мастер - класс "Использование ИКТ в работе педагога с детьми дошкольного возраста"

Про матеріал
Во время этого мастер - класса педагоги обобщат знания о применении презентаций в практической деятельности с дошкольниками; познакомятся с понятием web – квест;закрепят практические навыки при создании мультфильмов и электронных игр.
Перегляд файлу

Мастер – класс для педагогов                                   «Использование ИКТ в работе педагога с детьми дошкольного возраста»

 

Цель:                                                                                                                        создать условия для совершенствования профессионального мастерства педагогов в овладении ИКТ-компетентностями. Обобщить знания о применении презентаций в практической деятельности с дошкольниками;                                                        познакомить с понятием web – квест;  способствовать освоению практических навыков создания мультфильмов и электронных игр.
Развивать интерес педагогов к использованию ИКТ в образовательной деятельности.

 

Ход мастер – класса:

 

            Научиться жить в обществе, жить рядом с людьми важно для каждого человека. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. Группа – это маленькое общество, где дети учатся устанавливать контакты с детьми и взрослыми, учатся считаться с мнением других людей, понимать, помогать. Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования выдвигает требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

             Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

             В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка социально-личностные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Социально-личностное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.

            Сегодня особое внимание уделяется организации процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе дошкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей дошкольного возраста; развитию социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

        Одним из способов эффективной организации процесса социально- личностного развития детей в  нашем дошкольном учреждении – является  активное использование ИКТ.

      Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного, социально-личностного развития.  

           Для того, чтобы воспитать в соответствии с  требованиями Базового компонента физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

          Для этого мы и проведём сегодня наш семинар – практикум «Использование ИКТ в работе педагога с детьми дошкольного возраста»

 

 

Цель нашего семинара – практикума:

 

Слайд 2

Ведущая:

        Уважаемые коллеги, все мы с вами творческие воспитатели и привыкли разыгрывать игровые ситуации для наших воспитанников. И я подумала, почему бы мне, сегодня, не начать наш семинар – практикум с игровой ситуации? Чтобы немножечко развеселить вас, поднять вам настроение и настроить на предстоящую работу. Итак, предлагаю вашему вниманию игровую ситуацию:   

Слайд 3

Игровая ситуация «История о том, как марсиане познакомили воспитателей землян с технологиями создания презентаций и интерактивных игр» 

 

Ведущая:

              Как мы увидели, некоторые педагоги обучены приёмам создания презентаций и игр, осталось узнать мнение коллектива.

            Хотят ли они использовать  ИКТ в своей работе для познавательного, социально-личностного развития детей. Для  этого мною было проведено анкетирование.       

Слайд 4

Предлагаю вашему вниманию результаты анкетирования:

 «Анкетирование»

 

            Я так и думала,  что 100% воспитателей д/с «Калинка» за использование ИКТ. Поэтому сегодня мы с вами расширим, обобщим наши знания   о применении  ИКТ в практической деятельности с дошкольниками. 

          Для этого я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие по загадочной стране ИКТ. Мы с Вами посетим различные уголки этой загадочной страны, и Вы узнаете много интересного и увлекательного. Давайте посмотрим на карту, какие же уголки этой страны  нам сегодня предстоит посетить.

Слайд 5

Ведущий:                                                                                                                     Мы с вами прибудем в бухту «Презентация»,                                                        посетим горы «Электронных игр»,                                                                           дальше отправимся в долину «Мнемотехника в формате ИКТ»,                                пройдём через водопад «Мультфильмов»,                                                               побываем в джунглях «Квестов».                                                                                                                           

Ведущий :                                                                                                                            Ну, что ж друзья, в путь!                                                                                                       В страну «ИКТ» попасть легко, не надо ехать далеко!                                 Закрой глаза и сделай шаг.                                                                                          Поверь скорее в чудеса!                                                                                                      И вот уж виден солнца свет.                                                                                                                     В волшебный край спешит дорога.                                                                                           Над ней смеются облака.                                                                                                          Откройте поскорей глаза!                                                                                                             И, мы с Вами прибываем в бухту «Презентация» 

Слайд 6

Нас встречает знаток презентаций этой бухты Оксана Анатольевна.

Ведущая:                                                                                                                      Все мы знаем, что мультимедийные презентации – это одна из самых удобных и актуальных возможностей в проведении занятий с дошкольниками. Наша практика показала, что при использовании презентаций  дети показывают более высокие результаты, чем при работе с бумажными картинками.     

Знаток презентаций:                                                                                                                                             Так, действительно презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы являются одним из основных средств расширения детских представлений о социальном мире. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.                  Применение информационных технологий на занятиях позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога.

          Использование интеграции современных образовательных технологий позволяет педагогическому коллективу не только идти в ногу со временем, но и отвечать интересам современных детей, а также влиять на социализацию дошкольника с высокой эффективностью.

         В результате внедрения в практику современных образовательных технологий прослеживается положительная динамика общего уровня социализации у детей дошкольного возраста.

Ведущая:                                                                                                                                     Должна заметить, что, к сожалению, очень мало практических материалов, которые может использовать педагог при работе с дошкольниками. Как правило, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности и чаще всего не учитывают возрастных особенностей детей дошкольников. Поэтому наши педагоги нашли выход и  сами создают презентации к тематическим занятиям и развлечениям.

Слайд 7

 Благодаря этим презентациям в нашем методическом кабинете создана медиатека электронных презентаций (около 100).

Презентации в медиатеки разбиты по линиям развития, что облегчает подготовку воспитателя к занятиям.                                                                                                                           И сегодня мы хотим, чтобы вы расширили наши знания о приёмах оформленния презентаций.

Знаток презентаций:                                                                                                     Хорошо, тогда начнём. Сейчас мы с вами определим правила, которые необходимо придерживаться при создании презентации.   

Слайд 8

Задание 1: Определить на слайде правильный титульный лист презентации.

(ответы воспитателей)

Слайд 9

Правило № 1: Всегда необходимо указывать: тему, возраст детей, сведения об авторе, где использовать, дату разработки.

 

 

Слайд 10

Задание 2: Определить на каком слайде правильно выбрано количество текста?

Правило № 2: Презентация – это не шпаргалка для педагога. 
На слайдах презентации, ориентированной на детей дошкольного возраста, должно содержаться минимум текста. Весь текст вы скажете сами, а слайды должны содержать иллюстрации, чтобы повысить наглядность вашего занятия. Подпись к картинке должна располагаться за ее границами, а не на изображении.

Слайд 11

Задание 3: Какой фон выбран неправильно для слайдов?
Правило № 3: Фоновый рисунок не должен содержать элементов не согласующихся с содержанием слайда. Необходимо помнить, что использовании ИКТ служит лишь для разнообразия методов, приемов и форм работы педагога. 
По этой причине фон для слайдов необходимо выбирать в выдержанной  цветовой гамме. Для фона лучше использовать пастельные или холодные цвета (фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый), нужно избегать красного и белого цветов. 

Слайд 12

Задание 4:  На каком слайде неправильно подобраны фотографии или рисунки?                                                                                                                        Правило № 4: На одном слайде – одна большая картинка. Если объект для сравнения, то две, на которых хорошо прослеживаются признаки для сравнения, объекты в одном ракурсе, профиле. Картинка должна быть четкая, хорошего качества.

Слайд 13

Задание 5: Необходимо ли указывать на завершающем слайде список использованной литературы?                                                                                  Правило № 5: Уважая труд другого человека, необходимо делать слайд с указанием ссылок на источники информации (книги, сайты).

Ведущий :                                                                                                                                   Большое спасибо вам, мы обязательно учтём правила, которые необходимо придерживаться при создании презентации.   

                                                                                                                    Ведущий :                                                                                                                             Ну, что ж бухта «Презентация» позади, а впереди новые приключения и новые земли.

Слайд 14

И я вижу, что на горизонте возвышаются горы «Электронные игры». Я считаю, что это самый сложный и ответственный отрезок пути. Ну, что ж друзья, в путь!

          По словам Антона Семеновича Макаренко: «Игра – это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений».                                                                 Значимость игры в социализации дошкольников трудно переоценить:

Слайд 15

  • Игра – средство развития личности;
  • Игра – средство общения;
  • Игра – форма организации детского общества;
  • Игра – способ обучения;
  • Игра – средство коррекции развития ребёнка;
  • Игра – психотерапевтическое средство

           В детском саду используются различные виды  игр, но в наше современное время предпочтение отдаётся электронным дидактическим играм.

Многие психологи и педагоги  выделяют   положительные стороны использования электронных дидактических, а именно:

Слайд 16

Преимущества электронных игр:

  • в этих играх дети охотнее преодолевают трудности, свободнее вступают в диалог и высказывают свои мысли;
  • электронная игра  дает  очень сильный положительный эмоциональный отклик;
  • так же она позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
  •  обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  •  при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов.

               Вот перечень  электронных игр, которые были разработаны созданы мною.

Слайд 17

Предлагаю вам поиграть в одну из этих игр.

Электронная игра «Подорож казками»

 

Как же создать интерактивную презентацию в виде дидактической игры?

          Я расскажу вам о создании такой презентации в программе Power Point с помощью триггеров и гиперссылок. 

В некоторых играх,  чтобы при случайном щелчке  во время игры не происходила непредусмотренная смена слайдов,  надо убрать галочку  в смене слайдов «По щелчку» и установить управляющую кнопку

 

(выйти с показа презентации)

Слайд 18

Как установить управляющую кнопку?                                                                  Сначала входим в вкладку переходы и убираем галочку в смене слайдов по щелчку. И теперь вставляем и настраиваем саму кнопку:

  • Вставка
  • Фигуры
  • Управляющие кнопки
  • Выделяем саму кнопку
  • По щелчку мыши
  • Следующий слайд
  • Ок

 

Меняем цвет заливки кнопки: вкладка формат - контур фигуры и заливка фигуры.

Слайд 19

                   Теперь мы с вами научимся, как использовать триггеры в игре. Триггер – средство анимации, позволяющее задать условие действия или времени выделенному элементу. При этом анимация запускается по щелчку.                                                                                                    С помощью триггера можно задать действие любому объекту. Причем последовательность этих  действий мы можем выбирать в зависимости от желания и ситуации. Открывать задание можно по мере его выполнения. Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации.

Рассмотрим пример

  Слайд 20

          «Выбери цвета нашего флага» говорится на этом слайде и представлены разные цвета. Как известно, что нам надо голубой и желтый, чтобы составить флаг нашей страны. Здесь мы используем триггер. Мы должны щелкнуть по определенному цвету и получить соответствующую реакцию, то есть рисование флага. Если я щелкну на красный цвет – ничего не происходит, на зеленый – тоже.  Щелкаю на желтый – появляется желтая полоска флага. Щелкаю на голубой – появляется голубая полоска флага.  И получаем флаг Украины.

Как же это сделать? 

Слайд 21

  1. Разместили на этом слайде цветные кружочки и прямоугольники.
  2. Убираем галочку: вкладка переходы – смена слайда по щелчку.
  3. Устанавливаем управляющую кнопку: вставка – фигуры – кнопка далее.
  4. Делаем заливку управляющей кнопки под цвет нашего слайда: выделяем её – вкладка формат – заливка и контур фигуры.
  5. Открываем вкладку: анимация – область анимации
  6. Выделяем желтый прямоугольник, добавляю к нему эффект анимации  – возникновение. Он появился в панели анимации и я его настраиваю, нажимаю на стрелочку – выпадает окно со списком – выбираю вкладку «время». Попадаю в параметры эффекта  на вкладку время. Здесь есть слово переключатели. Переключатели это и есть триггеры. Нажимаю кнопку, выпадает список, выбираю начать выполнение эффекта при щелчке. Опять же выбираю список и выбираю слово желтый круг. Что это значит, это означает то, что я хочу что бы желтый прямоугольник возник в том случае, ели я нажму на желтый кружочек. Смотрите в панели анимации появилось слово триггер, написано на что вы щелкаете (на слово желтый т.е. на желтый кружочек). И эффект возникновение – он применен к желтому прямоугольнику. 
  7. Аналогично берем голубой прямоугольник , добавляю к нему эффект – возникновение, нажимаем на галочку – выпадает список, нажимаем на время – переключатели -  начать выполнение эффекта при щелчке по нажатию на слово голубой. Просматриваем показ слайдов. Смотрим, если мы нажимаем на красный, синий, белый и зеленый кружочки – ничего не происходит. А если мы нажмем на желтый и голубой в любом порядке, мы видим, что флаг появился. Значит мы добились чего хотели.

Вывод: триггерами тут являются кружочки – желтый и голубой и они запускают соответствующий элемент анимации для прямоугольников.

Ведущий:  Также при создании игры или презентации для её интерактивности можно использовать гиперссылку.                                        

Слайд 22

Гиперссылка это свойство элемента в документе, позволяющее, при нажатии на него, перейти (сослаться) на другой элемент. Она может быть добавлена к любому элементу и позволяет быстро перемещаться между элементами внутри документа, перемещаться в другой документ, а также выйти в интернет.                                                                                                                                                      Я покажу вам пример игры с использованием не только триггеров, но  и гиперссылок.

                                                     Игра «Помоги Маше»                                                               

Ведущий:                                                                                                                             Ну, и трудная же была работёнка по преодолению гор «Электронных игр», но мы с Вами неплохо справились. Что же нас ожидает впереди?                   О, да это же долина «Мнемотехника в формате ИКТ». Ну, что вперёд? 

Слайд 23

          И нас встречает знаток мнемотехники в формате ИКТ Татьяна Викторовна! Татьяна Викторовна, наши воспитатели в работе  с дошкольниками очень часто используют приёмы мнемотехники. Хотелось бы узнать о применении мнемотехники в формате ИКТ?
Знаток мнемотехники:                                                                                                                     В работе с детьми нужно использовать приёмы мнемотехники на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне – в формате ИКТ.  

Слайд 24

            Напомню, что мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации об окружающем мире, а также  структуры рассказа и развитие речи.     В результате использования мнемосхем и мнемотаблиц у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к запоминанию стихов и потешек, словарный запас выходит на более высокий уровень, расширяется кругозор, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Педагогу мнемосхемы и таблицы позволяет создавать программа Power Point.                                                                                                   Мнемосхемы и таблицы, представленные с помощью  технических средств, повышают мотивацию детей, активность и инициативность, расширяют возможность самостоятельной деятельности.                                                                                                                                                                                                Я хочу представить вам  некоторые мнемотаблицы, отражающие тематику социализации дошкольников,  которые вы можете использовать в своей работе. 

Слайд 25

Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях:

Мнемотаблица «Расскажи о себе»: 

- мальчик или девочка, имя и фамилия;                                                                                 - рост (высокий, средний) и возраст;                                                                                    - внешность;                                                                                                                        - полный адрес и описание дома;                                                                                             - с кем я живу;                                                                                                                          - занятия членов семьи

Слайд 26

Воспитание у ребенка социальных навыков и формирование
социальной компетентности:

Мнемотаблица: «Правила поведения на улице»:

- двигаемся по правой стороне дороги

- шеренгой по улице не ходим

- девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)

- дорогу переходим по зеленому сигналу светофора

- на улице не кричим

- на улице не мусорим, для бумажек есть урна

 

Слайд 27

Мнемотаблица к сказке «Три поросёнка» - правила безопасности.

Ведущий:                                                                                                                             Итак, мы продолжаем с Вами путешествие и следующий наш пункт водопад «Мультфильмы».

Слайд 28

Что же таит он…..?  Нас встречает настоящий мультипликатор Ирина Владимировна.

Ирина Владимировна, в  педагогической деятельности нашего детского сада мы хотим продолжать использовать новые педагогические технологии, в частности создание мультфильмов и мульттерапию. Цель нашей будущей работы -  творческая социализация воспитанников в процессе коллективного создания мультфильмов.  Поэтому мы просим вас, чтобы вы нам рассказали и показали все этапы создания мультфильмов.

Ведущий:                                                                                                                               Прощай водопад «Мультфильмов», и да здравствуют джунгли «Квестов», что же прячется в непроходимых джунглях «Квестов»? Посмотрим? 

Слайд 29

Ведущий:                                                                                                                                                    Здравствуйте, уважаемый веб – аниматор, Елена Александровна. Хотелось бы узнать, что такое веб – квесты, их роль в социализации  дошкольников и как их создавать, потому что для нас это новая технология.

Слайд 30

Веб – аниматор:       

Образовательный web-квест— (webquest) — проблемное задание c элементами ролевой игры для детей с родителями, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Web-квест- эффективная форма работа с семьёй в современном детском саду.

Слайд 31

           Роль WEB – квестов для развития детей в сопровождении родителей велика. Они созданы, чтобы будить детскую любознательность, и стимулировать собственную активность ребенка:

  • познавательную  активность (желание узнать новое);
  • коммуникативную активность (желание общаться, делиться своими  рассуждениями и впечатлениями с окружающими, и прежде всего с Вами, дорогие взрослые); и, конечно,
  • творческую активность (творить,  выдумывать,  пробовать).

 

В форме Web-квеста педагог получает возможность непосредственно взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, проводить активную индивидуальную работу и задействовать всех участников образовательного процесса, получая индивидуальный маршрут и продукты деятельности каждой семьи своей группы.

 

Слайд 32

         Структура Web- квеста:

- введение краткое описание темы веб-квеста для привлечения интереса детей и родителей;

- задание формулировка проблемной задачи, формы представления конечного результата;

- процесс описание последовательности действий, ролей, ресурсы для выполнения задания;

- оценка прохождения квеста.

 

Слайд 33

         Варианты Web- квеста

1.Web-квест (сайт)

2. Web-квест (презентация)

3. Web-квест (документ)

        Сейчас я вам предлагаю наглядно ознакомиться с одним из вариантов  веб – квеста, который сделан в форме презентации.

Ведущий:                                                                                                                          Ну, вот и подошло к концу наше путешествие по стране «ИКТ», для кого-то оно было трудным, для кого-то не очень, но, думаю, для каждого из Вас оно было увлекательным и познавательным.

Рефлексия

Слайд 34

И сейчас я хочу, чтобы вы высказали своё мнение и впечатления от нашего практикума. Мы с вами будем передавать друг другу колокольчик и высказывать своё мнение:

Колокольчик я беру,
О том, что УЗНАЛА, расскажу.
И улыбку подарю.

Ведущий:                                                                                                                                Уважаемые коллеги, спасибо всем за работу. Верьте в свои силы и помните, что дорогу осилит только идущий. Творческих Вам успехов.

 

             Таким образом, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою практическую деятельность, видеть свое место в этих технологиях, быть для ребёнка проводником в мир новых знаний, формировать основы информационной культуры его личности. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: «Главное – не навредить!»
 

 

 

 

docx
Додано
11 лютого
Переглядів
214
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку