Не секрет, что тема «Причастие» даётся ребятам с большим трудом. Распознать причастие, научиться выделять его отличительные признаки довольно трудно. Предлагаю серию упражнений, цель которых в игровой форме привлечь внимание учащихся к этой сложной теме, создать проблемную ситуацию, активизировать деятельность учащихся и помочь им выработать алгоритм определения причастия, причастного оборота.
Материалы к теме:
Причастие как
особая форма глагола
Упражнение для наблюдения
Cравните слова:
Жёлтый (лист), желтеет (лист),
желтеющий (лист).
Желтый – непроизводное прилагательное.
Желтеющий «---- желтеть.
Вывод: желтеющий не прилагательное,
это не глагол, а
ПРИЧАСТИЕ.
Причастие (по-укр.: дієприкметник) - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой? и объединяет в себе свойства имени прилагательного и глагола:
человек (какой?) работающий – человек, который работает.
В предложении причастие обычно является определением, а причастия в краткой форме – сказуемым.
Выполненная работа радовала.
Работа была выполнена.
Признаки глагола |
Признаки прилагательного |
прыгнувший – прыгавший. |
и относится к существительному: нарисованный пейзаж. |
2. Бывает настоящего и прошедшего времени: работающий – работавший. |
2. Изменяется по родам(идущий, идущая, идущее), числам (растущий,растущие), падежам(белеющий, белеющего, белеющему и т.д.). |
3. Бывает возвратным и невозвратным: распускающий – распускающийся. |
3. Некоторые причастия имеют полную и краткую формы: написанный – написан. |
Выпишите словосочетания
с причастиями.
Жёлтые листья, редеющие облака, зреющие плоды, зеленеющие поля, зрелые мысли, краснеющая рябина, заросший пруд, оригинальный сюжет, просохшая трава, плескающийся прибой.
Спишите, найдите в предложениях причастия.
1. Внимание альпинистов привлекла растущая на вершине горы сосна. 2. Мы любовались висящими чуть не до земли гроздьями рябины. 3.Большинство сидящих в трамвае пассажиров читают. 4.Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток
и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
1- растущая, 2-висящими, 3-сидящих,
4- обеспокоенные, сверкающего.
Читаем выразительно
Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.
Стояла осень. Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста. (К. Паустовский).
Составьте предложения по картинках,
используя причастия.
Определите синтаксическую роль причастий
в предложениях.
Устранить повторения, используя,
где целесообразно, причастия
Мы подошли к деревне, которая стояла на опушке леса, который тянулся далеко за озеро.
Семиклассники, которые подбирали материал для литературного праздника, встретились с писателем, который учился в нашей школе.
Отвечаем на вопросы
1. Почему мы называем причастие особой формой глагола?
2. Какими признаками глагола и прилагательного оно обладает?
3. Какова роль причастий в предложении?
Тема.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ
Какие из данных слов
являются причастиями?
1 вариант
Синее небо.
Синеющее небо.
Жёлтый лист.
Желтеющий лист.
2 вариант
Горячая сковорода.
Работающий мастер.
Зреющие плоды.
Красное солнышко.
Прич. + сущ.
Х
Синеющее небо
Зреющие плоды
х
Прич. + сущ.
Х
Мастер, работающий хорошо
х
Работающий хорошо
Причастный оборот (по-укр.:дієприкметниковий зворот) – это причастие с зависимыми от него словами. В предложении причастный оборот является одним членом предложения.
Какая?
Нарисованная художником картина.
Кем?
Сравните!
Заменить выделенную часть предложения причастным оборотом. Каким членом предложения он является?
Заменить одно из простых предложений причастным оборотом. Определить синтаксическую роль причастных оборотов
Спишите, исправляя ошибки в предложениях с причастными оборотами.
Опишите картину И.Айвазовского“Девятый вал”, используя в речи причастные обороты:
неистово бушующая стихия;
обломок громадной мачты, сломанной жестоким ветром;
обессиленные бурей люди;
просвечивающаяся на солнце зелёным и голубым цветом волна.
Возможное начало текста: страшны валы воды во время шторма на море, но самый страшный
девятый вал, роковой, сокрушительный…
Тема.
Действительные причастия
настоящего и прошедшего
времени
Образование действительных причастий
Настоящего времени
От основы глагола настоящего времени несовершенного вида и суффиксов
-ущ-, -ющ- (І спр.)
- ащ-, -ящ-(ІІспр.):
работают – работающий,
несут – несущий,
лечат – лечащий,
красят - красящий
Прошедшего времени
От основы неопределённой формы глагола несовершенного и совершенного вида и суффиксов - вш- или – ш-:
читать – читавший,
нести - нёсший
Сравните!
По - русски По- украински
Цветущий квітучий
Пылающий палаючий
Поросший порослий
Поредевший поріділий
Образуйте от данных глаголов
действительные причастия
настоящего времени прошедшего времени
Работать, заниматься, трудиться, уметь, держать, экспериментировать, производить, приготовить, планировать, испытать, контролировать, читать.
Образовать словосочетания с причастными оборотами, используя действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
Образец. Луг, цветы, покрывать –
Цветы, покрывающие (или покрывшие) луг.
Тучи, закрывать, солнце.
Буря, разбить, корабль.
Осенние букеты, ребята, собрать.
Поход, туристы, утомить.
Переведите на русский язык, преобразовывая данные сочетания в причастные обороты. Употребляются ли в украинском языке такие обороты?
Образец. Слесарь, работающий на заводе – слесарь, работавший на заводе.
Майстриня, яка вишиває рушник – майстриня, яка вишивала рушник.
Вчений, який відповідає за експеримент – вчений, який відповідав за експеримент.
Лікар, який проводить операцію – лікар, який проводив операцію.
Составьте сочинение-миниатюру
на тему: ”Родная природа”,
используя данные причастия.
Стел_щийся туман,
шепч_щиеся камыши,
дремл_щая река,
ве_щий ветерок,
та_щие облака,
колыш_щиеся травы.
Читаем выразительно
Ф.Тютчев
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
Образование страдательных причастий
Настоящего времени
От основы переходных глаголов настоящего
времени несовершенного вида и суффиксов
-ем-, -ом-(І спр.) и -им-(ІІспр.):
ведут – ведомый,
решают – решаемый,
хранят – хранимый
Прошедшего времени
От основы неопределённой формы переходных глаголов совершенного (реже) несовершенного вида и суффиксов -нн- ,-енн, -т- :
прочитать – прочитанный,
унести – унесённый,
вымыть – вымытый.
Записать, объяснив написание суффиксов
страдательных причастий настоящего времени
Рассматрива..мый инженерами проект,
выращива..мый юннатами урожай,
оберега..мые детьми саженцы,
едва слыш..мый голос,
заполня..мая водой канава,
подгоня..мая ветром лодка,
управля..мая по радио модель.
Спишите, вставляя пропущенные буквы,
объясняя условия выбора гласной в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени
Отрез..нная ткань, выкач..нная нефть,
выкач..нная из подвала бочка,
выслуш..нные замечания, высуш..нные грибы,
замеш..нный в преступлении, замеш..нное тесто,
подстрел..нная утка, расстрел..нные патроны,
насто..нный чай, увенч..нный венком победитель,
рассе..нные тучи, потер..нное письмо,
утопт..нная песчаная тропинка.
Сравните!
По-русски По-украински
переведённый переведений
привезённый привезений
сметённый зметений
Помните !!!
После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ под ударением в суффиксе - енн- пишется буква ё:
сожженный – сожжён,
испечённый – испечён,
совершённый – совершён
Замените действительный
причастный оборот страдательным
Образец. Художник, написавший картину – картина, написанная художником.
Хлебороб, вырастивший хлеб. Рабочие завода, построившие площадку для ребят. Доктор, вылечивший ребёнка. Режиссёр, создавший фильм. Учёный, сделавший открытие.
Составьте предложения по картине,
используя причастия
И. Левитан «Золотая осень»
Читаем выразительно
«Золотая осень». Левитан написал эту выдающуюся картину в 1895 году. Очень большим желанием Левитана было показать в картине красочное осеннее настроение, которое преподносит каждый год всем нам золотая осень. Это время года радует многих живописцев своими желто-оранжевыми и красными оттенками, воодушевляя художников к написанию пейзажа.
Художнику удалось дойти до истины и отразить то состояние осенней поры, которое мы видим в картине «Золотая осень»: природа среднерусской окрестности до боли знакомая каждому россиянину, небольшая березовая осенняя роща вдоль берега уходящей извилистой речки. Всю простоту этого осеннего пейзажа художник Левитан наделил особым лирическим настроением. Сегодня картина «Золотая осень» находится в Третьяковской галерее.
Исправьте текст
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия. Записать предложения в исправленном виде.
1. Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы.
2.Туристы, увидящие красоты озер Карелии, надолго запомнят их.
3.Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Пишется -нн-, если:
выкрашенный пол, но :некрашеный пол;
маринованный, корчёванный, трамбованный;
Пишется -н-, если:
крашеный пол;
вязаный шарф;
нагружены, изготовлены.
Спишите, объясните написание –Н- и –НН- в причастиях
Замороженная рыба, сушёные грибы, маринованные огурцы, незваный гость, жаренные в сметане караси, смышлёный ученик, гружённая кирпичом машина, варежки связаны.
Запишите предложения, объясните написание
-Н- и -НН- в причастиях
Спишите, вставьте пропущенные буквы
Лома…ая линия, золоче…ый браслет, украше…ая гирляндами ёлка, сожже…ый костёр, закопче…ый осетр, книги упакова…ы, несея…ые травы, ноше…ые вещи, шерсть запута...а, рисова…ый натюрморт, завоева…ые призы, неограниче…ые просторы.
Читаем выразительно
Живительный дождик
Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь, такой теплый и живительный для растения, как нам любовь.
Да, этот теплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же под каплями изменяющей цвет, что чувствуешь: эта теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь. И та же самая любовь, как и у нас, та же самая их вода — любовь — внизу обмывала, ласкала корни высокого дерева, и вот оно сейчас от этой любви — воды — рухнуло и стало мостом с одного берега на другой, а небесный дождь — любовь — продолжает падать и на поваленное дерево с обнаженными корнями, и от этой самой любви, от которой оно повалилось, теперь раскрываются почки и пахнут смолистыми ароматами, и будет оно цвести этой весной, как и все, цвести и давать жизнь другим.
М.Пришвин.
Творческое задание
Составьте сочинение-миниатюру на тему:
«Зима в лесу»,
используя
причастия с –Н- и –НН-
Подберите причастия
для характеристики внешности человека
Глаза...; взгляд…; губы…, волосы…,вид…, одежда…
Слова для справок: светящиеся, прищуренные; испуганный, напряжённый, взволнованный, сосредоточенный;
причёсанные, сомкнутые, сжатые; отутюженная, подобранная.
НЕ
с именами существительными,
именами прилагательными, наречиями
Слитно
Раздельно
далеко, вовсе…
НЕ с причастиями раздельно:
зависимые слова;
с союзом а;
НЕ с причастиями слитно:
Спишите и объясните правописание НЕ с причастиями
Прибавьте к причастиям зависимые слова и перепишите
Образец. Ненаписанное сочинение — не написанное учеником сочинение.
Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание НЕ с причастиями
Прибавьте к причастиям пояснительные слова. Полученные причастные обороты поставьте после определяемого слова. Перепишите, ставя запятые.
Образец. Несделанные чертежи задерживают
строительство дома. Чертежи, не сделанные в проектной мастерской, задерживают строительство дома.
1) Неотправленные письма передайте почтальону.
2) Незамёрзшая река глухо шумит.
3) Нерозданные тетради учитель положил на стол.
Замените сочетания с полными
причастиями предложениями с краткими причастиями. Укажите в предложениях подлежащее и сказуемое.
Образец. Невзвешенные товары. — Товары не взвешены. 1) Незасеянные поля.
2) Невыполненное поручение.
3) Непроявленная плёнка.
4) Непроветренное помещение.
Выпишите глаголы и причастия с частицей НЕ. Объясните правописание частицы НЕ.
Мы давно не были в своём деревенском доме.
Во-первых, неотремонти-рованный дом потерял свой нарядный вид: стекла потуск-нели, невыкрашенные стены выглядели уныло, печь осталась никем не выбеленной и не радовала глаз. Мы дружно взялись за работу и через неделю вернули жилью его прежний праздничный облик. Всё, что было не выкрашено, не вымыто, не прибрано, засверкало чистотой. Отдых начался!
Распределите словосочетания в две колонки:
1) НЕ слитно,
2) НЕ раздельно.
Объясните.
(Не) дописанное письмо; письмо (не) дописано;
(не) вспаханное поле; (не) забываемая встреча;
(не) ослабевающая ни на минуту тревога;
(не) прекращающийся дождь; (не) сжатая, а скошенная рожь; (не) успокоившееся после бури озеро; телефон (не) отремонтирован; (не) отправленная бабушкой бандероль; (не) законченный рассказ; (не) освещённая солнцем комната; (не) прикрытая дверь.
Читаем выразительно
В Крымских горах и на Кавказе часто встречаются орхидеи. Красота и величие этих чудесных цветов сослужили им роковую службу. Неумеренная охота «любителей» природы ведёт к их массовому истреблению. Некоторые из орхидей сегодня уже на грани полного исчезновения. Другие ещё держатся, но тоже нуждаются в самом бережном отношении.