Методическая разработка внеклассного мероприятия «Вечер занимательной химии»

Про матеріал

Данное воспитательное мероприятие может быть использовано для проведения недели химии в школе, организации внеклассной работы. Оно способствует углублению и закреплению знаний, развитию интереса к предмету.

Перегляд файлу

“Нікольської загальноосвітньої школи I-III ступенів № 1
імені Якименка Антона Дмитровича 
Нікольської районної ради”
Опорна школа

 

 

 

 

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Вечер занимательной химии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

робота Мироненко Валентини Тимовіївни,
КЗ «Нікольська загальноосвітня школа

І-ІІІ ступенів №1 імені Якименка А.Д. Нікольської районної ради» опорна школа, вчитель хімії та біології , вища категорія « старший вчитель».

 

2017 г.

Смт.Нікольське

 

 

 

 

  Данное воспитательное мероприятие может быть использовано для проведения недели химии в школе, организации внеклассной работы. Оно способствует углублению и закреплению знаний, развитию интереса к предмету.

 

   Нас цену поднимается ведущая, в глубине сцены сидит алхимик, строгий, задумчивый, что-то шепчет:

Ведущая

 Я раньше всех поднялась на сцену

 И роль, как видите, важна моя!

 Примите от химической команды

  Сердечные приветствия друзья.

(и тут же со страхом: - А где же команда?)

Кто? Кто найти команду поможет?

 Кто в этом деле нам поможет?

Такое чудо сделать было

одним алхимикам под силу.

Их метод с нами шёл в разрез.

Но, ведь у нас беда большая,

Нужна команда позарез!

И я их к делу привлекаю

Алхимик, помоги!

Алхимик: (встаёт и поёт на мелодию песенки «Ни о чём»)

«Ты чудак, ты чудак человек!

Ведь теперь, ведь теперь двадцать первый век,

Чтоб создать команду нужно, лишь всего

Кусок мыло и немножко H2

В это время он делает заклинание, движение руками, ранее заготовленная смесь бертолетовой соли и органические вещества выносятся раньше на сцену. Алхимик производит небольшой взрыв, в этот момент другие участники вечера выходят на сцену, кланяются.

Ведущая  Вы познакомились с организаторами этого вечера.          А теперь разрешите начать вечер.

Доклад предлагаю послушать,

Волшебницы развитие узнать,

А кто о ней что-либо знает

Прошу от нас - то не скрывать

И понемножку дополнять

1. Из прошлого и настоящего волшебницы химии.

  Представьте себе какой-нибудь германский город в средние века. Эти узенькие неправильные улицы, высокие готические домики и среди них ветхий домик, по стенам которого лепятся мох и старость. Ничто не говорит в нём о присутствии живущего, но в глубокую ночь голубоватый дым докладывает о неусыпном бодрствовании старца, уже поседевшего в своих исканиях, но всё еще неразлучно с надеждой, и благочестивый ремесленник со страхом бежит от жилища, где, по его мнению, духи основали приют свой и где вместо духов основалось неугасимое желание. Такое описание жилища алхимиков дал Н.В. Гоголь

А вот и хозяин его сидит в глубоком кресле за столом, заваленным старинными книгами, седой и суровый, углубившись в течение научного тракта.

Так мы представляем алхимиков людей, которые некоторое время занимали господствующее положение в химии. Идея получения золота из «неблагородных металлов родилась в незапамятные времена, когда развитие торговли постепенно превратило золото в деньги. Алхимики искали всевозможные рецепты получения золота из других металлов.

 Появлению подобных идей содействовала распространенная в то время астрология, утверждающая, что всё на земле связано с одной из планет или звёзд, что каждому из семи известных тогда металлов соответствует одно из светил, управляющих его судьбой на земле.

      Семь металлов создал свет

       По числу семи планет

       Дал нам космос на добро

       Медь, железо, серебро,

       Злата, олово, свинец…

       Сын мой! Сера – их отец!

       И спешил мой сын узнать,

       Всем им ртуть родная мать!

Алхимия стала всё больше связываться с мистикой - верой в существование сверхъестественных сил. Алхимики всячески старались засекретить те маленькие открытия, которые они делали, сделать их совершенно недоступными для посвящения в химию.

    Вот, например, они обозначали определёнными знаками золото, медь, серебро, железо, серебро, кипячение, перегонку. Ещё менее доступными были рисунки, объясняющие происхождение реакции. Например, Дракон, пожирающий свой хвост – это тёмный порошок двуокиси свинца PbO2, превращающийся при нагревании с углём в свинец. В таком развитии находилась химия в средние века. И подгнивший дуб может казаться могучим, но он упадёт сам. К концу восемнадцатого века алхимия была похожа на дуб с прогнившей сердцевиной.

Развивающаяся промышленность требовала больше металлов, красителей, солей и других веществ.

Появились новые теории строения веществ, но своё теперешнее положение химия заняла благодаря работам наших отечественных учёных М.В.Ломоносова, А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева и других. Сейчас химия решительно вытесняет натуральные материалы, поставляемые природой. Много очень может сейчас химия.  Она проникает на участки таёжных лесоразработок и на громадные авиационные заводы. Она снаряжает в дальнюю дорогу космонавтов. Она надевает нас в красивую, прочную и удобную одежду, приготовляем нам лекарства от множества болезней. Химик даёт земледельцу замечательные удобрения для повышения урожаев.

     Ещё больше химия сулит завтра. Недалеко время, когда на улицах городов вырастут дома из пластических масс, мы сможем управлять климатом, отодвигать старость, управлять наследственностью. Непрерывное развитие современной химической науки и промышленности ведёт ещё к большей власти человека над природой, к осуществлению ещё более дерзновенных мечтаний.

Ведущая

    Химия союзник, лучшей в мире нет

    Без неё бы не было космических ракет!

    Если будешь знать её, то она поможет

    Нам достичь великих радостных побед.

 

  1. Проводится игра «Как вы знаете химию?»

     На переносной доске ведущая пишет неправильно уравнения реакций, и участники вечера должны исправить:

  1. H2SO4 + Na8OH = NaO + H2O
  2. CuSO4 + Fe = Fe8SO4  + Cu
  3. HCI + KOH = KH  + CIOH

Найдите ошибки, исправьте их. (Уравнений можно давать больше)

Ведущая

Вот сейчас, последуя старшему примеру,

И знанья обнажив основу всех основ,

Я предлагаю вам, участники, вниманье

Мы начинаем викторины состязанье.

3.  Викторина

1.Почему один инертный газ был назван гелием – «солнечный?»

(На солнце впервые был открыт в 1886 году гелий – солнечный газ. По-гречески солнце – Гелиос.)

2.Какую синюю бумагу можно перекрасить в красный цвет и как? (синюю лакмусовую бумагу можно перекрасить в розовый цвет или красный при помощи любой растворимой кислоты HCI, H2SO4 и др.)

3.Ведущая показывает картину

 

Две колбы держит вам пробирка,

И держим крепко их в обнимку,

В какой из них тут водород?

В которой будет кислород?

  (2 – H2; 1 – O2)

4. Что общего между ведром и пудрой (Zn)

5. Какая сода применяется при хлебопечении и какую роль она при этом выполняет? (питьевая вода)

6. Какие свечи мало светят и много дымят? (свечи, изготовленные из фосфора, при горении дают мало света, но много дымят, фосфорные свечи называют шашками)

7. Что такое «царская водка» и почему она так называется? («Царская водка-это смесь концентрированных кислот 1VHNO3+3VHCI. Она растворяет все металлы и даже золото, а золото – царь металлов.)

8.Какой русский химик был знаменитым композитором? (А.П.Бородин, работал профессионалом химии в Петербургской медицинской академии. Он написал оперу «Князь Игорь»)

9. Ведущая показывает картину:

 

Объясните вы утёнку

Пусть не морочит головёнку

Как это словно бы в копилку

Яйцо его мамы попало в бутылку?

(В бутылку с широким горлышком сжечь бумагу, чтобы там собрался СO2, а потом налить концентрат KOH и сразу же отверстие закрыть яйцом без скорлупы. Через некоторое время яйцо под действием давления атмосферного воздуха проскальзывает в бутылку.)

10.Как очистить яйцо, не разбивав скорлупы? (если опустить яйцо в раствор какой-то сильной кислоты, то скорлупа полностью растворится и останутся белок и желток, окружённые тонкой плёнкой)

11. Хранят обычно в керосине

      И бегает он по воде

      Отныне знай, в свободном виде

      В природе нет его нигде.

      В солях открыть его возможно

      Желтеет пламя от него,

      И получить из соли можно

      Как Деви получил его                    (Na)

 

Ведущая

  Ну, юмор юмором, а дело делом,

  Ведь знания приобрести нелегко, друзья!

  Я предлагаю вашему вниманью

  А знаешь ли ты химию? ... Как я?

 

                      О химии, её значении и истории

         Знаете ли вы:

1.Что химия была известна за 12 веков до нашей эры в Китае. Индии, Египте. На основе химии готовили краски, лекарства, занимались виноделием, стекловарением.

2.Что пуговицы делаются из молока, калоши из спирта, шелк из дерева, платье из стекла.

3.Что человеческий организм среднего веса содержит около 45 кг кислорода, что составляет 65%

4. Что отсутствие поваренной соли вызывает заболевание и не переносится тяжелее, чем отсутствие хлеба.

 

4 Химическая игра

Ведущая

  Четверо сюда идите,

  Честь своего класса защитите!

  Если уроки химии учил ты всегда

  Соль назовёшь без труда.

(Играющие становятся в ряд и начинают идти, но на каждый шаг нужно назвать соль, не повторяясь. Побеждает тот, кто назовёт больше солей. Жюри отмечает лучших)

5 Занимательные опыты

Сейчас будут показаны химические опыты, а вы постарайтесь дать им объяснения.

          Звёздный дождик посмотрите,

          Ваше мнение скажите!

          Железо, уголь, соль мешаю,

          И на огне их нагреваю,

          Какую соль я не скажу,

          А звёздный дождь вам покажу!

(Высыпав на лист чистой бумаги 3 ложечки KMnO4 и столько же угольного порошка и порошка восстановленного железа перемешивают. Поле этого тигель устанавливается в кольцо штатива и подогревается. Вскоре смесь сначала выбрасывается из тигелька в виде множества искр, производящего впечатление «звёздного дождя»)

Ведущая

      Все привыкли так считать,

      Без огня дыму не бывать!

      Но наша Галя полагает,

      Что это не всегда бывает!

Галя: Вот две банки, в одну из них до начала опыта наливаем немножко нашатырного спирта, в другую – соляной кислоты (прикладываем одну к другой) При взаимодействии выделяется NH4CI, пары которого имеют белый цвет)

Ведущая

      Молоко сейчас получим

      И вас этому обучим,

      Растворы этих двух солей,

      В стакан сливаю

      Чай не пей!

      Будет молоко перед вами,

      Да убедитесь в этом сами.

(Берут H2SO4 и раствор BaCI2 сливают, в результате реакции образуется белый осадок)

     Ну что же молча вы сидите,

     Скорее опыт объясните.

Ведущая

    Фейерверк я покажу,

    И такое вам скажу,

    «Учите химию, друзья,

    Ведь в жизни без неё нельзя!»

   Налейте в небольшой цилиндр 250 мл 4-5 мл концентрата H2SO4. Осторожно, чтобы растворы не смешивались, налить сверху приблизительно столько же чистого спирта. Досыпайте к жидкости понемножку мелко растёртого KMnO4. На границе между H2SO4 и спиртом через несколько минут появляются огоньки в виде фейерверка – это загорается спирт от кислорода, который выделяется при взаимодействии KMnO4 и H2SO4.

Ведущая

   О вулканах много мы читали,

   И увидеть их всегда мечтали,

   Но сейчас вам Андрей покажет,

   Что «вулкан можно сделать и здесь!»

(В колбу 100 мл насыпают 20-30 гр мелкокристаллического аммония. Колбу ставят на железный лист и засыпают песком в виде конуса. Лист укрепляют так, чтобы над ним можно установить спиртовку. При нагревании он начинает разлагаться и с шумом вылетать из «кратера». Искры напоминают действие вулкана. Склоны сопки покрывают зелёной окисью хрома.

6. Инсценировка «Кто мы?»

Выходят 3 ученика

Один из них одет в лёгкое одеяние, олицетворяющий собой водород, шапочка сделана в виде буквы «H»

Второй - одет в голубые брюки и голубую рубаху- кислород.

Третий – девочка одета в голубое платье, на нём тёмные волны-вода.

 

1 ученик

  Меня впервые заметил Парзельц ещё 1669, когда погрузил железный гвоздь в серную кислоту. Бойль получил меня из солёной кислоты при действии на железные опилки, но он не узнал меня, принял за воздух. Окончательно меня изучил английский химик Генри Кавендыш в 1766 году. Тогда меня назвали «горючим воздухом». В 1783 Лавуазье получил меня в чистом виде из воды. Так я вошёл в семью химических элементов. Правда, на земле меня – 1%, зато меня много на солнце - 84%. Мои молекулы собираются в верхних слоях атмосферы на высоте 50 км - 30%, на 100 км - 95%. Если был бы в свободном состоянии, находился в организме человека. Я бы его свободно поднял в воздух, как поднимаю аэростаты с грузом. Кто я???

2ученик

  На меня давно обратили внимание, но я долго оставался неуловимым. Меня внимательно изучали шведский учёный Шееле и английский химик Пристлей. Шееле меня назвал «огневой воздух». Пристлей назвал «дефлогистированный воздух». Ни Шееле, ни Пристлей меня не узнали хорошо. Этому мешала теория флогистона. По этой теории считали, что горючесть вещества зависит от присутствия в нём особого вещества «флогистона».

 В атмосфере меня - 21%, а на высоте 100 км - меня только 0,1%. Вообще, я не страдаю безработицей, не скучаю, и работы хватает, то ноги надо подогреть, то помочь бактериям убрать умершие организмы, то принять участие в работе моторов по сжиганию топлива, то насытить кровь живых организмов. Кто же я?

3 ученик

Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Я начало всех начал» - говорил греческий учёный Фалес, живший в шестом веке до нашей эры, и утверждавший, что окружающий мир возник «из меня - первичной материи». Я в древности считалась матерью повелительницей жизни и смерти. Мне преклонялись, а по преданиям древней Руси, у меня жили русалки водяные. Я в наше время являюсь основной базой для преобразования природы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается и никем не уничтожается. Кто я???

7. Танцы на химическом вечере

На вечере участникам раздаются карточки, на которых написаны «половинки» формул. Танцующая пара объединяется так, чтобы у них правильно была составлена формула химического соединения.

8. Определение веществ по запаху

Для этой игры приготовляют редкие вещества, которые имеют специфические запахи, например, уксусная кислота, керосин, нашатырный спирт, бензин, нафталин и другие. Для определения с закрытыми глазами подводят к биркам с веществами. Жюри учитывает и отмечает тех, кто лучше может определить вещества.

Ведущая

Программа окончена, друзья!

Устали вы, устала я,

Мы программу исчерпали

И порядком все устали!

От все команды говорю

За внимание вас всех

Сердечно я благодарю!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Пов’язані теми
Хімія, 9 клас, Виховна робота
Додано
28 січня 2018
Переглядів
1811
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку