Скрипка - символ страдающей души Якова, которая при помощи музыки раскрывается всем людям, желающим её увидеть;
Скрипка является символом печали, несбывшихся надежд, разочарования и одновременно просьба о прощении;
Скрипка - символ духовного перерождения Якова;
Скрипка - символ духовно страдающих от внешней разобщённости людей.
Скрипка - метафора, наделена человеческими чертами.
Скрипка будит Человека в человеке, снимает с него "бронзовый" панцирь, обнажая живую человеческую душу, смывая злую накипь с сердца.
Символическая роль скрипки в рассказе «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова
Рассказ «Скрипка Ротшильда» в современном чеховедении называют одним из самых «чеховских» рассказов, в котором есть всё, что так или иначе отмечается исследователями как элемент чеховского идеостиля». Он был написан А.П. Чеховым в 1894 году в Мелихово.
Скрипка является символом искусства, причём высокого искусства, она же в художественном мире произведения символически сближается с беззащитным ребенком.
Даровитый музыкант-самородок, Яков своими импровизациями на плохонькой скрипке чудесно выражает всё лучшее, что есть в его многогрешной душе. Музыкальный инструмент тесно связан с жизнью героя. Скрипка стала звуковым выражением мыслей персонажа. Герой Яков Иванов связывает свой голос с музыкой, так как с помощью её передаёт своё состояние, эмоции и душу.
«Яков вышел из избы и сел у порога, прижимая к груди скрипку. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слёзы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка». Исходя из этого, можем говорить о том, что перед нами также происходит отождествление скрипки с главным героем.
Первое упоминание о скрипке дано в следующем контексте: «Небольшой доход приносила ему также игра на скрипке». Автор не только информирует нас, говоря «так как очень хорошо играл на скрипке», но рисует игру Якова. Мы видим, что, говоря об игре на скрипке, Чехов употребляет слова «скрипка взвизгивала», «потело, багровело лицо». Это сниженная лексика. В этой игре нет гармонии ни для глаз, ни для слуха. Этим автор хотел показать, что скрипка источник дохода. Может быть, Яков завидовал Ротшильду, который играл на флейте. Ведь «Ротшильд самое весёлое умудрялся играть жалобно». Флейта Ротшильда «плакала», тогда как «скрипка взвизгивала». Мы можем говорить о том, что скрипка душа человека.
Игра Якова на скрипке имеет ещё и бескорыстный, и сугубо личный план. Он играет на скрипке не только для денег, но и для себя. И мы видим, что у него устанавливаются какие-то особые отношения со скрипкой.
«Мысли об убытках донимали Якова особенно по ночам; он клал рядом с собой на постели скрипку и, когда всякая чепуха лезла в голову, трогал струны, скрипка в темноте издавала звук и ему становилось легче». Характерна причинно-следственная зависимость: обращения к скрипке вследствие «мыслей об убытках». В скрипке Яков находит утешение в жизни. И в то же время в скрипке проявляется духовность героя.
Постепенно над меркантильными соображениями Бронзы берут верх искусство, талант скрипача. Он играет «жалобно и трогательно», «печально поёт скрипка, а над ненавистью и злобой любовь к людям, чувство сострадания.
Скрипка сначала лишь деталь, штрих к образам Якова и Ротшильда. Но эта деталь обретает в контексте всего рассказа обобщающее, символическое значение. Скрипка раскрывает душу Якова всем людям, желающим его увидеть.
Музыкальный инструмент связан с творчеством, морально-духовным миром героя.
Образ скрипки один из основных и главнейших образов рассказа, это ещё один заглавный герой. В конце произведения мы видим отношение к ней Якова как к одушевлённому лицу как к ребёнку, которого он потерял пятьдесят лет назад.
Яков как будто баюкает скрипку: успокаивая её, он успокаивает себя. Всю жизнь, все эти пятьдесят лет, роль наследника, любимицы, того, о ком надо заботиться, того, кто развеселит или просто облегчит страдания, кто «утешит в старости», выполняла скрипка. И Марфа подсознательно чувствовала это, когда «с благоговением вешала скрипку на стену».
Игра на скрипке не является для Якова работой, хотя его игра- это искусство. Скрипка в художественном мире произведения символически сближается с беззащитным ребёнком ( «младенчиком»-ангелом «с белокурыми волосами»). Марфа не только вспоминает о том, что «нам Бог дал ребёночка» (появление редкой скрипки у скупого героя имеет также оттенок тайны), но в этом же «детском» контексте словно бы звучит музыка (песни, которые пели « под вербой» молодые Яков и Марфа). Поэтому скрипку, словно ребёнка, и «клал рядом с собой на постели» Яков. «Слова героя, что он не любит заниматься чепухой», относятся к детским гробам. В авторском окружении композиционной организацией текста эти слова о чепухе предвосхищают смерть собственного ребёночка и будущее сиротство самой скрипки». Уместно вспомнить, что Марфа вешала скрипку на стену с благоговением. Это благоговение, очевидно, никак не соотносится ни с доходом, ни с капиталом. Скорее, оно соотносится с русской песней: «Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни» . Скрипка тоже поет. Она выполняет свою функцию, Яков сидел у порога, прижимая к груди (вновь, как ребёнка), свою скрипку.
В новом словесном окружении «скрипка» перестаёт быть музыкальным инструментом, она включается в иную смысловую сферу, соотносясь с другим, собственно человеческим, участным присутствием в жизни героя. Скрипка выступает в рассказе как медиум в духовном единении людей. В скрипке воплотились и талант героя, и его прозрение, и его бескрайняя печаль оттого, что люди не понимают, как жить.
У Чехова отдельные детали повествования выступают не простыми картинами бытия героев, но «знаками» особого, заключённого в них эмоционально-идейного содержания, это «образы чувств», приобретающие музыкальное звучание. В рассказе контрастное проведение двух эмоционально-образных потоков, драматического и лирического характера, проходящих три отчетливые стадии своего становления, а именно: экспозиционную, разработочную и репризную.
В рассказе «Скрипка Ротшильда» отражается Чеховское видение мира. Для творчества Чехова характерен мучительный вопрос о жизни и смерти души, о её болезнях и путях выздоровления.
Дарение скрипки Ротшильду знаменует преодоление грубого антиличностного характера подмены человека вещью. Скрипка овеществляется.
«Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Скрипку нельзя взять с собой в могилу, и теперь она останется сиротой и с ней случится то же, что с березняком и с сосновым бором. Всё на этом свете пропадало и будет пропадать».
Скрипка несёт в себе жалость, и жалость на неё направлена, то есть она уже не просто музыкальный инструмент, квинтэссенция и жалобы на жизнь, и жалости к жизни, и именно в этом качестве она принадлежит Ротшильду, чем и объясняется название рассказа, ведь он «даже самое весёлое умудрялся играть жалобно». Автор строит повествование таким образом, что конец рассказа («…откуда у Ротшильда такая хорошая скрипка?») заставляет вернуться к началу и достроить смысл целого. Ротшильд заставляет чувствовать жалость к обыденной жизни, и искусство, пробуждённое этой жалостью, возвращается в житейскую повседневность для того, чтобы в ком-то пробудить и эту жалость, и искусство. От Якова остались лишь песня да скрипка, в которой живёт его душа. В рассказе скрипка несёт в себе основную тематическую нагрузку.
Если ранее скрипка Якова была противопоставлена «Ротшильдовской» идее выгоды (отсюда и благоговейное отношение к ней), то теперь она теряет эту свою вненаходимость в мире капитала. Таким образом, мы видим, что предположение Якова о скрипке «и теперь она останется сиротой и с нею случится то же, что с березняком и сосновым бором» в самом буквальном смысле сбывается; ведь «березняк» и сосновый бор не только были вырублены, но и использованы, они принесли капитал.
Скрипка это не кусок дерева, обтянутый струнами, это душа Якова, его сердце, необременённое убытками и накопительством. Именно она является доказательством понимания Яковом того, насколько нелепо и глупо он жил.
Теперь только скрипка осталась у Якова, она единственный друг, который поддержит теперь его, поймёт и выразит всё то, что происходит в душе Якова. Ей не нужно ничего объяснять, она понимает без слов и передаёт на своём понятном всем языке. Этот язык музыка.
На протяжении всего рассказа скрипка принадлежит Якову и материально, и составляет большую часть внутреннего мира героя, его души. Передавая скрипку, Яков подтверждает идею бессмертия человеческой души. Скрипка, доставшаяся Ротшильду, это памятник Якову. Называя произведение «Скрипка Ротшильда», Чехов называет его «Душа Якова».
Скрипка является метафорой бессмертия Якова.
Якову было не жалко умирать. Только его скрипка вызывает чувство сожаления, именно из-за скрипки и стоило жить. И здесь впервые даётся описание того, как звучит скрипка. Свою последнюю песню он играет Ротшильду. И скрипка здесь выступает как символ духовно страдающих от внешней разобщённости людей. Скрипка объединила Якова и его бывшего врага, а также всех жителей города, слушающих не столько Ротшильда, сколько его скрипку. Она приобретает сказочный характер волшебного инструмента, который может играть сам по себе и который обладает способностью гармонизировать окружающий мир.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что:
Скрипка символ страдающей души Якова, которая при помощи музыки раскрывается всем людям, желающим её увидеть;
Скрипка является символом печали, несбывшихся надежд, разочарования и одновременно просьба о прощении;
Скрипка символ духовного перерождения Якова;
Скрипка символ духовно страдающих от внешней разобщённости людей.
Скрипка метафора, наделена человеческими чертами.
Скрипка будит Человека в человеке, снимает с него "бронзовый" панцирь, обнажая живую человеческую душу, смывая злую накипь с сердца.