Материалы к уроку русского языка в 7 классе на тему «Рр. Монолог. Описание процессов труда»
Чтобы учащиеся успешно справились с этим видом работы, на уроке следует тщательно подготовить их к написанию высказывания, включающего описание трудового процесса.
(«Колобок», русская народная сказка).
(«Варёный топор», русская народная сказка).
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
(«Сказка о попе и работнике его Балде», А.С.Пушкин).
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.
(« Сказка о царе Салтане», А.С.Пушкин).
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», А.С.Пушкин).
(«Царевна – лягушка», русская народная сказка).
А) слушание текста, определение его темы и основной мысли.
В конце февраля – начале марта в Украине проходит весёлый праздник -Масленица. Из всех современных праздников он самый древний. Прихода весны на Руси ждали с большим нетерпением, радовались солнцу, теплу после холодной долгой зимы.
Продолжалась Масленица неделю. И каждый день этой праздничной недели на столе в каждом доме обязательно были традиционные блины – символ солнца, радости, весны. Круглый, горячий блин был так похож на весеннее тёплое солнышко. Как же приготовить настоящие блины?
Сначала нагреваем 200 граммов молока или воды, растворяем 20 граммов дрожжей. Потом всыпаем 200 граммов муки и замешиваем густое тесто. Когда оно, постояв 2-3 часа в тёплом месте, поднимается, добавляем 40 граммов растопленного масла, чайную ложку соли, столовую ложку сахара, яйцо, 250 граммов муки и хорошо вымешиваем тесто. Затем разводим тесто с 600 граммами тёплого молока и опять ставим его в тёплое место. После того, как тесто поднимется, размешиваем его и даём ему ещё раз подняться. После этого можно печь блины.
Сначала нагреваем большую сковородку. Затем смазываем её маслом и наливаем на неё тесто так, чтобы оно тонким слоем закрыло дно сковородки. Когда одна сторона блина поджарится, быстро переворачиваем его и поджариваем с другой стороны. Возможно, первый блин получится толстым и некрасивым, но огорчаться не следует. Русская пословица говорит: «Первый блин всегда комом». Второй и третий блины получатся тонкие, румяные, красивые. Снимая блины со сковородки, укладываем их на тарелку, друг на друга, смазывая каждый блин маслом.
С чем едят блины? Иногда к блинам подают красную или чёрную икру, солёную рыбу. Блины можно есть со сметаной или джемом. Приятного аппетита!
Б) Вопросы к тексту.
- Расскажите, знаете ли вы о празднике Масленица?
- Пекут ли у вас дома блины?
- Как вы проводите Масленицу?
- Описание какого трудового процесса встречается в тексте?
В) Словарная работа: сначала из текста выписать слова-глаголы, которые называют трудовые операции, связанные с замешиванием теста (нагреваем, растворяем, всыпаем, замешиваем, добавляем, вымешиваем, разводим, ставим, размешиваем), а затем глаголы и деепричастия, которые называют операции, связанные с выпеканием блинов (нагреваем, смазываем, наливаем, переворачиваем, поджариваем, снимая, укладываем, смазывая).
Г) Пересказ текста от 1-ого лица, используя выписанные слова.
ПАМЯТКА
1. Запомни: тексты о трудовых процессах обычно включают в себя следующие части:
- подготовка человека к работе (рабочий костюм, рабочее место, необходимые инструменты, материалы и т. д.);
- ход работы (последовательное описание всех операций – от начала до конца);
- результат работы.
2. Подбери необходимые слова, указывающие на последовательность действий. Например: сначала, потом, затем, после того как, после этого, дальше, вслед за этим и др.
3. Подумай, какие глаголы, передающие действия, ты используешь. Запиши их.
4. Чётко продумай структуру высказывания: начало, основная часть, заключительная часть.
5. Напиши высказывание на черновике.
6. Отредактируй его, исправляя недочёты и ошибки.
7. Перепиши отредактированную работу в чистовик.
«Как я помогаю маме по хозяйству», «Как я делаю уроки», «Как я на уроке труда делал подвижную игрушку», « Как я ухаживаю за комнатными растениями» и другие.