ЕНЕРГОДАРСЬКА ЗАГАЛЬНООСВІТНЯ ШКОЛА І– ІІІ СТУПЕНІВ №2
ЕНЕРГОДАРСЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ ЗАПОРІЗЬКОЇ ОБЛАСТІ
ПЛАН – КОНСПЕКТ
відкритого логопедичного заняття,
проведеного з групою учнів 2-х класів,
що мають логопедичний статус: ПЧ, ПП, зумовлені НВЗНМ
на тему:
«Диференціація голосних «у»- «ю» в словах та реченнях»
Підготувала
Кращенко Н.М.,
вчитель-логопед
Енергодар
2018 рік
Тема: Дифференциация гласних «у» - «ю» в словах и предложениях.
Цели:
Оборудование:
Ход занятия
- Мы продолжаем с Вами работать над дифференциацией гласных первого и второго ряда.
- Назовите гласные первого ряда (а, о, у, э, ы)
- Назовите гласные второго ряда (я, ё, ю, е, и)
- Для чего служат гласные второго ряда?
- Правильно. Для смягчения впереди стоящего согласного.
2. Повторение пройденного материала
- Вы знаете, что гласные расположены парами. Каждой гласной перового ряда соответствует гласная второго ряда. Давайте вспомним букв - подружек гласных первого ряда. Я буду называть слог, а Вы мне назовите противоположный. Слушайте внимательно: (упражнение выполняется с перекидыванием мяча) ра, ро, ру, ре, ры
лы, ле, лу, ло, ла.
- Мы с Вами уже повторили такие пары гласных: «а-я», «ы-и». Сейчас Вы должны догадаться над какой парой гласных мы будем работать сегодня. А помогут Вам в этом загадки. Первые буквы слов - отгадок и будут темой нашего занятия.
Загадки:
1.Змеи все, моя родня,
Но не ядовитый я,
Желтенькое есть пятно,
Выдает меня оно. (Уж)
2. Как задорно пляшет крошка,
А всего одна лишь ножка …(Юла)
- Давайте назовем гласные, с которых начинаются слова – отгадки.
Буквы «у» «ю» выставляются на наборное полотно.
II. Основная часть
- И так, ребята, над какой темой мы сегодня будем работать?
- Правильно, над дифференциацией гласных «у», «ю» в словах и предложениях, опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного.
2. Объяснение нового материала
- Прослушайте слова:
Лук – люк
Сравните эти слова: (слова-картинки вывешиваются на доске).
- по смыслу
- по звучанию
- по написанию
Круг-крюк
Сравните эти слова: (слова-картинки вывешиваются на доске).
- по смыслу
- по звучанию
- по написанию
- придумайте по предложению с любым из этих слов.
3. Дифференциация гласных «у», «ю» в словах, устно
- Прослушайте слова. Поднимите букву «у» или «ю», опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного.
(Слова: труба, клюква, катушка, тюлень, стружка, петрушка, полюс, куст, крюк, кукла).
4. Развитие навыков звукобуквенного анализа слов
Работа с цифровым рядом.
Дети получают карточки с цифровым рядом. Учащиеся слушают слова и зачеркивают ту цифру, под которой находится буква «У», цифру под которой находится буква «Ю» - в кружочек.
Перечень слов
І вариант
ІІ вариант
1) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
3) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
4) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
5) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
6) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
5. Дифференциация гласных «у», «ю» в словах, на письме
- Рассмотрите эти картинки. (картинки: глобус, верблюд, блюдце, тюльпан, щука, брюки, курица, груша)
- Давайте назовем их. Какое из этих слов содержит орфограмму?
- Какое правило мы знаем?
- Правильно, «чу», «щу» пиши с буквой «у». (орфограмму «чу», «щу» вывешиваем на доске.)
а) Работа в тетрадях
- Запишите слова – названия картинок в два столбика, опираясь на твердость или мягкость согласного, стоящего перед гласными «у», «ю». Орфограмму подчеркните.
б) Проверка задания
6. Работа по карточкам № 1
Детям раздаются индивидуальные карточки с заданием. (Задание выполняется на карточках).
- А теперь вставьте пропущенные буквы «у», «ю» в слова. Подчеркните согласные перед гласными «у», «ю». Твердый согласный одной чертой, мягкий – двумя.
Задание А - делаем устно.
Задание Б и В – дети выполняют самостоятельно письменно.
а) изб . шка
кл . шка
кр . па
н . жно
пар . сник
б) тр . бка
т . бик
кр . чок
стар . шка
пл . шка
в)под . шка
подр . жка
кл . в
кл . ч
кл . мба
7. Проверка выполнения задания
8. Физминутка
- А теперь давайте немножко отдохнем. Встаньте возле своих стульчиков, выполняем упражнение вместе со мной.
9. Дифференциация гласных «у», «ю» в предложениях. Работа по карточкам № 2
- Продолжим нашу работу над буквами «у», «ю» в предложениях. (детям раздаются карточки с заданием) Задание выполняется в тетрадях.
- Давайте все вместе ознакомимся с заданием
Спишите предложения. Вставьте пропущенные гласные «у» или «ю». Подчеркните согласные перед вставленными гласными. Твердые согласные одной чертой. Мягкие – двумя.
10. Проверка выполнения задания
11. Игра: «Добавь словечко».
- Отложите ручки, закройте тетради, наведите порядок на Ваших рабочих местах. Прослушайте запись. Что вы слышите?
-Правильно, шум моря. А сейчас я приглашаю Вас на Красное море. Мы не будем покупать билеты, а воспользуемся машиной времени, гостей тоже берем с собой. Закрываем глаза. Мысленно надеваем акваланги, ласты, подключаем кислород и медленно погружаемся в морские глубины. Внимательно понаблюдайте за жизнью морских обитателей. А теперь поделимся впечатлениями.
Правила игры Вы знаете. Нужно в точной последовательности повторить все предыдущие слова и добавить одно свое.
- Молодцы ребята. Я вижу, Вы были очень внимательными. Я на морском дне увидела вот такую рыбку. Эта рыбка называется комета.
-У меня для Вас следующее задание: узнать как можно больше о комете и рассказать на следующем занятии. Чей рассказ будет лучшим, тот получит небольшой подарок.
-А ещё я подобрала чудесный мешочек.
-Угадайте, что здесь?
-Правильно, ракушки.
Дети открывают ракушку,
12. Работа с деформированными предложениями
-А ещё я подобрала на морском дне чудесный мешочек.
-Угадайте, что здесь?
-Правильно, ракушки.
Дети открывают ракушки и находят там задания (учащиеся составляют из слов предложения, записывают их на листочках, а затем читают вслух).
13. Составление рассказа из предложений
- Давайте прочитаем еще раз наши предложения, но в такой последовательности, чтобы получился рассказ о море.
III. Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
- Чему мы сегодня учились на занятии?
- Учились различать гласне «у», «ю» в словах и предложениях, опираясь на твердость или мягкость впереди стоящего согласного.
- Повторили орфограмму «чу», «щу».
- Познакомились с рыбкой кометой.
- Работали над деформированными предложениями.
- Составили рассказ о море.
- Мне понравилось, как Вы сегодня работали. А какое из заданий Вам больше всего понравилось и почему?
- Сейчас наш волшебный «Компьютер» оценит Вашу работу. Правила игры Вы знаете: я произношу слово один раз, а Вам необходимо в нем найти нужный звук и вписать соответствующую букву в определенную клеточку таблицы.
(Таблицы раздаются детям)
- Для начала, сосчитайте количество клеточек, считаем слева на право. Итак, слушаем внимательно.
1. В слове «палка» определите третий звук и запишите соответствующую букву в третью клеточку.
2. В слове «ножницы» определите последний звук и запишите соответствующую букву в седьмую клеточку.
3. В слове «компас» определите третий звук и запишите соответствующую букву в первую клеточку.
4. В слове «дудочка» определите звук, который встречается дважды и запишите соответствующую букву в пятую клеточку.
5. В слове «строчка» определите четвертый звук и запишите соответствующую букву во вторую клеточку.
6. В слове «урок» определите третий звук и запишите соответствующую букву в четвертую клеточку.
7. В слове «рукавица» определите седьмой звук и запишите соответствующую букву в шестую клеточку.
- Что получилось? Получилось слово «молодцы!»
|
|
|
|
|
|
|
|
- Я согласна с нашим независимым экспертом и тоже говорю Вам – «молодцы!».
- Вы очень активно работали на уроке. Спасибо. До свидания.