Урок "Сложносочиненные предложения. Обобщение и систематизация знаний по теме" 9кл.

Про матеріал

Данный урок разработан в соответствии с темой урока и учитывает индивидуальные и возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ как сопровождение учебного материала, как средство организации самопроверки, самооценивания учащихся, контроля знаний.

Использование ИКТ позволяет увеличить объем предлагаемого на уроке материала, способствует развитию аналитического мышления, совершенствованию работы по контролю знаний, обеспечивает личностно-ориентированный подход.

Визуальный материал способствует лучшему усвоению знаний, приобщению к произведениям искусства, развитию речи, повышает мотивацию учащихся к предмету

Перегляд файлу

План-конспект урока

 

Тема: Бессоюзное сложное предложение. Обобщение и систематизация  знаний  по теме.

 

Вид урока: комбинированный урок с использованием ИКТ

 

Тип урока: обобщение и систематизация изученного; применение, контроль знаний.

 

Цель урока:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о типах смысловых отношений между частями,  различных случаях постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях на примере заданий разных типов;

- способствовать развитию пунктуационного чутья, формированию умения анализировать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения разных видов, сопоставлять их, использовать в речи, формулировать мысли, развивать навыки лингвистического анализа текста, культуру речи;

- воспитывать интерес к языку, живописи, умение работать в паре и в коллективе, совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной  деятельности.

 

Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями - 2, лист для  самоконтроля, презентация в программе «Power Point», тест в программе «Мy Test» 

 

Минимальное техническое оснащение класса:

Компьютеры (1 ученик – 1 компьютер в УКК)

проектор

мультимедийный экран

 

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 2 мин
  3. Сообщение темы,  цели задачи урока. Ознакомление  с планом  – 2мин.
  4. Мотивация. Повторение и систематизация материала – 15 мин.
  5. Работа с текстом в группах – 15 мин.
  6. Контроль за усвоением знаний – 5 мин.
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия – 3 мин.
  8. Постановка домашнего задания – 2 мин.

 

 

Ход урока.

І. Организационный момент – 1 мин.

     Приветствие. Психологический настрой.

Улыбнитесь себе.

Подарите улыбки друг другу.

Приятного вам учебного дня!

 

ІІ. Проверка домашнего задания – 2 мин.

     Упр. 340(у) Учебник Н.А.Пашковской, Г.А.Михайловской, С.А.Распоповой.

     Прочитайте бессоюзное сложное предложение со значением причины, которое еще есть в тексте учебника.

     Почему вы считаете, что между частями причинные отношения ?

 

ІІІ. Тема:  Бессоюзное сложное предложение. Обобщение и систематизация  знаний  по теме.

     Целеполагание. «Мозговая атака»

     Ребята, сегодня у нас последний урок по теме «Бессоюзные сложные предложения». Давайте составим план урока. Что необходимо повторить?    

 Обобщение  на мультимедийном экране после обсуждения с учащимися

ІV. Мотивация. Повторение и систематизация материала

  1.  Слово учителя. Бессоюзное сложное предложение - одно из удивительных, ярких синтаксических средств выразительности речи. К.Г.Паустовский так говорил о БСП:  «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание».
  2.  Разъясните  анатомо-арифметический парадокс (на мультимедийном экране)

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

  1.  Словарная работа(на мультимедийном экране  - для обобщения работы по лексич. значению)

Парадо́кс (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения

Парадо́кс  - странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.

4. Лингвистический анализ предложения

- Какие ошибки привели к искажению смысла?

- О чем говорит данный пример?

- От чего зависит постановка знаков препинания?

- Как связаны между собой простые предложения? (интонационно, бессоюзная связь)

Вывод: о значении знаков препинания в бессоюзных предложений.

5. Синтаксический разбор предложения.  Записать предложение правильно на доске и в тетрадях, произвести синтаксический разбор:  

Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах -  всего двадцать.

[ 1 ] : [ 2], [ 3 ] - [ 4 ].

- Какое это предложение? Какие смысловые оттенки между частями, знаки препинания?

6. Повторение теории. Самостоятельная работа: тест “Верно и неверно

Задание: дайте ответы на предложенные в карточках утверждения: «да+» или «нет-»

Утверждение

+ -

1

БСП состоит из двух простых предложений

-

2

В состав БСП входят главное предложение и одно или несколько  придаточных

-

3

Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных

+

4

Простые предложения  в составе БСП всегда равноправны

-

5

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации

+

6

Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях

+

7

Смысловые отношения в БСП отражаются в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией

+

8

В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.

+

9

Постановка знаков препинания в русском языке подчиняется тем же правилам, что и в украинском

+

10

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях подобны смысловым отношениям в союзных предложениях

+

      

КОНТРОЛЬ: проверка устно. Проверьте себя по эталону: таблица для самопроверки «Верно – неверно» (на мультимедийном экране)

Оцените свою работу: все правильно – 10, одна ошибка – 9, две ошибки – 8, три ошибки – 7, четыре – 6, пять – 5 …

Где ошибались?

7. Работа в парах. Лингвистическое исследование.

7.1. Письменно. Выполнение упр.334, стр.156 учебника ( по 1 предложению)

Прочитайте предложения. Замените сложносочиненные предложения бессоюзными. Запишите предложение, составьте схему. Сравнитие сложносочиненные  и бессоюзные предложенияпо смысловым отношениям между частями и интонации. Какие из них более лаконичны, выразительны?. Обьясните постановку знаков препинания.

Дождь вымочит, а ветер высушит. Ночи звездные, морозне, а дни солнечные, ясные. Снежок легок, а ледок звонок. [ 1 ], а [ 2].      [ 1 ] - [ противопоставление].

Какаими другими средствами язика, кроме интонации, выражено противопоставление в первом предложении?

Назовите антонимы во втором предложении.

Укажите краткое прилагательное в третьем предложении.

КОНТРОЛЬ: проверка устно. Какой вывод?

Самооценка:

7.2. Преобразуйте представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с придаточными причины, пояснения  и изъяснения, проанализируйте смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях.

1) Печален я: со мною друга нет.

2) Птица жалобно кричит: ее гнездо разорено.

3) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

КОНТРОЛЬ: устная проверка.

Какой вывод? (Предложения стали более длинными, логически завершенными; не чувствуется такого напряжения, эмоционального волнения.)

Самооценка:

8. Самостоятельная работа в тетрадях. Задание (на карточках) «Установи соответствия»
Задание. Расставьте знаки препинания (устно). Найдите для каждого предложения соответствующую характеристику, соединив предложение и его характеристику со схемой  Например:  8 - Д   

  1.                Я посмотрел назад и увидел (?) то был мой старый приятель и товарищ.

А) Бессоюзное сложное предложение со значением одновременности событий (запятая) [  ], [  ], [  ], [  ]. 

2. Кучер слезает(?) лошади фыркают(?) пристяжные оглядываются(?) коренная помахивает хвостом и прислоняет голову к дуге.

Б) Бессоюзное сложное предложение с быстрой сменой событий  (тире)
[  ] -[  ]. 

3.Вы раздвините мокрый куст(?) вас так и обдаст накопившимся запахом ночи…

В) Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения (двоеточие) [  ] :[  ].

  1.                Что-то снова зашумело в лесу (?) она встрепенулась.

Г) Бессоюзное сложное предложение со значением следствия во второй части (тире)

 [  ] -[  ]. 

КОНТРОЛЬ: устная проверка. Проверьте себя по эталону: таблица для самопроверки (на мультимедийном экране) :

1

2

3.

4.

В

А

Г

Б

Оцените свою работу: все правильно – 10, одна ошибка – 8, две ошибки – 6, три ошибки – 4, четыре – 0

Где ошибались? Почему?

  1.               Графический диктант

Представьте следующие предложения графически, т.е. составьте горизонтальные схемы этих предложений. Объясните отношения между частями и постановку знаков препинания.

1.По всему чувствуется: скоро зиме конец.

[ ]: [дополнение]. (что?)

2.Однако пора спать: уже без четверти шесть.

[ ]: [причина].

3. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. 

 [ ]: [пояснение]. (а именно)

4.Видел: метались цветы!

 [ ]: [дополнение]. (что?)

5.Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка.

[],[],[]. (значение одновременности)

КОНТРОЛЬ: взаимопроверка (на мультимедийном экране). Самооценка.

 

V. Работа с текстом в группах

Самостоятельно договоритесь о правилах работы в группе, а также распределите, кто на какой вопрос будет отвечать  при проверке результатов работы в группе

  1. Упр.342 на стр.161

Задания для групп:

Общие:

  1.               Прочитайте текст «Ночь на Днепре», обращая внимание на его изобразительно-­выразительные особенности.
  2.               К какому стилю относится данный текст? Аргументируйте ответ. Назовите признаки художественного стиля.
  3.               Найдите слова, употреблённые в переносном значении. Что достига­ется благодаря их использованию в художественном тексте? Докажите, что слова сгущались, опустилась, занимался, гасли, вы­ступил' являются многозначными.
  4.               Раскройте значение в тексте эпитетов золотая полоса, золотой плёс; метафор утренняя звезда застряла в небе, заря залила золотом и усеяла розами Днепр.
  5.               Постарайтесь мысленно «увидеть» то, о чём рассказывает автор. Ка­кие представления вызывает в вашем воображении описание ночного Днепра?
  6.                

     І гр. Прочитайте ещё раз первый абзац текста. Выпишите бессоюзные сложные предложения. Определите смысловые отношения между их частями. Обоснуйте постановку знаков препинания. Какова роль БСП в тексте?

 

     ІІгр.  Прочитайте ещё раз второй абзац текста. Выпишите бессоюзные сложные предложения. Определите смысловые отношения между их частями. Обоснуйте постановку знаков препинания. Какова роль БСП в тексте?

КОНТРОЛЬ: устная проверка.

  1.               Работа с репродукцией картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

     Рассмотрите репродукцию картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» в учебнике и на мультимедийной доске. Как вы думаете, может ли эта картина служить иллюст­рацией к описанию Днепра, сделанному И.Нечуй-Левицким? Моти­вируйте ответ.

Самооценка.

 

VІ. Контроль знаний. Индивидуальное тестирование в программе «Мой тест»» на компьютере.  Проверьте себя, как вы разобрались в этой теме. Выполняете тест, результат просматриваем с учителем.

 

VIІ. Рефлексия.

  1.               Работа с высказыванием М.В.Ломоносова: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям и клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше».
    Беседа о высказывании:
    - О чем высказывание М.В.Ломоносова?
    - С чем сравнивает автор союзы? Какой смысл имеет данное сравнение?
    - Какова основная мысль высказывания?
    - Связаны ли слова ученого с темой нашего урока?
    - Согласны ли вы с мнением, «…слово (предложение) важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше»?
    - В чем важность и великолепие сложных предложений, связанных без союзов?

- А можно ли злоупотреблять БСП в речи?
2. Самооценивание с использованием индивидуальной контрольной карты. Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к задачам урока и прочитайте, какие цели стояли перед вами, просмотрите результаты самооценивания этапов урока.

3.  Интерактивный приём «Микрофон»

-  Что нового я узнал на уроке?

- Мне понравилось…

- Было трудным задание ….

- Что нужно ещё раз повторить?

VIІI. Домашнее задание  §§42-49 повторить,подготовиться к контрольной по языковой теме, упр. 351 (п): выписать БСП, построить схемы, синтаксический разбор одного на выбор

 

Литература:

  1. Пашковская Н.А. и др.Русский язык . 9кл. – К «Освіта», 2009.-240с.
  2. Тюрина Т.Г.Гетманец А.О. Русский язык. 9кл. Планы-конспекты уроков.-

Харьков: «Ранок», 2009. – 272с.

  1. Шаблон презентации published by www.Kingsoftstore.com

 

 

Приложение1: карточки для учащихся

 

Индивидуальной карта контроля (самооценивание)

Этапы урока

        Оценка

1.Знание теоретического материала

 

2.Умение реконструировать БСП

 

 3.Умение определять смысловые отношения  в БСП

 

4.Умение видеть стуктуру БСП и составлять схему

 

5.Умение определять стиль текста, его изобразительно-­выразительные особенности.

 

6.Умение находить БСП в тексте

 

6. Результат контрольного теста

 

Моя оценка за урок

 

 

Тест “Верно и неверно

Задание: дайте ответы на предложенные в карточках утверждения: «да+» или «нет-»

Утверждение

+ -

1

БСП состоит из двух простых предложений

 

2

В состав БСП входят главное предложение и одно или несколько  придаточных

 

3

Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных

 

4

Простые предложения  в составе БСП всегда равноправны

 

5

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации

 

6

Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях

 

7

Смысловые отношения в БСП отражаются в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией

 

8

В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.

 

9

Постановка знаков препинания в русском языке подчиняется тем же правилам, что и в украинском

 

10

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях подобны смысловым отношениям в союзных предложениях

 

 

Задание «Установи соответствия»
Задание. Расставьте знаки препинания (устно). Найдите для каждого предложения соответствующую характеристику, соединив предложение и его характеристику со схемой  Например:  8 - Д   

  1.                Я посмотрел назад и увидел (?) то был мой старый приятель и товарищ.

А) Бессоюзное сложное предложение со значением одновременности событий (запятая) [  ], [  ], [  ], [  ]. 

2. Кучер слезает(?) лошади фыркают(?) пристяжные оглядываются(?) коренная помахивает хвостом и прислоняет голову к дуге.

Б) Бессоюзное сложное предложение с быстрой сменой событий  (тире)
[  ] -[  ]. 

3.Вы раздвините мокрый куст(?) вас так и обдаст накопившимся запахом ночи…

В) Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения (двоеточие) [  ] :[  ].

  1.                Что-то снова зашумело в лесу (?) она встрепенулась.

Г) Бессоюзное сложное предложение со значением следствия во второй части (тире)

 [  ] -[  ]. 

 

 

Приложение № 2.  Контроль знаний.   Итоговый тест. 5 мин. (При открытии указать имя и фамилию (любую), класс – 9)

             

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Настанет утро – двинемся в путь.

А) части БСП содержат противопоставление

Б) во второй части содержится указание на быструю смену событий

В) первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части

Г) первая часть имеет значение времени

Д) вторая часть заключает в себя следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части

 

  1.   Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он выглянул в окно и был изумлён необыкновенным зрелищем: над озером блистал фейерверк.

А) первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части

Б) вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

В) вторая часть поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части

Г) вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части

Д) части БСП содержат противопоставление

 

  1.   В каком предложении нужно поставить тире?

А) Солнце дымное встаёт ?  будет день горячий

 Б) Медленно плыли низкие облака ? моросил мелкий дождь.

 В) Командировку пришлось отложить ? документы не были готовы.

 Г) Самой реки не видно ?  прячется за рощей.

 Д) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум ? со станции шёл курьерский поезд

 

  1.   Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие.

А) Посмотрит ? рублём подарит.

Б) Наступит вечер ? пойдём в сад.

В) Упустишь минуту ? потеряешь час.

Г) Я поглядел кругом  ? торжественно и царственно стояла ночь.

Д) Изумрудные лягушки прыгают под ногами ? между корней, подняв золотую голову, лежит уж и стережет их.

 

  1. Укажите предложения, которые соответствуют данной схеме

[     ] – [сравнение]

1Девица плачет – роса падает

2 Раз солгал – на век лгуном стал.                                                                              

3  Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

4 Будешь трудиться — будешь кормиться.              

5 По улице идёт – лебёдушка плывёт.

 

  1.   Укажите предложения, которые соответствуют данной схеме

(противопоставление)

[     ]      [    ]. 

 

1.  Утром не встал — день потерял.

2 Труд человека кормит -  лень портит.

3 Птицы приумолкли — жди грома.

4Тьма света не любит – злой доброго не терпит

  1. Будешь вперёд двигаться - горы одолеешь.

 

 

 

 

 

docx
Додано
1 березня 2018
Переглядів
2210
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку