Логопедичне заняття на тему: «Диференціація голосних «у»- «ю» в словах та реченнях»

Про матеріал
ПЛАН – КОНСПЕКТ логопедичного заняття для учнів 2-х класів, що мають логопедичний статус: ПЧ, ПП, зумовлені НВЗНМ на тему: «Диференціація голосних «у»- «ю» в словах та реченнях»
Перегляд файлу

 

ЕНЕРГОДАРСЬКА ЗАГАЛЬНООСВІТНЯ ШКОЛА І– ІІІ СТУПЕНІВ №2

 

ЕНЕРГОДАРСЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ ЗАПОРІЗЬКОЇ ОБЛАСТІ





 

 







 

ПЛАН – КОНСПЕКТ

 

відкритого логопедичного заняття,

проведеного з групою учнів 2-х класів,

що мають логопедичний  статус: ПЧ, ПП, зумовлені  НВЗНМ

 на тему:

«Диференціація голосних «у»- «ю» в словах та реченнях»




 


 

Підготувала

Кращенко Н.М.,

вчитель-логопед

 



 

Енергодар

 2018 рік

 

 

Тема: Дифференциация гласних «у» - «ю» в словах и предложениях.

Цели:

  1.   Формировать у учащихся умение выбирать гласне «у» или «ю», опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного, устно и на письме.
  2.   Обогащать словарный запас учащихся. Активизировать лексику  по теме: «Морские  животные».
  3.   Развивать фонематический слух, слуховую память, слуховое восприятие; продолжать работу над звукобуквенным  анализом слов.
  4.   Корригировать мыслительные процессы: оперативную  память, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу.
  5.   Воспитывать любовь к  природе, любознательность.

Оборудование:

  • ИКТ;
  • буквы «у», «ю» по количеству детей;
  • картинки на дифференциацию гласных «у», «ю»;
  • карточки с заданием № 1 (по количеству детей);
  • карточки с заданием № 2 (по количеству детей);
  • цифровой ряд (по количеству детей);
  • орфограммы «чу» «щу»;
  • предметные картинки;
  • мяч, ракушки с заданиями (по количеству детей);
  • таблицы к игре «Компьютер» (по количеству детей).

Ход занятия

  1. Вступительная часть
  1.     Нервно-психическая подготовка

- Мы продолжаем с Вами работать над дифференциацией гласных первого и второго ряда.

 - Назовите гласные первого ряда (а, о, у, э, ы)

 - Назовите гласные второго ряда (я, ё, ю, е, и)

 - Для чего служат гласные второго ряда?

 - Правильно. Для смягчения впереди стоящего согласного.

2. Повторение пройденного материала

 - Вы знаете, что гласные расположены парами. Каждой гласной перового ряда соответствует гласная второго ряда. Давайте вспомним букв - подружек гласных первого ряда. Я буду называть слог, а Вы мне назовите противоположный. Слушайте внимательно: (упражнение выполняется с перекидыванием мяча) ра, ро, ру, ре, ры

лы, ле, лу, ло, ла.

- Мы с Вами уже повторили такие пары гласных: «а-я», «ы-и». Сейчас Вы должны догадаться над какой парой гласных мы будем работать сегодня. А помогут Вам в этом загадки. Первые буквы слов - отгадок и будут темой нашего занятия.

Загадки:


1.Змеи все, моя родня,

Но не ядовитый я,

Желтенькое есть пятно,

Выдает меня оно. (Уж)

2. Как задорно пляшет крошка,

А всего одна лишь ножка …(Юла)

- Давайте назовем гласные, с которых начинаются слова – отгадки.

Буквы «у» «ю» выставляются на наборное полотно.


II. Основная часть

  1. Сообщение темы занятия

-  И так, ребята, над какой темой мы сегодня будем работать?

- Правильно, над дифференциацией гласных «у», «ю» в словах и предложениях, опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного.

2. Объяснение нового материала

- Прослушайте слова:

 Лук – люк

Сравните эти слова: (слова-картинки вывешиваются на доске).

 - по смыслу

 - по звучанию

- по написанию

Круг-крюк

Сравните эти слова: (слова-картинки вывешиваются на доске).

 - по смыслу

 - по звучанию

- по написанию

- придумайте по предложению с любым из этих слов.

3. Дифференциация гласных «у», «ю» в словах, устно

- Прослушайте слова. Поднимите букву «у» или «ю», опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного.

(Слова: труба,  клюква, катушка, тюлень, стружка, петрушка, полюс, куст, крюк, кукла).

4. Развитие навыков  звукобуквенного  анализа слов

Работа с цифровым рядом.

Дети получают карточки с цифровым рядом. Учащиеся слушают слова  и зачеркивают ту цифру, под которой находится буква «У», цифру под которой  находится буква «Ю» - в кружочек.

Перечень слов


          І вариант

  1. Колючка
  2. Пастушок
  3. Продукты
  4. Люблю
  5. Фурункул
  6. Кастрюля 

 ІІ вариант

  1. Малютка
  2. Кукуруза
  3. Вестибюль
  4. Костюм
  5. Тротуар
  6. Кондуктор

 

1)   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11    12                            

2)   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11    12

3)   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11    12

4)   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11    12

5)   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11    12

6)   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11    12

 

 

 

5. Дифференциация гласных «у», «ю» в словах, на письме

 - Рассмотрите эти картинки. (картинки: глобус, верблюд, блюдце, тюльпан, щука, брюки, курица, груша)

- Давайте назовем их. Какое из этих слов содержит орфограмму?

- Какое правило мы знаем?

- Правильно, «чу», «щу» пиши с буквой «у». (орфограмму «чу», «щу» вывешиваем на доске.)

а) Работа в тетрадях

- Запишите слова – названия картинок в два столбика, опираясь на твердость или мягкость согласного, стоящего перед гласными «у», «ю». Орфограмму подчеркните.

 б) Проверка задания

6. Работа по карточкам № 1

Детям раздаются индивидуальные карточки с заданием. (Задание выполняется на карточках).

- А теперь вставьте пропущенные буквы «у», «ю» в слова. Подчеркните согласные перед гласными «у», «ю». Твердый согласный одной чертой, мягкий – двумя.

Задание А -  делаем устно.

Задание Б и В – дети выполняют самостоятельно письменно.


а)   изб . шка

      кл . шка

      кр . па

      н . жно

      пар . сник

 

б)   тр . бка

          т . бик

          кр . чок

          стар . шка

           пл . шка

 

в)под . шка

      подр . жка

      кл . в

      кл . ч

      кл . мба


7. Проверка выполнения задания

8. Физминутка

 -  А теперь давайте немножко отдохнем. Встаньте возле своих стульчиков, выполняем упражнение вместе со мной.

9. Дифференциация гласных «у», «ю» в предложениях. Работа по карточкам № 2

- Продолжим нашу работу над буквами «у», «ю»  в предложениях. (детям раздаются карточки с заданием) Задание выполняется в тетрадях.

- Давайте все вместе ознакомимся с заданием

Спишите предложения. Вставьте  пропущенные гласные  «у» или «ю». Подчеркните согласные перед  вставленными гласными. Твердые согласные   одной  чертой. Мягкие – двумя.

  1. Л . да ела р . мян . ю пл . шк .  .
  2. Кат . ша кормит г . сей.
  3. Г . си плещ . тся в л . же.
  4. В пр . д . раст . т к . вшинки.
  5. Л . ба и Л . да л .бовались сал . том.
  6. Б . ратино нёс золотой кл . чик.

 10. Проверка выполнения задания

11. Игра: «Добавь словечко».

- Отложите ручки, закройте тетради, наведите порядок на Ваших рабочих местах. Прослушайте запись. Что вы слышите?

-Правильно, шум моря. А сейчас я приглашаю Вас на Красное море. Мы не будем покупать билеты, а воспользуемся машиной времени, гостей тоже берем с собой. Закрываем глаза. Мысленно надеваем акваланги, ласты, подключаем кислород и медленно погружаемся в морские глубины. Внимательно понаблюдайте за жизнью морских обитателей. А теперь поделимся впечатлениями.

 Правила игры Вы знаете. Нужно в точной последовательности повторить все предыдущие слова и добавить одно свое.

- Молодцы ребята.  Я вижу, Вы были очень внимательными. Я на морском дне увидела вот такую  рыбку. Эта рыбка называется комета.

-У меня для Вас следующее задание: узнать как можно больше о комете и рассказать на следующем занятии. Чей рассказ будет лучшим, тот получит небольшой подарок.

-А ещё я подобрала чудесный мешочек.

-Угадайте, что здесь?

-Правильно, ракушки.

Дети открывают ракушку,

12. Работа с деформированными предложениями

-А ещё я подобрала на морском дне чудесный мешочек.

-Угадайте, что здесь?

-Правильно, ракушки.

Дети открывают ракушки и находят там задания (учащиеся составляют из слов предложения, записывают их на листочках, а затем читают вслух).

  1. Красивая, это, море, сказка.
  2. Дети, любят, и, море, взрослые.
  3. Человек, мечтает, на, каждый, побывать, море.
  4. Опасность, море, таить, в, себе, может, но.
  5. Солёная, очень, вода, море, в.
  6. Море, в, морские, живут, обитатели.
  7. О, сказок, море, сложено, легенд, и, много.
  8. На, воде, быть, внимательным, нужно.
  9. Русалочке, все, о, знают, сказку.

13. Составление рассказа из предложений

- Давайте прочитаем еще раз наши предложения, но в такой последовательности, чтобы получился рассказ о море.

III. Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

 - Чему мы сегодня учились на занятии?

- Учились различать гласне «у», «ю» в словах и предложениях, опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного.

 - Повторили орфограмму «чу», «щу».

 - Познакомились с рыбкой кометой.

 - Работали над деформированными предложениями.

- Составили рассказ о море.

 - Мне понравилось, как Вы сегодня работали. А какое из заданий Вам больше всего понравилось и почему?

 - Сейчас наш волшебный «Компьютер» оценит Вашу работу. Правила игры Вы знаете: я произношу слово один раз, а Вам необходимо в нем найти нужный звук и вписать соответствующую букву в определенную клеточку таблицы.                

(Таблицы раздаются детям)

- Для начала, сосчитайте количество клеточек, считаем слева на право. Итак, слушаем внимательно.

1. В слове «палка» определите третий звук и запишите соответствующую букву в третью клеточку.

2. В слове «ножницы» определите последний звук и запишите соответствующую букву в седьмую клеточку.

3. В слове «компас» определите третий звук и запишите соответствующую букву в первую клеточку.

4. В слове «дудочка» определите звук, который встречается дважды и запишите  соответствующую букву в пятую клеточку.

5. В слове «строчка» определите четвертый звук и запишите соответствующую букву во вторую клеточку.

6. В слове «урок» определите третий звук и запишите соответствующую букву в четвертую клеточку.

7. В слове «рукавица» определите седьмой звук и запишите соответствующую букву в шестую клеточку.

 - Что получилось? Получилось слово «молодцы!»

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я согласна с нашим независимым экспертом и тоже говорю Вам – «молодцы!».

 - Вы очень активно работали на уроке. Спасибо. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
21 лютого 2019
Переглядів
1389
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку