Правописание НЕ с именами существительными

Про матеріал

Цели:

обучающие:

привить ученикам знания о слитном или раздельном написании НЕ с существительными, научить различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, подбирать синонимы, формировать навыки правописания;

развивающие:

развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять тестовые задания;

воспитательные:

воспитывать заинтересованность в получении знаний, любовь к русскому языку посредством активизации мыслительной деятельности.

Перегляд файлу

Тема: Правописание не с именами существительными

Цели:

обучающие:

привить ученикам знания о слитном или раздельном написании НЕ с существительными, научить различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, подбирать синонимы, формировать навыки правописания;

развивающие:

развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять тестовые задания;

воспитательные:

воспитывать заинтересованность в получении знаний, любовь к русскому языку посредством активизации мыслительной деятельности.

Тип урока: объяснение нового материала 

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.

Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

1 слайд

Проверка ДЗ

Распределить слова с о – е по двум «сундучкам»:

1 – врачом,лучом, свечой, девчонка, ручонка, волчонок, зайчонок;

2 – оконцем, полотенцем, тучей, кручей, крошечка, точечка, доченька.

  1. Мотивация учебной деятельности.

2 слайд Мотивация

  1.              Всё можно передать словом: звучание музыки, блеск красок, тень садов, неясность сна… 
  2.               И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе.                                                                            
  3.              Вновь наступило ненастье.
  4.              Не имя красит человека, а человек имя.
  • Прочитайте предложения.
  • Найдите орфограммы, которые «спрятались» в них.
  • Сформулируйте тему нашего урока.

 

3 слайд

Тема урока:  Правописание  не с именами существительными (записать в тетради)

Цель нашего урока – научиться различать  не-приставку(когда она пишется слитно), не-частицу (когда она пишется раздельно) и не-часть корня, когда слово не употребляется безне.

 

  1. Работа по теме урока.

 

4 слайд   Видеопрезентация  «Правописание не с именами существительными»

Перед просмотром:

Ребята, откройте учебники на стр.91, внимательно слушая презентацию, сравните с ней правило в учебнике и постарайтесь найти различия.

После просмотра  -  беседа по вопросам:

  • Всё ли было понятно?
  • Как может писаться не с именами существительными?
  • От чего зависит слитное или раздельное написание?
  • Какие различия в видео презентации и учебнике вы заметили?

 

Устная презентация

Ещё раз повторим это правило, прослушав устную презентацию, которую сделаютученики.

5 слайд Таблица (анимация – проявление по частям)

СЦЕНКА

1.Познакомьтесь: это НЕ!

Хитра, умна, ловка вполне.

2.То может быть она частицей. (НЕ ДРУГ, А ВРАГ).

То вдруг в приставку превратится. (НЕДРУГ).

3.А может к слову прицепиться –

И навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА).

4.Знай же: НЕ тогда частица,

Когда противопоставлением отделится. (НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ).

5.НЕ  приставкой может быть,

Если слово синонимом можно заменить. (НЕПРАВДА=ЛОЖЬ).

6.НЕ– часть  корня, если слово

Не имеет без неё смысла никакого.(НЕНАСТЬЕ)

7.Чтобы грамотно писать

И друг друга понимать,

Правила должны мы знать!

 

Ребята, перед вами на нашей умной доске правило в виде таблицы, которая будет помогать вам на протяжении всего урока. А начнём мы с самого лёгкого, с игры «Угадай слово».

Игра «Угадай слово» Стихи-загадки (загадывает учитель)

◦◦◦

Никогда не засмеётся, никогда не улыбнётся,

Жалуется, плачет маленькая Яна.

Потому её зовут: «Царевна-(Несмеяна).

◦◦◦

Ничего не знаю, не хочу учиться,

С радостью гуляю и люблю лениться.

Дружочек, отгадай-ка,

Кто же я? – (Незнайка).

◦◦◦

В чистом поле я расту, голубым цветком цвету.

В моих глазках  – небо будто…

Называют: (незабудка).

◦◦◦

Дождь и слякоть. Ветер, сырость.

Зябко, серо и уныло…

Часто в это время года наступает (непогода).

 

◦◦◦

Руки грязны, измята рубаха,

В кляксах тетради…

Кто это?  (Неряха).

◦◦◦

Ни минуты не сижу, а скачу и бегаю,

Вот за что меня прозвали люди (непоседою).

- Как пишем?

- Слитно.

- Почему?

- Не употребляется без не.

- Значит, это –

- Часть корня.

Работа с учебником

1.Чтение стихотворения на стр.90.

2.Выполнение упражнений  203, 206 устно. 1 предложение – записать.Выделить не надстрочным знаком  в тех словах, где она является приставкой.

В предложениях, где не является частицей, подчёркиваем пробел.

Тренировочные упражнения

Найди «четвёртое лишнее», объясни  написание:(устно) РМ

  1. (Не)поседа, (не)взгоды, (не)вежество, (не)правда.
  2. (Не)приятель, (не)счастье, (не)домогание, (не)доверие.
  3. (Не) друг, а враг; (не)счастье, а горе; (не)удача; сейчас (не)лето.

7 слайд

Задания:

1.записать, раскрывая скобки,

2.подобрать синонимы без неиз слов для справки:

 

(не)постоянство

непостоянство

изменчивость

(не)возмутимость

невозмутимость

сдержанность

(не)мощь

немощь

болезнь

(не)друг

недруг

враг

(не)лепость

нелепость

бессмыслица

(не)воля

неволя

рабство

(не)ожиданность

неожиданность

сюрприз

(не)былица

небылица

вымысел

(не)годование

негодование

возмущение

(не)счастье

несчастье

горе

(не)доверие

недоверие

подозрение

Слова для справки:

горе, сюрприз, болезнь, возмущение,сдержанность, вымысел, подозрительность, бессмыслица, рабство, враг,  изменчивость.

 

8 слайд

Продолжить предложения, соединитьне, где это необходимо,объяснить написание не с существительными:

  1. Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.
  2. (Не)хлебом единым жив человек.
  3. (Не)место красит человека, а человек место.
  4. (Не)правдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
  5. (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
  6. (Не)кусок пирога, а честь дорога.
  7. Где дружбой дорожат, там (не)други дрожат.
  8. Друг познаётся н (не)счастье.
  9. Умный поймёт с полуслова, а (не)вежде не поможет и сто.

Выделить не надстрочным знаком  в тех словах, где она является приставкой.

В предложениях, где не является частицей, подчёркиваем пробел.

Заключительный этап урока

Перед выполнением проверочного теста запишем домашнее задание

Проверочный тест и самооценка на листочках «Лесенка знаний»

1.Укажите существительное, которое  сне пишется слитно:

А – (не)друг, а враг;

Б – (не)лепость;

В – далеко (не)красавица.

2. Укажите существительное, которое  сне пишется раздельно:

А – (не)истовство;

Б – (не)ряха;

В – (не)веселье, а скука.

3. Укажите существительное, которое  сне пишется слитно:

А – (не)решительность характера;

Б – (не)приятель, а настоящий друг;

В – (не)красота, а уродство.

4. Укажите существительное, которое  с не пишется раздельно:

А – явная (не)приязнь;

Б – сказать (не)правду;

В – (не)решительность, а робость.

5. Укажите существительное, которое  сне пишется слитно:

А – (не)настье;

Б – сейчас (не)лето;

В – вовсе (не)приятель.

6. Укажите предложение, в котором   не с существительным пишется раздельно:

А – Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.

Б – (Не)хлебом единым жив человек.

В – (Не)счастья бояться – счастья не видать.

7. Укажите предложение, в котором   не с существительным пишется слитно:

А – С (не)уменья руки не болят.

Б – (Не)пером пишут, а умом.

В – (Не)игла шьёт, а руки.

8.Укажите предложение, в котором   не с существительным пишется раздельно:

А – Он всё время рассказывал (не)былицы.

Б – (Не)вежливость – это плохая черта.

В – Слово (не)воробей, вылетит – не поймаешь.

9. Укажите предложение, в котором   не с существительным пишется слитно:

А – Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.

Б – (Не)ряшливость никого не красит.

В – (Не)кусок пирога, а честь дорога.

10.Укажите предложение, в котором   не с существительным пишется раздельно:

А – Охота пуще (не)воли.

Б – (Не)работа сушит, а забота.

В – В (не)счасте важна поддержка друга.

Итог урока:

Рефлексия

  • Ребята, вам понравилось работать с умной доской?
  • Какую орфограмму мы изучили на уроке?
  • Когда  не с существительным  пишется раздельно?
  • Когда  не с существительным  пишется слитно?
  • Отметьте на «лесенке знаний», на какой вы ступеньке: 1,2 или 3.

 

ДЗ: §22 на стр.91, упр.209,

альтернативное задание: выписать из худ.лит. 5-6 предложений с не.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
28 грудня 2018
Переглядів
213
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку