Цели:
обучающие:
привить ученикам знания о слитном или раздельном написании НЕ с существительными, научить различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, подбирать синонимы, формировать навыки правописания;
развивающие:
развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять тестовые задания;
воспитательные:
воспитывать заинтересованность в получении знаний, любовь к русскому языку посредством активизации мыслительной деятельности.
Тема: Правописание не с именами существительными
Цели:
обучающие:
привить ученикам знания о слитном или раздельном написании НЕ с существительными, научить различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, подбирать синонимы, формировать навыки правописания;
развивающие:
развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять тестовые задания;
воспитательные:
воспитывать заинтересованность в получении знаний, любовь к русскому языку посредством активизации мыслительной деятельности.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник.
Ход урока.
1 слайд
Проверка ДЗ
Распределить слова с о – е по двум «сундучкам»:
1 – врачом,лучом, свечой, девчонка, ручонка, волчонок, зайчонок;
2 – оконцем, полотенцем, тучей, кручей, крошечка, точечка, доченька.
2 слайд Мотивация
3 слайд
Тема урока: Правописание не с именами существительными (записать в тетради)
Цель нашего урока – научиться различать не-приставку(когда она пишется слитно), не-частицу (когда она пишется раздельно) и не-часть корня, когда слово не употребляется безне.
4 слайд Видеопрезентация «Правописание не с именами существительными»
Перед просмотром:
Ребята, откройте учебники на стр.91, внимательно слушая презентацию, сравните с ней правило в учебнике и постарайтесь найти различия.
После просмотра - беседа по вопросам:
Устная презентация
Ещё раз повторим это правило, прослушав устную презентацию, которую сделаютученики.
5 слайд Таблица (анимация – проявление по частям)
СЦЕНКА
1.Познакомьтесь: это НЕ!
Хитра, умна, ловка вполне.
2.То может быть она частицей. (НЕ ДРУГ, А ВРАГ).
То вдруг в приставку превратится. (НЕДРУГ).
3.А может к слову прицепиться –
И навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА).
4.Знай же: НЕ тогда частица,
Когда противопоставлением отделится. (НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ).
5.НЕ приставкой может быть,
Если слово синонимом можно заменить. (НЕПРАВДА=ЛОЖЬ).
6.НЕ– часть корня, если слово
Не имеет без неё смысла никакого.(НЕНАСТЬЕ)
7.Чтобы грамотно писать
И друг друга понимать,
Правила должны мы знать!
Ребята, перед вами на нашей умной доске правило в виде таблицы, которая будет помогать вам на протяжении всего урока. А начнём мы с самого лёгкого, с игры «Угадай слово».
Игра «Угадай слово» Стихи-загадки (загадывает учитель)
◦◦◦
Никогда не засмеётся, никогда не улыбнётся,
Жалуется, плачет маленькая Яна.
Потому её зовут: «Царевна-(Несмеяна).
◦◦◦
Ничего не знаю, не хочу учиться,
С радостью гуляю и люблю лениться.
Дружочек, отгадай-ка,
Кто же я? – (Незнайка).
◦◦◦
В чистом поле я расту, голубым цветком цвету.
В моих глазках – небо будто…
Называют: (незабудка).
◦◦◦
Дождь и слякоть. Ветер, сырость.
Зябко, серо и уныло…
Часто в это время года наступает (непогода).
◦◦◦
Руки грязны, измята рубаха,
В кляксах тетради…
Кто это? (Неряха).
◦◦◦
Ни минуты не сижу, а скачу и бегаю,
Вот за что меня прозвали люди (непоседою).
- Как пишем?
- Слитно.
- Почему?
- Не употребляется без не.
- Значит, это –
- Часть корня.
Работа с учебником
1.Чтение стихотворения на стр.90.
2.Выполнение упражнений 203, 206 устно. 1 предложение – записать.Выделить не надстрочным знаком в тех словах, где она является приставкой.
В предложениях, где не является частицей, подчёркиваем пробел.
Тренировочные упражнения
Найди «четвёртое лишнее», объясни написание:(устно) РМ
7 слайд
Задания:
1.записать, раскрывая скобки,
2.подобрать синонимы без неиз слов для справки:
(не)постоянство |
непостоянство |
изменчивость |
|
(не)возмутимость |
невозмутимость |
сдержанность |
|
(не)мощь |
немощь |
болезнь |
|
(не)друг |
недруг |
враг |
|
(не)лепость |
нелепость |
бессмыслица |
|
(не)воля |
неволя |
рабство |
|
(не)ожиданность |
неожиданность |
сюрприз |
|
(не)былица |
небылица |
вымысел |
|
(не)годование |
негодование |
возмущение |
|
(не)счастье |
несчастье |
горе |
|
(не)доверие |
недоверие |
подозрение |
|
Слова для справки:
горе, сюрприз, болезнь, возмущение,сдержанность, вымысел, подозрительность, бессмыслица, рабство, враг, изменчивость.
8 слайд
Продолжить предложения, соединитьне, где это необходимо,объяснить написание не с существительными:
Выделить не надстрочным знаком в тех словах, где она является приставкой.
В предложениях, где не является частицей, подчёркиваем пробел.
Заключительный этап урока
Перед выполнением проверочного теста запишем домашнее задание
Проверочный тест и самооценка на листочках «Лесенка знаний»
1.Укажите существительное, которое сне пишется слитно:
А – (не)друг, а враг;
Б – (не)лепость;
В – далеко (не)красавица.
2. Укажите существительное, которое сне пишется раздельно:
А – (не)истовство;
Б – (не)ряха;
В – (не)веселье, а скука.
3. Укажите существительное, которое сне пишется слитно:
А – (не)решительность характера;
Б – (не)приятель, а настоящий друг;
В – (не)красота, а уродство.
4. Укажите существительное, которое с не пишется раздельно:
А – явная (не)приязнь;
Б – сказать (не)правду;
В – (не)решительность, а робость.
5. Укажите существительное, которое сне пишется слитно:
А – (не)настье;
Б – сейчас (не)лето;
В – вовсе (не)приятель.
6. Укажите предложение, в котором не с существительным пишется раздельно:
А – Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.
Б – (Не)хлебом единым жив человек.
В – (Не)счастья бояться – счастья не видать.
7. Укажите предложение, в котором не с существительным пишется слитно:
А – С (не)уменья руки не болят.
Б – (Не)пером пишут, а умом.
В – (Не)игла шьёт, а руки.
8.Укажите предложение, в котором не с существительным пишется раздельно:
А – Он всё время рассказывал (не)былицы.
Б – (Не)вежливость – это плохая черта.
В – Слово (не)воробей, вылетит – не поймаешь.
9. Укажите предложение, в котором не с существительным пишется слитно:
А – Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью.
Б – (Не)ряшливость никого не красит.
В – (Не)кусок пирога, а честь дорога.
10.Укажите предложение, в котором не с существительным пишется раздельно:
А – Охота пуще (не)воли.
Б – (Не)работа сушит, а забота.
В – В (не)счасте важна поддержка друга.
Итог урока:
Рефлексия
ДЗ: §22 на стр.91, упр.209,
альтернативное задание: выписать из худ.лит. 5-6 предложений с не.