Данные разработки представляют собой один из примеров внедрения в образовательный процесс технологии интерактивного обучения (групповая и межгрупповая работа) как наиболее рационального пути обучения, это позволяет решить три задачи: учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую и социально-ориентационную. На уроках, разработанных мною, реализуется идея совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология использовалась на уроках в старших классах при изучении тем, предполагающих освоение большого объема материала. В процессе работы учащиеся научились: оперативно мыслить, анализировать языковые ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли, работать в сотрудничестве для достижения общей цели.
Урок литературы в 9 классе
по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов – поэт-мыслитель, поэт-гражданин»
Урок литературы в 10 классе
«Родион Раскольников и его «двойники»
в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок литературы в 11 классе
«Сады души моей…». Особенности поэтического творчества Н. С. Гумилева.
Название работы: методические разработки
уроков литературы в 9-11 классах с использованием технологии интерактивного обучения (групповая и межгрупповая деятельность учащихся)
Пояснительная записка
Данные разработки представляют собой один из примеров внедрения в образовательный процесс технологии интерактивного обучения (групповая и межгрупповая работа) как наиболее рационального пути обучения, это позволяет решить три задачи: учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую и социально-ориентационную. На уроках, разработанных мною, реализуется идея совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Данная технология использовалась на уроках в старших классах при изучении тем, предполагающих освоение большого объема материала. В процессе работы учащиеся научились: оперативно мыслить, анализировать языковые ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли, работать в сотрудничестве для достижения общей цели.
Урок литературы в 9 классе
по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов – поэт-мыслитель, поэт-гражданин»
Цели: 1) познакомить учащихся с основными особенностями классицизма как литературного направления 2) в ходе анализа «Оды на день восшествия…» М. В. Ломоносова показать патриотический пафос и лирическую исповедальность автора
3) развивать навыки построения аналитических ответов, навыки конспектирования.
4) воспитание чувства патриотизма, уважения к своему историческому прошлому.
Ход урока
2. Леция учителя «Особенности русского классицизма»
1)Политическая база - абсолютизм
Процесс централизации общественно-экономической жизни и политической власти в России начался давно, но только в конце 17 – начале 18 века совершился переход от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представителшьной монархии к чиновничье-дворянской империи. Уже в 17 веке русский царь именовался «великим государем», «великим князем всея Руси самодержцем». Но титул «великого государя» имел и патриарх, глава русской православной церкви. Петр 1 в 1721 году отменил патриаршество и присоединил к своему титулу еще один – император, означавший сосредоточение в его руках всей полноты власти в русском государстве и обществе.
2) Русский классицизм сформировался позднее европейского (1730 –1790), в нем нашли отражение идеи Просвещения – вера в силу науки, воспитания, образования.
3) Задачи литературы классицизма:
Писатели 18 века понимали себя как врачеватели пороков.
4) Предмет литературы классицизма – человек «вообще» - абстрактный гражданин. Не учитывались социальные черты, исторические различия между людьми разных времен. В центре внимания – не человеческий характер, а только отдельные качества и свойства человека, пороки и добродетели. Ведущее начало в человеке – рассудок и воля, главный фактор формирования – воспитание.
5)Герои
6) Типы конфликтов
рассудок – страсть
долг – чувство
добродетель – порок
7) Жанры – «высокие» и «низкие»
Личные качества
- Каковы заслуги М. В. Ломоносова В истории? (ученый, мыслитель, филолог, поэт, гражданин)
«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей» (А. С. Пушкин)
Ломоносов – отец русской литературы
Его заслуги:
Сравните:
О коль велию радость аз есмь обретах:
Купидо Венерину милость принесох,
Солнце лучи свои на мя спустило
И злу печаль во радость мне обратило.
Ночною темнотою покрылись небеса,
Все люди для покою сомкнули уж глаза.
Внезапно постучался у двери Купидон,
Приятный перервался
В начале самом сон.
4. Знакомство с жанром оды
Ода – стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувство восхищения, восторга значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явление природы.
Требования к оде:
М. В. Ломоносов реорганизовал этот жанр. Ода стала средством воплощения передовых общественных идеалов. Она отражала настроения русских людей 30-40 гг., начинавших осознавать
Собственные нужды и нужды государства в целом. Первейшая забота здесь была связана с защитой и укреплением отечественных границ, цельности государства. Отсюда и прославление подвигов солдат, полководцев, изображение воинских побед, исторических событий.
5. Чтение и анализ «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
Работа в группах по следующей схеме:
1часть. 1-2 строфы. «Приступ» - обращение к «возлюбленной тишине», прославление мира.
- К кому обращается автор? Что подразумевает под этим словосочетанием «возлюбленная тишина»?
Ода была в полном смысле написана на злобу дня: Елизавета Петровна собиралась вовлечь Россию в семилетнюю войну. Ее надо было предупредить не делать столь опрометчивого шага. Ведь ничего нет лучше на земле, чем мир. «Возлюбленная тишина» для М. В. Ломоносова – не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, монолитность и сплоченность всех слоев населения в их стремлении добиваться процветания России. Все это непосредственно зависело, сточки зрения М. В. Ломоносова, от характера государственного правления и прежде всего от личности монарха.
2часть. 3-4 строфы. Вступление Елизаветы на престол и установление ею тишины.
3часть. 5 – 12
5-6 «Лира восхищенна гласит велики имена» (предшественники)
7-10 строфы. Петр1.
- Почему, ведь ода адресована Елизавете?
Будучи сыном своего века, М. В. Ломоносов верил в большие возможности «просвещенной монархии». Идеалом просвещенного правителя для него был Петр1. Но в отличие от западных просветителей, возвеличивавших правителей-«философов» на троне, М. В. Ломоносов отстаивал отечественный вариант правителя – работника на троне. Его Петр – реформатор, «стороитель, плаватель, в морях герой», «в поте, в пылу». Он воспевал Елизавете как «дщерь» Петра.
11 строфа. Екатерина1
12 строфа. Елизавета Петровна.
4часть. 13-23 строфы. Слава, польза, будущность России.
13 – о славе и позоре войн
14 – пространная держава благодарит Елизавету за мир
15 – богатство России, которые откроются в будущем
16 – ширь просторов России
17 – богатство натуры
Вывод: М. В. Ломоносов восторженно пел обширность России, ее природные богатства, трудолюбие и одаренность ее народа. Он страстно боролся за новую, могучую и величественную Родину, преуспевающую в науках и промышленности, способной стойко защищать свои рубежи и обеспечить мир своим гражданам.
5часть. Отступления
18 – ожидаемое торжество муз
19 - ожидаемое торжество мудрости
20 – изображение неведомых стран, которые откроет Россия или с которыми вступит в контакт
21 – мудрые деяния Елизаветы
22 – призыв к будущим российским ученым
23 – гимн пользе наук
6 часть. 24 строфа. Концовка. Финальное прославление Елизаветы, пожелание ей успехов.
Вывод: герои – те, кто отдает себя, свои силы Отчизне. Мир – это условие для созидательного труда. Развитие науки – основное условие процветания Родины.
«Родион Раскольников и его «двойники»
в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Цели урока: 1) выявить роль «двойников» - Лужина и Свидригайлова – в понимании отрицательных элементов идеи Раскольникова;
2) развивать навыки монологической речи, умение систематизировать и обобщать материал, умение работать в группе.
3) воспитание непримиримого отношения к насилию, жестокости; воспитание чувства коллективизма.
Ход урока:
Безусловно, композиционным центром романа является фигура Раскольникова, но каждый персонаж (и случайный прохожий, и лошадь) – частичка его личности. Сегодня мы будем говорить о так называемых «двойниках» Раскольникова - Лужине и Свидригайлове. Не случайно Свидригайлов говорит: «Между нами есть какая-то общая точка…Мы одного поля ягоды». Наша задача – обнаружить это сходство и выяснить значение образов-«двойников» в раскрытии образа Раскольникова.
Каждый из героев совершает на протяжении действия романа ряд поступков, а каждый поступок имеет свою причину, то есть мотив, цель и , естественно, средства ее достижения. По этой схеме мы и будем оценивать героев и их поступки.
|
Мотивы |
Средства |
Цель |
Лужин |
|
|
|
Раскольников |
|
|
|
Свидригайлов |
|
|
|
Накануне каждая группа получила задание выбрать те фрагменты текста, которые могут более точно проиллюстрировать поступки героев; на основании этих фрагментов сделать выводы и представить эти выводы вниманию класса. Данные заносятся в схему, расположенную на доске. Последовательность изложения материала роли не играет.
Начнем с Раскольникова, так как мотивы, средства, цель этого персонажа нам более менее известны.
2. Выступления участников групп с итогами работы
Выступление первой группы с характеристикой образа Раскольникова
Средства
Раскольников совершил убийство старухи-процентщицы, Лизаветы и, возможно, совершил неродившегося ребенка, насилие, игнорировал нравственные принципы, позволив себе «кровь по совести».
Подчеркнутое помещается в таблицу.
Мотив
Основных мотивов преступления –2. Первый – социальный ( бедность), второй – философский (идея, мысль об особых людях, которые выведут основные массы на правильный путь; ради этой идеи они могут убрать с дороги других; им одним дано право вершить прогресс, творить историю - история оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи). Но! Бедность как причину убийства отвергаем, так как герой так и не воспользовался украденными вещами, и сам герой говорит: «Знаешь, Соня, что я тебе скажу; если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был». «Не для того, чтобы матери помочь я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!»
Цель
Цель была другой – вовсе не такой благородной. На вопрос Сони «Что же делать?» - Раскольников отвечает: «Что делать? Сломать, что надо, раз, навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!… Вот цель!». Цель Раскольникова – обрести власть Наполеона, величие вершителя судеб; выполнение назначения Мессии, ведущего человечество к счастью; слава, известность.
Выступление второй группы с характеристикой образа Лужина
Мотив
Все свои действия Лужин мотивирует теорией, которой можно дать название «теория целого кафтана» ( текст 5 главы 2 части: « Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби»…»).
С одной стороны, конечно, если вдуматься, цель Лужина высокая – улучшить всеобщее благосостояние, но это только обман, притворство. На самом деле Лужин заботится лишь о личном благосостоянии.
Цель
Свои истинные цели он высказывает в 3 главе 2 части – «безгранично и всецело владычествовать…»
Средства
Одним из средств достижения этой цели являются для него деньги. Деньги, в свою очередь, дают возможность манипулировать «слабыми». Для него это – Дуня. В письме к ней он позволяет себе унижать брата в глазах сестры, занимает позицию оскорбленного в своих чувствах жениха, позволяет себе ставить условия своей невесте, не считаясь с ее привязанностями и желаниями. Во время визита к Дуне намеренно унижает ее и Раскольникова. Упрекает ее в неблагодарности, попрекает испорченной репутацией, теми издержками, которые он, якобы, понес, когда организовывал поездку в Петербург ( текст главы 2 части 4)
Но вся сущность Лужина проявляется во время поминок Мармеладова, когда он клевещет на Соню (текст – главы 1, 3 часть 5). Он способен на подлость, донос, чтобы обрести право решать судьбы других людей, продемонстрировать свою силу над «слабым».
Выступление группы, работающей над образом Раскольникова,
«Реакция Раскольникова на теорию и поступки Лужина»
Острый, проницательный ум Раскольникова схватывает диалектическую суть теории, то, чего наслаждающийся и упивающийся собой Лужин не хочет видеть.
«А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…». Это открытие не только для оскорбленного, взбешенного Лужина, это открытие и для Раскольникова. И оно невыносимо тяжело. Последствия теорий оказываются одинаковыми. Значит, его к убийству привели те же мотивы («возлюби самого себя»). Раскольников вдруг понял, насколько бесчеловечно эгоистическое самоутверждение за счет других. По сути дела Лужин излагает ту же теорию, что и Раскольников, но в несколько иной интерпретации.
Выступление третьей группы с характеристикой образа Свидригайлова
Средства
Свидригайлов совершает множество злодейств: насилие по отношению к Марфе Петровне, племяннице немки Ресслих, слуге Филиппу, наконец, к Дуне; собирается жениться на 16-летней девочке, пользуясь безвыходным положением ее семьи.
Мотив
Свидригайлов излагает свою теорию спокойно и ненавязчиво. Сам он признается: «Я человек развратный и праздный». Он скучает: «Я бы, может, теперь в экспедицию на Северный полюс поехал,…и пить мне противно, а кроме вина ничего больше не остается. Пробовал. А что, говорят, Берг в воскресенье в Юсуповом саду на огромном шаре полетит, попутчиков за известную плату приглашает, правда?». Он объясняет свое поведение тем, что, по его мнению, между добром и злом нет определенных границ, все зависит от того, с какой точки зрения на все посмотреть: «…изверг ли я или сам жертва? Ведь предлагая моему предмету (Дуне) бежать со мной в Америку или в Швейцарию, я, может, самые почтительнейшие чувства при сем питал… Разум-то ведь страсти служит». Нравственные критерии для него относительны, ион понимает терзания Раскольникова, но, по его мнению, «это глупо, незачем смущаться», «понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то?»
Цель
Основная цель его – «поддержать пылающий огонек в крови», «весело пожить».
Свидригайлов признает раскольниковскую идею своей, освобождает ее от ненужного, на мой взгляд, романтизма: «Единичное злодейство позволительно, коли цель хороша».
О возможности какого-то просветления говорит его любовь к Дуне. Она пробудила в нем чувства более сильное, чем животное влечение к женщине. Он словно стремится искупить свои прежние преступления: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спасает от когтей сводни свою невесту-девочку.
Свидетельствуют о пробудившейся совести и кошмары Свидригайлова. Он видит в своих страшных снах детей, убитых жестокостью, отравленную им Марфу Петровну, оскорбле6нную им самим племянницу Ресслих, которая предстает перед ним в ореоле мученицы. Этот человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, даже такой человек не может безнаказанно совершать преступления. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полнейшей беспросветности, когда жить уже больше невозможно. Даже добрые дела не возродят больную душу. Нравственно опустошенному Свидригайлову остается только закончить жизнь самоубийством.
Выступление группы, работающей с образом Раскольникова,
«Реакция Раскольникова на теорию Лужина»
Раскольников, как в кривом зеркале, видит в Свидригайлове самого себя. Рассказ Аркадия Ивановича о «визитах» погубленных ими людей говорит Раскольникову о том, что и он, убив старуху и Лизавету, никогда не сможет освободиться от мыслей о них.
«Арифметика», согласно которой можно убить одну, вредную старуху, а затем сделать сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергаются опытом Свидригайлова.
- А теперь, для того чтобы назвать эту «общую точку», объединяющую персонажей, давайте обратимся фрагменту текста «Сон Раскольникова» из эпилога романа.
Здесь можно сформулировать выводы, используя схему и комментарий к ней О. И. Любимова из журнала «Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины», №1, 1990г. (см. Приложение)
«Все герои заражены так называемыми «трихинами», это микроскопические существа, заражающие людей вирусом себялюбия, отчуждения и жестокости. Лужин маниакально служит «миллиону», Свидригайлов с «разожженным угольком в крови» отличается прежде всего развратной похотью и анархическим действием, а Раскольникову надо было лишь
«мысль разрешить». Но и мысль эта , и сугубо свидригайловское, покупаются, в сущности, одной и той же ценой: платят за них одни и те же – «слабенькие». Дуня – из слабеньких. Каждый из героев хочет навязать Дуне свою волю. Три стрелки, пораженные трихинами, замыкаются на этой общей точке. И даже отталкиваются. Что же происходит?
«Знаешь, выстрелишь, зверок хорошенький», - говорит Дуне Свидригайлов, когда она наводит на него пистолет. И не ошибается: та Дуня, которая видит смысл своей жизни в страдании и жертвенности, стреляет в него… даже два раза».
Так что же заключается в характере Дуни?. Сострадание, человечность, но уже пораженные язвами насилия. И в самую нравственную человеческую среду проникли «трихины». Люди же, зараженные ими, ужиться друг с другом не могут: ни Раскольников, ни Лужин, ни Свидригайлов друг с другом, ни они вместе с Дуней. В этом и преграда движению влево трех стрелок, и угроза им. В этом – предостережение человечеству».
1. - Характерным признаком любого реалистического произведения является историзм. Не случайно писателей-реалистов называют секретарями истории. Скажите, Ф. М. Достоевский сконцентрировал все эти три образа в пределах одного произведения условно, или люди, подобные Лужину, Свидригайлову, Раскольникову активизируются при определенных исторических обстоятельствах?
Лидеры групп оценивают вклад каждого участника группы в общую работу, используя лист учета качества работы
Ф. и |
Участие в обсуждении внутри группы |
Выступление с итогами работы группы |
Участие в обсуждении между группами |
Другая деятельность |
Итог |
1. Заварзина Н. |
|
|
|
|
|
2. Анцерева А. |
|
|
|
|
|
3. Кукушкина И. |
|
|
|
|
|
Опенышев С. |
|
|
|
|
|
Приложение
|
Мотив |
Средства |
Цель |
Лужин |
Забота о личном благосостоянии |
Деньги Подлость Донос Оскорбления (жертвы – Дуня, Соня, Раскольников) |
«безгранично и всецело владычествовать» |
Раскольников |
|
Убийство старухи-процентщицы, Лизаветы, неродившегося ребенка; совершил насилие, то есть переступил через нравственные нормы. |
Обрести власть Наполеона, величие вершителя судеб; слава, известность |
Свидригайлов |
От скуки: «Я человек развратный и праздный» |
Злодейства (жертвы – Марфа Петровна, племянница Ресслих, слуга Филипп, Дуня… |
«…поддержать пылающий огонек в крови», «весело пожить» |
Урок литературы в 11 классе
«Сады души моей…». Особенности поэтического творчества Н. С. Гумилева.
Цели урока: 1) познакомить учащихся с этапами духовного развития поэта;
2) развивать навыки интерпретации поэтического произведения в контексте
художественной культуры и традиций; выработать у учащихся умение соотносить определенные языковые средства, приемы их использования, сочетаемости, взаимоотношения с содержанием произведения, его идейной принадлежностью к тому или иному направлению, идейным замыслом, вкусами и знанием языка писателя;
3) формирование положительного отношения к взаимодействию и сотрудничеству; повышение качества межгрупповой (интерактивной)деятельности.
Оформление урока: репродукции картин П. Гогена, на доске – незаполненная таблица (можно использовать интерактивную доску)
Ход урока
1. Работа с формулировкой темы урока. Объявление целей урока. Порядок работы.
- Ребята, как вы понимаете это необычное сочетание – «сады души…»?
У каждого человека две жизни. Одна – среди своих современников, человеческая жизнь с подъемами и падениями, со всеми мелочами жизненных отношений, а другая – длительное постижение своего внутреннего мира, а применимо к поэту – «сад» - творчество как результат работы души, воплощение души в творчестве.
Творческий путь Гумилева, необычного и талантливого поэта, продолжался примерно 20 лет (с момента публикации первого стихотворения до дня смерти). Естественно, за этот период времени меняются восприятие окружающего мира, интересы, характер поэта. И сегодня наша задача – проследить за этими изменениями состояния души, под влиянием чего эти изменения происходили и в чем выражались.
Для этого творчество Н. С. Гумилева мы пока формально (по названиям сборников) разделили на 3 этапа. Три группы работали со стихотворениями определенного периода творчества. Результат работы каждой группы должен стать частью общей характеристики поэтического творчества Гумилева.
( содержания и формы)
Я предлагаю в ходе работы заполнять таблицу, где мы будем фиксировать особенности содержания и формы стихотворений ( в каждой группе секретари на 2-х листах бумаги фиксируют эти особенности, которые после рассмотрения каждого этапа творчества помещаются на таблице).
|
Этапы творчества (сборники) |
Символ |
Форма |
Содержание |
1этап |
«Путь конквистадоров» 1905г. «Романтические цветы» 1908»г. «Жемчуга» 1910г. |
|
|
|
2 этап |
«Чужое небо» 1912г. «Колчан» 1916г. «костер» 1918г. |
|
|
|
3 этап |
Шатер» 1921г. «Огненный столп» 1921г. (вышел после смерти поэта). |
|
|
|
Представитель от 1 группы выходит к доске, помещает символ – нарисованные пальму и жирафа и объясняет выбор группы: в стихотворениях первых трех сборников в основном присутствуют яркие, экзотические образы людей, животных, литературные герои (например, Дон-Жуан), мифологические (Агамемнон), исторические(Каракалла), некоторые стихотворения носят названия экзотических стран («Озеро Чад»); создается такое впечатление, что лирический герой совершает виртуальное путешествие не только в пространстве, но и во времени.
- Вы верно выбрали слово для характеристики творчества раннего Гумилева – «путешествие», которое связано с мотивом странничества. Что понималось под словом «странничество» в русской литературе?
(поиск духовного идеала, совершенства, для поэта он начался с освоения земного пространства).
-Обратите внимание на символ. Не правда ли, получилась красочная картинка? Может ли она послужить иллюстрацией в детской книжке?
- Значит ли это, что стихи раннего Гумилева в какой-то степени детские, а, следовательно, - наивные и легкомысленные? (кстати, критики именно так и оценили первые шаги поэта).
Нельзя однозначно на этот вопрос ответить, не рассмотрев более детально стихотворения.
Чтение наизусть и анализ стихотворения «Мореплаватель Павзаний…» (1906 г.)
(о наличии сюжета)
- Кто является героями событий? Давайте обозначим каждую строфу именем героя.
- Какую особенность вы заметили?
(четкая, стройная композиция – зеркально-кольцевая, причем она проявляется и внутри каждой строфы – 5 строф, в каждой – по 5 строк).
-Какие средства выразительности использует автор для характеристики персонажей?
(Эпитеты, обозначающие яркие цвета)
- Что объединяет эти прилагательные, обозначающие цвет?
(цвета богатства, знатности, исключительности)
- Не показалось ли вам странным, что такими «знатными» цветами автор характеризует и императора, и животное – крокодила? Что автор хотел подчеркнуть тем самым – их сходство? Или герои находятся в оппозиции?
(сходство – оба хищники, 3 строфа указывает на различия: «солнце уходило» - император «вышел», чтобы «встретить крокодила»).
- В чем суть этого конфликта?Почему автор называет крокодила «называет крокодила «нарушителем гармоний»?
(проявляется романтическая ирония автора,так как вряд ли можно назвать гармоничным мир императора: мир войн, денег, гетер, зверинцев, мир человеческий, в котором правят животные страсти - это для людей естественно быть хищником, у людей должны быть другие законы); этому миру противопоставлен мир, который гармоничен, свободен, – мир солнца, моря, крокодила; император же будто находится в плену, он зажат в тиски толпы своих подданных).
- Этот конфликт явный или скрытый? В чем еще он себя обнаруживает?
(ассонансы, аллитерация)
Официально Гумилев объявил о новом направлении в литературе – акмеизме – в 1912 году, до этого времени своими учителями он считал символистов, В. Брюсова и К. Бальмонта.
- Признаки какого направления наблюдаются в этом стихотворении?
(уже проявляются признаки акмеизма, например, филигранность и совершенство формы: композиция, выверенный ритм, цветовые эффекты, звуковой состав; анализ формы стихотворения помог нам понять содержание стихотворения)
- Как вы думаете, в процессе творчества Гумилев задумывался над совершенством формы, ведь он считал стихи ремеслом, которым может овладеть каждый?
(скорее всего, нет; не отдавал себе отчета в этом, но подсознательно чувствовал).
Чтение наизусть стихотворения «Жираф» и его краткий анализ-впечатление.
В стихотворении 2 плана: экзотический мир, в котором живут жираф, черная дева, жираф (фольклорные африканские образы),– это воплощение мечты лирического героя, и реальный мир, который наводит на лирическую героиню тоску и грусть.
Лирический герой, желая отвлечь от грустных мыслей лирическую героиню, пытается увести ее в мир мечты, но лирическая героиня в финале плачет от невозможности преодолеть реальность.
-Почему именно это животное автор делает героем своего стихотворения?
Это самое высокое животное, ему видно то, чего не замечают другие, жираф, к тому же, яркое, притягивающее к себе взгляд солнечно оранжево-желтым цветом. Рисуя образ жирафа, с плавными, изысканными движениями, лирический герой словно призывает героиню возвыситься над своей печалью, с достоинством переносить жизненные невзгоды.
-Как образ животного соотносится с характером самого поэта?
Поэт сам был тем гордым, изысканным человеком, который верил в свою мечту и стремился воплотить ее в жизнь.
-Как помогает понять содержание форма произведения? Например, стихотворный размер?
Амфибрахий создает грустную, нежную и успокаивающую интонацию, используется кольцевая композиция.
Возвращаемся к вопросу, заданному перед началом анализа стихотворений:
-Можно ли стихи молодого автора назвать детскими?
С одной стороны, видна наивность автора в его желании уйти от тоски повседневного в сказку, желание обойти правду вымыслом, но, с другой стороны, за этим скрываются минуты раздумья взрослого человека, необъяснимая тревога. Сказка нужна для того, чтобы оттенить сложные, запутанные отношения цивилизованных людей, стремящихся чаще всего к материальному благополучию, обладающих духовной пустотой.
Творчество Гумилева и традиции русской литературы.
-Такое состояние души лирического героя, когда он пытается уйти в свою мечту, идеальный мир, характерно для какого литературного направления?
(романтизма, который выразился в мечте о земном рае, о внешнем преображении жизни)
Творчество Гумилева и мировое искусство
- Можете ли вы доказать другими примерами, что Гумилев придерживался в своем творчестве традиций русского романтизма?
(в стихотворении «Ягуар» и поэме Лермонтова «Мцыри» - явное сходство в сюжетной линии, показана исключительность характеров и обстоятельств, тоска по свободе, по героическому).
(подобный стиль у Киплинга: образы моря, героических людей, Африка; не зря поэт Борис Корнилов назвал Гумилева «царскосельским Киплингом»).
(непохожесть на предыдущую живопись, яркость колорита, необычная композиция, выбор объекта изображения – экзотика; то же самое мы можем наблюдать и в стихотворениях Гумилева).
Вывод: Гумилев действовал в духе общих мировых тенденций, которые были связаны с поиском
новых форм и тем в искусстве
Завершая разговор о первом этапе творчества Гумилева, я хочу предложить на ваше обсуждение оценку первых сборников поэта Ахматовой: «Невнимание критиков безгранично. Что они вычитывают из молодого Гумилева, кроме озера Чад, жирафа, капитана и прочей маскарадной рухляди?»
(видимо, нельзя назвать так стихи, в которых автор проявляет себя как поэт, уже выработавший свой индивидуальный стиль).
Листочки с итогами работы группы крепятся на таблице.
Выходят двое учащихся, читают наизусть стихотворения «Отравленный» и «Война», крепят символы в таблицу – розу (символ любви) и дуб(символ мужественности)
- Что отличает эти стихотворения от предыдущих?
Если раньше Гумилев путешествовал во времени мысленно, то теперь это время конкретно – 1914 год - «Война»). Это не экзотическая страна, это Россия. И не вымышленные рыцари и капитаны, исторические герои, удаленные от нас веками, он сам становится участником событий. Исчезает декоративность, она тут неуместна (эпитет «ярко-красный» - это цвет смерти, страдания), присутствует предельная конкретность. Это реальный мир, зримый.
-Каково отношение автора к войне и к ее участникам?
Прославляет доблесть, труд воина, милосердное отношение к поверженному.
Заметно сходство этих стихотворений со стихотворениями А. С. Пушкина «Памятник» и «Я вас любил…»( «…и милость к падшим призывал», «…так дай вам бог любимой быть другим»).
- Какие признаки акмеизма присутствуют в этих стихотворениях?
Предметы реального мира несут на себе психологическую нагрузку.
Вывод: выбрав в качестве символов, характеризующих второй этап творчества поэта, розу и дуб, вы оказались правы, так как Гумилев, не отказываясь от своих излюбленных тем (например, тема Африки), активно развивает в сборниках «Чужое небо» и «Колчан» темы любви и мужественности.
Выводы по 2 этапу крепятся на доске.
4) 3 этап
Учащийся помещает на доске символ – Лотос и объясняет свой выбор(символ мудрости).
- Попробуем выяснить, в чем проявилась мудрость поэта в его последней книге «Огненный столп», которая издана была уже после смерти поэта?
- Что означает это сочетание огненный столп?
В книге Моисея говорится о том, что сам Господь шел перед народом Израиля, скитающимся по пустыне в поисках Земли Обетованной, днем в виде облачного, а ночью – в виде огненного столпа. Особенно грозным было явление огненного столпа у Черного моря, когда евреев догнали египетские войска и им грозила неминуемая гибель. Тогда огненный столп встал позади израильтян и светил им, а египтян ослеплял.
Сборник открывает стихотворение «Память», работа над которым позволит нам выяснить, как соотносится название сборника с его содержанием.
Чтение наизусть и анализ стихотворения «Память»
- Как вы понимаете смысл 1 строфы?
Змея сбрасывает кожу, чтобы обновить тело, душа змеи растет, но она стареет, так как не обновляется. У человека все по-другому. Он не может прожить свою земную жизнь (т. е обновить тело) дважды, но у него есть другая возможность – «менять душу», т. е. развиваться духовно, ведь настоящая личность проходит через разные этапы своего духовного становления. В основе первой строфы – предостережение: человек может повторить судьбу змеи.
- В стихотворении нашла отражение восточная теория о переселении душ. Сколько душ сменилось в теле лирического героя и каково отношение к ним автора?
1 душа – «колдовской ребенок», он стремится к уединению, изображен на фоне природы, лирический герой с трудом верит, что отношение к жизни у него могло быть таким.
2 душа – некто – под вывеской поэта, который хотел быть Богом и царем, автору не нравится эта юношеская самонадеянность, неразборчивость в творчестве, претензии на гениальность (имеется в виду сборник «Путь конквистадоров»)
3 душа – «избранник свободы» и «Мореплаватель и стрелок», стремящийся познать земное пространство. Автор воспевает отвагу, мужество, бесстрашие лирического героя, так как он напрягает все силы, чтобы преодолеть преграды и воплотить свою мечту в жизнь (этот этап как раз отражен в таблице).
Что объединяет судьбу лирического героя с судьбами других людей?
Судьбы человеческие несовершенны, от каких-то ошибок мы бы и хотели отказаться, но это невозможно, человеку свойственно заблуждаться, состояние 1 и 2 души – это как раз время заблуждений, так как душа была сосредоточена на своих личных интересах. Но тем не менее автор смиренно принимает и эту часть прожитой жизни.
- Почему эта третья, любимая, уходит, уступая место четвертому, - угрюмому и упрямому, который променял веселую свободу на бой?
Душа поэта подчиняется не собственным желаниям, мечтам, интересам, а священному долгу – откликнуться на жизнь страны и всего народа – это война 1914 года. Но это испытание для героя – прежде всего физическое.
- В чем же теперь видит свой долг лирический герой, который обретает 4-ю душу?
(строительство храма – Нового Иерусалима – Земли Обетованной)
- Какой смысл вкладывается автором в этот образ? Вспомните отрывок из книги Моисея.
Это для поэта – символ настоящего творчества, поэзии, которая силой слова способна вести за собой, преобразить людей, помочь им в стремлении к святости, творчества, которое способно покарать преступивших Божий закон и покровительствовать слабым. И в этом поэт приравнивается к Богу (сравнить со второй душой, обратим внимание на отношение к творчеству: раньше – ремесло, теперь – прозрение, интуиция, тайна, божественный дар).Только теперь он стремится преобразовать уже не земное пространство, а внутреннее, духовное.
- Что сложнее для поэта – постижение земного пространства или внутреннего, духовного?
Творчество «сжигает душу», это процесс мучительный в нравственном отношении, но цель «стены Иерусалима на полях моей родной страны» - благородна. Как Иисус Христос отдает свое тело в жертву ради истины, так поэт отрекается от собственного «я» ради преображения человека.
- В двух последних строфах – образ путника. Кто он?
Разные толкования: смерть, Христос, сам автор. Но то, что лев и орел, которые сопровождают путника, в библейской мифологии трактуются как Марк и Иоанн, ученики Христа, дает нам основание полагать, что это – Иисус Христос.
Почему же эта душа должна умереть? Почему бы ей не перейти в другое состояние?
Она приблизилась к совершенству, так как обратилась к христианским ценностям; чтобы принести свои плоды, она должна умереть. Лирический герой не может смириться с тем, что все завершаемо, тленно, и потому бьется над продолжением себя. Он надеется, что его душа останется в творчестве. (Сравнить со стихотворением А. С. Пушкина «Памятник»: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет…»)
- Чем это стихотворение отличается от стихотворений, написанных в предыдущие периоды творчества?
- О чем говорит тот факт, что некоторые образы могут трактоваться по-разному?
Обращение к символизму. Читая это стихотворение, мы и не вспоминаем об акмеизме. Подобно символистам, он пытается интуитивно передать ощущения человека, стоящего перед лицом Вечности, Смерти, Бога. И мужество Гумилева как поэта еще и в том, что он не ограничил себя рамками созданного им нового направления – акмеизма.
Листки с итогами работы группы помещаются на таблицу.
4.Итоги урока
- Каковы были истоки творчества Гумилева?
Романтические традиции русской литературы – Лермонтова, Пушкина, мировая литература, влияние символизма, собственные наработки, в духе нового направления – акмеизма и , конечно, талант поэта.
- В чем особенность творческого пути поэта? Какие изменения произошли в содержании и форме? (по таблице)
- от внешней яркости и декоративности к предельной простоте и глубокому содержанию;
- от постижения пространства земного к постижению духовной сущности человека;
- при значительном изменении содержания многие элементы формы остаются почти
неизменными.
- Какое определение вы бы дали «садам души» Н.Гумилева?
(сам Гумилев: «сады души моей всегда узорны…»)
-Стихотворения какого этапа творчества вам понравились больше и почему?
- В 2011 году исполнится 125 лет со дня рождения Н.Гумилева. Недавно в Санкт-Петербурге проводили опрос на улицах города: Что жители северной столицы могут сказать о Гумилеве? Самыми распространенными были следующие ответы:
- Офицер, расстрелян за участие в «таганцевском заговоре».
- Русский поэт.
- Муж Анны Ахматовой.
- Вроде бы поэт, лично я не читала.
- Два Георгия за храбрость.
- Кажется, историк, недавно умер.
- Путешественник, исследователь Африки и мой любимый поэт.
- Дрался на дуэли с Волошиным.
- Девушка, дорогая, кому это сейчас нужно.
- Представьте, что среди опрошенных оказались вы. Что вы можете сказать о Н.Гумилеве?
5. Домашнее задание.
Прочитать стихотворения из сборника «Костер». Первое впечатление выразить с помощью символа, объяснить свой выбор.
Примерное содержание таблицы
Этапы тв-ва |
Символ |
Содержание |
Форма |
1 |
Пальма Жираф |
-пристрастие к декоративности, экзотике, африканской мифологии, необычным животным как воплощение романтической мечты; -презрение к материальному благополучию, отрицание духовной пустоты. |
-наличие сюжета; -четкая, стройная композиция; -насыщенные краски; -яркие, пышные образы; - ассонансы, аллитерации; - мажорный тон. |
2 |
Роза Дуб |
-тема любви, военной жизни, тема Африки; - описание реальной жизни, объективность; - пространственные ориентиры более четкие; -точные наблюдения внешних признакуов переживания. |
-сюжетность -четкая композиция; -ассонансы, аллитерация; -конкретные детали, несущие на себе конкретную психологическую нагрузку, равновесие чувства и образа; -тон и стиль становятся суровее. |
3 |
Лотос |
-обращение к философским темам (жизни и смерти, души и тела, идеала и действительности); -болезненное ощущение непреодолимого окружающего несовершенства; - внимание к миру тайн души, чувств и пророчеств; -переоценка отношения к творчеству (творчество-прозрение, интуитивное постижение действительности). |
-сюжетность -четкая композиция; -афористическая четкость звучания: -вкрапление фантастических и иррациональных моментов. -обычные предметные совмещены с абстрактными деталями; -библейские образы; -тон трагический, печальный. |
1