Майстер-клас "Рефлексія на уроках в початковій школі"
Якщо дитина розуміє:
- заради чого вона вивчає цю тему, як вона йому згодиться в майбутньому;
- які цілі мають бути досягнуті саме на цьому уроці;
- який вклад в загальну справу він може внести;
- чи може він адекватно оцінювати свою працю і роботу своїх однокласників ...
то й процес навчання стаю набагато цікавіший і легше як для учня, так і для учителя.
Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает: • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; • какой вклад в общее дело он может внести; • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
имя существительное ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СЕНКАНА имя прилагательное имя прилагательное глагол глагол глагол Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы ДОРОГА ШИРОКАЯ ИЗВИЛИСТАЯ ведёт бежит поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. ШОССЕ
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
* * Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Кластер (гроздь)
Приём «КЛАСТЕР» ЧТО? ПРЕДМЕТ ЛЮДИ ОДУШЕВЛЁННОЕ НЕОДУШЕВЛЁННОЕ КТО? ЖИВОТНЫЕ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ЕД.Ч МН.Ч РОД Ж.Р. С.Р. М. Р. ОНА МОЯ ОНО МОЁ ОН МОЙ ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ СОБСТВЕННОЕ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ В.п. Т.п. П.п. Д.п. Р.п. И.п. КТО? ЧТО? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЧУВСТВА
Построим кластер по тексту У счастья нет определения, и мы часто опрощаем счастье, смешивая его с удовольствием. Однако удовольствие стремится к удовлетворению, счастье же неразрешимо. Человек чувствует счастье при служении цели, от служения, а не получает в итоге служения, как награду. Счастье – не осуществление чуда, счастье – присутствие чуда. О.А. Чувакин
Волшебные (оценочные) линеечки. Такая оценка: - позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как “успешного”); - удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… Приём «Рефлексивный экран»
Рефлексия учителя Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? А можно ли сделать лучше? Пока учитель задаёт себе эти вопросы – он развивается. Рефлексия – залог развития и продвижения вперёд. «Если ты умеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» Антуан де Сент-Экзюпери.