Цели урока:дать общее представление об общении, языке и речи, об основных видах и формах речевой деятельности;
развивать умение пользоваться языком как основным средством общения;
воспитывать культуру речи.
Подготовила учитель русского языка и зарубежной литературы Одесской ООШ № 5 Димова Людмила Павловна. Тема урока:«Многообразие языков в Украине. Р. Р. № 1. Язык и общение. Виды и формы речевой деятельности».
Номер слайду 2
Цели урока:дать общее представление об общении, языке и речи, об основных видах и формах речевой деятельности;развивать умение пользоваться языком как основным средством общения;воспитывать культуру речи.
Номер слайду 3
Мотивационная беседа. Рассмотрите рисунки. Расскажите по ним, для чего людям нужен язык.
Номер слайду 4
“Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом”.
Номер слайду 5
Русский язык — это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира. Известный писатель К. Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал, что «для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
Номер слайду 6
К слову нужно относиться бережно. Недаром поэт В. Шефнер писал: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.
Номер слайду 7
На великое дело — великое слово. Язык мал, а великим делом ворочает. Ласковое слово и кость ломит. Хорошую речь хорошо и слушать.
Номер слайду 8
Какова роль речив жизни людей?
Номер слайду 9
Речь - это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание.
Номер слайду 10
Речь существует в двух формах: 1) устной (от слова уста — губы); 2) письменной (от слова письмо). Когда мы говорим и слушаем, пользуемся устной формой речи; когда пишем и читаем письменной.
Номер слайду 11
Подумайте, какая речь появилась раньше (устная или письменная). Свое мнение обоснуйте. Запишите предложение, восстановив нём пропущенные слова: Сначала появилась ... речь, затем ... .
Номер слайду 12
Виды речевой деятельности: Говорение. Слушание. Чтение. Письмо. Их принято подразделять на репродуктивные (говорение и письмо) и рецептивные ( чтение и слушание).
Номер слайду 13
Структура устной речи Говорение Монолог Диалог Аудирование Монолог Диалог
Номер слайду 14
Говорение - вид речевой деятельности, с помощью которого осуществляется устное вербальное общение
Номер слайду 15
Монолог - это организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к собеседнику.
Номер слайду 16
Диалог – непосредственное взаимодействие двух собеседников
Номер слайду 17
Аудирование - это самостоятельный вид речевой деятельности, предполагающий восприятие на слух и понимание текстов.