Літературно-музична композиція "ПОРОХОМ ПРОПАХНУВШИЕ СТРОКИ..."

Про матеріал
Сценарій проведення літературно-музичної композиції до Дня Перемоги (на російській мові)
Перегляд файлу

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
"ПОРОХОМ   ПРОПАХНУВШИЕ   СТРОКИ..."

 

 

 

ОФОРМЛЕНИЕ: На стенах зала /класса/, где проходит вечер, строки из поэзии поэтов-фронтовиков:

 

Перо положил я в походную сумку,
А рядом висит за плечом автомат.

М. Джалиль

 

..И если поэзия есть на войне,
Мы были страницею прозы.

М. Матусовский

 

Наша военная муза

С гневною складкой на лбу.

В. Звягинцева

 

Кто говорит о песнях недопетых?
Мы жизнь свою, как песню, пронесли...
Пусть нам  теперь завидуют поэты:
Мы все сложили в жизни, что могли.

С. Орлов

 

Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих стихах глухие их шаги...
Я говорю, как плоть твоя, народ,
По праву разделенного страданья.

О. Берггольц

Я стал участником событий,
Которым равных не найти...

Р. Гамзатов

 

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне.

                                                                   В.Лебедев-Кумач

Так стань моим оружием,

Строка –

Стихами тоже

Мужество куется!

                                                                    Ю.Друнина

   

В литературно-музыкальной композиции использованы стихотворные строки и песни на стихи поэтов-фронтовиков, созданные в довоенные, военные и послевоенные годы :

Авраменко И., Азаров В., Ахматова А. ,Багрицкий В. ,Бажан М., Берггольц О. , Ваншенкин К., Гамзатов Р., Гитович А., Гудзенко С., Джалиль М., Долматовский Е., Друнина Ю., Железнов П., Звягинцева В., Исаковский М., Котов Б., Кульчицкий М., Лебедев-Кумач В., Львов М., Матусовский М., Ножкин М., Орлов С., Ошанин Л., Палийчук Б., Реймерис В., Росин С., Санников Г., Симонов К., Смеляков Я., Софронов А., Самойлов Д., Степанов В., Сурков А., Твардовский А., Трегубов Н., Уткин И., Ширман Е., Харитонов В.,  Шульчев В., Щипачев С.


НА ФОНЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЧИТАЕТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ Р.ГАМЗАТОВА "ОСТАНОВИСЬ, ЛЮБОВЬ."

 

Стой, любовь, хоть ты всегда желанна!
Ты заглохни, песня, замолчи...
Слышишь, как от застарелой раны
Стонет старый человек в ночи...

 

Стой любовь, пусть песня голос спрячет.
Ты заглохни песня, замолчи...
Слышишь ли, как моя внучка плачет,
Дочка младшей дочери, в ночи...

 

Стой, любовь... Знай, женщине в ауле
Страшное письмо пришло в ночи:
"Сын погиб твой от бандитской пули"...
Стой, заглохни, песня, замолчи...

 

Стой, любовь, заглохни песня!.. Где-то
Затаилась злоба и беда,..

-Нет! - любовь ответила на это.

-Нет! - сказала песня, - Никогда.

 

МУЗЫКА СТАНОВИТСЯ ГРОМЧЕ

 

ВЕДУЩИЙ I: "Когда гремят пушки, музы молчат". Мы можем всецело опро­вергнуть этот афоризм. В годы Второй мировой (Великой Отечественной) войны муза не только не молчала, она боролась наравне с оружием. И сегодня мы можем задать вопрос: что было сильнее? Сила оружия или сила слова?

 

ВЕДУЩИЙ II: 

Опасность повисла в эфире-
Слепой и убийственный груз.
В бесплодных мечтаньях о мире
Позорно молчание муз.

 

Когда с беспощадною силой
Взрывается свод голубой,
 

Хочу, чтобы муза будила,
Чтоб муза звала за собой.

 

За каждого требуй расплаты,
Кто жил, и любил, и творил,
И встал неизвестным солдатом
Из сумрака братских могил.

С. Росин

 

ВEД.I: Возможно, именно сила слова помогла выстоять, выдержать испытания, справиться с болью утрат и... одержать победу.

 

Так стань моим оружием,
Строка -
Стихами тоже
Мужество куется!

Ю. Друнина

 

ВЕД. II: Сегодняшний вечер - это дань памяти поколению,  которое было испытано войной.

ВЕД. І: Памяти тех, кто погиб на фронтах Второй мировой (Великой Отечественной)  войны, памяти тех, кто сражался штыком и словом за свободу и неза­висимость нашей родины посвящается...

 

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ИЗВЕСТНОЙ ДОВОЕННОЙ ПЕСНИ    "РИО-РИТА"

 

ВЕД. II: А все начиналось в незабываемом 1941 году... Ночь перед 22 июня, какой она была? Была суббота, обыкновенная суббота. В школах проходили выпускные вечера, еще звучали грустные мелодии    прощальных вальсов. Повзрослевшие школьники завтра   должны были идти во взрослую и самостоятельную жизнь.

 

Июнь... Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

 

ВЕД. I:  Счастливые, влюбленные расставания только до завтра... Книги отложены до завтра... Поездка за город намечена на завтра... Все люди ждали завтра...

 

Июнь: Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны.

 

ВЕД. I: Долго в ту ночь не засыпала страна. Люди не спешили ложиться отдыхать перед выходным днем. Из открытых настежь окон лилась музыка...

 

МЕЛОДИЯ "РИО-РИТЫ" СТАНОВИТСЯ ГРОМЧЕ. НА ЕЕ ФОНЕ ЗВУЧИТ СТИХОТВОРЕНИЕ МАТУСОВСКОГО      "РИО-РИТА"

 

Танцплощадка допоздна открыта,
Я ее законам подчинен.
Хриплая пластинка "Рио-Рита,
С заводной пружиной патефон.

 

Пахнет многоцветьем, пахнет маем.
Скрипки плачут тонко и навзрыд.
Мы-то ничегошеньки не знаем,

Что кому судьба наворожит...

 

И под знойныйголос патефона,
Счастливы в неведенье своем,
Затаив дыханье, полусонно
По волнам мелодии плывем...

 

ВЕД II: Люди ждали завтра. А радио сообщило на завтра прекрасную погоду: без гроз и ливней, без бурь и ураганов. Люди ждали завтра... Никто не мог предвидеть, предположить тогда свое будущее, сколь трагически сложатся их судьбы.

Да и как, скажите, ухитриться,
Как суметь предвидеть наперед,
Кто из них поляжет на границе,
Кто из них безвестно пропадет.

 

Кто, в крови и глине, из атаки
Доползет в ближайший медсанбат.
Кто ничком под танковые траки
Кинется со связкою гранат...

 

Кто к земле прижмется неподвижно,
Загнанный, как волк, со всех сторон...
Но покуда действует пружина
И исправно тянет патефон.

 

МУЗЫКА "РИО-РИТЫ" РЕЗКО ОБРЫВАЕТСЯ ПЕРВЫМИ АККОРДАМИ ПЕСНИ "СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА”

  /сл. Лебедева-Кумача, муз. А.В. Александрова /

 

ВЕД. I: Будущее изменила, переиначила, перечеркнула война.

 

ЧТЕЦ: СТИХОТВОРЕНИЕ С.ЩИПАЧЕВА "22 ИЮНЯ 1941 ГОДА"

 

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

 

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.

 

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

 

Я о другом не пел бы ни о чем,
А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда б армейским  скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу.

 

ГРОМЧЕ ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ПЕСНИ "СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА"

 

ВЕД II: Вы, конечно же, узнали мелодию знаменитой песни "Священная война", написанную уже в первые дни войны. 24 июня 1941 года в газетах "Известия" и "Красная звезда" появилось стихотворение В.И. Лебедева-Кумача "Священная война". В этот же день композитор А.В. Александров написал музыку на эти стихи, а уже 26 июня Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии исполнял эту песню для бойцов, уезжающих на фронт.

ВЕД.I: Представьте себе продымленный махоркой Белорусский вокзал в Москве. Тревожно перекликаются паровозные гудки. С первыми звуками песни все встают и слушают стоя. Она звучит как воинская присяга, как клятва отстоять свободу и независимость Родины. Пять раз подряд звучала песня, и уезжавшие на священную войну вбирали в себя звучащую в ней силу и волю к Победе. Недаром ее назвали поэтической эмблемой Великой Отечественной войны.

 

ЗВУЧАТ ПОСЛЕДНИЕ АККОРДЫ ЗНАМЕНИТОЙ ПЕСНИ. ЧИТАЮТСЯ СТИХОТВОРНЫЕ СТРОКИ ИЗ НЕЕ:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

 

 

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

 

Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

 

 

ВЕД ІІ: Поэзия надела фронтовую шинель. Свыше 900 поэтов и писателей отправились на фронт, чтобы разделить со всеми опасности, страдания, лишения военных лет. "Перо положил я в походную сумку. А рядом висит за плечом автомат "- скажет, отправляясь на фронт, поэт Муса Джалиль. Уже не аллегорично звучала фраза: "К штыку приравняли перо".

 

ЧТЕЦ: СТИХОТВОРЕНИЕ  С.ОРЛОВА "ОКТЯБРЬ 1941 ГОДА"

 

Когда-нибудь я расскажу об этом,
О времени жестоком, о войне.
Пусть я миную смертные тенета,
Да доведется это сделать мне!

 

Но если будет Родине угодно,

Пусть лягу я, исхлестанный свинцом,

Лицом вперед,

На грудь земли холодной,

Колени не согнув перед врагом.

 

...Пройдут года, придут другие люди,
Легка им будет молодая жизнь,
Но будет проклят тот, кто позабудет,
Что нашей кровью был залит фашизм!

 

А я желаю для себя немного:
Лишь мужества, чтобы идти вперед,
И чтоб дошел по всем путям-дорогам
К далеким дням вот этот мой блокнот.

 

ВЕД II: Прозвучавшие строки принадлежат Сергею Орлову, который на войну пришел уже поэтом. Воевал танкистом на Волховском фронте, где лейтенант Орлов был дважды ранен, горел в танке и чудом остался жив.

 

ВЕД I:   А память готова взорваться опять, Лишь только ее вы затроньте...

 

ВЕД II: Самым тяжелым в ходе Великой Отечественной войны был 1941 год. Год отступлений. Окружений. Потерь. Горя.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

Д.Самойлов

 

ВЕД I: Мало кто из тех, кто начинал войну, дожил до победы. Миллионы стали узниками фашистских концлагерей. Но долг свой они выполнили. Сделали все, что смогли, - вымотали лучшие фашистские части. Победа начиналась тогда, в 41-м.

 

ВЕДII: Но “ни пепел, ни пожарища, ни тяжелая горечь отступлений, ни кровь и смерть не убили и не могли убить в миллионах солдат на фронте, преимущественно молодых людях, жажды любви, простой женской ласки и сострадания".

 

ВЕДI: Не потому ли самые пронзительные строки о любви

              были тоже написаны в первый год войны.

Стихи, которые сейчас прозвучат, написаны жестоким июлем 1941, написаны для любимой женщины, написаны как клятва, как заклинание:

 

ЧТЕЦ:  СТИХОТВОРЕНИЕ К.СИМОНОВА "ЖДИ МЕНЯ"

 

ЧТЕЦ: СТИХОТВОРЕНИЕ ЕЛЕНЫ ШИРМАН    "ВОЗВРАЩЕНИЕ"

 

Это будет, я знаю...

Нескоро, быть может, -

Ты войдешь бородатый,        

сутулый, иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,

Опаленные временем и войной.

Но улыбка останется,

Так иль иначе,

Я пойму - это ты.

Не в стихах, не во сне.

Я рванусь, подбегу.

И, наверно, заплачу,

Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель…

Ты поднимешь мне голову.

Скажешь:”Здравствуй”...

Непривычной рукой по щеке проведешь.

Я ослепну от слез,

                                от ресниц и от счастья.

Это будет нескоро.

Но ты придешь.

ВЕД.ІІ: Эти строки из стихотворения “Возвращение”, написанные женщиной, Еленой Ширман." ... В этом стихотво­рении она использовала эпиграф из симоновского "Жди меня, и я вернусь"... Она, будучи корреспондентом одной из газет, попала в окружение и погибла в 1942 году.

 

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ    "ТЕМНАЯ НОЧЬ"

/сл. В.Агатова. муз. Н.Богословского /

 

ВЕД.І:  Писатель Б.Васильев высказал мысль, что "ничего нет труднее, чем остаться человеком на войне,.. остаться человеком — значит, ненавидя врага, сохранить в себе потребность в любви, дружбе, самопожертвовании".

 

Я так боюсь, что всех, кого люблю,
утрачу вновь.

Я так теперь лелею и коплю
людей любовь...

 

Напишет в блокноте 1941 года Ольга Берггольц.

 

ВЕД. ІІ:

Кто сказал, что сердце губит свой огонь в бою?

Воин всех вернее любит милую свою.
Только на фронте проверишь лучшие чувства свои,

 Только на фронте измеришь силу и крепость любви.

Кто придумал, что грубеют на войне сердца?

 Только здесь хранить умеют дружбу до конца.

В. Лебедев-Кумач

ВЕД. I: 

Там, где кипит жестокий бой,

Где разыгралась смерти вьюга,
Всем сердцем буду я, мой друг, с тобой,
Твой путь я разделю как верная подруга,
Иди, любимый мой, иди родной.

 

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС"
/сл. Е. Долматовского, муз. М. Фрадкина/

 

ВЕД.II: Но и первые победы были одержаны тоже в 41-м. В октябре 1941 года немцы приблизились к Москве. Воины отстаивали каждую пядь родной земли.

 

Держась, как за личное счастье,

за каждую пядь земли, -

мы под Москвой встали насмерть,

в грунт промерзлый вросли.

 

ВЕД І: Собрав в кулак резервы, наши войска разгромили в декабре огромную группировку немцев, отогнали фашистов от столицы.

 

Когда с орудийным раскатом
Мы поднимались в бой, -
поэт становился солдатом,

поэтом - солдат любой!

П.Железнов "На подступах к Москве"

 

ВЕД.II: Когда поэт А. Сурков писал стихотворение "Бьется в тесной печурке огонь", он не предполагал его публиковать. Это были несколько стихотворных строчек их письма жене с фронта, напи­санные действительно в землянке, "в белоснежных полях под Москвой", в конце ноября 1941 года. В начале 1942 г.  в столи­цу проездом заехал композитор К. Листов, который попросил у Суркова дать что-нибудь "певческое". Сурков предложил "один стишок", написанный жене. Через неделю Листов пришел в редакцию фронтовой газеты "Красноармейская правда", попросил гитару и спел только что написанную песню".

 

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ        "ЗЕМЛЯНКА"
/сл. А. Суркова, муз. К. Листова /

 

ВЕД. І: Год 1942-й. Мы учились воевать. Упорно цеплялись за каждую пядь земли.

И вновь я вижу все твои приметы,
бессмертный твой, кровавый, горький зной,
сорок второй, неистовое лето
и все живое, вставшее стеной
на бой со смертью...

 

ВЕД.II: Оккупированы Украина, Белоруссия, ряд областей России. Тысячи, десятки тысяч наших людей оказались в оккупации, в немецких концлагерях, среди них военнопленные, мирные жители. Горели наши города и деревни, фашисты не щадили никого: ни стариков, ни женщин, ни детей.

 

ЧТЕЦ:    СТИХОТВОРЕНИЕ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ "ВАРВАРСТВО"

 

ВЕД.I:  Это известное многим стихотворение принадлежат татарскому поэту Мусе Джалилю. Работая военным корреспондентом, тяжело раненным попал в плен.    "Моабитская тетрадь" - книга стихо­творений, написанная им в гестаповских застенках, в ожидании смертного приговора и казни. За исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Мусе Джалилю посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

 

ВЕД.І:   В тылу врага разгорается партизанская война. Страна стонала под пятою оккупантов, но не сдавалась. Летели пущенные парти­занами под откос гитлеровские эшелоны, активно действовало подполье.

ВЕД.I:    Осенью 1942г.  в штаб Брянского    фронта пришла необычная радиограмма: “Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню”. Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление Фронта обратилось к поэту А. Софронову и композитору С. Кацу с просьбой выполнить партизанский заказ . Так родился будущий партизан­ский гимн "Шумел сурово Брянский лес...", "премьера" которого состоялась 7 ноября 1942г. у брянских партизан в землянке.

 

Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы.
И сосны слышали окрест,
Как шли,
Как шли на битву партизаны.

 

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "ШУМЕЛ СУРОВО БРЯНСКИЙ ЛЕС"
/сл. А. Софронова, муз. С. Каца /

 

ВЕД.ІІ:  "У войны - не женское лицо". Так скажет каждый, кто воевал. Фронтовики с особым щемящим чувством вспоминают боевых подруг. Трудно сказать, чего тут больше - преклонения перед их мужеством или чувство вины перед ними: мужчинам на войне было тяжело, а каково им?

ВЕД. І:    ...Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.

 

 

Рубила, возила, копала, -
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.

 

...Бойцы твои письма читали,
И там на переднем краю,
Они хорошо понимали"
Святую неправду твой.

М. Исаковский. Русской женщине

 

ЧТЕЦ:  СТИХОТВОРЕНИЕ И.УТКИНА "ТЫ ПИШЕШЬ     ПИСЬМО МНЕ"

 

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.

 

Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!

 

...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома - и в дыме войны!

 

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной...

 

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

 

И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств перечтем...

 

ВЕД.II:    В блиндажах подземных, а не в сказке,
Наши жены примеряли каски.
 

 

                     Наши сестры в полутемном зале,
Мы о вас еще не написали...

                            

                     Я. Смеляков

 

ЧТЕЦ:   СТИХОТВОРЕНИЕ Б.ПАЛИЙЧУКА

 

На бульваре пыльном в Сталинграде
Девушка-зенитчица лежит.
Перерыв случился в канонаде,
И девчонка сладко-сладко спит.

 

Примостилась в холодке у стенки,
Прилегла, уснула на часок.
У нее на согнутой коленке -
Бережно заштопанный чулок.

 

Шелестели мины, грохотали,
Но, привычке девичьей верна,
При коптилке где-нибудь в подвале
Тот чулок заштопала она.

 

Может быть, ей в этой мгле суровой,
В том дыму, что горек и тяжел,"
Улыбнулся парень чернобровый,
Только улыбнулся и ушел.

 

Ничего - ни встречи, ни беседы,
Паренек ушел в огонь и дым...
Спи, невеста!.. Может, День Победы

Ты на счастье встретишь вместе с ним!

 

 

И еще в какой-нибудь усадьбе,
Где высокий тополь у ворот,
Чарка на веселой вашей свадьбе,
Может быть, и мне перепадет!

 

ВЕД. І:   

На носилках длинных под навесом
Умирали русские принцессы.
Возле в государственной печали
Тихо пулеметчики стояли.

 

ЧТЕЦ:   СТИХОТВОРЕНИЕ Ю.ДРУНИНОЙ:

 

На носилках, около сарая,
Н а краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:

Я еще, ребята, не жила.

 

И бойцы вокруг нее толпятся.

И не могут ей в глаза смотреть:

Восемнадцать - это восемнадцать,

Но ко всем неумолима смерть.

 

Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
 

Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.

 

Вздрогнет он и отойдет к окошку,

Закурить пытаясь на ходу.

Подожди его, жена, немножко-

В сорок первом он сейчас году.

 

Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:

Я еще, ребята, не жила...

ВЕД.II: Это стихотворение принадлежит женщине - Юлии Друниной, которая прошла войну санитаркой, вынесла из поля боя сотни бойцов.

 

ВЕД.І:   А имя этой поэтессы стало известным еще до войны -Анна Андре­евна Ахматова. Война застала ее в Ленинграде. Были первые ме­сяцы блокады, и Ахматовой довелось увидеть первые удары, на­несенные любимому городу. Уже в июле 1941 г. появилась  знаме­нитая "КЛЯТВА":

 

ЧТЕЦ: СТИХОТВОРЕНИЕ А. АХМАТОВОЙ "КЛЯТВА"

 

 

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!

 

ВЕД.II: Покинув блокадный город, Ахматова находилась в эвакуации в Ташкенте до мая 1944, где жадно ловила вести о родном городе, о фронте. К дню Красной Армии 23 февраля 1942 г. написано сти­хотворение "Мужество". Ахматова вспоминала, что, когда она писа­ла стихи, перед ее глазами стояли мужественные и скорбные лица тех, кто защищал город на берегах Невы.

 

ЧТЕЦ:      СТИХОТВОРЕНИЕ А.АХМАТОВОЙ "МУЖЕСТВО"

 

Мы знаем, что ныне лежит на весах,

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Навеки!

 

ВЕД.І: "Ей выпало великое и трудное счастье стать  поэтической музой, поэтическим знаменем блокадного Ленинграда" - так скажут о русской поэтессе Ольге Берггольц. "Великая Отечественная война, героическая 900-дневная оборона Ленинграда - вот источник твор­ческого подъема Ольги Берггольц. Она - первая в ряду поэтов, мо­билизованных и призванных на оборону Ленинграда. Ее назовут Голосом и Совестью несдавшегося города.

 

ВЕД.ІІ: В блокадные дни ей самой придется быть и защитницей, и помощ­ницей, и утешительницей страждущих, терпящих лишения, отстаива­ющих родной город людей.

 

Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих строках глухие их шаги,
Их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет,
Кто проходил огонь, и смерть, и лед,
Я говорю, как плоть твоя, народ,
По праву разделенного страданья...

ВЕД.І:     “Никто не забыт и ничто не забыто "Эти известные строки тоже принадлежат О. Берггольц. Это слова из поэтической эпитафии, высеченные на гранитной стене Пискаревского кладбища на окраине Петербурга:

 

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград...

Их имен благородных мы здесь перечислить не

                                                                    сможем ,

Так их много под вечной охраной гранита.    

Но знай, внимающий этим камням,

НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.

 

ВЕД.II:  Дети военных лет. Они наряду со взрослыми переносили тяготы военного времени: жили впроголодь, подросткам пришлось работать на оборонных заводах, а сколько "полковых сынов" воевало на фронтах Великой Отечественной, в составе партизанских отрядов. Ребятам достались не игрушечные автоматы и гранаты, а настоя­щее оружие.

 

ВЕД.I: "Последние свидетели" - так назовет Светлана Алексиевич людей, чье детство совпало с войной, - "стала детским садом им война".

        Они выросли поэтами, приговоренными всю жизнь,   вспоминая детство, вспоминать войну.

 

ЧТЕЦ:      СТИХОТВОРЕНИЕ Н.ТРЕГУБОВА:

 

Нам детство трудное досталось

Среди осколков ржавых, кирпичей,

О детских шалостях мечталось,

Но не было ни кукол, ни мячей.

Патроны, мины и гранаты -

Богатый выбор.

Смерть - вольна.

Немало сверстников взяла ты

Оставленным оружием, война.

Потери эти не вносились в списки

Солдат, погибших на войне,

Не ставились над ними обелиски,

Не потому ли больно мне вдвойне?!

ВЕД. II: В ноябре-декабре 1942г.  страшные бои гремели на улицах не­когда красавца - Сталинграда. К концу 1942 города уже не было. Были руины. У берегов Волги разворачивалась решающая битва второй мировой - Сталинградская.

 

ЧТЕЦ;      СТИХОТВОРЕНИЕ М.ЛЬВОВА "ВЫСОТА"

 

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопкам пристреляться.

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на нее подняться.

И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты-

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

А если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы все-таки   берем.

 

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ"
/сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера/

 

ВЕД.I: Год 1943-й. Свершилось! 2 февраля 1943 г. победоносно заверши­лась Сталинградская битва. Была окружена и уничтожена огромная фашистская группировка противника, Красная Армия перешла в наступление.

Снова снег,

третий снег,

          третий год.

И туда, где встречали войну,
Нас дорога от Волги ведет

через Днепр,

 за Десну,

на Двину ...

 

Впереди были трудные бои, невосполнимые потери. Но перелом в войне уже наступил.

 

ВЕД.II: Солдатский дом. На долгие военные годы его заменила землянка, которая стала для солдат убежищем, домом, прикрытием, местом

 сражения.

 

СТИХОТВОРЕНИЕ С. ОРЛОВА "ПРОЩАНИЕ С       ЗЕМЛЯНКОЙ"

 

А мы в землянке обжились
И называем нашим домом,
Как будто в ней живем всю жизнь,
И жизнь иная незнакома,
Как будто нары в два ряда,
Скрипучий стол - стоят от века,
И не придумать никогда
Жилья иного человеку.
А нынче мы бросаем дом...
...Мы рады покидать свой дом.
Прощай, землянка, мы уходим!
Пусть зарастает лопухам
Тропинка торная при входе.

 

ВЕД.І:  Солдатские будни. Из чего они складывались? Окопы и блиндажи, команды и караулы, бои и сражения, небольшие передышки и отдых, а потом снова подготовка к наступлению, ожидание атаки...

 

СТИХОТВОРЕНИЕ С.ГУДЗЕНКО "ПЕРЕД АТАКОЙ "

 

Когда на смерть идут-поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою ­-
час ожидания атаки.

 

Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв. И умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.

 

Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв. И лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.

 

Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.

 

Бой был коротким. А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.

 

ВЕД.I: Прозвучавшие строки принадлежат Семену Гудзенко, который ушел на фронт добровольцем, служил в десантных войсках, после тяже­лого ранения работал выездным корреспондентом "Комсомольской правды" в Сталинграде, здесь же, в разрушенном городе проводил свои поэтические вечера.

 

ВЕД.II: Солдатская семья: шинель, которая согревала в стужу и холод, каска, которая порой спасала жизнь, ложка горячей каши на привале, кисет с табаком, добротные солдатские сапоги, пере­несшие сотни верст фронтовых дорог, хорошая песня под гармонь...

 

 

ЧТЕЦ: 

Полукруглая, стальная,

С тонким звоном серебра,
Вот она, моя роднаяп ,
Дорогая, как сестра.

Так-то, братцы, было дело...
Каска - панцирь, каска-щит,
Кто ее сочтет за мелочь,
Коль она у амбразуры
И в бою от пули-дуры,
От осколков нас хранит.

Г.Санников

 

ЧТЕЦ: 

Ты со мной прошла дорог немало,
Нас пекла жара, секла метель.
Ты меня в походах согревала
В битвах от врага маскировала,
Серая защитная шинель.

 

Шли под небом, от пожаров алым,
И в пути нелегком, на войне
Ты периной, меченной металлом,
Ты незаменимым одеялом
И подушкою служила мне.

 

Ты всегда, во всем была мне верной,
Неразлучной спутницей была:
Ты своею дружбою безмерной,
Ты своею службою примерной
Победить врага мне помогла.

В. Степанов

ВЕД. ІІ: 5 августа 1943г. войска освободили Белгород, а поздней ночью этого же дня небо Москвы впервые за годы войны было расцве­чено невиданным салютом: Родина салютовала нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, двенадцатью артиллерий­скими залпами из 120 орудий.

 

ВЕД.І:   Избавление приближалось с востока вместе с фронтом. В сентябре он приблизился к Днепру. Битва за Днепр — одна из самых памятных в истории Великой Отечественной. 6 ноября 1943г. войска 1-го Украинского фронта освободили Киев.

 

ЧТЕЦ: 

Ты, Волга, русская река,

Легла врагу преградой.
Восходит заревом в века
Победа Сталинграда.

 

Он мощь свою в борьбе обрел
Жестокой и кровавой,
Солдат - народ. И вот Орел -

Начало новой славы.

 

Иная шествует пора,
Рванулась наша сила
И не споткнулась у Днепра,
На берег тот вступила.

 

 

И кто теперь с войсками шел,
Тому забыть едва ли
И скорбь, и радость наших сел,
Что по пути лежали.

А. Твардовский "Огонь"

 

 

ВЕД.I: 1944-й. На начало этого года силы нашей армии преобладали над силами противника, что и дало возможность развернуть наступление по всей линии фронта от Ленинграда до Крыма. В середине октября была полностью освобождена Украина.

  

 

ЧТЕЦ: 

В полночь холодно, в полдень жарко.

Ветер хочет всю пыль смести.
Остается рабочий Харьков
Вехой, пройденной на пути.

 

 

Войны слева и войны справа,
В центре - смертная карусель.
И задумчивая Полтава
Перед нами лежит, как цель.

 

Плач старухи и крик девчурки
На развалинах изб стоит,
Я завидую ныне Шурке,
Что в Донбассе ведет бои.

 

 

ВЕД.ІІ: Прозвучавшее стихотворение написано Борисом Котовым, который воевал минометчиком в стрелковой части. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 

ВЕД. I: Были освобождены Белоруссия, Прибалтика. Союзники по антигит­леровской коалиции открыли второй фронт. Армия вышла на государственную границу СССР.

 

 

Граница моей державы,                                 А горечью душной пыли

Означена ты навек          Больших и малых дорог

Не этой колючкой ржавой Со дня, как мы отступили

Вдоль просек лесных и рек; Из этих мест на восток;

Не этим мостом, что ровно А страшной грозой кровавой,

Надвое разделен;                Кропившей землю и снег,

Не той, не другой условной Граница моей державы,

Чертой, что для нас закон, - Означена ты навек.

 А. Твардовский "Граница"

Вед.II: Но фашизм был еще силен, удерживая почти все страны Европы. Их народы надеялись на нас.

 

И жженой жести тот же запах,
И пепелищ угарный дым.
Но только - мы идем на Запад.
Мы наступаем. Мы громим.

 

ВЕД.І: Война продолжалась. Наши танки засыпали цветами   жители освобо­жденных европейских городов. Там начиналась мирная жизнь. А армия шла на Запад

 

Войска идут вперед на Запад.
Вперед на Запад. До конца!..

 

...шла на Запад, оставляя за собой не только освобожденные города но и могилы погибших товарищей.

 

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "ДОРОГИ"

/сл. Д. Ошанина, муз. А.Новикова/

 

ВЕД.ІІ: 1945-й. В начале года были освобождены Польша, Румыния, Венгрия, Югославия. Весна 45-го началась неожиданно рано. Наверное из-за того, что вся Европа была в огне. Фашизм умирал. В Германии в оборонитель­ные сооружения было превращено буквально каждое здание. Однако ничто не могло остановить единого порыва наших солдат - быстрее, быстрее к фашистскому логову.

 

Святое, грозное пламя
Отмщенья, бушуй в груди!
Родная земля - за нами.
Земля врага - впереди.
За горе, за все страданья,
Что видел наш мирный дом,
Плати по счетам, Германия,
Молись! По тебе идем!

 

ВЕД. І: Апрель. Наши войска приблизились к Берлину, который был буквально потоплен в шквале огня и металла. Бои шли за каждый квартал, за каждый дом...

 

ЧТЕЦ. 

Мы шли и шли в атаки неустанно.

Берлин пылал. Дымился каждый дом.

А май свечами украшал каштаны
В разрытом парке, где катился гром.

 

Шел жаркий бой за каждый дом и выступ.
Валились башни в сломанных крестах.
Как жаждали мы ринуться на приступ,
Пробиться к центру, где горит рейхстаг!

 

И вот он перед нами. Рев орудий...
За боем бой... За дымом снова дым,..
Мы лишь тогда вздохнули полной грудью,
Когда наш флаг увидели над ним.

В. Реймерис "Рассказ воина"

 

ВЕД.ІІ:  2 мая Берлин капитулировал.

Отчизна, мать моя, сурово
Не осуди, я слов ищу,
И я лишь первые два слова
Об этом празднике пишу.

 

Я их сложил, как мог, в минуты

Волненья, что лишают слов,
Когда гремел салют салютов
Из всех, какие есть, стволов.

 

С твоими равными сынами
Я плакал теми же слезами,
Слезами радости, твой сын.

 

Берлин, о Родина, за нами,
Берлин, товарищи, Берлин!

А.Твардовский. 2 мая 1945г.

 

ВЕД.І: 8 мая командование вермахта подписало акт о безоговорочной капи­туляции. И пришел тот день. Неповторимый день нашей Победы. Со слезами, салютами, всенародным ликованием...

 

ЧТЕЦЫ-ДЕВУШКИ ЧИТАЮТ ПО СТРОФАМ СТИХОТВОРЕНИЕ О. БЕРГГОЛЬЦ

 

1. ...Запомни эти дни.

Прислушайся немного,

И ты душой услышишь в тот же час:
Она пришла и встала у порога,
она готова в двери постучать.
Она стоит на лестничной площадке,
на темной,

на знакомой до конца,

в солдатской, рваной, дымной плащ-палатке, кровавый пот не вытерла с лица.

 

2.      Она к тебе спешила из похода
столь тяжкого, что слов не обрести.
Она ведь знала: все четыре года
ты ждал ее, ты знал ее пути.
Ты отдал все, что мог, ее дерзанью:
всю жизнь свою, всю душу, радость, плач.
Ты в ней не усомнился в дни страданья,
не возгордился праздно в дни удач.

 

3.     Ты с этой самой лестничной площадки
подряд четыре года провожал
тех - самых лучших, тех, кто без оглядки
ушел к ее бессмертным рубежам.

 

4.     И вот - она у твоего порога.
Дыханье переводит и молчит.
Ну - день, ну - два, еще совсем немного,
ну - через час - возьмет и постучит.

 

5.     Запомни ж все. Пускай навеки память
до мелочи, до капли сохранит
все, чем ты жил, что говорил с друзьями,
все, что видал, что думал в эти дни.

 

 

6.     Запомни даже небо и погоду,
все впитывай в себя, всему внемли:
ведь ты живешь весной такого года,
который назовут — Весной Земли.

 

7.     Запомни ж все! И в будничных тревогах
на всем чистейший отблеск отмечай.
Стоит Победа на твоем пороге.
Сейчас она войдет к тебе. Встречай!

 

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "ДЕНЬ ПОБЕДЫ"

/сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова /

 

ВЕД.II:    КТО ЖЕ ОНИ, ПОБЕДИТЕЛИ?

Генералы и рядовые, матросы и солдаты, пехотинцы и танкисты, летчики и артиллеристы, разведчики и партизаны, фронт и тыл. Только их совместными усилиями ковалась Победа.

 

ЧТЕЦЫ. 

Война ж совсем не фейерверк,
А просто-трудная работа.
Когда черна от пота - вверх
Скользит по пахоте пехота. 

М. Кульчицкий

 

Над головой раскаленный свист,

По мягкому снегу ползет связист...

Через овраги и рвы.

Тонкою черной полосой

Провод ведет связист за собой.

 В. Багрицкий.

 

Они входили молча в тихий дом,
С полуночи покинув самолеты,
тяжелым изнуренные трудом,
суровой облегченные работой

И. Авраменко.

 

Твердыня смелых в праведном бою
Огнеупорным сердцем не хладела.
Танкист-водитель славно знает дело,
Вложил в него всю ненависть свою.

М. Бажан.

 

Четыре года по команде "к бою"!
Мгновенно собирался наш расчет.
Спроси у нас орудие любое -
Оно ответит, как сражался флот.

В. Азаров

 

Враг злобствует в бешеном страхе и дрожи,

но Родина нам дорога.

Ряды партизанские ширя и множа,

народ наш   вставал на врага.

В. Шульчев

 

Мы знали все дороги отступлений,

Забитые машинами шоссе,

Всю боль и горечь первых поражений,

Все наши беды и печали все...

 

И если уж газетчиками были
И звали в бой на недругов лихих,
То с летчиками вместе их бомбили
И с пехотинцами стреляли в них.

 

 

И, возвратясь в редакцию с рассветом,
Мы спрашивали, живы ли друзья?..
Пусть говорить не принято об   этом,
Но и в стихах не написать нельзя...

А. Гитович "Военные корреспонденты”

ВЕД.I: Прозвучавшие сегодня стихи и песни о войне - одни из самых известных. Их печатали и цитировали бессчетное множество раз. Но как все подлинное, строки эти неподвластны времени,  как и память о войне.

Их авторам судилось разное. Многие погибли в первый     год войны, так и не написав свои лучшие строки, другим судьба приготовила преодолеть    многие тяготы войны и погибнуть. Немногим удалось дожить до Победы. Другие вернулись домой, стали знаменитыми поэтами, мастерами.

 

ВЕД.II: Подвигом был не только ратный, но и ежедневный писательский труд во имя Победы. Более 500 из них награждены орденами и медалями, 18 стали Героями Советского Союза, около 300 мастеров пера не вернулись с войны.

Но" все они принадлежат к одному братству поэтов-фронтовиков, к одному поколению - поколению "повелением Высочайшим самой войны".

Поэтому по-особому всегда звучат строки о своем поколении поэтов-фронтовиков.

 

ЧТЕЦ:      СТИХОТВОРЕНИЕ К.ВАНШЕНКИНА "НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ"

 

Одна в пути катила нас волна,
Одни и те же званья нас венчали.
Мы те, кого взяла еще война
Перед войной или в ее начале.

 

Двадцатый год и двадцать первый год,
Что встали по тревоге на рассвете.
А следом бодро выступил в поход

Двадцать второй. И сразу - двадцать третий.

 

...  Откуда мы? Мы вышли из войны.

В дыму за нами стелется дорога.
Мы нынче как-то ближе быть должны,
Ведь нас осталось в мире так немного.

 

Шли по войне, шли по великой всей,

И в сорок первом шли, и в сорок третьем,

И после. И теряли мы друзей.

Не зная, что таких уже не встретим.

 

Но навсегда нам памятью дано

Их видеть сквозь разрывы, в отдаленье.

Мои друзья, которых нет давно,

Они и нынче — наше поколенье.

 

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ "ЖУРАВЛИ"

/сл. Р. Гамзатова, муз. Я.Френкеля /

 

ВРУЧАЮТСЯ ЦВЕТЫ ВЕТЕРАНАМ, КОТОРЫЕ ПРИСУТСТВУЮТ В ЗАЛЕ.

 

 ЗАВЕРШАЮТ ЧТЕЦЫ:

 

1.   Война закончилась. И пушки замолчали.
И годы сгладили великую беду. И мы живем.
И мы опять весну встречаем, встречаем

        День Победы - лучший день в году.

 

2.    Война закончилась. Но песней опаленной
Над каждым домом до сих пор она кружит,
И не забыли мы, что двадцать миллионов
Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.

 

 

3.    Они исполнили солдатский долг суровый
И до конца остались Родине верны.
И мы в историю заглядываем снова,
Чтоб день сегодняшний измерить днем войны.

 

 

 

4.    Война закончилась. И заживают раны,
И в день Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней.

 

 

5.    Но с каждым годом их шеренга быстро тает,
Редеет славная гвардейская родня,
И все цветы свои весна в венок вплетает
И с ним склоняется у Вечного огня!

М. Ножкин

 

ВОЗЛАГАЮТСЯ ЦВЕТЫ К ПАМЯТНИКАМ, ОБЕЛИСКАМ ПОГИБШИХ ВОИНОВ


ИСПОЛЬ3ОВАННАЯ   ЛИТЕРАТУРА

 

1. Берггольц О. Пьесы и сценарии. - Л.: искусство, 1988. - 367с.

 

2. Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы. В 2-х томах Т.2. Сост. Наровчатов, С. Хелемский Я., М.: Худ. лит.-1975 -512с.

 

3. Имена на поверке. Стихи воинов, павших на фронтах Великой Отечественной войны. Сост. Д. Ковалев. - М.: Молодая гвардия.-1975.-304с.

 

4. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя. - К,:

    Рад. школа.-1987.-192с.

 

5. Монологи и диалоги: По страницам журнала "Вопросы литературы."

       Сб. в 2-х т., Т.1,:Л.: Известия, 1988. -544с.

 

6. Песенник. -М.:Воениздат,1982.-238 с.

 

7. Стихи о Великой Отечественной. В 2-х кн., Кн.1.-М. Худ. лит 1985.- 383с.

 

8. Тарасенко С.В. Современная советская поэзия: Пособие для учителя. - К.: Рад. школа, 1989-192с.

 

9. Твардовский А. Избранные произведения в трех томах. Т.I., М.: Худ. лит. - 1990.- 495с.

 

10. Студенческий меридиан. - 1988.- №2.

 

11. Рус. язык и лит. в сред. учеб. зав. Украины. - 1988. - №4.

 

12. Рус. язык и лит. в сред. учеб. зав. Украины.- 1988. - №5.

 

13. Киевская правда. - 1990. - 9 мая.

 

14. Комсомольское знамя . - 1990.-9мая.

 

15. Комсомольское знамя. - 1990. - 10 мая.

 

16. Позакласный час. - 2000. -№5.

 От автора:         Задача автора этого сценария в том, чтобы познакомить наше подрастающее поколение с лучшими стихотворения­ми времен Великой Отечественной войны, которые помогли бы не только воскресить те трагические и героические события нашей истории, но и напомнить о человечности, любви, мужестве, патриотизме людей, которые воевали.

Сценарий "Порохом пропахнувшие строки"... некоторым образом универсален. Если полностью реализовать этот замысел в школьных условиях практически невозможно, то можно использовать отдельные тематические страницы:

  1. Начало войны. Год 1941-й.

            2. "У войны не женское лицо".

             3. Дорогами войны: 1941-1945 годы.

             4. Год 1945-й. Победный год.

Желающие провести подобный вечер на военную тематику, сможет это сделать, незначительно дополнив, расширив данные темы, привнося и другие стихотворения, близкие и дорогие каждому отдельному человеку, потому что при написании сценария не могли не сказаться личные пристрастия автора при выборе стихотворений и песен.

 

 

1

 

doc
Додано
7 січня 2022
Переглядів
1013
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку