Литературная гостиная "Серебряный век русской поэзии"

Про матеріал
Литературная гостиная "Серебряный век русской поэзии" посвящена жизни и творчеству поэтов серебряного века, в том числе и незаслуженно забытых.
Перегляд файлу

   Литературная гостиная «Поэты «серебряного века»

  Я был, я есмь, я буду снова!

Предвечно странствие мое

М. Волошин

     Русская поэзия -  это жемчужина мировой культуры. Она играет радужными красками под лучами солнечного света на протяжении многих веков. А Начало двадцатого века стало поистине ренессансом русской поэзии, ее серебряным веком. Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Владимир Маяковский – эти имена знают во всем мире.

     Кончался XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века". Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом "серебряного века" считают 1915 год - время его наивысшего подъема и конца.  Поэты предлагали разные способы постижения бытия, но каждый из них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

      По-разному сложились судьбы замечательных поэтов "серебряного века". Кто-то не смог вынести жизни на неприветливой родине, кто-то, как Гумилев, был расстрелян без вины, кто-то, как Ахматова, до последних своих дней остался на родной земле, пережив с ней все беды и горести, кто-то поставил "точку пули в своем конце", как Маяковский. Но все они создали в начале XX века настоящее чудо - "серебряный век" русской поэзии.

Зинаида Гиппиус (по мужу Мережковская, часто подписывалась мужскими псевдонимами)

Октябрьская революция ужаснула Мережковского и Гиппиус: они восприняли её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В дневнике поэтесса писала: «На другой день <после переворота>, чёрный, темный, мы вышли с Д. С. на улицу. Как скользко, студено, черно… Подушка навалилась — на город? На Россию? Хуже…». В конце 1917 года Гиппиус ещё имела возможность печатать антибольшевистские стихи в сохранившихся газетах. Следующий, 1918 год, прошёл под знаком подавленности.  

                                                                                                                                                                                                  В дневниках Гиппиус писала о голоде («Голодных бунтов нет — люди едва держатся на ногах, не взбунтуешь…» — 23 февраля), о зверствах ЧК («…В Киеве убили 1200 офицеров, у трупов отрубали ноги, унося сапоги. В Ростове убивали детей, кадетов, думая, что это и есть „кадеты“, объявленные вне закона». — 17 марта):              У России не было истории. И то, что сейчас происходит, - не история. Это забудется, как неизвестные зверства неоткрытых племен на необитаемом острове. Канет. Мы здесь живем сами по себе. Кто цел – случайно. На улицах вонь. Повсюду лежат неубранные лошади. Каждый день кого-то расстреливают, «по районным советам…»   

В 1919 году Гиппиус и Мережковский покидают Россию. С 1920 года живут в Париже.

В 1940 г. уходит из жизни когда-то близкий друг Философов, в конце 1941 г.— Мережковский, в 1942 г. — сестра Анна. Гиппиус тяжело переживает эти уходы. В последние годы жизни Гиппиус помимо мемуаров изредка пишет стихи и работает над большой поэмой "Последний круг" (опубликована 1972). Умерла в Париже; похоронена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де Буа под Парижем.

 Зинаида Гиппиус

Мудрость

 

Сошлись чертовки на перекрестке,

На перекрестке трех дорог.

Сошлись к полнОчи, и месяц жесткий

Висел вверху, кривя свой рог. 

 

Ну, как добыча? Сюда, сестрицы!

Мешки тугие, — вот прорвет!

С единой бровью и с ликом птицы, —

Выходит старшая вперед. 

 

И запищала, заговорила,

Разинув клюв и супя бровь:

«Да что ж, неплохо! Ведь я стащила

У двух любовников — любовь. 

 

Сидят, целуясь... А я, украдкой,

Как подкачусь, да сразу — хвать!

Небось, друг друга теперь не сладко

Им обнимать да целовать! 

 

А вы, сестрица?» — «Я знаю меру,

Мне лишь была б полна сума.

Я у пророка украла веру, —

И он тотчас сошел с ума. 

 

Он этой верой махал, как флагом,

Кричал, кричал... Постой же, друг!

К нему подкралась я тихим шагом —

Да флаг и вышибла из рук!» 

 

Хохочет третья: «Вот это средство!

И мой денечек не был плох:

Я у ребенка украла детство,

Он сразу сник. Потом издох». 

 

Смеясь, к четвертой пристали: ну же,

А ты явилась с чем, скажи?

Мешки тугие, всех наших туже...

Скорей веревку развяжи! 

 

Чертовка мнется, чертовке стыдно...

Сама худая, без лица.

«Хоть я безлика, а всё ж обидно:

Я обокрала — мудреца. 

 

 

Жирна добыча, да в жире ль дело!

Я с мудрецом сошлась на грех.

Едва я мудрость стащить успела, —

Он тотчас стал счастливей всех! 

 

Смеется, пляшет... Ну, словом, худо.

Назад давала — не берет.

«Спасибо, ладно! И вон отсюда!»

Пришлось уйти... Еще убьет! 

 

Конца не вижу я испытанью.

Мешок тяжел, битком набит!

Куда деваться мне с этой дрянью?

Хотела выпустить — сидит». 

 

Чертовки взвыли: наворожила!

Не людям быть счастливей нас!

Вот угодила, хоть и без рыла!

Тащи назад! Тащи сейчас! 

 

«Несите сами! Я понесла бы,

Да если люди не берут!»

И разодрались четыре бабы:

Сестру безликую дерут. 

 

Смеялся месяц... И от соблазна

Сокрыл за тучи острый рог.

Дрались... А мудрость лежала праздно

На перекрестке трех дорог. 

1908

Бальмонт Константин Дмитриевич — известный русский поэт-символист, переводчик, член Общества любителей российской словесности.

В 1901 году у Бальмонта случился конфликт с властью. Он прочитал на одном из вечером стихотворение, направленное против Николая II и был за это выслан из столицы.

Революцию  Бальмонт не принимает из-за её кровавых методов. В 1920 году он уезжает с семьёй в Париж. Жизнь в эмиграции не складывается: мизерные гонорары, преследования со стороны советских властей изматывают его душевные силы. С 1932 года становится известно, что поэт страдает серьёзным психическим заболеванием.

23 декабря 1942 года Бальмонт, измученный душевной болезнью, умер от воспаления лёгких в местечке Нуази-ле-Гран под Парижем.

Лебедь

 

 Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

 Только там, где дремлют камыши,

 Чья-то песня слышится, печальная,

                Как последний вздох души.

 

 Это плачет лебедь умирающий,

 Он с своим прошедшим говорит,

 А на небе вечер догорающий

                 И горит и не горит.

 

 Отчего так грустны эти жалобы?

 Отчего так бьется эта грудь?

 В этот миг душа его желала бы

                 Невозвратное вернуть.

 

 Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,

 Все, на что надеялась любовь,

 Проскользнуло быстрым сновидением,

                 Никогда не вспыхнет вновь.

 

 Все, на чем печать непоправимого,

 Белый лебедь в этой песне слил,

 Точно он у озера родимого

                 О прощении молил.

Бальмонт был одним из самых активных поэтов-символистов Серебряного века: ему принадлежат 35 опубликованных поэтических сборников и 20 книг прозы. Писал абсолютно во всех жанрах: его перу принадлежат стихи, проза, автобиографии, мемуары, филологические трактаты, историко-литературные исследования, критические эссе. Он был уникальным переводчиком.

Мирра Лохвицкая

Писать стихи Маша Лохвицкая (псевдоним – Мирра Лохвицкая) начала "с тех пор, как научилась держать перо в руках, еще ребенком распевала песни собственного сочинения".

Впрочем, по словам Тэффи (сестры), стихи писали все дети: "вместе - юмористические, втайне - лирические".

Поводом к творчеству могло стать все что угодно. Например, одна из сестер входит в детскую и жалуется: "Зуб заострился, режет язык". Другая, почувствовав в словах стихотворный размер, тут же откликается: "К этакой боли я не привык!" Все сразу оживляются, дальше продолжают по очереди:

- Можно бы воском его залепить!

- Но как же я буду горячее пить?

- А как же я буду говядину жрать?

- Ведь не обязаны все меня ждать! - заканчивает самая маленькая.

         В конце 1890-х годов здоровье Лохвицкой стало стремительно ухудшаться. Она жаловалась на боли в сердце, хроническую депрессию и ночные кошмары. В декабре 1904 года болезнь обострилась. Лохвицкая умирала мучительно: её страдания «приняли такой ужасающий характер, что пришлось прибегнуть к впрыскиваниям морфия». Под воздействием наркотика последние два дня жизни больная провела в забытьи, а скончалась — во сне, 27 августа 1905 года. 29 августа состоялось отпевание поэтессы в  церкви Александро-Невской лавры; там же, на Никольском кладбище, она, в присутствии лишь близких родственников и друзей, была похоронена.

Мирра Лохвицкая

x x x

Твои уста — два лепестка граната,

Но в них пчела услады не найдет.

        Я жадно выпила когда-то

        Их пряный хмель, их крепкий мед.

Твои ресницы — крылья черной ночи,

Но до утра их не смыкает сон.

        Я заглянула в эти очи —

        И в них мой образ отражен.

Твоя душа — восточная загадка.

В ней мир чудес, в ней сказка, но не ложь.

        И весь ты — мой, весь без остатка,

        Доколе дышишь и живешь.                      1899

 

Надежда Лохвицкая писала под псевдонимом Тэффи. Как он возник?

  Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился <…> один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался)», писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“».

     Тэффи не собиралась уезжать из России. Решение было принято спонтанно, неожиданно для неё самой: «Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата, медленно ползущая струйка поперек тротуара перерезывает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через неё нельзя. Идти дальше нельзя. Можно повернуться и бежать».

        Тэффи вспоминает, что её не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя своё отношение к Октябрьской революции она определила давно: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъярённых харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».

Скончавшись в преклонном возрасте, Тэффи на 47 лет пережила свою сестру Машу - поэтессу Мирру Лохвицкую.    В октябре 1952 года Надежда Александровна Тэффи была похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Годом позже здесь же появилась могила Бунина. На похоронах академика, Нобелевского лауреата присутствовало 11 человек.

   Тэффи

Моя любовь - как странный сон,

 Предутренний, печальный...

 Молчаньем звезд заворожен

 Ее призыв прощальный!

                                                    Как стая белых, смелых птиц

                                                    Летят ее желанья

                                                   К пределам пламенных зарниц

                                                   Последнего сгоранья!..

 Моя любовь - немым богам

 Зажженная лампада.

 Моей любви, моим устам -

 Твоей любви не надо!

Александр Николаевич Вертинский (9 (21) марта 1889, Киев — 21 мая 1957, Ленинград) — выдающийся русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.

На своих концертах Вертинский часто выступал в маске Пьеро. Каждую песню артист превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями. Певца, который называл свои произведениями «ариетками», стали называть «русским Пьеро».

Его романс «То, что я должен сказать», написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров, возбудил интерес Чрезвычайной комиссии, куда автора вызвали для объяснений. Согласно легенде, когда Вертинский заметил представителям ЧК: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил ответ: «Надо будет, и дышать запретим!»

Я не знаю, зачем и кому это нужно, 

 Кто послал их на смерть недрожащей рукой?

 Только так беспощадно, так зло и ненужно

 Опустили их в Вечный Покой!

 В ноябре 1920 года на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» вместе с остатками армии барона Врангеля Александр Вертинский переправился в Константинополь, где начал снова давать концерты .

О причинах, предопределивших эмиграцию, А. Вертинский много лет спустя писал:

Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность.

 В последние годы жизни артист пребывал в глубоком духовном кризисе. В 1956 году он писал жене:

Я перебрал сегодня в уме всех своих знакомых и 'друзей' и понял, что никаких друзей у меня здесь нет! Каждый ходит со своей авоськой и хватает в неё всё, что ему нужно, плюя на остальных. И вся психология у него 'авосечная', а ты — хоть сдохни — ему наплевать! <…> Ты посмотри эту историю со Сталиным. Всё фальшиво, подло, неверно <…> На съезде Хрущёв сказал: «Почтим вставанием память 17 миллионов человек, замученных в лагерях». Ничего себе?! Кто, когда и чем заплатит за «ошибки» всей этой сволочи?! И доколе будут измываться над нашей Родиной? Доколе?…

 Последний концерт Вертинского состоялся 21 мая 1957 года в Ленинграде. В тот же день Александр Николаевич скончался от острой сердечной недостаточности в гостинице «Астория». Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Романс «Доченьки мои» https://drive.google.com/file/d/1hpVjK8hC11gRZrBC5c_dUdmC9Eiv1m9n/view?usp=sharing

Творчество А. Вертинского продолжает жить и сегодня.

Как оно отразилось в искусстве второй половины ХХ века и начала ХХІ века?

Посмотрим отрывки из художественных фильмов «По семейным обстоятельствам»,      

https://drive.google.com/file/d/1e28MKYGkMtFIWnVfgreSyAziJyJMdxny/view?usp=sharing

«Место встречи изменить нельзя»,

https://drive.google.com/file/d/1MVGpVDM50wwRiz74pCZjGTJKIIYbDeDU/view?usp=sharing

«Охотники за бриллиантами»   

https://drive.google.com/file/d/1VL34MGpnr7gahhRgt58LfAGOtjO4MBM_/view?usp=sharing

и фрагмент сатирического проекта «Гражданин Поэт», где актёр М. Ефремов выступает в роли Вертинского («Баллада об удодах»).

https://drive.google.com/file/d/1YlYrIPIDFVXYKUN78uAUBplQ0iU_Orc2/view?usp=sharing

 

Иннокентий Фёдорович Анненский (20 августа (1 сентября) 1855, Омск, Российская империя — 30 ноября (13 декабря) 1909, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский поэт, драматург, переводчик, критик, исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии.

Лирический герой Анненского — человек, разгадывающий "постылый ребус бытия". Поэт подвергает пристальному анализу "содержание нашего я", "которое хотело бы стать целым миром, раствориться, разлиться в нем, я, замученное сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования.

Манера письма поэта "резко импрессионистическая", Вяч. Иванов назвал ее "ассоциативным символизмом". Поэзия, по мнению Анненского, не изображает, а намекает на то, что недоступно выражению, "мы славим поэта не за то, что он сказал, а за то, что он дал нам почувствовать несказанное".

Романс «Моя звезда», стихи Анненского, музыка Вертинского.

Сергей Есенин (1895-1925)

Видеоклип. Малинин. «Мне осталась одна забава…»

 

Вокруг его имени и его стихов вот уже девять десятилетий не смолкает шум. И кажется, что это продолжает шуметь он сам - уникальная фигура в истории ХХ столетия.

Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы — почти всегда настоящее художественное открытие.

Романс «Отговорила роща золотая…»

 

Стих-прощание «До свиданья, друг мой, до свиданья…» написан Есениным кровью на блокнотном листе за сутки до своей трагической смерти.

Есенин передал это стихотворение своему ленинградскому другу, поэту Вольфу Эрлиху, который вспоминал: "Есенин нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Говорит, складывая листок вчетверо и кладя его в карман моего пиджака: "Тебе". Устинова (приятельница Эрлиха) хочет прочесть. "Нет, ты подожди, останется один - прочитает..." Простились. С Невского я вернулся вторично: забыл портфель. Есенин сидел у стола спокойный, без пиджака, накинув шубу, и просматривал старые стихи. На столе была развернута папка. Простились вторично".

Стихотворение осталось в кармане у Эрлиха, но прочитал он его только на следующий день, когда Есенина уже не было в живых.

 

До свиданья, друг мой, до свиданья.

 Милый мой, ты у меня в груди.

 Предназначенное расставанье

 Обещает встречу впереди.

 

 До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

 Не грусти и не печаль бровей, —

 В этой жизни умирать не ново,

 Но и жить, конечно, не новей.

‹1925›

Утром 28 декабря 1925 года поэта нашли повесившимся в номере ленинградской гостиницы "Англетер".

 

Владимир Маяковский  (1883-1930)

На смерть Есенина Маяковский ответил стихотворением:

Для веселия            планета наша                        мало оборудована.

 Надо     вырвать            радость                   у грядущих дней.

 В этой жизни

             помереть

                     не трудно.

 Сделать жизнь

              значительно трудней.

 

И сам 14 апреля 1930 года в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой.

 

Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят, - что ж,

По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь.

 

Первое, что возникает при имени «Маяковский», - это чувство его огромности. Своею огромностью Маяковский защищал свою беззащитность, и она не всем была видна. Поэт был вынужден защищаться всю жизнь от тех, кто был меньше его, - от литературных и политических лилипутов, пытавшихся обвязать его, как Гулливера, тысячами своих ниток, иногда вроде бы нежно-шёлковых, но до крови впивавшихся в кожу.

 

Интересные факты из жизни Маяковского

Знаменитая «лесенка» Маяковского многими его коллегами-поэтами считалась жульничеством. Поэтам тогда платили в соответствии с количеством строк.

Маяковский всю жизнь очень сильно боялся микробов и мыл руки при каждом удобном случае. Фобия развилась после того, как отец поэта умер в результате обычного укола иглой.

Маяковский любил азартные игры и во время поездок по Европе предпочитал проводить время за карточными столами.

Одна из версий причин смерти поэта – неудачная игра в русскую рулетку.

Однажды, проигравшись в бильярд, Маяковский расплатился доверенностью на получение гонорара за свой сборник стихов.

Стихотворение «Долг Украине»,1926

А что мы знаем   о лице Украины?

Знаний груз    у русского     тощ -

тем, кто рядом,     почета мало.

Знают вот    украинский борщ,

знают вот      украинское сало.

И с культуры     поснимали пенку:

Кроме   двух   прославленных Тарасов -

Бульбы     и известного Шевченка, -

ничего не выжмешь,      сколько ни старайся.

А если прижмут -    зардеется розой

и выдвинет    аргумент новый:

возьмет и расскажет      пару курьезов -

анекдотов    украинской мовы.

Говорю себе:     товарищ москаль,

на Украину     рожу не скаль.

Разучите  эту мову

на знаменах -  лексиконах алых,

эта мова    величава и проста:

"Чуешь, сурмы загралы,

час расплаты настав..."

Разве может быть   затрепанней

да тише  слова   поистасканного   "Слышишь"?!

Я   немало слов придумал вам,

взвешивая их,   одно хочу лишь, -

чтобы стали   всех   моих

стихов слова   полновесными,   как слово "чуешь".

Трудно   людей    в одно истолочь,

Собой  кичись не очень.

Знаем ли мы укрАинскую ночь?

Нет, мы не знаем украИнской ночи».

 

 Осип Мандельштам  (1891-1938)

В ноябре 1933 года Осип Мандельштам пишет антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…» («Кремлёвский горец»), которую читает полутора десяткам человек.

Б. Л. Пастернак этот поступок называл самоубийством.

 

Мы живём, под собою не чуя страны,

 Наши речи за десять шагов не слышны,

 А где хватит на полразговорца,

 Там припомнят кремлёвского горца.

 Его толстые пальцы, как черви, жирны,

 А слова, как пудовые гири, верны,

 Тараканьи смеются усища,

 И сияют его голенища.

 

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

 Он играет услугами полулюдей.

 Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

 Он один лишь бабачит и тычет,

 Как подкову, кует за указом указ:

 Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

 Что ни казнь у него - то малина

 И широкая грудь осетина.

 

Кто-то из слушателей доносит на Мандельштама.

В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь (Пермский край). Приказ Сталина, подводящий итог следствию, был: «Изолировать, но сохранить». Осипа Мандельштама сопровождает жена, Надежда Яковлевна. В Чердыни О. Э. Мандельштам совершает попытку самоубийства (выбрасывается из окна). Вмешались друзья. И диктатор решил проявить великодушие. Мандельштаму предложили выбрать городок для отбывания трёхлетнего срока административной высылки. Мандельштамы выбирают Воронеж. Живут в нищете, изредка им помогают деньгами немногие не отступившиеся друзья. Время от времени О. Э. Мандельштам подрабатывает в местной газете, в театре.

 

В мае 1937 года заканчивается срок ссылки и поэт неожиданно получает разрешение выехать из Воронежа. Они с женой возвращаются ненадолго в Москву.

В мае 1938 г. пред восходом солнца поэта снова арестовали, приговорили к пяти годам каторжных работ в Сибири. По легенде, он умер в пересыльном лагере под Владивостоком. По официальным данным, он скончался 27 декабря  1938 года. Ему было 47 лет.

 Тело Мандельштама до весны вместе с другими усопшими лежало непогребённым. Затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле.

Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.

 

Клип «Ленинград»https://drive.google.com/file/d/1VDqVTddbGfgRP6pEOkigLdqUZUX_vc3j/view?usp=sharing

Это стихотворение было создано в тридцатом году двадцатого века, оно посвящено Петербургу.

 Атмосфера уныния и тревоги - главные эмоции, царившие в душах  жителей Петербурга. Безысходность, отчаяние и темнота – синонимы смерти живой души. Люди погружены в кошмарное существование.

Они не спят по ночам. Оговоры, поклепы, применение силы превратили петербуржцев в запуганных жертв. И самое страшное, что со времени смерти Мандельштама почти ничего не изменилось.

Владимир Набоков о Мандельштаме.

 Осип Мандельштам — восхитительный поэт, лучший  из пытавшихся выжить в России при Советах, — эта скотская и тупая власть подвергла его гонениям и в конце концов загубила в одном из далеких концентрационных лагерей. Стихи, которые он героически продолжал писать, пока безумие не затмило его ясный дар, — это изумительные образчики того, на что способен человеческий разум в его глубочайших и высших проявлениях. Чтение их усиливает здоровое презрение к советской дикости. Тиранам и палачам никогда не удастся скрыть за космической акробатикой свою комическую спотыкливость.

За гремучую доблесть грядущих веков,

За высокое племя людей, —

 Я лишился и чаши на пире отцов,

И веселья, и чести своей.

 

 Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей:

 Запихай меня лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы сибирских степей...

 

 Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе;

 Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе.

 

 Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до звезды достаёт,

 Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьёт.

 

Марина Цветаева  (1892-1941)

 

Красною кистью

 Рябина зажглась.

 Падали листья.

 Я родилась.

 

 Спорили сотни

 Колоколов.

 День был субботний:

 Иоанн Богослов.

 

 Мне и доныне

 Хочется грызть

 Жаркой рябины

 Горькую кисть.

 

Цветаева и Ахматова- две великие поэтессы. Юнна Мориц изобрела единицу измерения женской поэзии -- один "ахмацвет": "Поэтесс все сравнивают с Ахматовой и Цветаевой. Хотя вряд ли кто-то из поэтов-мужчин выдержал бы сравнение с ними".

В лирике Цветаевой, конечно же, центральное место отведено женщине.

Клип «В гибельном фолианте…»

Октябрьскую революцию Цветаева не приняла. Понимание того, что революция подняла со дна человеческих душ всё дурное и тёмное, что соблазнительные большевистские лозунги прикрывали ложь, грязь, насилие, было для Цветаевой не менее важно, чем физические ощущения голода, боли, холода, страха. Она не принимала коммунизм как идею. Восемнадцать лет прожила Марина Ивановна в эмиграции.

На родину вернулась в 1939 году. В её стихах звучало: «…я не хочу умереть, я не хочу – жить». Жизнь её была никому не нужна. А так жить она не могла. В предсмертном письме, оставленном сыну, она просила: «Если когда-нибудь увидишь Серёжу (Сергей Эфрон – муж Марины Цветаевой) и Алю (дочь поэтессы) – скажи им, что я любила их до последней минуты.

                31 августа 1941 года Цветаева покончила жизнь самоубийством (повесилась) в Елабуге.

Похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.

"Идешь, на меня похожий..."

      * * *

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!

                                            Прочти — слепоты куриной

                                            И маков набрав букет,

                                           Что звали меня Мариной

                                           И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь — могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

                                             И кровь приливала к коже,

                                             И кудри мои вились...

                                             Я тоже была прохожий!

                                             Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, -

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

 

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

 

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли...

- И пусть тебя не смущает

Мой голос из- под земли.                                     3 мая 1913

 

Отрывок из последнего стихотворения Марины Цветаевой

 

Ты стол накрыл на шестерых,

 Но шестерыми мир не вымер.

 Чем пугалом среди живых —

 Быть призраком хочу — с твоими,

 

 (Своими)... Робкая как вор,

 О — ни души не задевая! —

 За непоставленный прибор

 Сажусь незванная, седьмая.

 

 Раз! — опрокинула стакан!

 И все, что жаждало пролиться, —

 Вся соль из глаз, вся кровь из ран —

 Со скатерти — на половицы.

 

 И — гроба нет! Разлуки — нет!

 Стол расколдован, дом разбужен.

 Как смерть — на свадебный обед,

 Я — жизнь, пришедшая на ужин.

 

6 марта 1941

 

 

docx
Додано
31 січня 2021
Переглядів
2512
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку