Урок "Буквы з и с на конце префиксов"

Про матеріал
  • Цель урока познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок». Вырабатывать умение находить слово с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, использовать полученные знания для правильного написания слов, развивать навыки чтения вслух, умение придумывать вопросы к тексту; воспитывать культуру речи, уважение к чужому мнению
Перегляд файлу

 Тема урока : Буквы з и  с  на конце  префиксов
 

  • Цели:  познакомить  учащихся с орфограммой  «Правописание  з и с на  конце  приставок».
  • Вырабатывать умение находить слово с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, использовать полученные знания  для правильного написания слов, развивать навыки чтения вслух, умение придумывать вопросы к тексту; воспитывать культуру речи, уважение к чужому мнению

Тип урока – урок  изучения  и первичного  закрепления  нового учебного  материала.

Оборудование: компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная приставка С», , инструкция для домашней работы, словари.

Ход урока

I. Организационный  этап.

Приветствие детей, пожелание им успехов в работе

Девизом нашего урока я  предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

( сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен , уверен в себе, я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.

II  Проверка домашнего задания:

1.   Сначала мы  проведём небольшую разминку.

  1. Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)
  2. Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)
  3. Какие морфемы вам  известны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.
  4. Что такое корень?
  5. Что такое приставка?
  6. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке?  ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при-)
  7. Назовите неизменяемые приставки.
  8. Когда пишется приставка пре-? При-?

 

(На доске написаны слова)  по цепочке объяснить правописание слов:  :п..дъём  на  з…ре,  з..горались  з…рницы  , н…клонить влево,..,… поздать на концерт,, н..клеить в альбом, выр..щивать на п ..лянке,  п…казались  зар…сли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

-   Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.

А теперь  попытайтесь определить, о чём пойдёт  речь на сегодняшнем уроке.   Сформулируйте тему урока.  (Для этого прослушайте сказку)

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие. https://docs.google.com/drawings/image?id=s8n0GhQJ4FJudOC7FSTEWGg&rev=1&h=12&w=1&ac=1

Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З   кричал, что звучит сильнее,

С  убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими  вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

 Которые всё на свете знали и даже писали правила

Для жителей государства.

 

 

Тема урока «Буквы з и с на конце префиксов» (Записать в тетради)

Обращение к детям:

-  исходя из темы, определите цели урока.

 

  1. Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
  2. Научиться грамотно  писать слова с данными видами орфограмм,
  3. графически обозначать изученную орфограмму).
  4.  

IV. Этап усвоения новых знаний

 

А теперь, я думаю, вы  сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит  разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. Для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.

Как вы думаете ,что мы должны исследовать?

(слова с приставками)

На доске записаны слова в два столбика, посмотрите на них внимательно.

Запишите слова в тетрадь и все вместе проанализируем:

безграничный                   бескрайний

разбросать                         распустить

известить                           испортить                

вздыхать                            вспомнить

возместить                        восхождение

низвергать                             распилить

 

- Давайте  составим план  исследования.

-

Выделить в словах приставки.

- Подчеркнуть в словах  согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.

- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

 Какой вывод можно сделать?

 

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

 

Составить графический алгоритм правила

 

              ---З-перед зв.                           …С-перед гл.

 

V. Этап первичной проверки понимания изученного

 

Практическое упражнение(.Выполнение на доске)

Добавьте к словам нужные префиксы и запишите полученные слова .

1)без,-бес-:сердечный,ценный.вкусный.

2)раз,-рас-:сыпать.бросать,шевелить.

3)из-,ис-жарить,следовать,пить

 

Упр.129(выписать слова на з- с-,графически обозначить орфограмму

(Взаимопроверка)

VI. Физкультминутка

Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.

Бесшумный

Вздохнуть

Бесчисленный

Возделать

Разжимать

Расщелина

Безвкусный

Изгонять

Расчертить

Расписать

Разгорячиться

Сбежать

Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

2)- Фонетический разбор слова.

- В чём коварство приставки С?

 

 

 

Работа с лингвистическим текстом(.На проекторе)

 

Чтение текста учителем

 

 Коварная приставка с-

  Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!

    Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка  пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

  Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.

 

VI. Этап закрепления знаний.

 ( в парах с обсуждением  1 вариант выписать слова с з на конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки)

В..дыхать, , в…карабкаться , ра..бег,  бе…брежный,  во..глас,   р…сположиться,  ра…смотреть,  ра…свет,  и…морозь,  ра…цвет, ра…писание,  чре..мерный,  бе…помощный,  бе..предельный , ра..глядеть,  бе..граничный

 

 

 

 

Самопроверка

 

 

Вздыхать                                                  расписание

Разглядеть                                         расцвет

Разбег                                                  вскарабкаться

Безбрежный                                       беспомощный

Возглас                                                расположиться

Безграничный                                    беспредельный

Изморозь                                              рассмотреть

Чрезмерный                                        рассвет

 

 

Тестовые задания

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать,  ра..бушеваться,  бе..донный, бе..заветный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

  1. ра..сечь,  ра..цвёл, во..стать,  ..доровье;
  2. бе..примерный,   в..плеск,  .. беречь,  ..дание;
  3. ..бегать,  ра..щепить,  бе..просветный,  ..делка.

III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.

  1. сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;
  2. восход, бескозырка, испуг, возрасти;
  3. погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.

IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.

  1. во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;
  2. ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;
  3. и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;

V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется  С.

    1)  и..следовать,  ..жимать,   бе..покойный,  ..дешний;

    2) ...делать,  ра..сечь,  ..дать,   ра..хватать;

    3)  и..тлеть,  ..гореть,  ра..жать,  и..пугать;

 

 

 

 

Взаимопроверка по образцу

1.  1

2.  3

3.  2

4.  2

5.  2

3. Разноуровневые задания(по группам)

 

«4-6»

Прочитайте ряды слов. Спишите,  исключив лишнее слово из каждого ряда.

Объясните свой выбор.

1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;

3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;

4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)

«7-9»

  К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки,  вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)

«10-12»

  Прочитайте текст. Разделите его на 2 части.  Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

        Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит,испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)

 

Что вы узнали из данного текста?(мы узнали о редком виде труда-дрессировке)

А сейчас вы выполните творческое задание (работа в парах)

 

  1.  Игра «Кто больше»  Кто больше успеет за 2 минуты от данных существительных с предлогом образовать однокоренные прилагательные с приставкой и подобрать  к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.(Взаимопроверка)

Образец:без плана—бесплановая  работа.

Без  заботы – ...,
без  крыльев – ...,
без дома – ...,
без  края – ...,
без  конца – ...,
без  руки – …,
без  хозяйства – ...,
без  цели – ...,
без  работы – ...,
без  толка – …

 

 

5.Творческий диктант

Запишите под диктовку предложения, вставляя в них подходящие по смыслу слова с корнями:-свет-,цвет-.Обозначьте корни и префиксы.

Летом рано     …(рассветает).У нас сирень …в мае. Лицо …улыбкой. Мы пошли к морю ,когда стало ….Художник написал эту картину в…своих лет. Атака началась на …

 

 

6.  Стр.62 (сопоставление с украинским языком) упр.128(1)

 

VII. Этап подведения итога

Ребята,вы не забыли ,что вы выступали в роли мудрецов? После различных исследований  давайте разрешим спор между жителями орфографического царства и подскажем им, когда же необходимо писать букву З,а когда С

 Vll Этап рефлекcии

 

«Рефлексия»

-мне понравилось….

-я узнал…

-я научился

 

 

 

 

 

Благодаря чему мы смогли добиться  хороших результатов?

Давайте снова обратимся к  девизу нашего урока

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Домашее задание: стр.62 ( выучить правила).Выполнить упр.131;.для сильных учащихся упр.132 В помощь я дарю вам памятку

 

 

 

 

 

 

3. Разноуровневые задания(по группам)

 

«4-6»

Прочитайте ряды слов. Спишите,  исключив лишнее слово из каждого ряда.

Объясните свой выбор.

1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;

3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;

4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)

«7-9»

  К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки,  вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)

«10-12»

  Прочитайте текст. Разделите его на 2 части.  Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

        Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит,испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)

 

Что вы узнали из данного текста?(мы узнали о редком виде труда-дрессировке)

А сейчас вы выполните творческое задание (работа в парах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«4-6»

Прочитайте ряды слов. Спишите,  исключив лишнее слово из каждого ряда.

Объясните свой выбор.

1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.

2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;

3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;

4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.

 

«7-9»

  К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки,  вставляя пропущенные буквы.

1. Ра…говором сыт (не) будешь.

2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.

3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.

4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.

 

 

 «10-12»

  Прочитайте текст. Разделите его на 2 части.  Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.

        Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, и злобно зашипела.

 

   Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться.для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.

Что вы узнали из данного текста?(мы узнали о редком виде труда-дрессировке)

 

 

 

docx
Додано
29 грудня 2018
Переглядів
2081
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку