Синтаксис начинается с сочетаемости слов, на основе которых образуются словосочетания и предложения.Поэтому работа над словосочетанием подготавливает школьников к осознанию синтаксических отношений между словами внутри предложения. Прагматические акценты изучения темы «Словосочетание» можно усилить, если дополнить практическую часть учебника ЛГ упражнениями.Система лексико - грамматических упражнений призвана решить проблему предупреждения интерферентных ошибок, соединения лингвистической компетенции учащихся с коммуникативной. В лексико-грамматических упражнениях , разработанныхк теме «Синаксис. Словосочетание.» 8 класс реализуются элементы современных подходов к изучению русского языка:
личностно-ориентированного
коммуникативно-деятельностного
когнитивно-коммуникативного
Лексико-грамматические упражнения
по русскому языку
Синтаксис. Словосочетание /8класс/
учитель русского языка и литературы
Суворовской СОШ
Е.С. Ракова
Измаил
2017
Дорогие ребята!
Вам, наверное, известно, что знания можно получать от других в готовом виде, но можно их находить и самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных наблюдений, открытий, как правило, прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания. Данные упражнения помогут вам в активном усвоении лексического и грамматического материала в рамках изучения темы
«Словосочетание».
В русском языке соединение смыслов
невозможно без согласования форм
Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа
в здании грамматики. Морфология – это грамматика слова; Сравочное синтаксис – грамматика словосочетания и предложения. бюро Морфология изучает строение слова и формы изменения слов.
Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие
грамматические классы (части речи) объединяются слова по
формам изменения.
Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ на вопрос, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом.
Можно сказать и так: морфология предлагает синтаксису средства связи — возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает законы сочетания слов. Единицы морфологии – формы слов
используются синтаксисом для соединения слов в
словосочетания и предложения; средства связи: вопросы, окончания и предлоги.
Структурируйте сведения, оформив их кластером.
Известно, что зависимым словом в словосочетании является одно из следующих слов: кирпичного, школу, аккуратно,
последней, поспешно, часов, о фильме, профессиональным.
Попробуйте предсказать главное слово. Определите виды
связи в словосочетаниях.
Образец: спелую – зависимым словом является
прилагательное в форме ед. ч., ж. р., В. п. Значит, главным
словом будет существительное в такой же форме, обозначающее предмет. Вид подчинительной связи согласование.
“Соберите” предложение из “рассыпавшихся” слов. Это задание также
связано с прогнозированием.
Давайте “соберем” предложение, которое “рассыпалось” на такие
словоформы: благоухала, ранним, на, белая, только что, утром, сад,
нежно, распустившаяся, весь, летним, роза.
Благоухала – это глагол в форме прошедшего времени,
единственного числа, женского рода. В предложении он должен
быть сказуемым и связан с подлежащим – существительным женского рода, единственного числа, именительного падежа.
Такое существительное есть – роза. Получилась грамматическая
основа – благоухала роза. Следующее слово – ранним. Это
прилагательное в форме …… падежа …….числа, ….или …… рода.
Оно предсказывает, что в предложении должно быть ……. с такими же грамматическими признаками. Находим его –…….... К
этому же существительному относится и прилагательное……..
Дальше продолжайте сами. Запишите получившееся предложение и сделайте синтаксический разбор .
- 6 -
Прочитайте текст, выпишите отдельные словосочетания , раскройте их значение .
Сократ, кот орого современники считали самым мудрым человеком в мире, а потомки признали образцом философа, часто обращался к новому знакомому с такой просьбой: «Поговори, чтобы я тебя увидел». И по тому,
как собеседник говорил (начинал разговор, рассуждал, доказывал, спорил, шутил, соглашался), Сократ определял до мельчайших подробностей, что за человек перед ним.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему намерения осуществляются, а мечты сбываются? Почему кого-то можно
Давайте привести в восторг, привести в ярость, в гнев или в уныние, но
обсудим никак не привести в ликование? Человек, владеющий языком, никогда не назовет здоровье тяжелым, а болезнь – крепкой; не спутает обороты потерять терпение и утратить
спокойствие. Во всех этих случаях мы учитываем особенности
лексической сочетаемости слов, т. е. их способности
соединяться друг с другом. Многие ошибки в нашей речи объясняются нарушением правил лексической сочетаемости.
В словосочетаниях перепутаны связи слов друг с другом. Наведите порядок в этих связях так, чтобы у каждого слова оказался
«правильный» сосед:
повысить здоровье ___________________
улучшить зарплату; _____________________ укрепить качество; _____________________ усилить условия; _______________________ повысить оборону.______________________
- 7 -
Проверьте, любые ли слова можно соединять друг с другом, чтобы получилось словосочетание? Установите причины лексической несочетаемости компонентов словосочетания.
1. Ужасно красивая – очень красивая; произвели обыск – произвели ремонт; отъявленный хулиган – отъявленный товарищ; памятный подарок – памятный сувенир.
2. Красивое лицо – лицо кавказской национальности; благодарю за
внимание – благодарю за беспокойство; порода овец – порода цветов.
3. Высокий и бледный юноша; молодой, но седой воин; пирамидальные и зеленые тополя; ждали очень и с нетерпением;
мечтали и строили планы на будущее.
В данных словосочетаниях нарушены нормы лексической сочетаемости слов. Запишите словосочетания, исправив ошибки.
Дешевые цены, предпринять меры, заслужил известность, неослабная
помощь, не играет значения, скоропостижный отъезд, увеличить уровень,
оказать заботу.
Придумайте предложения с устойчивыми словосочетаниями играть роль, иметь значение.
Межъязыковые омонимы (по-укр.: міжмовні омоніми) — это слова, которые в разных языках произносятся одинаково или очень похоже, но
Сравочное имеют разные значения. Межъязыковые омонимы при переводе часто
бюро преподносят неприятные сюрпризы, поэтому их называют «ложными друзьями» переводчика.
Исправьте ошибки, вызванные русско-украинской межъязыковой омонимией. Проверьте правильность выполненного задания можно по
украинско-русскому словарю межъязыковых омонимов М. П. Кочергана.
1.Неправильные действия привели к великим потерям времени. 2.Ему так
хотелось дать корыстный совет. 3.Голова собрания огласил повестку дня.
- 8 -
Прочитайте словосочетания, определите их вид; выберите те из них, с помощью которых можно образно нарисовать предмет, передать отношение к нему пишущего. Составьте с ними предложения.
Редкий камыш, чуткий камыш; крупная звезда, одинокая звезда; громкий звук, таинственный звук; весенний гром, веселый гром; карие глаза, холодные глаза; низкое облако, грустное облако.
? Как называется такое выразительное средство языка?
Приведите примеры подобного использования средств выразительности из известных вам произведений.
Подберите все возможные определения к приведенным существительным речь, впечатление, общение, информация, оратор. Используя полученные словосочетания, составьте с ними распространённые предложения или небольшой текст.
Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Букет осенних листьев», «Описание осеннего неба». Какие
словосочетания (глагольные или именные) помогут вам
составить описание, передать отношение к предмету описания? Выпишите из предложений словосочетания, в состав которых входят прилагательные-эпитеты.
Поставьте слова, приводимые в скобках, в родительном и
винительном падежах. Если возможны оба падежа, установите,
какой наиболее употребителен в разговорной речи?
1. Я еще не написала (сочинение).
2. (Не) льзя (ни) кому навязывать (свое мнение). 3. Мы (не) питали (надежда) получить премию. 4. (Ни) кто (не) проявлял (доверие) к
его рассказам.
Справка. Следует различать конструкции со словами,
близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных
падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но:
тревожиться за кого-нибудь. Ошибка может
Знаете ли возникнуть из-за того, что оба глагола имеют значение «волноваться». Другой пример: уверенность
вы! в чем-либо, но: вера во что-либо. В этом случае ошибка
может быть порождена общим корнем.
обидеться на что-либо обиделся на эти слова |
обижен чем-либо обижен этими словами |
обрадоваться чему-либо обрадоваться возвращению |
обрадован чем-либо обрадован возвращением |
обращать внимание на что-либо обращать внимание на недостатки |
уделять внимание чему-либо уделять внимание каждому |
основываться на чем-либо основываться на эксперименте |
обосновывать чем-либо обосновывать экспериментом |
отзыв о чем-либо отзыв о книге |
рецензия на что-либо рецензия на книгу |
уверенность в чем-либо уверенность в успехе |
вера во что-либо вера в успех |
уплатить за что-либо уплатить за проезд |
оплатить что-либо оплатить проезд |
Определите, каким падежом управляют следующие слова:
Давайте гордиться, восторгаться, любоваться, надеяться, полагаться, рассчитывать. обсудим!
? Есть ли в управлении какая-то закономерность?
Соедините слова в словосочетания, ставя зависимое слово в нужной
форме. Укажите падеж существительного.
1) Предостеречь, предупредить (опасность); 2) удивляться, поражаться
(поступок); 3) сосредоточить внимание, обратить внимание (главное);
4) превосходство, преимущество (противник); 5) потерпеть поражение, проиграть (чемпион); 6) уплатить, оплатить (проезд); 7) опираться,
базироваться (результаты); 8) командующий, командир (полк); 9)
отчитывать, упрекать (недобросовестность); 10) презирать, пренебрегать (опасность).
2. В словах с приставками пред- и пре- подчеркните ошибкоопасные места.
В копилку слов: презирать, пренебрегать, превосходство, -6-
преимущество.
Предлоги уточняют значение падежных форм и требуют к себе внимательного отношения!
Словосочетания , в которых управление выражено только
предлогом , встречаются не так часто; лишь в тех случаях, когда в
Знаете ли роли зависимого слова выступает несклсуществительное ( разговаривать с конферансье, расспрашивать о оняемое имя
вы? ! колибри, подойти к метро). У таких слов нет падежных окончаний
Однако несклоняемое существительное , как и любое другое , может быть управляемым , то есть стоять в косвенном падеже , и предлог нередко помогает ему выразить падежное окончание.
- 11-
1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие
словосочетания.
Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее, приехать с
Киева, заведующий больницы, отличать буквы и звуки, по окончанию школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на
физику, оплатить за проезд, удивляться поведением, тревожиться о родных, указать о недостатках, удостоить наградой.
2. Какие словосочетания были подчеркнуты на экране зеленым
цветом? О чем это говорит? Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в диалоговом окне “Грамматическое пояснение”. Все ли ошибки исправила программа
“Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте вывод о том, можно ли во всем полагаться на компьютерные программы проверки орфографии и грамматики.
3. Запишите все словосочетания правильно, в соответствии с
нормами литературного языка.
Составьте и запишите словосочетания со следующими управляющими словами, укажите падеж управляемых слов.
Заинтересовать - заинтересоваться, задумать - задуматься, беспокоить - беспокоиться, смотреть - присматриваться, увидеть - увидеться.
Одно из любимых развлечений жителей этого странного города - одевать свою одежду. Одевание одежды проходит здесь как красочный
праздник: на центральную городскую площадь каждый приносит кто
платье, кто свитер, кто кофту. И начинает одевать: "Стой спокойно, платье, не вертись! Сейчас я тебя одену: я надену на тебя джинсы,
куртку, повяжу платочек". Платье одето! Правда (тсс!) жители здесь ходят голышом. Что же делать? Может, прислать им еще одежды?
О каком явлении языка здесь идет речь? Что бы вы посоветовали жителям этого города? Сочините свою грамматическую сказку.
Образуйте от приведённых ниже глаголов форму 1-го лица единственного числа. В том случае, если сделать это невозможно,
используйте синонимы или описательные выражения. Лезть,
пылесосить, печь, дерзить.
Раскройте скобки, поставив глаголы в форму настоящего или
будущего времени.
1) Я (убедить) вас в правильности моих взглядов.
2) Если я не сдам экзамена, то (очутиться) в неприятном положении.
3) Я уверен, что в этих соревнованиях я (победить).
4) Понимая, что я (дерзить), попрошу у товарища извинения.
? Почему глаголы типа победить, убедить, дерзить и т.п. лингвисты называют дефектными (недостаточными)? В чём их дефектность?
Подчеркните словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании. Вспомните , как определяется род несклоняемых
существительных.
Известное кафе, строгое жюри, интересное интервью, шумное Сочи, красивый Дели, вкусное пюре, горячий кофе, новый АТС, жёлтое такси, тёплый кашне, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, седьмая авеню, хохлатый какаду, трамвайное депо.
Составьте с данными словами словосочетания
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Подчеркните окончания прилагательных.
Кофе___________________ какао _____________________ желе ________________ колибри _____________________ пианино_______________какаду_______________________
При употреблении словосочетаний в речи часто встречается грамматическая несочетаемость компонентов. Исправьте ошибки грамматического характера в предложенных ниже примерах.
1. Памятник писателя. 2. Письмо в деревню. 3. По окончанию спектакля. 4. Скучаем по вас.
Ошибки в словосочетаниях приводят к тавтологии ( тавтология- неоправданная избыточность выражений. )Исправьте ошибки такого
рода .
Образец: Толпа быстро кинулась на Михаила - значение слова
быстро входит в значение глагола кинуться, то есть быстро устремиться.
1. У Пушкина в Михайловском была целая библиотека книг.2.Хлестаков ходил важной походкой, как генерал.3.Мцыри хо тел обрести волю и свободу.
Прочитайте предложения и найдите в словосочетаниях ошибки, вызванные влиянием украинского языка.
1.С тебя уже все смеются. 2. Мама соскучилась за тобой.3. Я за него не говорю.4. Через него я и ошибся.5.Н ехорошо надсмехаться с товарища.6 Экзамен будет проводится по вопросах.
- 15 -
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что
Оратор! изучение темы «Словосочетание» просто необходимо.
Прежде чем выполнить задание, прочитайте
лингвистическую сказку. В ней вы найдёте множество подсказок.
Сказка из жизни Словосочетаний
Жили-были, не тужили, участвовали в синтаксической жизни,
всем помогали удивительно трудолюбивые и миролюбивые
единицы языка – Словосочетания. Были они небольшие, очень подвижные, легко помогающие словам найти общий язык. И на всё они шли ради этого, всё знали и умели: там падеж
изменить, окончание подправить, там нужный предлог
подобрать, а там и вовсе в значение вникнуть. Нелёгкое это дело. Чуть зазеваешься – грамматическая ошибка, а то и речевая. Помните известное: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб.
А всё дело в незнании падежных форм. Как часто по незнанию
мы разрушаем фразеологизмы. На секунду отвернёшься, и
словосочетания тут же разрушаются, просто распадаются на глазах.
Вот и просят они нас, читателей: «Побольше читайте, вглядывайтесь в литературный текст, учитесь правильно соединять слова, а уж мы поможем предложение составить».
Можно ли начать своё выступление следующими словами?
Мы уже знаем, что одно и то же слово может жить в языке . в разных видах, или, как говорят лингвисты, формах. Более того, оно просто обязано менять свой внешний облик — иначе, по законам русского языка, ему не удастся соединиться с другими словами и образовать предложение.
- 16-