Контрольная проверка чтения молча осуществляется:- в I варианте курса второго языка - в 5 – 9 классах;- в II варианте курса – в 7 – 9 классах. Проверяются умения читать незнакомый текст с достаточной скоростью и понимать с одного прочтения:фактическое содержание; причинно – следственные связи;главную мысль;выразительно – изобразительные средства прочитанного произведения.
Проверка умения читать молча проводится фронтально: учащиеся читают незнакомый текст от начала до конца (при этом фиксируется время, затраченное каждым учеником на чтение с целью определения его скорости, а потом учитель предлагает серию вопросов.
Слушание, понимание текста
Работа по аудированию, осуществляемая на текстовом материале, в большей мере приближает обучение к условиям реальной речевой ситуации. Учащимся нужно предлагать для слушания все большие по объему тексты, разные по типу речи (повествование, описание, рассуждение), жанру, стилю, разные по сложности и другим характеристикам.
Задания к текстам делятся на две группы:
Целостное восприятие текста на слух
«Сколько предложений в тексте?»
«Стихотворение или проза?»
«Какой текст (или отрывок) читается медленнее, какой – скорее?»
«Громко или тихо?»
Понимание воспринятого на слух текста
Когда мы говорим о понимании текста, воспринятого на слух, то имеем в виду, прежде всего, правильное понимание фактического содержания текста (кто? что? где? как? и под.); умении представить услышанное, уловить сущность, понято главную мысль произведения, позицию автора; шутку, значение образного слова, выражения.
Понимание фактического содержания текста
1. «О ком (о чем) здесь говорится?»
2. «Выполните по инструкции».
«Послушайте, выполните»
«Найдите предмет»
«Послушайте, дорисуйте»
«Нарисуйте (или начертите) по инструкции»
«Послушайте, поиграйтесь»
3. «Послушайте, представьте, нарисуйте».
«Послушайте, представьте, нарисуйте»
«Послушайте загадку, нарисуйте отгадку»
4. «Дайте короткий ответ».
«Послушайте, отгадайте, подскажите последнее словечко».
«Какой из рисунков подходит?»
«Есть ли ошибки в описании рисунка?»
«Кто за кем появляется?»
«Что за чем происходит?»
«Какое из двух предложений есть в тексте?»
«Есть ли здесь диалог?»
«Один диалог или несколько в этом произведении (отрывке)?»
«Сколько тут действующих лиц (участников диалога)?»
«Сколько действующих лиц? Есть ли слова автора?»
«Сколько тут вопросов? На каждый ли есть ответ?»
«В такой ли последовательности происходят события в произведении?»
«Слушайте и думайте, что будет дальше».
Понимание основной мысли текста
«Послушайте произведение; его основная мысль, на ваш взгляд, – …»
«Объясните предложенную формулировку основной мысли произведения».
«Выберите основную мысль».
«Послушайте, подумайте, какая основная мысль произведения, в каких словах она выражена».
«Представьте себя автором этого произведения, попробуйте объяснить, что именно вы хотите сказать слушателям».
«Подберите название произведения, в котором была бы выражена его основная мысль».
Наблюдения над строением произведения, особенностями его языка
«Послушайте, определите, сколько в тексте частей (обращайте внимание и на содержание, и на паузы)».
«Есть ли вступительное предложение (вступительная часть)?»
«Есть ли заключительное предложение (заключительная часть, вывод)?»
«О чем говорится в этих частях произведения?»
«К какой части нет заголовка?»
«Прислушайтесь к ритму стихотворения».
«Прислушайтесь к звучанию стихотворения, услышьте, как…
(гром гремит, листья шелестят и т. п.)»
«Прислушайтесь, найдите сравнение».
«Послушайте. Что тут будто живое?»
«Послушайте, представьте; какой образ вам понравился?»
«Послушайте, представьте; выберите одно из толкований образного выражения…»
«Прислушайтесь, найдите в тексте слово, близкое по значению словам…»
«Почему так зовется?»
«Почему так звали действующих лиц этого веселого стихотворения?»
«Послушайте, решите: серьезно или в шутку это сказано
Тексты для аудирования (учитель русского языка Козырской школы
Овсянко Лидия Ивановна
Муму
Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.
Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. Первое время она было очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других, - он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке. Он нарочно для нее прорезал отверстие в своей двери, и она как будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, и потому войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на кровать.
(По И.С. Тургеневу)
Словарная работа: тина, армяк, конюшня, сестра-хозяйка, дворовая детвора, водовозка.
Муму
а/ котенка;
б/ щенка;
в/ маленькую рыбешку.
а/ посмотрел и ушел;
б/ вытянул из воды и отдал ребятишкам;
в/ подхватил ее, сунул за пазуху и пустился домой.
а/ прикрыл армяком «сбегал в конюшню за соломой и на кухню за чашечкой молока»;
б/ попросил сестру-хозяйку ухаживать за ней;
в/ отдал дворовой детворе.
а/ всего недели три;
б/ две с половиной недели;
в/ несколько дней.
а/ взял легонько за голову и ложечкой поил;
б/ взял двумя пальцами за голову и кормил;
в/ взял за голову и принагнул ее мордочку к молоку.
а/ пила с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь;
б/ была очень слабая и пить не могла;
в/ пила трясась, фыркая и захлебываясь.
а/ мыл, кормил и выносил на прогулку;
б/ ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком как Герасим;
в/ по вечерам заматывал ее в армяк и ходил к речку.
а/ Муму;
б/ Джесси;
в/ Муха.
а/ любили, но боялись гнева барыни;
б/ ее полюбили и кликали Мумуней;
в/ обнимали и старались вкусненьким покормить.
10.Как она будила Герасима?
а/ дергала его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку;
б/ приносила ему дворовые метлы и притягивала лопаты;
в/ дергала его и старалась тянуть с кровати.
11.Была ли Муму полной хозяйкой в каморке Герасима?
а/ войдя в каморку, тотчас с довольным видом вскакивала на кровать;
б/ в каморку никого не пускала;
в/ забегала в каморку и ложилась на свое место.
12.Определите стиль текста.
а/ научно-популярный;
б/ художественный;
в/ публицистический.
Аудирование научно-популярного текста
(учитель Ровненской школы)
Попова Людмила Ивановна
Текст№1
Любите ли вы песни? Какую роль они играют в вашей жизни? Текст, который вы сейчас прослушаете, - о песнях. Будьте внимательны, постарайтесь запомнить текст, чтобы ответить на вопросы по его содержанию.
На свете немало песен, и написано о них немало. И это понятно: ведь песня является верным спутником человека всю его жизнь. Песня убаюкивает ребёнка в колыбели, она рассказывает ему удивительные истории о далёких странах, о зверях и птицах, она учит его читать и считать, смеяться и плакать, любить и дружить. Годы ученья, годы труда, будни и празники, сражения и победы – всё оставляет свои песни, и если попытаться собрать воєдино все песни, когда-либо созданные людьми, то получилась бы огромная песенная летопись всей истории человечества. Что же такое песня ? Почему так велика её роль в жизни человека ?
«Я рано узнал прелесть песни, - вспоминает списатель Юрий Нагибин в своей «Книге детства». – Мне пела мама.
И всё может случиться! Я не знал, пела ли мама ещё, я просто більше ничего не слышал. Сердце обмирало и замыкалось в своей тайне: что-то случится в моей жизни, непременно случится, грозное, счастливое, о чём я и думать не смел».
Как же велика сила песни, если даже незамысловатая песенка порой способна увлечь фантазию человекав бескрайние дали, заставить задуматься о своём будущем, может быть, пугающе - неопределённом, но непременно ярком и значительном!
Так под воздействием песни человек впервыее ощущает свою силу, способность к полёту, к поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.
(250 слов) (По Т.И.Науменко, В.В.Алееву)
Сражения и победы, годы учения, свои песни, и если попытаться, годы труда, все песни, огромная песенная летопись, всё оставляет, всей истории человечества, собрать воєдино, когда-либо созданные людьми, то получилась бы, будни и празники.
Текст №2
Поясните выражение, являющееся заголовком. Попробуйте предположить, о чём может идти речь в тексте. Прослушайте текст.
УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ
Что же нужно делать, чтобы учение не стало мучением? Прежде всего, научись настраиваться на хорошее. Положительные мысли – лучшее средство от уныния и неуверенности в себе. Следующий шаг – попрощайся с ленью. Ведь бездельнику никогда не стать хорошим учеником, а в будущем – успешным человеком. Планируй свой день. Старайся распределить время так, чтобы после уроков его хватило и на подготовку домашних заданий, и на занятия в кружках или секциях, и на отдых. Стремись выполнять то, что намечено.
С начала сентября приучи себя к этому и следуй плану на протяжении всего учебного года. Всегда выполняй домашние задания. Если тебе что-либо непонятно, то обратись к словарю, справочной литературе, Интернету. Возможно, самостоятельно разобраться трудно, зато полезно. Кроме того, ты узнаешь много нового и интересного.
Выполняй задания по правилу «от простого к сложному». Начни делать те уроки, с которыми ты справишься без особого труда. Тогда без спешки сможешь сосредоточиться на более сложных заданиях.
Физическая нагрузка – идеальный помощник для получения хороших результатов в учёбе. Делай несколько упражнений в перерывах между занятиями – это позволит быстрее овладеть материалом. Полезно посещать спортивные секции. Недаром говорят: «В здоровом теле – здоровый дух!». Налаживай хорошие отношения с учителями. Для того чтобы хорошо учиться, следует интересоваться предметом, и учитель это обязательно оценит.
В свободные часы больше читай. Во время чтения выписывай отдельные интересные мысли, высказывания. Заучивай наизусть понравившиеся тебе стихи, чтобы обогатить свой язык, развить память. Следуя нашим советам, ты поймёшь, что учение – не такое уж скучное занятие. Помни: всё в твоих руках!
По Т. Мансуровой и Н. Гринченко
Оправдались ли ваши предположения о содержании текста? Определите основную мысль текста. Какие советы учащимся дают авторы? Выделите те, которые важны для вас. Какими советами можно дополнить текст? Прочитайте предложения, выделенные в тексте курсивом. Укажите в них известную и новую информацию.
Текст №3
Прослушайте текст. Во время слушания рассмотрите на репродукции картины И. Репина «Бурлаки на Волге» каждого персонажа, о котором говорится в статье.
СОЛНЦЕ НА ХОЛСТЕ
Картину «Бурлаки на Волге» называли солнечной. И правда, Репин будто плеснул на холст живое солнце. Его светом пронизаны дали, оно блестит на глади воды, золотит парус плывущей барки. Солнце раскалило песок отмели, по которой идут бурлаки; этот раскалённый песок, нежная, чуть розоватая дымка над водой сразу переносят зрителя в жаркий летний полдень, когда воздух дрожит и звенит от зноя.
И. Репин. Бурлаки на Волге
Картина Репина не пестрит красками. Он очень вдумчиво выбирает цвет – жёлтый, голубой, розовый; зато сколько оттенков у каждого цвета! Приглядитесь, как изменяется жёлтый: то жёлто-золотой, то блёклый, то размытый, то коричневатый. Пока не всмотришься в картину, не поверишь, что бурлацкая артель и пейзаж – отмель, вода, небо, берег – написаны одними и теми же красками. Для одежды бурлаков художник брал тот же голубой, жёлтый, розовый цвет. Но когда Репин пишет природу, краски лёгкие, радостные, а когда – бурлаков, он ищет другие оттенки – краски становятся густыми, мрачными, тревожными.
В яркий солнечный полдень бурлаки в самом деле будто тёмная туча: такими они показались художнику, когда он увидел их впервые. Но густые, плотные краски, которыми написаны фигуры бурлаков, их смуглые, дочерна загорелые лица и руки, позволили художнику рассказать также про силу этих людей. Они точно отлиты из бронзы.
Обдумывая колорит1 картины, Репин не забывает и про каждого бурлака в отдельности. На Канине, бывшем священнике, человеке с непростой судьбой, рубаха неяркого, спокойного цвета – в лад его неторопливым, серьёзным думам. У Ильки-моряка рубаха красновато-лиловая, её беспокойный цвет также тревожит зрителей, как яростный взгляд Ильки. Пламенем взметнулась в тёмной толпе розовая рубаха непокорного Ларьки. Будто молния в туче. Этот звонкий розовый цвет вместе с ярким чистым румянцем на ещё не сожжённом загаром лице тотчас рассказывает о юности Ларьки, о его нежной и горячей душе.
В. Прудоминский
Колорит – з д е с ь: система цветовых сочетаний (цвета, оттенки) в произведении искусства.
Почему автор так назвал свою статью? Какую главную особенность картины он отмечает? На каких персонажах остановил свой взгляд автор статьи? Почему? Как вы думаете, почему, несмотря на то, что художник изобразил труд людей, занимающих незавидное положение в обществе, его картина пронизана светом? Можно ли утверждать, что контраст (светлый пейзаж и тёмные фигуры измученных, одетых в лохмотья бурлаков) – задумка мастера? Что же И. Репин хотел показать зрителю?
Тексты для аудирования,
представленные учителем Каменской школы
Заречной Татьяной Николаевной
Текст №1 (5 класс)
ЗЕМЛЯ ДО НАЧАЛА ВРЕМЁН
Каждому из нас когда-нибудь говорили: «Это было очень давно, когда тебя ещё не было на свете». Все мы знаем, что мир существовал и до того, как мы родились. И до нас светило солнце и пели птицы. До нас жили люди, и среди них — наши родители, бабушки и дедушки, а ещё раньше — дедушки наших дедушек, бабушки наших бабушек и так без конца.
А ведь когда-то не было ни нашей планеты, ни Солнца. Не было даже времени. Так что же было тогда, когда ничего не было? Люди придумали много ответов на этот вопрос, но главных из них два.
Одни считают, что нашу планету создала высшая сила — Бог. Таких людей называют верующими. Учёные, которые изучают космос, — астрономы, настаивают на том, что 20 миллиардов лет назад во Вселенной, то есть в космосе, случился взрыв невиданной силы.
После этого «Большого взрыва» из разных кусочков плотного вещества и огненной газовой пыли, которые носились в пустоте и постепенно притягивались друг к другу, слепились большие шары. Самые крупные из них получились из огненных газов. Они стали звёздами. Другие, размером поменьше, склеились из плотного вещества. Они стали планетами.
Планеты начали притягиваться к звёздам, а звёзды постепенно стали собираться в группы, похожие на огромные гроздья. Так образовались галактики.
Во Вселенной существуют миллионы миллионов галактик. В нашей родной Галактике, в Млечном Пути, насчитывается 100 миллиардов звёзд, и каждая из них — солнце! Многие из этих солнц имеют свои планеты.
Наше Солнце — это только одна из звёзд Млечного Пути. Солнце силой притяжения удерживает в своём семействе девять планет. Это «солнечное» семейство принято называть Солнечной системой. Третья по счёту планета в Солнечной системе — Земля.
Земля образовалась четыре с половиной миллиарда лет назад. Наша Земля — единственная планета Солнечной системы, где зародилась жизнь. Случилось это четыре миллиарда лет назад.
(291 сл.) (Из книги «История человечества. Начало всех начал»)
Вопросы к тексту: КЛЮЧ: 1-Б; 2-А; 3-В; 4-Б; 5-А; 6-В
1. Какие учёные изучают космос?
А Физики;
Б астрономы;
В геологи.
2. Какие небесные тела сформировались из огненных газов?
А Звёзды;
Б планеты;
В метеориты.
3. Как называется наша Галактика?
А Туманность Андромеды;
Б Большая Медведица;
В Млечный Путь.
4. Сколько планет в Солнечной системе?
А Восемь;
Б девять;
В десять.
5. Какая по счёту планета от Солнца наша Земля?
А Третья;
Б четвёртая;
В седьмая.
6. Когда образовалась планета Земля?
А Два с половиной миллиарда лет назад;
Б три с половиной миллиарда лет назад;
В четыре с половиной миллиарда лет назад.
Текст №2 (6 класс)
***
Знаете ли вы, например, какое наслаждение, выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-синем небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете мимо церкви, с горы направо, через плотину. Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели, вам дремлется.
Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетаю с ветки на ветку галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют; предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце.
Вы взобрались на гору. Какой вид! Река рвется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны!
А летнее, июльское утро! Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары.
Голова томно кружится от избытка благоуханий. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень. Вы поздоровались с ним, отошли – звучный лязг косы раздается за вами. Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух.
- Где бы, брат, тут напиться? – спрашиваете вы у косаря.
- А вон, в овраге, колодезь.
(290 слов.) По И. Тургеневу
Вопросы к тексту: КЛЮЧ: 1-А; 2-Б; 3-В; 4-Б; 5-Б; 6-А
1. «На темно-сером небе кое-где мигают звезды, влажный ветерок изредка набегает легкой волной, слышится сдержанный, неясный шепот ночи, деревья слабо шумят, облитые тенью».
Таково описание природы:
А весной, до зари;
Б осенью, до заката;
В зимой, перед рассветом.
2. В каком значении употреблены выражения «шепот ночи», «ветерок набегает», «деревья облиты тенью», «солнце всплывает», «заря разгорается»:
А прямом;
Б переносном;
В уменьшительно – ласкательном.
3. «Вы взобрались на гору». Какой вид открывается оттуда?
А река вьется между холмами и лесами;
Б водянисто-зеленые луга чередуются с лесными островками;
В река вьется, за ней водянисто-зеленые луга, за лугами пологие холмы.
4. Каким ощущается летний воздух:
А сырым, влажным, удушливым;
Б воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и «кашки»;
В прохладным, свежим, морозным.
5. Почему у путника кружится голова:
А от усталости;
Б от избытка благоуханий;
В от восторга.
6. Каково авторское отношение к природе:
А любовь и восхищение;
Б полное равнодушие;
В эгоистичное, автор старается подчинить ее своим интересам.
Текст №3 (7 класс)
РЫБАЛКА
День был безветренный и жаркий. Над лугом стоял неумолкаемый звон. Это кузнечики пели свои песни. В небе грелись под солнцем белые облака.
Ребята поднялись на полотно железной дороги и зашагали по шпалам. Тревожно свистя, вылетела из леса электричка. Они уступили ей дорогу. — Два машиниста! Видел? — воскликнул Павлик.
— А хоть двадцать два... — пробурчал Жека.— Все равно по шпалам идти — хуже нет. Через одну наступать — широко, а на каждую — очень узко. Им же все равно, как дорогу строить, придумали бы такую, чтобы ходить было удобно.
— Ага,— согласился Павлик.
Он хотел еще спросить, почему в будке два машиниста, но в это время из придорожных кустов вылез толстый дачник в резиновых сапогах и с рюкзаком. В руках он держал спиннинг и несколько удочек, связанных пучком. Все снаряжение у этого человека было совершенно новенькое: сверкающая катушка на спиннинге, зеленые бамбуковые удочки, сапоги, оставляющие на песке четкий рубчатый след. Ремешки на рюкзаке были такими гладкими и блестящими, что их хотелось лизнуть.
— Ого! — сказал дачник, подходя к ним.— Тоже рыбаки?
Павлик и Жека молча уставились на него.
— Чего же вы молчите? — спросил дачник, стараясь казаться очень веселым.— Может быть, вы думаете, что я Карабас-Барабас?
— Не... — сказал Жека.
— Вот и хорошо! — весело воскликнул дачник.— Я такой же рыбак, как и вы. Люблю с удочкой посидеть. Рыболовы — самый лучший народ, верно?
— Не...— сказал Жека.
— А кто же лучше?
— Мы не знаем.
— А хотите, ребята, я вам крючков дам? — неожиданно предложил дачник.— У меня всякие есть. Я вам крючков дам, а вы мне места покажете, где лучше клюет.
— Не... зачем... — угрюмо сказал Жека.
Но дачник не унимался. Он достал из кармана стеклянную баночку, отвинтил крышку и высыпал на ладонь гору крючков. Тут были и черные, и желтые, и большие, и маленькие, были даже белые, каких Павлик никогда не видел. Павлик шагнул вперед, но Жека дернул его за руку.
— Мы пойдем, дядя,— сказал Жека.
— А как же наш уговор? — все еще бодрым голосом спросил дачник.— Возьмете меня с собой? А я... — он полез в карман.— А я вам полтинник дам.
— Не... — сказал Жека, переминаясь с ноги на ногу.
Дачник заморгал глазами, сердито швырнул крючки в банку. Лицо у него было такое обиженное, что Павлику стало его жалко, и он хотел сказать, что никаких мест они не знают. Но Жека уже тянул его в сторону.
Они шли насыпью, и Павлик несколько раз оборачивался, чтобы взглянуть на этого толстого, шумного и странного человека.
— «Карабас-Барабас»... — передразнил Жека.— Места ему покажи! Боров толстый!
Сойдя с дороги, они еще долго шли лесом, пока не вышли к низинке, где в берегах, заросших осокой, пряталась ленивая речка Орлинка.
Над темной водой летали голубые стрекозы. Неподалеку от берега торчали две камышины. Паутина, растянутая между ними, блестела, как жестяная. Прямые стрелы осоки, прибрежные кусты, облепленные пухом, зеленая ряска и листья кувшинок — все было неподвижно, все застыло, разморенное солнцем. Такая стояла над Орлинкой тишина, что когда лягушка нырнула в воду, то шлепок раскатился, как выстрел.
На цыпочках, чтобы не распугать рыбу, ребята подошли к реке. Забросив удочку, Павлик замер.
— До войны тут знаешь сколько окуней было? Немцы всех поглушили снарядами.
— Ага! — подтвердил Павлик, и ему сразу представился толстый немец, бросавший в речку снаряды. Немец был похож на дачника с удочками.
— Жека,— холодея, сказал Павлик,— а Жека... Этот дачник — шпион, может быть?
Но тут у Жеки клюнуло, и он вытащил окуня.
— Вот это да! — заорал Жека.— Вот это шпион! Попался!
Павлик вскочил, забыв про дачника.
— Ура! Шпион!
— В тюрьму шпиона! — крикнул Жека.
— В тюрьму шпиона! — завопил Павлик.
Жека набрал воды в кастрюлю и выпустил туда окуня. Они ползали на коленях возле кастрюли, рассматривая окуня, и тыкали в него веточкой, чтобы он растопырил свои колючки.
Наконец окунь перевернулся кверху брюхом, и ребята возвратились к удочкам.
Больше они ничего не поймали, хотя просидели часа три.
(611 сл.) (По Ю. Томину)
Вопросы к тексту: КЛЮЧ: 1-В; 2-В; 3-Б; 4-Б; 5-А; 6-Б; 7-А; 8-Б; 9-Б; 10-Б; 11-Б; 12-А
А Солнечным и ясным;
Б ветреным и холодным;
В безветренным и жарким.
А Потому что звонили церковные колокола;
Б потому что неподалеку была железная дорога;
В потому что в траве пели свои песни кузнечики.
А Удочки и рюкзак;
Б спиннинг и несколько удочек;
В сумку с новеньким снаряжением.
А Из кармана;
Б из банки;
В из сумки со снаряжением.
А Белые;
Б черные;
В желтые.
А Один рубль;
Б пятьдесят копеек;
В два рубля.
А Что он толстый, шумный и странный человек;
Б что он похож на Карабаса-Барабаса;
В что он похож на борова.
А Орлянка;
Б Орлинка;
В Орлик.
А Зеленого;
Б голубого;
В золотого.
А Две камышины;
Б прибрежные кусты;
В прямые стрелы осоки.
А Немца;
Б пойманного окуня;
В дачника.
А Часа три;
Б часа два;
В часа четыре.
Текст №4 (8 класс)
РАДУГА НА СКОРЛУПЕ
Первыми сквозь зимнюю оболочку, сковавшую многоцветье природы Карпат, проклюнулись подснежники. Забродили соки земли, и вот уже обнажила свои белые пушистые кисточки верба, потянулись к солнцу одуванчики, пробудились медуница, нарциссы, левкои. Из окон хаты Анны Бобяк, в какую сторону ни глянь — весенние яркие краски разбросаны щедрыми мазками. Надо торопиться, пока жаркое солнце не успело притушить этот весенний праздник цветов. Анна берет самые белые и крупные яйца. Кладет в железную баночку куски черного пчелиного воска, выбранного осенью из ульев, приводит в порядок кыстки — специальные писальца, или писачки, для росписи яиц — крошечные, с деревянной ручкой воронки, скатанные из медной фольги, и все готово. Анна Бобяк — одна из лучших писанкарок, мастериц по расписыванию яиц.
В глубочайшую даль веков уходит этот обычай: к языческим храмам (капищам) древних славян. И каждую весну здесь, в этом гуцульском селе, признанном центре писанкарства, вновь расцветает древнее и красивое народное искусство. От матери к дочери — из поколения в поколение передается оно. Анна Бобяк переняла его у своей матери. Придет черед и ее дочерей.
Расписывание яиц — это ритуал, причем ритуал праздничный, поэтому с утра комната красиво убрана нарядными рушниками и расшитыми занавесками. Из стоящего у стены фамильного сундука, в котором хранятся семейные реликвии, Анна достала вышитую белую блузу и нарядную юбку — выходную национальную одежду, отчего стала еще красивее, и села за столик, поставив перед собой тарелку с яйцами. А Дмитрий Васильевич, муж Анны, принес из кухни чугунок с тлеющими углями — чтобы баночка с воском была во время работы горячей. В баночке лежало пять или шесть кысток, наполненных жидким от тепла воском.
Анна взяла в левую руку яйцо, а в правую деревянную ручку — писальце, легонько поводила им по ладони, и на ней остался тонкий темно-коричневый след. Художница несколько мгновений обдумывала будущий рисунок и уверен- но провела по меридиану яйца прямую линию, повернула его, довела линию по другой стороне, заключив в овал. Рядом прочертила другую линию, параллельно первой, затем, на некотором отдалении,— еще две линии. Анна меняет писальце с загустевшим воском на горячее и рисует ромбики, треугольники, а на боках яйца — оленя, излюбленный сюжет в Космаче.
Затем она берет другое яйцо и наносит волнистые линии. На небольшой площади яйца неистощимая фантазия гуцульских хранительниц древнего искусства вмещает такое количество вариаций рисунка, орнамента и росписи, что среди тысяч писанок практически невозможно найти две одинаковые.
Очень своеобразна и техника писанкарства. Узор, который нанесла расплавленным воском мастерица,— это еще только начало работы, лишь контуры рисунка, которые сохранятся благодаря восковым линиям в первозданной белизне и после того, как яйцо опустят в ванночку с желтой краской.
Вновь тонкий конус из медной фольги плавно движется, оставляя за собой след из растопленного воска. Следующая ванночка — с оранжевой краской. А вторично нанесенные восковые линии сохраняют уже желтый цвет. И так далее: нанесение восковых узоров чередуется с опусканием яйца в ванночку со все более темной краской: красной, малиновой, коричневой, черной.
И вот Анна держит черное яйцо над горячими углями, а затем мягкой тряпицей стирает с него оплывший воск. Захватывающий дыхание восторг — яйцо загорается радугой. Теперь открылась вся ювелирная работа художницы, безупречная геометрия орнамента, цветовая гармония. Недаром космацкие писанки считаются самыми красивыми и совершенными.
Чтобы рисунок заблестел глянцем, а краски лучше сохранились, яйцо покрывают тонким слоем бесцветного лака. Желток с годами превратится в сухой комочек и будет постукивать, как в погремушке, белок распадется в пыль, а раскрашенная оболочка будет храниться веками. Некоторые мастерицы проделывают иглой маленькое отверстие в скорлупе еще свежего раскрашенного яйца, вытягивают шприцем содержимое, а чтобы яйцо не было хрупким, заливают его воском. Такие писанки как ценные экспонаты хранятся в коллекциях музеев с прошлого века, краски их ярки и поныне!
(577 сл.) (По А. Миловскому)
Вопросы к тексту: КЛЮЧ: 1-В; 2-В; 3-Б; 4-В; 5-Б; 6-В; 7-В; 8-Б; 9-А; 10-А; 11-В; 12-Б
А Одуванчик;
Б нарцисс;
В подснежник.
А Кисточки из беличьей шерсти;
Б деревянные палочки;
В воронки, скатанные из медной фольги, на деревянной палочке.
А Она усыпана душистыми травами;
Б она убрана нарядными рушниками и расшитыми занавесками;
В она ярко освещена свечами.
А Чтобы подогревать воду;
Б чтобы разводить в теплой воде краски;
В для подогревания баночки с воском.
А Волнистой;
Б прямой;
В прерывистой.
А Зайца;
Б лисицы;
В оленя.
А Потому что используется много оттенков красок;
Б потому что у каждой мастерицы свой стиль;
В потому что существует множество вариаций рисунка, орнамента и росписи.
А Лаком;
Б воском;
В краской.
А Благодаря восковым линиям;
Б благодаря наклеенной фольге;
В благодаря пленке скотча.
А С опусканием в баночку со все более темной краской;
Б с погружением в ледяную крошку;
В с опусканием в воду.
А Когда ее покроют лаком;
Б когда просохнет рисунок;
В когда сотрут оплывший воск.
А Художественный;
Б публицистический;
В научно-популярный.
Текст №5 (9 класс)
НА ПИРУ У ФЕОДАЛА
Главный большой зал замка короля или крупного феодала никогда не казался слишком просторным, хотя залы эти были огромны. Жизнь владельца замка и его воинов, если они не были в походе или на охоте, проходила именно в главном зале. Там сеньор творил суд, собирал вассалов и, конечно, устраивал праздники и пиры. Иногда на пирах собиралось до нескольких тысяч гостей! Подобные королевские пиры должны были продемонстрировать могущество и богатство государя, поэтому иногда, чтобы пышность пира прославилась на весь свет, кроме гостей приглашали в замок и зрителей, для которых устраивались специальные ложи или галереи на втором этаже, откуда они могли наблюдать за пиршеством. Английский король Вильгельм Рыжий (1087—1100 гг.) велел выстроить пиршественный зал рядом с Вестминстерским аббатством, где часто жили норманнские короли. Как свидетельствуют хронисты, этот зал был роскошнейшим в мире. Но когда король пришел осмотреть его, то остался крайне недоволен. Его спросили: чем ему не нравится зал? «Клянусь Богом! — ответил король.— Этот зал ни на что не годен! Для комнаты он слишком велик, а для зала слишком мал...» Так или иначе, но Вильгельм задумал провести пир в этом зале, хотя были возведены лишь стены, а помещение стояло без крыши. Он велел собрать в Лондоне все шелка и покрыть ими здание!
Во время пиров место государя обычно находилось под балдахином. А его стол ставился выше, чем другие. Сидящим за столом гостям (если это был королевский пир) прислуживали дворяне, причем конные! Вот и представьте, каковы были размеры пиршественных залов! Конники привозили блюда и, прежде чем передать их стольникам, показывали пирующим. Столы были расставлены вдоль длинных стен зала и украшены мягкими, сложенными вдвое скатертями, на полу лежали цветы и листья, источая благоуханный аромат.
Гости сидели за столами в один ряд, лицом в зал, на длинных и невысоких скамьях, покрытых коврами и подушками. Наконец, протрубил рог, возвещая о начале парадного обеда. Еще этот сигнал назывался «позвать воду» — и сейчас вы поймете, почему. Итак, в громадный зал входят разодетые гости и гостьи. Следом за гостями слуги вносят в зал кувшины с водой, специальные тазики для мытья рук и полотенца. Вот поэтому сигнал к началу обеда звучал так: «Позвать воду». Дело в том, что в сервировке столов не было привычных нам вилок. Их тогда еще не придумали! А потому обедающим приходилось брать кушанья с блюд руками. Двузубая вилка и столовые ножи появятся в Европе на пиршественных столах только в конце XIII века! Причем закругленные концы у ножей и изогнутая форма вилок сделаны были для того, чтобы пылкие рыцари не пытались во время обедов с их помощью разрешить свои споры. А споры, разумеется, возникали часто... Наконец, после непременного и обязательного по средневековому этикету умывания рук гости переходят к бесконечно длинным столам. Места заранее распределены — строго по чину и положению каждого гостя. Вот и пришло время трапезы! Те же прислужники из дворян и оруженосцы (если это высокое королевское общество!) разносят первое блюдо. Супов и бульонов еще не было, поэтому на первое подавалось жареное мясо, изрядно приправленное острым соусом. Разница лишь в том, что на первое, например, подавался жареный кабан, а на второе — жареная оленина. Или наоборот. Затем наступал черед жареных павлинов, лебедей, других всевозможных птиц, дичи и рыбы. В конце обеда полагались фрукты... Однако на такие великолепные приемы гости собирались не только для того, чтобы вкусно поесть. Средневековый пир непременно сопровождался музыкой, пением, танцами, состязаниями поэтов и выступлениями артистов. В перерывах между блюдами разыгрывались представления на сюжеты басен, их называли фаблио. В XV веке появились широкие специальные столы, которые устанавливались в центре зала. На этих столах артисты ставили спектакли с грандиозными батальными сценами. А потом изрядно утомленную публику услаждали музыкой и стихами менестрели. (584 сл.)
(Из детской энциклопедии «Я познаю мир. Средние века».)
Вопросы к тексту: КЛЮЧ: 1-А; 2-В; 3-А; 4-В; 5-В; 6-А; 7-В; 8-В; 9-В; 10-В; 11-Б; 12-В
А До нескольких тысяч;
Б до тысячи человек;
В человек пятьсот.
А Здесь обсуждали вопросы войны и мира;
Б здесь проходили переговоры дипломатов;
В здесь творили суд, собирали вассалов, устраивали пиры.
А Зрителей, чтобы о знатности и роскоши пира узнали в мире;
Б врагов, чтобы показать свое могущество;
В всех жителей города, чтобы они как следует повеселились.
А Ситцевой тканью;
Б плотным тентом;
В шелком, собранным во всем Лондоне.
А Во главе стола;
Б за отдельным столом посредине зала;
В на возвышении под балдахином.
А Конные дворяне;
Б официанты;
В прислуга.
А Каждому гостью персонально;
Б ставили на середину стола;
В передавали стольникам.
А Друг против друга;
Б по кругу;
В в один ряд, лицом в зал.
А Можно приступить к трапезе;
Б следует прекратить разговоры;
В этот сигнал назывался «позвать воду».
10.В каком веке на пиршественных столах Европы появились вилка и нож?
А В конце XII века;
Б в конце XV века;
В в конце XIII века.
11.Почему в XIII веке концы ножей были закруглены, а вилки изогнуты?
А Пылкие рыцари не должны были ими разрешать свои споры;
Б изогнутую вилку удобнее держать в руке, закругленным ножом лучше поддевать еду;
В таково было желание королей.
12.Только ли ради еды собирались гости на пиршество?
А Здесь они могли демонстрировать свои наряды и украшения;
Б здесь вырабатывался дворцовый этикет;
В гости наслаждались музыкой, пением, танцами, слушали поэтов, смотрели небольшие спектакли.