2 грудня о 18:00Вебінар: Предмет «Захист України» у школі: теоретичні засади, цікаві ідеї, поради для дистанційного навчання

Мастер-класс "Ментальные карты как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках географии

Про матеріал

Цель: Познакомить с технологией создания ментальных карт, показать их преимущества, сферы применения, возможности использования на уроках географии.

Учителю географии каждый день приходится использовать на своих уроках различные географические карты (физические, политические, комплексные, контурные), учебник, обязательно дополнительную литературу. На данном мастер-классе речь пойдет о современной технологии интенсификации обучения на основе интеллект-карт.

Перегляд файлу

Мастер-класс

Ментальные карты как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках географии

 

Цель: Познакомить с технологией создания ментальных карт, показать их преимущества, сферы применения, возможности использования на уроках географии.

Задачи:

  • Показать практическое значение ментальных карт для организации работы на уроке
  • Формировать навыки информационно-поисковой деятельности и пошагового проектирования урока.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, бумага, маркеры

І Презентация педагогического опыта

Учителю географии каждый день приходится использовать на своих уроках различные географические карты (физические, политические, комплексные, контурные), учебник, обязательно дополнительную литературу. На данном мастер-классе речь пойдет о современной технологии интенсификации обучения на основе интеллект-карт.

Основная гипотеза инновации – это формирование умения переработки большого объема информации и изображение ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному.

Ментальная карта – это логический рисунок, заполняемый с помощью условных знаков, символов и слов. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации, объединяющая одновременно слова и образы. В центре карты располагается ключевое понятие, от которого идут связанные понятия из текста, либо дополнительная информация, которую знает ученик из прошлых уроков, или дополнительных источников.

Понятие «интеллект-карта» ввел английский психолог Тони Бьюзен. Первоначально она создавалась как карта памяти, дающая возможность запоминать большой объем информации. Но предназначение наших ментальных карт иное – изображение в виде логического рисунка, состоящего из ключевых понятий, образов и явлений, большого объема информации.

ІІ Проведение занятия

Знакомство с алгоритмом составления ментальной карты (проводится с помощью мультимедийной презентации)

  1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703232338530.gif

  1. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703232339040.gif

 

  1. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703232340230.gif

 

  1. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703232340280.gif

 

  1. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703232340330.gif

 

  1. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703232340400.gif

 

  1. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

http://www.mind-map.ru/inc/images/0703/0703232340450.gif

 

С помощью интеллект – рисунка решаются многие задачи:

 Развитие логического мышления

 Развитие творческого потенциала

 Формирование критического мышления

 Рост уровня обученности

 Повышение мотивации

 Сохранение здоровья

Практическое применение карт памяти

Практический результат проявляется в запоминании и хранении изучаемого материала в процессе создания карты памяти, и самое главное то, что приобретенные знания легко восстанавливаются через неопределенный промежуток времени при прочтении данной карты, а на прочтение карты понадобится не более 10 минут. При создании очередной карты памяти время работы сокращается. Поэтому главное практическое применение интеллект-рисунок – подготовка к экзаменам или контрольным работам. Времени для подготовки потребуется намного меньше, чем при традиционном способе.

Интеллект-карты удобно использовать при написании научных работ и рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ. Интеллект-карта может служить наглядным пособием для выражения своих мыслей, на уроках при объяснении нового материала, при подготовке домашних заданий, выступлении на конференциях и собраниях. Данную технологию можно использовать в любой сфере жизни в любой профессии она может помочь логически выстроить свою деятельность.

Заключение

Результаты диагностики показывают, что изучение предмета с помощью карт памяти дает более высокие результаты, чем традиционный способ. Изучаемый материал запоминается в большем объеме, и качество знаний повышается, так как весь материал темы прорабатывается учащимися в полном объеме и самостоятельно. Значит, решается еще одна задача, повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.

По опросам детей, на подготовку к итоговому контролю по теме им потребовалось в среднем 25 минут. Следовательно, можно сделать вывод, что данная технология действительно экономит время и способствует более качественному усвоению изучаемого материала. Есть еще одно преимущество: процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.

ІІІ Моделирование

Теперь предлагаю вам попробовать построить ментальную карту к изучаемой теме. Представьте, что Вы - ученик 7 класса. Итак, изучение новой темы "Австралия - страна наоборот".

ОСОБЕННОСТИ АВСТРАЛИИ:

- Австралия – самый маленький материк Земли

- материк полностью расположен в южном полушарии

- здесь нет действующих вулканов

- Австралия – самый засушливый материк. Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка и в 8 раз меньше, чем Южная Америка

- около половины ее площади занимают пустыни и полупустыни

- в окраске континента преобладают красновато-бурые тона

- весь материк занимает одно государство

- Австралия позже других была заселена и освоена европейцами

- Австралия расположена в 3-х климатических поясах (субэкваториальный,  тропический, субтропический)

-  Австралия – материк, через который проходит южный тропик

- самая высокая гора материка – гора Косцюшко – 2230м.

- Австралия – материк реликтов-животных и растений, сохранившихся от  прошлых геологических эпох.

Сейчас мы проверяем, что у Вас получилось.

Все демонстрируют интеллект-карты.

ІV Рефлексия

Предлагается обсудить следующие вопросы:

  1. Показалась ли интересной вам данная технология?
  2. Были ли трудности в овладении технологией создания ментальной карты?
  3. Считаете ли вы эту технологию перспективной в работе с учениками?

Заключительное слово

В интернете есть масса программ для построения ментальных карт, большинство из них нужно устанавливать на свой компьютер, но есть и специальные интернет-ресурсы, которые можно использовать для построения mind maps, с любого компьютера, имеющего доступ к интернету (Mindomo, MindMeister, Mind42, Bubbl.us и другие). Преимущества on-line программ значительны: 

1. Везде, где есть интернет, есть возможность пользоваться программой.

Заходя с любого компьютера в интернет, вы можете создавать карты, необходимые вам в работе или личной жизни.

2. Использование в качестве источника для информирования, обучения.

Если вы педагог или консультант, то вы можете передавать информацию в удобном для обучающихся виде (в виде ментальных карт), добавлять к ним комментарии и пересылать ссылку на карту, к определенному занятию. Ведь созданные карты можно сохранять на том же сайте и делать их доступными для множества людей.

3. Возможность сохранения карты на носителе в различных форматах.

Если же вы боитесь, что Вам понадобится карта для дальнейшего редактирования на другом компьютере, или Вы будете пользоваться картой в условиях, где Интернета нет, существует возможность сохранять карту на любой носитель в различных ферматах (pdf, doc, html), и даже в формате программ MindManager, Freemind и др.

Возможно, вы откроете для себя и другие преимущества построения ментальных карт через Интернет. Главное не бояться нового, ведь это новое зачастую основывается на длительном успешном опыте других людей. 

 

Зміст слайдів
Номер слайду 1

Мастер-класс Ментальные карты как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках географии Друпп Елена Викторовна, учитель географии Бахмутского учебно-воспитательного комплекса №11

Номер слайду 2

Цель Познакомить с технологией создания ментальных карт, показать их преимущества, сферы применения, возможности использования на уроках географии

Номер слайду 3

Конспект или схема? 1. При линейном построении текста сложно определить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами. 2. Составление схем - основа более глубокого усвоения и понимания учебного материала путем его знакового моделирования. 3. Преобразование учебного текста в другую форму - эффективный прием, активизирующий мышление учащегося. 4. Структурирование и схематизация - важнейшая основа процесса усвоения информации

Номер слайду 4

Что такое ментальная карта?

Номер слайду 5

Ментальные (интеллект-карты) — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию в виде схем. Области применения

Номер слайду 6

Использование на уроках географии Актуализация опорных знаний Составление интеллект-карты домашнего параграфа, понятия, явления 2. Изучение нового материала Составление интеллект-карты к изучаемой теме (с помощью учителя, в групповой работе, парной, индивидуально), конспект к лекции, во время работы с учебником, после просмотра видеоролика 3. Закрепление изученного материала 4. Домашнее задание Найти информацию и дополнить интеллект-карту 5. Подготовка проектов, презентаций 6. Подготовка к экзаменам, зачетам

Номер слайду 7

Технология создания интеллект-карты 1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.

Номер слайду 8

Технология создания интеллект-карты 2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

Номер слайду 9

Технология создания интеллект-карты 3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.

Номер слайду 10

4. По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты. Технология создания интеллект-карты

Номер слайду 11

Технология создания интеллект-карты 5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

Номер слайду 12

Технология создания интеллект-карты 6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

Номер слайду 13

Технология создания интеллект-карты 7. Для того, чтобы карта стала более понятной, нумеруем ветки и добавляем ореолы.

Номер слайду 14

Источники используемых материалов

Номер слайду 15

Источники используемых материалов

Номер слайду 16

Тема «Внутреннее строение Земли»

Номер слайду 17

Практическое задание: Составить ментальную карту к уроку «Австралия», используя следующую информацию - Австралия – самый маленький материк Земли - материк полностью расположен в южном полушарии - здесь нет действующих вулканов - Австралия – самый засушливый материк. Она получает осадков в 5 раз меньше Африки и в 8 раз меньше Южной Америки - около половины ее площади занимают пустыни и полупустыни - в окраске континента преобладают красновато-бурые тона - весь материк занимает одно государство - Австралия позже других была заселена и освоена европейцами - Австралия расположена в 3-х климатических поясах (субэкваториальный, тропический, субтропический) - Австралия – материк, через который проходит южный тропик - самая высокая гора материка – гора Косцюшко – 2228м. - Австралия – материк реликтов - животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох.

Номер слайду 18

Интеллект-карты – эффективный, простой и наглядный метод работы с информацией, активизирующий познавательный интерес, развивающий творческие, интеллектуальные способности учащихся.

zip
Пов’язані теми
Географія, Майстер-класи
Додано
25 серпня 2018
Переглядів
5267
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку