Литературный конкурс юных филологов

Про матеріал
У роботі представлено розробку виховного заходу з використанням ІКТ. Вона розкриває тему, мету заходу, девіз . Запропонований матеріал поєднує різні форми роботи, забезпечує наступність змісту завдань. Це створює атмосферу зацікавленості кожного учня, виховує активну та творчу особистість
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературный конкурс юных филологов

( для учащихся 9 – 11 классов )

 

 

 

 

 

 

D:\Downloads\i2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Тема.        Литературный конкурс юных филологов.

                          ( для учащихся 9 – 11 классов )

Цель: способствовать воспитанию активной, творческой личности, способной самостоятельно мыслить, действовать; прививать умение ценить общечеловеческие достоинства в себе и других; воспитывать уважительное, бережное отношение к языку, к культуре народа.

Оформление: столы для команд; стол для жюри; оценочные листы; критерии оценивания; аудиозапись; репродукции картин; плакат с девизом: «Через тернии – к звездам!»

Ход конкурса.

І. Организационный этап.      План конкурса.

  1. Приветствие команд.
  2. Представление жюри, ведущих.
  3. Лингвистический конкурс.
  4. Литературный конкурс
  5. Интеллектуальный конкурс.
  6. Конкурс чтецов.
  7. Подведение итогов.

ІІ. Приветствие команд.

  Ведущие представляют участников команд, которые (под звуки музыки) занимают свои места за столами.

  Каждая команда приветствует жюри и болельщиков. Представляет свое название, девиз, приветствие и эмблему.

ІІ. Представление жюри, ведущих.

1. Ведущий.             О юный друг! Мы встрече нашей рады.

Здесь ждут тебя победы и награды.

Ты спорь, ищи и не робей,

Свои уменья покажи скорей.

2. Ведущий.                        Ты не ропщи, а оживись

И русской речи поклонись.

Пусть знания тебя влекут

И в мир Прекрасного зовут.

ІІІ Лингвистический конкурс.

  1. Ведущий. Вам необходимо решить лингвистическую задачу, опираясь всего лишь на одну деталь.

Определите вид подчинительной связи в словосочетании по единственному признаку: известно, что в осуществлении этой связи принимает участие предлог. Что это: согласование? управление? примыкание? или то и другое? или же ни то ни другое? (управление)

     2. Ведущий. Мудрые мысли у разных народов звучат по-разному. Сейчас       будут звучать пословицы разных народов, Вам необходимо привести соответствующие по смыслу русские.

Финская: Лучше день подумать, чем целую неделю впустую трудиться.

                    ( Семь раз отмерь, один раз отрежь )

Афганская: Укушенный змеей боится и пестрой ленты.

                    ( Кто обжегся на горячем, дует на холодное )

Болгарская: Кто набирает много дел, ни одного не выполнит.

                     ( За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь )

Английская: Будь скор не на обещание, а на выполнение.

                      ( Не спеши языком, торопись делом )

Корейская: Рис рассыплешь – собрать можно, слово скажешь – назад не вернешь.

                     ( Слово не воробей: вылетит – не поймаешь )

Африканская: Не за то комара давят, что он пищит, а за то, что он кровь сосет.

                      ( Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овцу съел )

  1. Ведущий. Каждая команда получает по одному сюжетному рисунку, на котором указано задание.

  А) Составить предложение с составным глагольным сказуемым.

  Б) Составить предложение с однородными членами. 

  В) Составить предложение с обращением.

  1. Ведущий. Устойчивые словосочетания называют фразеологизмами. Мы предлагаем каждой команде продолжить наш фразеологизмы.

  - не гордись званием, а … (гордись знанием)

  - не спрашивай старого, а … (спрашивай бывалого)

  - близок локоть, да … (не укусишь)

  - неправдой свет пройдешь, да … (назад не воротишься)

  - дружба дружбой, а … (служба службой)

  - лучше ногою запнуться … (чем языком)

  1. Ведущий. К словам «СОЛНЦЕ», «РЕКА», «МОЛНИЯ» подберите оригинальные эпитеты.
  2. Ведущий. Исключите «ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ»

  - существительное, наречие, союз, обстоятельство;

  - подлежащее, определение, обстоятельство, дополнение;

  - на, за, но, вследствие;

  - предлог, союз, глагол, частица;

  - я, себя, ты, он, мы;

  - без, об, енн, анти.

  1. Ведущий. Составьте словесный портрет, используя сложные прилагательные для описания внешности человека. (на примере одного из игроков команды)

  2. Ведущий. Поставьте данные числительные в форму творительного падежа.

А) 200 (двумястами);

Б) 90 (девяноста);

В) 986 (девятьюстами восьмьюдесятью шестью).

 1. Ведущий. Продолжите предложение так, чтобы оно стало сложным.

- Однажды большой корабль разбился о скалы …

- Из команды корабля спасся только судовой врач …

- Человек добрался до незнакомого берега …

- А тем временем произошло удивительное …

- Вдруг связанный пошевелился …

- Все замерли от испуга …

2. Ведущий. На слух найти и устранить ошибки, обосновывая свои исправления.

А) Великий князь осуждает своих сыновей в том, что рано начали сокрушать мечами землю половецкую

Б) Игорь потерпел ужасного поражения и тем открыл дорогу половцам на Русь.

В) В конце тысяча восемьсот тридцать четвертом году Лермонтов был произведен в корнеты гусарского полка.

Г) Работу над «Мертвыми душами» Гоголь начал по совету и на сюжет, подсказанный Пушкиным.

Д) Одной из главнейших черт характера Чичикова было умение подстраиваться в окружающую среду.

Е) Его связали множество тонких веревок крошечные человечки.

              Жюри подводит итоги лингвистического конкурса.

                            Звучит музыка Чайковского.

ІV. Литературный конкурс.

  1. Ведущий. Мы часто слышим имена великих писателей всех времен и народов. Это о них, писателях, их книгах и героях Гете сказал:

Где светлый ум и доброй воли сила,

И мощный труд царят на благо нам –

Как может зло и мрак явиться там,

 Где блещут эти мощные светила!

  Мы начинаем конкурс, где Вам предстоит показать свою начитанность, творческое воображение, раскрыть свои поэтические таланты.

  1. Ведущий. Укажите названия художественных произведений, в состав которых входят числительные. Назовите автора произведения.
  1. Ведущий. Вспомните и назовите как можно больше пословиц, в которых есть слова «ЯЗЫК», «СЛОВО»

      2.  Ведущий. Назовите произведение и автора строчек:

- « У кумушки глаза и зубы разгорелись…» (Крылов «Лисица и виноград»);

- « Стою один среди равнины голой…» (Есенин «Отговорила роща золотая…»);

- « Теперь я знаю в Вашей воли меня презреньем наказать…» (Пушкин «Евгений Онегин»);

- « Я тебя породил, я тебя и убью» (Гоголь «Тарас Бульба»);

- « Люблю грозу в начале мая …» (Тютчев «Весенняя гроза»);

- « Вам не видать таких сражений носились знамена, как тени …» (Лермонтов «Бородино»).

  1. Ведущий. Назовите литературные жанры, в которых писали поэты.

А) Любовь мой труд и помыслы мои,

      Мне мир не нужен, если нет любви        (Рудаки. Бейты)

Б) Гляжу – опавший лист

     Опять взлетел на ветку:

     То бабочка была.          ( Японские хокку)

В) Мы не знаем, протянется ль жизнь до утра

     Так спешите же сеять вы зерна добра!

     И любовь в тленном мире к друзьям берегите

     Каждый миг пуще золота и серебра.            (Омар Хайям. Рубаи)

  1. Ведущий. Многие писатели подобны великим мудрецам. Они говорили фразы, которые позже становились крылатыми. Кто автор этих строк:

Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро » (Чехов);

- «У сильного всегда бессильный виноват» (Крылов);

- « Сейте разумное, доброе, вечное…» (Некрасов);

- « Работа – вот лучшее лекарство» (Блок);

- « Где мало слов, там вес они имеют» (Шекспир);

- « В жизни всегда есть место подвигам» Горький).

  1. Ведущий. Представьте, что перед Вами необычная визитная карточка писателя. Угадайте «Кто это?»

А) Он был не только выдающимся мыслителем, исследователем, астрономом, но и настоящим энциклопедистом своего времени. Его называли «Царь философов Востока и Запада». Его имя едва ли уместится в одну журнальную строку. (Омар Хайям)

Б) Великий флорентиец, который вслед за Данте продолжал дело создания единого итальянского языка и литературы, философ, ученый, политик, путешественник. Литературная слава его основывается на цикле его любовной лирики. (Франческо Петрарка)

В) Первый научно-фантастический роман «Затерянный мир» увидел свет в 1912 году. К этому времени его знали как автора детективного жанра. (Конан Дойл)

2. Ведущий. Литературные герои. Они входят незримо в нашу жизнь и занимают в ней такое же место, как окружающие нас люди. Попробуйте их угадать.

- «Стоит необыкновенный малыш и серьезно меня разглядывает. По его виду никак нельзя было сказать, что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне…» (Маленький принц, Сент-Екзюпери)

- « …раны зажили, и только одни сабельные рубцы давали знать, как глубоко когда-то был ранен старый казак» ( Тарас Бульба , Гоголь)

- « Она была хороша: высокая,тоненькая, глаза черные, как у горней серны, так и заглядывали вам в душу» (Бэла, Лермонтов «Герой нашего времени»)

  1. Ведущий. А сейчас попробуйте написать записку от имени литературного

героя, не называя ни адресата, ни адресанта. В записке необходимо передать знание текста и глубину понимания характера литературного героя.

  1. Ведущий. Легко ли сочинять стихи? Сейчас попробуем. Давайте поиграем в буриме. Я называю первую строчку, а Вы составляете четверостишье.      

Я сегодня рано встал…

 

   Жюри подводит итоги  литературного конкурса.

   Звучит музыка вальса.

V. Интеллектуальный конкурс.

   1. Ведущий. Слово «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ» означает «насыщенный глубокой мыслью». Поэтому для успешного выполнения следующего задания Вам нужно будет пофилософствовать.

    Продолжите мысль.

- Наивысшая ценность для человека – это …

- Нельзя прожить без …

- Чтобы иметь друзей, надо …

- Самое главное в жизни – это …

- Если бы я был волшебником, я бы непременно …

- Листая книгу, я всегда думаю …

2.  Ведущий. Академик Лихачев говорил: «Память – одно из важнейших свойств бытия: материального, духовного, человеческого… Память – основа совести и нравственности, основа культуры…» Из описания, которое Вы услышите, скажите, кому создан памятник или музей?

- На острове Джерси в Ла-Манше, где он жил в изгнании, ему сооружен памятник. Памятник поставлен на обрыве за океаном, постамент у него не очень высокий – всего 20-30 см, он весь зарос травой, поэтому кажется, что его герой стоит прямо на земле. (В.Гюго)

- Этот литературно-мемориальный музей находится в Феодосии. На мемориальной доске у входа высечен портрет писателя. В маленьком домике расположены «кают-компания шкипера», «трюм фрегата», «корабельная библиотека». (А.Грин)

- Ялтинская дача стояла почти за городом, и была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. К ней примыкали цветничок и фруктовый сад. Сейчас здесь создан дом-музей. (А.Чехов)

 1. Ведущий. Рассмотрите репродукции картин, иллюстрации. К каким произведениям они выполнены?

 2. Ведущий. Прослушайте фрагменты музыкальных произведений, назовите художественные произведения, по мотивам которых они написаны.

 1. Ведущий. Назовите поэтов, на стихи которых написаны песни, романсы.

- « Я тебя отвоюю…»  ( М.Цветаева);       « Не жалею, не зову, не плачу…»        ( С.Есенина);  « Мне нравится…» (М.Цветаева); « Я встретил Вас…»  (Ф.Тютчев);  « Зимняя ночь» (Б. Пастернак); « На заре та ее не буди…»  (А.Фет)

                     Жюри подводит итоги интеллектуального конкурса.

                                   Звучит одна из песен поэтов.

VІ. Конкурс чтецов.

   1. Ведущий. Поэзия… К ней мы привыкаем с детских лет, она сопутствует нам на всех путях и перепутьях нашей жизни. Власть лирики беспредельна. Ритмы стихов, их звучание, их музыку мы всегда воспринимаем как нечаянную радость.

   Я объявляю конкурс любителей поэзии.  (выразительное чтение стихов наизусть)

VІІ. Подведение итогов конкурса.

Жюри объявляет итоги конкурса, награждает победителей.

 

docx
До підручника
Зарубіжна література 9 клас (Ніколенко О.М., Зуєнко М.О., Стороха Б.В., Туряниця В.Г., Орлова О.В.)
Додано
21 жовтня
Переглядів
71
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку