Мастерская творческого письма "Творческое эссе "Что такое настоящая дружба?»

Про матеріал
Цели урока - расширение знаний учащихся о жанре эссе, развитие навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления, раздумья, развитие образного мышления и творческого воображения учащихся, развитие речевой и коммуникативной компетентностей, воспитание культуры общения в совместной творческой работе, формирование личности ребенка .
Перегляд файлу

Мастерская творческого письма на уроке русского языка в 9 классе

 

Тема: Творческое эссе "Что такое настоящая дружба?»

 

Цели : расширение знаний учащихся о жанре эссе;

               развитие навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные

               ассоциации, впечатления, раздумья;

               развитие образного мышления и творческого воображения учащихся;

               развитие речевой и коммуникативной компетентностей;

               воспитание культуры общения в совместной творческой  работе;

               формирование личности ребенка (потребностей и мотивов, ценностей,

               нравственных установок, норм поведения, черт характера).

Тип урока: Мастерская творческого письма

Оборудование: памятка «Особенности жанра эссе», круг с надписью ЭССЕ,   

                                    разноцветные лепестки с надписями, карточки с высказываниями

                                    о дружбе, аудиозапись песни из кинофильма «Дети капитана Гранта»,

                                    тексты о дружбе.

 

                                                        Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе 

                                                        с помощью  мира.

                                                                                             А.А.Эльяшевич

 

                                               Ход урока

  1. Организационный момент 
  2. Вступительное слово учителя

    Сегодня у нас не совсем обычный урок. Не урок, а мастерская. Представьте себе, что мы находимся в мастерской скульптора. Материалом его творчества является глина. Он берет ее в руки, знакомится с ней, прочувствует ее, согреет своими руками , разомнет, попробует слепить какую-то фигурку ,потом другую, и когда он почувствует, что глина подвластна его рукам, приступает к работе, к творчеству.

    Мастерские бывают разные: мастерские мастеровых, мастерские художника, творческие мастерские писателя.

    Представьте себе, что мы тоже находимся в мастерской и материалом нашего творчества является слово. Сегодня каждый из вас ощутит себя в роли мастера, творца, и мы вместе с вами будем создавать книгу. А тема нашей книги будет…

 

         3.Индуктор

                 Прослушивание аудиозаписи песни о дружбе из к/ф «Дети капитана Гранта»

 

4.Постановка целей урока

 

               Как вы догадались, речь сегодня у нас пойдет о дружбе. Это радостное, светлое чувство, понятное любому человеку. Мне очень хочется, чтобы у каждого из вас рядом всегда был настоящий друг. Попробуем сегодня, ребята, создать книгу «Настоящая дружба – это лучшее в нас», куда  будут включены ваши сочинения-эссе о дружбе.

 

5.Самоконструкция

- У каждого из нас свои представления о дружбе. Запишите свои ассоциации с этим словом.

- Какие еще слова, образы приходят к вам, когда вы произносите это слово?

- Что вы чувствуете? Запишите словами свои чувства, настроения.

- Какие возникают желания?

- Придумайте художественные сравнения.

 

6.Социализация в группе. Самокоррекция.

Обсуждение наработанного материала в группе,  дополнение своих записей.

 

7.Социализация в классе. Самокоррекция

Каждая группа дает свои ответы на вопросы, учащиеся корректируют свои записи.

 

8.Самоконструкция.

 

               У каждой группы на парте – тексты «Размышления о дружбе»,

              «Как я понимаю дружбу». Ребята, работая с текстами, выписывают слова, фразы,          словосочетания о дружбе.

 

Размышления о дружбе

 

  Что есть дружба? Что это за могущественное чувство, заставляющее людей разных национальностей, порядков и мыслей приходить друг другу на выручку, не задумываясь о собственном благополучии; тревожиться за друга, как за самого себя, без всякой корысти, что несвойственно многим людям; вливаться в его проблему, пытаясь решить её, как если б она настигла тебя; открывать всю душу, те затаённые уголки её, в которые одному заглянуть было бы больно? Как друзья находят друг друга?

    Давным-давно человеку, который только что высек первую искру, и зажёг костёр, понадобился кто-то, кто этот очаг бы с ним разделил. Человек – существо коллективное, оно как животные сбивается в стаи и огрызается на других, точно таких же. Н. В Гоголь писал в своей повести «Тарас Бульба»: «…любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». Действительно, друзья находят друг друга по интересам, по тем малейшим точкам соприкосновения, в которых эти интересы пересекаются. Именно по состоянию души. Лично автору этих строк, для того, чтобы понять, интересен ли ему незнакомый человек или нет, достаточно услышать от него всего несколько фраз. При первом знакомстве человек сам, желает он того или нет, показывает свои достоинства и недостатки, дело лишь в том, кто и как их оценит. Иногда, люди сближаются настолько, что понимают друг друга с полуслова, ценят и уважают друг друга. Про таких обычно говорят: «не разлей вода». Это и есть настоящие дружеские отношения.

Есть другой тип дружбы, но он не менее возвышен. У меня есть два знакомых друга, которые постоянно о чём-то спорят, дискуссируют, отчаянно жестикулируют, доказывая своё мнение друг другу, но не выходят за рамки, негласно обозначенные ими самими. В таких спорах и рождается истина – компромиссное решение для друзей.

Главное условие для настоящей дружбы – честность, равноправие и бескорыстность. Не надо перетягивать одеяло на себя, пользоваться достижениями друга, посмеиваться в стороне за его промахи и завидовать успехам. Дружба уходит от таких людей и редко возвращается.

Я уверен, что дружба – великая способность людей сближаться, несмотря ни на какие условия, отличающая их от животных и помогающая преодолевать любые жизненные преграды. Плечо друга – надёжнейшая опора в мире.

Старайтесь не потерять друзей. Они – величайшая ценность в жизни.

 

 

«Как я понимаю дружбу»

 

Можно согласиться, а можно и не согласиться со словами Шота Руставели, что человек, который не ищет друзей, является врагом сам себе. Посмотрим на своих одноклассников: у одних настоящая, как мне кажется, дружба, в других - только приятельство. Поэтому, у кого есть друг, я по-доброму завидую, а того, кто завоевывает дружбу, ползая перед ровесниками, жалею. Так произошло, что у меня нет друзей. Безусловно, я не ощущаю себя одинокой, так как общаюсь со всеми одноклассниками, хотя наш 9Б и разбился на группы. Я стараюсь быть со всеми доброжелательным, помогаю всем, кто ко мне обращается (я не отличница, но твердо знаю школьные дисциплины), тем не менее, списывать не даю никому, просто объясняю. Все знают мои принципы относительно списывания, и никто не обижается. Представители всех трех группировок, на которые разбился наш класс, стараются привлечь меня к своим кругам, но я отказываюсь от их приглашений, так как считаю, что класс должен быть единым коллективом. Я уверенна, что у меня будут настоящие друзья, на всю жизнь. А пока что народная мудрость «приятелей тьма, а верного друга нема» - это о мне.

 

Два года назад я потеряла свою наилучшую подругу. Эта девушка и до сих пор учится в нашем классе и даже является лидером одного из трех группировок, тем не менее я вычеркнула ее со своей жизни. Дело в том, что я плохо училась, часто болела, не успевала усваивать новый материал, словом, тянулась едва, позади всех в классе. Моя подруга, наоборот, всегда учила на «отлично». Ей легко давалось обучение, и она давала мне списывать. Но при этом обижала меня. При всех детях унижала меня, называла дебилкою и дурехой. Однажды я не выдержала этих издевательств и поссорилась с подругой. Я догнала класс, начала посещать бассейн. Улучшилось и мое здоровье, и успешность. С того времени я чувствую себя уверенно. Но на всю жизнь я поняла, что там, где есть настоящая дружба, там нет места образам и унижению. Дружба - это взаимопонимание и взаимоуважение. Настоящие друзья боятся обидеть одно одного.

 

Я уверена, что у меня будет друг, которому я смогу доверять, как себе, о котором я скажу: «Друг - это второй я».

 

9.Социоконструкция

Ребята в группах делятся своими впечатлениями, пытаются передать их, создав символический рисунок, рисунок-ассоциацию.

 

10.Афиширование

Представители каждой группы презентуют свои рисунки-ассоциации.

 

11. Разрыв

Что же такое настоящая дружба? Напишите сочинение-эссе на данную тему. Прежде чем заняться творчеством, давайте отправимся в путешествие по жанру эссе и вспомним, что такое эссе, какова его структура и характерные черты.

Учитель Эссе – это сочинение-рассуждение, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций.

       Оказывается, эссе как литературный жанр возник на рубеже 17 в., распространился в европейской литературе, но особенно популярен стал в Англии.

       А сейчас я хочу обратить ваше внимание на характерные черты эссе. К ним относятся образность, афористичность, близость к разговорному (литературному) языку, изображение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций.

        Обратимся теперь к структуре эссе: это вступление, основная часть, заключение ,но важной отличительной особенностью эссе является его вольная композиция, то есть структурное соотношение частей не является жестким.

         Словарная работа

Учитель Если в моем рассказе вам встретились незнакомые слова, значение которых вы затрудняетесь определить, воспользуйтесь памяткой ( см. Приложение )

          Работа в группах

          А теперь, ребята, давайте попытаемся определить, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветные лепестки, на которых написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Вам необходимо убрать лишние лепестки. ( На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким. Ребята убирают лишние лепестки, а необходимые выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью эссе).

 

12. Написание творческого эссе

                Выбрать фразу или придумать свою и начать писать эссе.

 

                  Данные фразы:

 

                           Что есть дружба?

 

                           Друг – это одна с тобой душа…

 

                           Такие друзья, как ты, редкость…

 

                           Самый прекрасный подарок – это дружба…

 

                           Найти друга – это…

 

                           Общение с другом для меня…

 

13.Афиширование

 

Когда работа закончена, все вывешивают свой труд на доску. Все ходят и читают. Через некоторое время учитель читает работы вслух. Работы не подписаны, поэтому автор неизвестен. Все      прикоснулись к творчеству. Оценку своему постижению письменного творчества каждый дает сам.

 

14. Рефлексия

Интересна ли вам такая форма работы? Что было необычным на уроке? Что вызвало трудности? Над чем заставил задуматься урок?

 

15.Д/З. Напечатать исправленные тексты своих работ, подготовить их для книги.

doc
Додано
18 серпня 2019
Переглядів
899
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку