолчав немного, — ты, может быть, знаешь...

— Что ты слышал?

— А вот что я слышал. Шел я из Каменной Гряды в Шашкино; а шел сперва всё нашим орешником, а потом лужком пошел — знаешь, там, где он сугибелью  выходит, — там ведь есть бучило ; знаешь, оно еще всё камышом заросло; вот пошел я мимо этого бучила, братцы мои, и вдруг из того-то бучила как застонет кто-то, да так жалостливо, жалостливо: y-y... y-y... у-у! Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал... Что бы это такое было? ась?

— В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, — заметил Павлуша, — так, может быть, его душа жалобится.

— А ведь и то, братцы мои, — возразил Костя, расширив свои и без того огромные глаза... — Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался.—    

А то, говорят, есть такие лягушки махонькие, — продолжал Павел, — которые так жалобно кричат.

— Лягушки? Ну, нет, это не лягушки... какие это... (Цапля опять прокричала над рекой.)

— Эк ее! — невольно произнес Костя, — словно леший кричит.

— Леший не кричит, он немой, — подхватил Ильюша, — он только в ладоши хлопает да трещит...

— А ты его видал, лешего-то, что ли? — насмешливо перебил его Федя.

— Нет, не видал, и сохрани бог его видеть; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и всё вокруг одной поляны... Едва-те к свету домой добился.

— Ну, и видел он его?

— Видел. Говорит, такой стоит большой, большой, темный, скутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает...

— Эх ты! — воскликнул Федя, слегка вздрогнув и передернув плечами, — пфу!..

— И зачем эта погань в свете развелась? — заметил Павел. — Не понимаю, право!—   

Не бранись: смотри, услышит, — заметил Илья.Настало опять молчание.

— Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся!

 Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились

.— А что, Ваня, — ласково заговорил Федя, — что, твоя сестра Анютка здорова?—

Здорова, — отвечал Ваня, слегка картавя.

— Ты ей скажи — что́ она к нам, отчего не ходит?.

.— Не знаю.

— Ты ей скажи, чтобы она ходила.

— Скажу

.— Ты ей скажи, что я ей гостинца дам.

— А мне дашь?

— И тебе дам.

Ваня вздохнул.— Ну, нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она такая у нас добренькая.И Ваня опять положил свою голову на землю.

Павел встал и взял в руку пустой котельчик.

— Куда ты? — спросил его Федя.

— К реке, водицы зачерпнуть: водицы захотелось испить.Собаки поднялись и пошли за ним.

— Смотри, не упади в реку! — крикнул ему вслед Ильюша.

— Отчего ему упасть? — сказал Федя, — он остережется.

— Да, остережется. Всяко бывает: он вот нагнется, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе. Станут потом говорить: упал, дескать, малый в воду... А какое упал?.. Во-вон, в камыши полез, — прибавил он, прислушиваясь.Камыши точно, раздвигаясь, «шуршали», как говорится у нас.ія уривку оповідання « Бежин луг»)

 

Страница вторая. «ТОЛЬКО ЕЮ, ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ… ДВИЖЕТСЯ

ЖИЗНЬ…»

2-й ведущий. Одна из главных тем творчества Ивана Сергеевича Тургенева —невозможность жить без любви, любви в разных её проявлениях.

1-й ведущий. Любовь для Тургенева — подвиг. И он воспевает её как силу, способную противостоять всему: и эгоизму, в котором всегда видел главного врага человечества, и даже смерти.

2-й ведущий. В конце жизни в известном стихотворении в прозе «Воробей» Тургенев скажет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Правда этих слов — итог долгих и глубоких раздумий писателя —подтверждается в каждом его произведении.

1-й ведущий. Иван Сергеевич был убеждён, что жизнь, каждый шаг человека в ней должны быть освящены любовью и верой в торжество добра и справедливости, ибо они зажигают в человеке то священное пламя и рождают ту благородную решимость, без которых он не может стать настоящим гражданином своей страны.

2-й ведущий. Не удивительно поэтому, что любовь в произведениях Тургенева — самое большое жизненное испытание, проверка сил человека, и прежде всего сил душевных и нравственных.

1-й ведущий. Только человек, придающий любви такое огромное значение, мог написать этот удивительный романс.

(Звучить романс «Утро туманное» (сл. И. С. Тургенєва, муз. А. М. Абази).)

2-й ведущий. Иван Сергеевич — один из тончайших певцов первой любви во всей мировой литературе. Он создал очаровательные женские образы, вошедшие в золотой фонд русской литературы под романтическим названием тургеневские девушки,—самоотверженных, искренних, решительных, не боящихся любить. Но чаще всего их любовь носит трагический характер.

1-й ведущий. Пушкинские дамы и барышни, некрасовские женщины… И вдруг — тургеневские девушки. Сколько споров и восторгов вызывали они и у современников, и многие десятилетия спустя. Ася, Наталья Ласунская, Елена Стахова, Марианна, Джемма…Какие они удивительно разные, сложные и загадочные! Но всегда способные к борьбе, к действию, к высокой любви.

( Звучить монолог Асі з оноіменної повісті « Ася»)

 

 

- Моя матушка умерла, когда мне было 9 лет. Вся жизнь моя перевернулась. Меня забрали от тетки моей, скотницы, в городской дом. Но не прислугой. Вместо сарафана на меня надели розовое шелковое платье. Я до сих пор помню, какое оно было прохладное, гладкое блестящее…

Мне было не по себе. Я не могла привыкнуть к этому. А когда у меня поцеловали ручку, я думала, что потеряю сознание… Теперь-то я знала, что барин – мой отец и что любил меня страстно. Он никогда ничего не запрещал мне, выполнял все мои желания, во всем потакал мне. Наверное. Считал себя виноватым.

Скоро я поняла, что в доме я главное лицо, но мучило меня то, что приказывать должна была людям, с которыми прожила все свое детство, чьи сказки слушали, с кем вместе играла. Они-то знали, что моя мать была крепостная, а я – крестьянская дочь.

Я … я целый мир хотела заставить забыть мое происхождение! Я стыдилась своей матери, стыдилась своего стыда, я мучилась, не знала, что делать. Мне хотелось быть не хуже других барышень.Стала много читать, книг в батюшкиной библиотеке было очень много. Мне хотелось узнать как можно больше. Да …

Но тут новое несчастье! Умер отец! Что будет со мной дальше? Как мне жить? У меня ведь есть старший брат. Как-то он меня воспримет? Я боялась его. Боялась его осуждения, боялась, что он не примет меня как родную, будет колоть меня крестьянским происхождением.

Но опасения мои были напрасны. Он признал меня за сестру. Я была ему больше чем благодарна…

Брат привез меня в Петербург и поместил в один из лучших пансионов. Там я прожила 4 года. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. С девушками не сдружилась. И была рада, что брат забрал меня из пансиона.

В то время он вышел в отставку и мы поехали за границу. Останавливались в небольших живописных городках. Избегали шумных столиц и светских знакомств.

 

                     Страница третья. ТУРГЕНЕВ И ПОЛИНА ВИАРДО

(Звучить музика Д. Д. Шостаковича «Душа».)

1-й ведущий. Их отношения считают одной из самых драматичных, загадочных, красивых и долгих историй любви всех времён и народов. Но правильнее было бы сказать, что это история одержимости великого русского писателя Ивана Тургенева звездой мировой величины, оперной дивой Полиной Виардо.

2-й ведущий. Сорок лет он жил в статусе друга семьи, на краешке чужого счастья и семейного гнезда, бок о бок с мужем своей единственной возлюбленной. Ради неё он отказался от родины, от любви многочисленных поклонниц и собственного счастья, поссорился с матерью, отрёкся от наследства, сбежал из-под ареста и поехал в Петербург под фальшивым паспортом, чтобы только краем глаза увидеть её на сцене… И даже в преклонном возрасте готов был следовать за ней хоть на край света.

1-й ведущий. День 1 ноября 1843 года стал незабываемым для Тургенева: его представили молодой, но уже знаменитой французской певице Полине Виардо, приехавшей в Санкт-Петербург вместе с сорокалетним мужем. Имя своё Полина получила по крёстной матери, княжне Прасковье Андреевне Голицыной, «русские связи» начались для неё с колыбели. Но в Петербург она явилась незнакомкой, и её выхода ждали всего лишь с любопытством. Никто не знал, что России она будет обязана своей славой и своим успехом, что Россию она назовёт вторым отечеством, испытывая к ней глубокую признательность. Ивана Сергеевича рекомендовали как великорусского помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и… плохого стихотворца.

2-й ведущий. Но, несмотря на столь нелестную характеристику как поэта, Иван Сергеевич своё творчество не забросил. Конечно жаль, что стихами он перестал увлекаться, но с того дня слова писать и любить станут для него неразрывными на всю жизнь.

1-й ведущий. «Безобразная красавица»,— такую красочную характеристику-эпитет дал А. П. Боголюбов франко-испанской певице, художнице, артистке и музыканту Полине Виардо. Это действительно было так, хотя портреты, гравюры и рисунки, сохранившие для нас облик этой великолепной женщины, весьма разнообразны и неодинаковы. Женщина-хамелеон, женщина-загадка — так можно сказать о ней, и это касается не только художественных изображений Полины Виардо, но и еѐ творчества.

2-й ведущий. Ею восхищались многие известные люди того прекрасного XIX века, века искусства, писатели, художники и музыканты: Г. Флобер, Ж. Симон, Э. Литтре,  Ж.Массне,  И. Мятлев, А. Григорьев, А. Беггров, И. Репин, В. Поленов, Н. Дмитриев- Оренбургский, А. Харламов. Она была ближайшей подругой Камиля Сен-Санса, Жорж Санд, Клары Шуман, Гектора Берлиоза, М. Глинки, П. Чайковского. И всех их безобразная красавица привлекала. Ну не чудо ли, не загадка ли?

(учень читає «Посвящение Полине Виардо» Л. Чістотіної)

 

 

 

Посвящение Полине Виардо

Всю жизнь - на краешке чужого счастья.

Одну её - любить, одну - боготворить.

Сжимать в руках прекрасные запястья,

мучительно храня больного сердца прыть.

                                Стремиться к ней, чей голос померанцем

горчит (не зная в мире слаще голосов)...

Остаться непонятным иностранцем,

любовь с тоскою запирая на засов.

 

Собрать все звёзды - робко, осторожно

к ногам её сложить, лелея новый гимн...

И отблески её судьбы роскошной

смешать с бездонным поклонением своим...

 

1-й ведущий. Мало кто мог подумать тогда, что молодой Тургенев, ставший вскоре великим русским писателем, сохранит горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где проведёт большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать на родине. В одном из писем Тургенев сравнил себя с птицей, которая два раза в год совершает перелёт: весной отправляется в русскую деревню, а осенью возвращается в Париж, к ней…. Знакомство с Виардо продлится всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире…

2-й ведущий. Живя за границей, Иван Сергеевич продолжал много работать. Здесь он создал романы «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне», цикл «Записки охотника». Он чутко откликался на все события русской жизни. Именно эта кровная связь с родиной дала возможность писателю стать выразителем дум и чаяний своей противоречивой, трудной эпохи. Тургенев был пропагандистом русской литературы за рубежом и многое сделал для того, чтобы родная литература приобрела мировую известность.

2-й ведущий. Накопленные наблюдения и мысли, пережитые радости и страдания писатель на склоне лет выразил в цикле стихотворений в прозе. Он работал над ними в течение шести лет, дав название Sinilia («Старческое»). Редактор «Вестника Европы» заменил его другим, оставшимся навсегда,— «Стихотворения в прозе».

1-й ведущий. В этом своеобразном лирическом дневнике Тургенев вновь поднимает вечно волновавшие его вопросы творчества, поэзии, красоты, любви и дружбы. В центре многих стихотворений — гражданские и нравственно-этические проблемы. Писатель прославляет в них подвиг во имя Родины и свободы.

2-й ведущий. Они справедливо считаются заключительным аккордом литературной деятельности писателя. «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный приём и вошли в золотой фонд русской литературы.

1-й ведущий. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья. Как бы ни была тяжела жизнь человека, в ней есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет.

(Звучить вірш у прозі  І.. Тургенєва « Жебрак»)

                                                         Нищий

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

2-й ведущий. Он часто мечтал вернуться в Россию, но, к сожалению, неизлечимый недуг не давал возможности отправиться в столь далёкое путешествие. Но как Иван Сергеевич страдал, что не может увидеть любимых мест! Тургенев. О сад, о заросшие дорожки возле мелкого пруда! О песчаное местечко под дряхлой плотиной, где я ловил пескарей и гольцов! И вы, высокие берёзы, с длинными висячими ветками, я посылаю вам последнее «прости»! Я хотел бы надышаться горькой свежестью полыни, сладким запахом сжатой гречихи на полях моей родины…

1-й ведущий. Сбывались его давние предчувствия. 30 мая 1882 года Тургенев писал своему другу Полонскому, отъезжающему в Спасское: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу…»

2-й ведущий. Однако в июле наступило облегчение, Тургенев мог понемногу ходить, спускаться в сад, спокойно спать по ночам… Появилась надежда поехать в Россию.

2-й ведущий. Тургеневу оставалось жить совсем недолго, но он был по-своему счастлив : рядом с ним была его Полина, которой он диктовал последние рассказы и письма. 3сентября 1883 года Тургенев умер. Согласно завещанию он был похоронен в России, и в последний путь на родину его провожала дочь Полины Виардо. А как завещание он оставил эти стихи

(звучить вірш  І. Тургенева «Милый друг» на фоні музики

Д.  Шостаковича «Душа»)

 

 

Милый друг

     Заметила ли ты, о друг мой молчаливый,

О мой забытый друг, о друг моей весны,

Что в каждом дне есть миг глубокой, боязливой,

Почти внезапной тишины?

И в этой тишине есть что-то неземное,

Невыразимое… душа молчит и ждет:

Как будто в этот миг все страстное, живое

О смерти вспомнит и замрет.

О, если в этот миг невольною тоскою

Стеснится грудь твоя и выступит слеза…

Подумай, что стою я вновь перед тобою,

Что я гляжу тебе в глаза.

Любовь погибшую ты вспомни без печали;

Прошедшему, мой друг, предаться не стыдись…

Мы жизни хоть на миг друг другу руки дали,

Мы хоть на миг с тобой сошлись.

 

docx
Додано
23 березня 2021
Переглядів
370
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку