Современный урок
Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком
С.И.Гессен
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.
Ю.А.Конаржевский
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).
Современный урок представляет собой диалогическое взаимодействие учителя и учащихся, при котором учащийся из объекта обучения превращается в его субъект. Таким образом, ученик – не пассивный объект, которому учитель должен передать определённую сумму знаний; на уроке и учитель, и учащиеся – активные деятели, субъекты процесса обучения. Задача учителя – установить гармонические и двусторонние отношения с учащимися, организовать их познавательную деятельность, пробудить творческую активность. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».
Современный урок русского языка – это, прежде всего, высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность учащегося, формируется гуманистическое мировоззрение школьника на основе овладения им оптимальным объёмом знаний науки о языке, развития всего комплекса умений (учебно-языковых, нормативных, коммуникативных и правописных) и творческого применения приобретённых знаний и умений.
Современный урок литературыпризван развивать самостоятельность, творчество, формировать навыки речевого общения, ведения диалога, личностное отношение к изучаемому, ответственность за сохранение культуры, осознание единства природы, общества, человека, его деятельности и культуры.
Основные компоненты современного урока
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока
ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества
2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учётом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
3. Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.п.)
4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.
5. Деятельностный подход в обучении.
6. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе.
7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
8. Оптимизация содержания обучения.
9. Комплексный подход к организации учебного процесса.
10. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.
11. Единство формирования знаний, умений, навыков (практических, умственных, специальных и общих) на трёх уровнях.
12. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
13. Оперативная обратная связь.
14. Высокий, но посильный темп урока.
15. Эмоциональный подъём на уроке.
16. Наличие НОТ учителя и ученика.
17. Наличие благоприятного психологического климата.
18. Совершенная структура
ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УРОКА
• Усиление активности, самостоятельности и творческой деятельности учащихся.
• Формирование у школьников положительной мотивации и потребности в знаниях.
• Совершенствование структуры урока.
• Применение на уроках активизирующих методов и средств обучения.
• Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся.
• Оптимизация процесса обучение (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся и учителя).
• Создание на уроке благоприятных эмоционально – деловых отношений.
• Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
• Интенсификация учебного процесса путём научной организации труда учителя и учащихся.
• Соблюдение санитарно – гигиенических норм.
• Анализ всей деятельности и полученных результатов учителем.
• Самостоятельная работа по повышению уровня своей теоретической и практической подготовки.
• Использование передового педагогического опыта и рекомендаций психолого – педагогической науки.
• Использование новых педагогических технологий.
Требования к современному уроку
1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.
2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.
3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.
4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.
6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.
8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.
10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.
11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.
12. Целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).
13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
Гигиенические требования к уроку
температурный режим;
освещенность;
критическиеточкиусвояемости.
Время |
1-4 мин. |
5-23 мин. |
23-34 мин. |
35-45 мин. |
Усвояемость |
60 % |
80 % |
45-60 % |
6 % |
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут(по Высоцкой С.И.)
14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.
15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.
16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.
Памятка учителю
«Требования к современному уроку»
Качество цели урока
Цель урока должна быть структурированной;учитывающей способности, потребности учащихся, стартовый уровень владения материалом;учитывающей миссию школы, её стратегическую устремлённость;ресурсно обеспеченной, реальной и достижимой;мотивированной, созвучной жизненным интересам школьников, личностно значимой;диагностичной, то есть проверяемой в измеряемых показателях.
Качество образовательного процесса
Образовательный процесс должен обеспечивать реализацию принципов научности, доступности, проблемности, личностной направленности;предполагать формирование обобщённых знаний, приоритет смыслообразующих мотивов, обеспечивать личностный рост;быть «валеологичным», иметь благоприятный психологический «фон», обеспечивать адекватность методов возрастным особенностям детей;обеспечивать разнообразие форм деятельности, структурированность содержания, логическую взаимосвязь этапов;в конечном итоге предполагать личностный рост учащихся.
Качество результата урока
Результат урока должен обеспечивать развитие навыков самообразования как основы дальнейшего успешного добывания знаний;развитие навыков социализации (коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в парах, группах, командах, ценностного отношения к здоровью и основнам института семьи), соотнесение результата и его «цены» (результат не любой ценой, для каждого ученика своя предельная «планка»);формирование ключевых компетентностей;рефлексию, смыслотворчество.
ТРЕБОВАНИЯ
к выполнению письменных работ учащихся общеобразовательных учебных заведений, проверке тетрадей по русскому языку и литературе в 5-11 классах
Изменения в подходах к оцениванию знаний учащихся обусловили пересмотр требований к выполнению письменных и устных работ по русскому языку и литературе, определение видов и количества контрольных работ в I и И семестрах, проверке тетрадей
.
1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся по русскому языку являются:
1.2. Основными видами классных и домашних письменных работ по литературе являются:
1.3. Основными видами классных и домашних устных работ по литературе являются:
требованиями действующей программы.
2.3. Количество и содержание контрольных работ по литературе определяется учителем в соответствии с программами по литературе и
календарно-тематическими планами, но не может быть меньше в 5-9 кл. пяти (в 5 классе) - шести в год; в 10-11 кл. - не менее четырех(уровень стандарта) или шести (академический уровень), восьми (профильный уровень) в год.
2.4. Основными видами контрольных работ по литературе являются: тест; развернутые ответы на вопросы; сочинение.
3. Анализ контрольных произведений
Анализ контрольных письменных сочинений и изложений, а также контрольных диктантов выполняют в рабочей тетради.
4. Количество и назначение ученических тетрадей
4.1. Количество рабочих тетрадей по русскому языку определяется по классам:
5-9 классы - по две тетради;
10-11 классы - по одной тетради (в них учащиеся выполняют работы, указанные в пункте 1.1).
4.2. Для контрольных работ по русскому языку во всех классах используют по одной тетради (в них учащиеся выполняют работы,
указанные в пунктах 2.1 и 2.2).
4.3. Количество рабочих тетрадей по литературе - по одной в каждом классе (в них учащиеся выполняют работы, указанные в пункте
1.2).
4.4. Для контрольных работ по литературе во всех классах используют по одной тетради (в них учащиеся выполняют работы, указанные
в пунктах 2.3 и 2.4).
4.5. Для обучающих и контрольных видов письменных работ используют тетради в линию (с обозначенными полями) по 18 или 24
страницы (в 10-11 классах рабочая тетрадь может быть больше по объему).
4.6. Тетради для контрольных работ должны храниться в школе в течение всего учебного года.
5. Порядок проверки письменных работ
5.1. Тетради для классных и домашних работ по русскому языку и литературе проверяют раз в месяц в каждом классе.Оплата за
проверку тетрадей для классных и домашних работ по русскому языку и литературе должна осуществляться в соответствии с п. 37 «Инструкции о порядке начисления заработной платы работникам образования», утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15.04.1993 г. № 102, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины от 27.05.1993 г. за № 56.
5.2. Оценку за ведение тетради по русскому языку и литературе выставляют в каждом классе отдельной колонкой в журнале раз в
месяц и учитывают как текущую к ближайшей тематической.
5.3. Выставляя оценку за ведение тетради по языку или литературе, следует учитывать следующие критерии:
5.4. Ведение тетрадей по русскому языку и литературе оценивается оценкой от 1 до 12 баллов.
*** Выставляя оценку за ведение тетради по литературе, учитель обязательно проверяет несколько работ с целью
выставления аргументированного, объективного балла, но количество этих работ определяет по своему усмотрению (не менее двух в месяц).
6. Орфографический режим
6.1. Записи в тетради выполняют шариковой ручкой с синими чернилами или их оттенками (для подчеркивания членов предложения,
обозначения значимых частей слова, оформления таблиц, схем и т.п. используют простой карандаш).
6.2. Между классной и домашней работой пропускают две строки (между видами работ, входящих в состав классной или домашней
работы, строк не пропускают).
6.3. Дату классной, домашней или контрольной работы по русскому языку в 5-11 классах и литературе в 5-9 классах записывают так:
впервой строке дату записывают словами, а во второй - вид работы (классная, домашняя или контрольная), например:
Первое октября
Классная работа
*В 10-11 классах в тетрадях по литературе возможно и иное оформление: на первой строке записывают вид работы, а на полях этой же строки указывают дату
цифрами, например
07.05.12
Классная работа
В других классах дата и название работы по литературе оформляются так, как и по русскому языку. В тетрадях для контрольных
работ по русскому языку и литературе во всех классах записывается дата и лишь название работы (или тема), например:
Седьмое февраля Первое октября
Чтение молча От романтизма к реализму
Кот-ворюга
Тетрадь Тетрадь
для работ по литературе для контрольных работ
ученика 8-А класса по русскому языку
Краматорской ученицы 10-Б класса
ОШ I-III ступеней №7 Краматорской
Кучеренко Захара ОШ I-III ступеней №7
АверинойКристины
6.6. Неправильную запись аккуратно перечеркивают (не берут в скобки, не вытирают резинкой, не зарисовывают корректором).
7. Правила проверки контрольных письменных произведений по русскому языку и литературе
****При наличии в сочинении более пяти исправлений оценка снижается на балл.
Текущая оценка выставляется в классный журнал в колонку с надписью, удостоверяющей дату проведения занятия, когда осуществлялось оценивание учеников.
Оценка за контрольное сочинение является средним арифметическим за содержание и грамотность, которую выставляют в колонке
с датой написания работы, запись слева в журнальной колонке «Тв!р» не делается. В 9-11 классах оценка за контрольное домашнее
сочинение выставляется в колонке после проведения урока, на котором оно было задано. На странице журнала слева вверху делается
запись «Домаштйтвір». *** ответы учащиеся записывают (Аудирование, Чтение молча): 1. а) 2.6) и т.п.
Без даты выставляют оценку за чтение наизусть поэтических или прозаических произведений (запись в журнальной колонке -«Напам'ять»), с целью накопления оценки за чтение учениками наизусть до выставления ближайшей тематической. Запись «Зошит», как и записи других форм контроля, делают в форме именительного падежа (а не «за зошит»; I семестр (а не «за Iсеместр»), Аудіювання, Читаннямовчки/ вголос и т. д.
Тематическую оценку выставляют на основании текущих с учетом контрольных работ, не отводя на это отдельный урок. Тематическое оценивание определяет уровень знаний по определенной теме (части темы, совокупности тем). Тематический балл выставляют по результатам текущего оценивания, учитывая все виды учебной деятельности в данной теме. Тематический балл не подлежит корректировке (повторное тематическое оценивание не проводится и оценка за повторное тематическое оценивание не выставляется).
Если ученик (ученица) отсутствовал(а) на уроках в течение изучения темы, не выполнял(а) требования учебной программы, в колонку с надписью «Тематична» выставляется н/а (не аттестован (а)).
Семестровая оценка выставляется с учетом тематических оценок и должна быть приближенной к среднему арифметическому от суммы баллов тематического оценивания языковых или литературных знаний.
Итак, за I семестр, например, в 9 классе с количеством 2 часа в неделю, семестровый балл выводят на основе трех тематических. При этом следует учитывать учебных достижений учащихся по предмету, важность темы (продолжительность ее изучения, сложность содержания, степень обобщения материала и т.п.), но всегда в пользу ученика.
Например, при отсутствии 1 тематической оценки (ученик не аттестован (н/а) по уважительной причине) семестровый балл должен выставляться на основании имеющихся тематических оценок в пользу ребенка,сучетом самостоятельного усвоения им материала предыдущей темы, за которую выставлено «н/а». Если ученик по уважительной причине отсутствовал на занятиях больше половины учебного времени в семестре и имеет всего 1 тематическую оценку или не имеет тематических оценок вообще, такой ученик не может быть аттестован за семестр. Напротив фамилии такого ученика в колонке I семестр должна стоять запись - не аттестован(а) - (н/а). Семестровая оценка может подлежать корректировке.
Типы и структура уроков
Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.
Примерная типология уроков в современной школе (по В.А.Онищуку):
- урок усвоения новых знаний;
- урок усвоения навыков и умений;
- урок комплексного применения знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Исходя из этой типологии строится календарный или тематический
план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями.
Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определеннуючетко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.
Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение.
Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенныхпонятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем и задач. На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами
Структура урока усвоения новых знаний:
8.Сообщение домашнего задания.
Целью данного типа уроков является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельная поисковая деятельность, формирование системы ценностных ориентаций. Формы урока могут быть самыми разнообразными: лекция; объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений; эвристическая беседа; самостоятельная работа с учебником, другими источниками; постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д. Отсюда и виды уроков, применяемые в рамках этого типа, являются весьма разнообразными: урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов на одном уроке). Общим для всех этих видов уроков является то, что время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, в ходе которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников. Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем, поддержание внимания и активизацию мыслительной активности учащихся при работе с ним. Кроме того, общим является и то, что на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного.
Структура урока усвоения навыков и умений:
Структура урока применения знаний, навыков, умений:
8. Сообщениедомашнегозадания.
Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках:
а) систематизация и обобщение новых знаний;
б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
г) формирование умений и навыков;
д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
В большинстве классификаций этот тип урока подразделяется на несколько подтипов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются: а) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); б) лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок-экскурсия; д) урок-семинар.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
Уроки этого типа нацелены на решения двух основных дидактических задач – установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.
Спецификой уроков обобщения и систематизации является то, что учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы для повторения, заранее указывает источники, воспользоваться которыми необходимо учащимся, проводит при необходимости обзорные лекции, задает задания для коллективно-группового выполнения вне урока, проводит как групповые, так и индивидуальные консультации, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, дает рекомендации по самостоятельной работе.
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научныхпонятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа.
Комбинированные уроки.
Это наиболее распространенный тип уроков в существующей практике работы школы. На них решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Основными элементами урока, составляющими его методическую подструктуру, являются:
а) организация учащихся на занятии;
б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;
в) введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению;
г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;
д) домашнее задание и инструктаж по его выполнению;
е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла (оценки) за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.
Методика данных типов уроков состоит из трех частей:
- организация работы 1-3 минуты;
- основная часть (формирование знаний, навыков и умений; их усвоение, повторение, закрепление и контроль, применение на практике и т.д.) - 35-40 минут
- подведение итогов урока и сообщение домашнего задания -2-3 минуты.
Нестандартные уроки
Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения.
Признаки нетрадиционного урока:
• Изменение временных рамок - нерегламентированный урок.
• Место проведения урока - не только аудитория учебная, но и музей, библиотека, актовый зал и т.д.
• Использование внепрограммного материла, углубленное проблемное рассмотрение взятой темы
• Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как учащихся, так и самого преподавателя.
• Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий
• Создание эмоционального подъема, ситуаций успеха для каждого ученика с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
• Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке
• Создание временной инициативной группы, групп «специалистов» из числа учащихся при подготовке к уроку.
Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме состоит из четырех этапов: 1. Замысел. 2. Организация. 3. Проведение. 4. Анализ .
Замысел
Это самый сложный и ответственный этап. Онвключаетследующиесоставляющие:
Организация
Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:
Индивидуальная работа. Возможны варианты составления заданий:
- все учащиеся получают одинаковое задание;
- однотипные задания с разными данными (или с похожими формулировками);
-разные задания (по формулировке, способу решения, сложности);
-другие варианты.
Проведение. В процессе проведения урока организуется индивидуальная или групповая работа учащихся.
Групповая работа. Группам можно предлагать:
- одинаковое задание (если группа одноуровневая);
- задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп);
- задания, отличающиеся уровнем сложности (для разноуровневыхгрупп); в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить их по группам;
- другие варианты.
Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий для каждого учащегося (или группы) — все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.
Анализ
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ — это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать выводы на будущее. Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.
Рассмотрим примеры некоторых нетрадиционных уроков.
Урок «Лекция - парадокс».
Цель — повторение материала, развитие внимания и критического мышления.
Организация урока: строится на основном материале истории дисциплины.
1. Учитель читает лекцию, в содержание которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.
2. Учащиеся обсуждают лекцию, выполняют задания — составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы.
8. Обсуждение следующей неточности.
Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность «ошибки».
Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения. Общеизвестны требования к лекции: научность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргументации, доказательность выводов, эмоциональность изложения.
Лекции-парадоксы практикуются в старших классах. Их продолжительность 25—30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.
Урок «Заочная экскурсия».
Цель — знакомство учащихся с производственными объектами, развитие наблюдательности.
Урок «Экспедиция».
На данном уроке идет самостоятельная работа учеников. Класс делится на три группы, в каждой есть бригадир, его помощник, картограф, летописец и проводится урок вне школы. Вся местность разбивается на три сектора, флажками обозначаются границы. Контакты между учениками запрещены, что сразу же вносит элемент состязательности. На выполнение задания отводится один час.
На стыке границ трех секторов располагается консультационный пункт: учитель и его помощники. Каждаягруппаполучаетпакет с заданиями.
Урок «Соревнование».
Пример: Урок "Защита года" (урок зачетного типа после изучения темы).
Сам факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как педагогическое явление, научно его обосновывать и путём просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству. Нетрадиционные уроки вызывают у учащихся интерес, учат общаться друг с другом. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся.
Подготовка учителя к уроку
Алгоритм действия учителя при подготовке к уроку:
1.Учётособенностейучащихсякласса:
Правила успешного проведение урока
Общие:
Частные:
10.Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость.
Причины, затрудняющие проведение урока:
1.Неуверенность в своих знаниях и «учительских силах».
2.Безразличное отношение ко всему происходящему на уроке.
3.Рыхлая композиция урока.
4.Скованность движений.
6.Неумение учащихся работать предложенными методами обучения.
7.Однообразие методов обучения
8.Бесстрастный рассказ учителя.
9.Монотонность и сухость при изложении нового материала;
отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
Этапы планирования урока и подготовка к нему учителя
Примерное содержание разделов поурочного плана
1.Тема урока:
2. Актуализацияопорныхзнаний:
3.Усвоениеновыхзнаний:
4. Формированиеумений и навыков:
5. Домашнеезадание:
Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:
Структурные элементы урока
Структурныйэлемент |
Функции |
Содержание |
Методы и приёмы |
Организациионный момент |
Мобилизация учащихся, создание у них рабочего, творческого настроения. |
Объявление темы, постановка задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. |
Словоучителя, беседа, упражнения. |
Проверкадомашнегозадания |
Выяснение степени осознанности усвоения пройденного, проверка правильности выполнения домашней работы. |
Проверка усвоения знаний: ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения; применение усвоенных знаний к данным примерам, составление таблиц, заполнение их соответствующими примерами; связное сообщение ученика о языковом явлении; проверкаписьменногодомашнегозадания. |
Беседа (опрос). |
Объяснениеновогоматериала |
Раскрытие существенных признаков изучаемых явлений, обучение школьников умению применять на практике полученные знания. |
Ознакомление с новым речевым или языковым явлением, усвоение алгоритма применения. |
Наблюдение над языком, слово учителя, чтение теорети-ческого материала учебника, беседа. |
Формирование умений и навыков |
Закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми умениями. |
Выполнениеупражнений. |
Упражнения. |
Заданиедомашнейработы |
Подготовка к восприятию домашнего задания, разъяснение его сути. |
Задание теоретического материала и практической работы. |
Словоучителя. |
Подведениеитогов урока |
Выяснение степени осознанности усвоения учебного материала |
Ответы на вопросы, требующие осмысленного ответа. |
Беседа, словоучителя, упражнения. |
СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА.
Выполнение дидактических принципов обучения
1.Принципнаучности
а) соблюдена логика изложения учебного материала;
б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний;
в) в процессе изложения учитель не обходит научные проблемы, спорные вопросы, освещаются перспективы развития научных знаний.
2. Принцип проблемности
а) учитель использует проблемное изложение учебного материала;
б) на уроке проводится поиск решения учебной задачи совместно с учителем;
в) в ходе занятия учащиеся ищут решение учебной задачи самостоятельно.
3. Принцип наглядности
а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание;
б) наблюдения учеников систематизированы, соотношение причин и следствий могут быть ими установлены;
в) речь учителя информативна, выразительна, понятна.
4. Принцип активности и сознательности
а) всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы;
б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно;
в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику.
5. Принцип доступности
а) на уроке выполняется правило постепенного усложнения учебного материала;
б) на учебном занятии используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию;
в) при первичном знакомстве с новым материалом изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания.
6. Принцип систематичности и последовательности
а) структура урока хорошо продумана учителем; не оставляется без внимания ни один вопрос;
б) обеспечивается преемственность обучения;
в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения-теория-инструментарий-следствия-границы применения знаний.
7. Принцип завершенности обучения
а) применяемые методы обучения соответствуют его содержанию;
б) переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и третьему осуществляется с обязательной фиксацией факта усвоения;
в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления.
8. Принцип развития учебной деятельности
а) степень осознания учеником познавательной задачи, актуализации мотивов ее решения;
б) степень восприятия и понимания новой информации;
в) вхождение ученика в «зону ближайшего развития» и перенос освоенных способов деятельности в новые условия.
9. Принцип воспитательного воздействия урока
а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя;
б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции;
в) на всех этапах урока эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.
Учет психологических аспектов обучения
1. Организация внимания учащихся
а) учитель способен мобилизовать внимание учащихся различными способами:
• через прямое требование;
• связывая изучаемый материал с жизнью школьников;
• с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций;
б) учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение.
2. Использование различных видов памяти
а) на уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка;
б) используются на уроке ситуации, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).
3. Развитие мышления
а) ставятся учебные задачи, требующие осмысления, объяснения, доказательства;
б) учитель добивается от ученика овладения приемами самоконтроля и самоанализа ошибок.
Целесообразность примененных методов обучения
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения
а) применение объяснительно-иллюстративных методов при объяснении нового и объемного материала в ходе рассказа учителя, его беседы с классом, чтения учениками учебника или дополнительной литературы, показа видеофильма;
б) резюмирование и краткое изложение учителем законченного фрагмента учебного материала, обобщение выводов по теме беседы;
в) предъявление учащимся готового плана изложения нового материала, переформулирование вопросов, облегчающих понимание учениками их смысла, инструктаж по выполнению учебных действий.
2. Репродуктивные методы
а) применение для воспроизведения знаний по образцу, правилу, с опорой на схему или алгоритм;
б) воспроизведение уже изученного материала, для заполнения схем и таблиц, раскодирования алгоритма, описания объекта;
в) приведение учащимися собственных примеров, подтверждающих правило, свойство, закон.
3. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения
а) для организации творческой деятельности учащихся применялись: выдвижение и аргументация гипотез, поиск «скрытых» звеньев рассуждения, выбор правильного пути решения, поиск ошибок в «якобы» правильных рассуждениях;
б) организация наблюдений для постановки исследовательской проблемы самими учащимися, для вычленения сущности явления;
в) самостоятельное решение нестандартных заданий и задач повышенной трудности, составление учащимися аналогичных заданий.
Организационная деятельность учителя на уроке
1. Готовность учителя к уроку
а) классная доска содержит необходимые для урока записи;
б) подготовлены нужные наглядные пособия и оборудование;
в) учителем разработана тактика проведения урока на основании его целей и задач.
2. Целевая установка урока
а) учитель может сформулировать цели и задачи урока в соответствии с местом урока в образовательном процессе и особенностями класса;
б) учитель способен донести до учеников цели и задачи урока на доступном для их понимания языке.
3. Эстетика учебного труда
а) выполнение санитарно-гигиенических правил при организации образовательного процесса: освещение, вентиляция, посадка детей в классе;
б) соблюдение техники безопасности и требований по сохранению здоровья учащихся;
в) выполнение режима двигательной активности учащихся на уроке.
4. Индивидуальная работа с учащимися
а) на уроке наблюдается пассивная работа учителя с учеником в виде предложения выполнять индивидуальное задание самостоятельно;
б) учитель активно работает с одним учеником или группой учащихся;
в) учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся.
5. Мотивация учебной деятельности учащихся
а) за счетчеткой организации учебной деятельности;
б) эмоциональное поощрение и похвала учеников как стимуляция их работы в ситуации «здесь и теперь»;
в) выставление отметок с учетом нормативов и их стимулирующей функции.
6. Рациональное использование времени на уроке
а) классическое распределение времени на комбинированном уроке (опрос, объяснение нового материала, закрепление, инструктаж по выполнению домашнего задания);
б) потери времени с точки зрения разумности и смысла происходящего в контексте нетрадиционного урока;
в) занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока.
7. Характер общения учителя с учениками
а) наблюдается авторитарность и подавление личности ребенка непререкаемым авторитетом учителя, положение «над» детьми;
б) сотрудничество и взаимопонимание, помощь и поддержка в отношениях между педагогом и учениками, положение учителя «вместе» с детьми;
в) заискивание перед детьми, неумение учителя владеть ситуацией, управлять учебно-воспитательным процессом на уроке, положение «под» детьми.
Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке
1. Готовность учащихся к уроку
а) организация рабочего места, необходимых для проведения урока инструментов и материалов;
б) готовность учащихся отвечать на поставленные вопросы в течение всего урока;
в) умение учиться с оптимальной работоспособностью.
2. Внешние проявления умений и навыков на уроке
а) грамотные и полные ответы учащихся у доски и с места;
б) демонстрация практических умений в предметной деятельности;
в) качество письменных ответов учащихся.
3. Самостоятельная учебная деятельность
а) выполнение заданий «с опережением», «на удачу», повышенной трудности по собственному желанию;
б) умение самостоятельно выполнить предложенные учителем задания;
в) проявления инициативы при организации образовательного процесса, принятие организаторских функций учителя на себя или регулирование этого процесса с целью улучшения его эффективности.
4. Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка)
а) для самооценки и самоконтроля используются привычные нормативы и приемы, используемые на каждом уроке;
б) учащимся предлагается оценить работу друг друга без предъявления эталона решения учебной задачи, но с учетом обоюдного согласия;
в) на уроке появляется необходимость самим ученикам дать оценку деятельности товарища и обосновать свое решение.
5. Межличностное взаимодействие (парная и групповая работа)
а) осознание и реализация общей цели;
б) установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в их совместную деятельность;
в) взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности.
6. Развитие устной и письменной речи
а) на уроке преобладают монологические или коллективные, «хоровые» ответы;
б) коррекция речи осуществляется самим учителем или к этому привлекаются ученики;
в) процесс формирования лексического запаса слов данной предметной области.
Образовательные и развивающие результаты урока. Какая из составляющих урока: дидактическая, литературоведческая, психолого-
Педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.
2. Организация урока:
а) тип урока;
б) структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели;
в) подготовленность класса к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы;
д) плотность урока; рациональное использование времени.
3. Содержание урока:
а) научность материала;
б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;
г) воспитательная направленность урока;
д) связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения;
ж) межпредметные связи;
з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство; и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;
к) речь учащихся.
4. Методика проведения урока:
а) оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
б) методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов;
г) постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов;
д) работа с отстающими и слабоуспевающими;
е) владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке;
ж) система оценки знаний, ее педагогическая ценность.
5. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.
6. Работа и поведение учащихся на уроке:
а) активность класса и отдельных учащихся;
б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;
в) отношение к учителю;
г) дисциплинированность и организованность;
д) речь учащихся, их вопросы.
7. Общие выводы по уроку.
8. Как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе?
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА
(КОГНИТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ).
1. Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно);
а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно);
б) достижение цели на уроке ( на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, и на продуктивном уровне).
2. Сопутствующие учебные цели:
а) правомерность их постановки;
б) соотнесение с основной целью;
в) достижение сопутствующих целей.
3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:
а) правомерность их постановки;
б) соотнесение с их основной целью;
в) степень и уровень достижений.
4. Методическая логика урока:
а) структура урока (назвать структурные звенья);
б) обоснованность структуры урока;
в) хронометрирование урока ( его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени;
г) целесообразность и характер проверки домашнего задания;
д) характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся ( скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью);
е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися ( исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, степень самостоятельности учащихся);
ж) развитие навыков и умений ( запоминание и использование материала);
з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.
5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор ( схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников ( в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):
а) адекватность использованных средств основной цели урока;
б) правомерность использования средств на данном этапе урока- на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля ( перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки;
в) эффективность использования средств в данном классе;
г) грамотное использование и сочетание различных средств.
6. Использование различных методических приемов:
а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам;
б) обоснованность места использования данного приема;
в) эффективность использования приема.
7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).
8. Содержательная логика урока, его информационная ценность.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА.
1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методические приемы и формы обучения на уроке.
2. Целесообразность сопоставления данного урока с другими уроками цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса уроков в учебном году.
3. Связь данного урока с уроками других предметов.
4. Связь данного урока с внеурочной, воспитательной и развивающей деятельностью школы. Связь данного урока с жизнью города, региона, страны, мира, с жизнью семей и ближайшего окружения школьников.
5. Взаимосвязь целей данного урока и целей других уроков. Целевая прогрессия.
6. Прогрессия в характере и способе подачи материала.
7. Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном уроке и на других уроках. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.
8. Распределение внимания учителя на различных учеников в цикле уроков. Динамика контроля.
ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ УРОКА.
Целевой анализ урока направлен на выявление мастерства учителя в использовании отдельных форм, средств и методов обучения или на использование авторских методик и технологий обучения, в том числе и разработанных самим учителем.
ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ УРОКА: ФОРМ, СРЕДСТВ ИЛИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.
1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока.
2. Общая характеристика анализируемой формы ( средства или методы обучения). Использование для всех учащихся или для определенного контингента.
3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям урока.
4. Адекватность данного метода ( формы, средства) обучения этапу урока.
5. Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
6. Учет содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами ( методом) обучения.
8. Степень проявления индивидуального стиля учителем при использовании данного метода (форм и средств) обучения.
ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ МЕТОДИКИ УРОКА: АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ.
1. Краткая характеристика авторской методики, ее цели, принципы, система их реализации и сфера использования данной методики.
2. Краткая общая характеристика урока, на котором показана данная методика или ее элемент.
3. Особенности реализации принципов данной методики. Соотношение целей и средств достижений.
4. Степень адаптированности данной методики к особенностям классного коллектива.
5. Результативность данной методики с указанием критериев результативности (можно обсудить сравнительную результативность).
6. Рекомендации для дальнейшего использования или распостранения данной методики.
ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ УРОКА КАК СИСТЕМЫ С ПОЗИЦИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Ключевым моментом является характер познавательной деятельности учащихся. При этом определяются следующие основные характеристики урока: цель деятельности, субъект, содержание и способы деятельности.
Первый компонент урока как системы - его главная дидактическая цель (ГДЦ), которая анализируется и оценивается примерно со следующих позиций: степень соответствия ГДЦ урока требованиям программы; оптимальное сочетание образовательной, воспитательной и развивающей задач урока, обоснованность и направленность на высокий конечный результат; доведение цели урока до сознания и принятия учениками; степень достижения заданной ГДЦ к концу урока.
Второй компонент урока как системы - учитель (субъект деятельности). Личность педагога на уроке анализируется и оценивается примерно по следующим ее проявлениям: общая эрудиция и профессиональная компетентность; уровень педагогической техники; степень демократичности в общении с учащимися в ходе урока (создание на уроке психологического комфорта и гуманное отношение к ученику).
Третий компонент урока как системы - учащиеся, которые являются субъектом и объектом деятельности. Их действия анализируются примерно по следующим показателям: уровень общеучебных и специальных умений и навыков ( как развиты и как совершенствуются на уроке); готовность учащихся к постановке и принятию учебной задачи; уровень познавательной активности учащихся в ходе всего урока, что в целом и позволяет говорить о них как об активных субъектах деятельности; наличие и навык коллективной работы (парной, групповой).
Четвертый компонент урока как системы - содержание деятельности учителя и учащихся. В общем виде - это информация, циркулирующая между ними. Основой для анализа и оценки является примерно следующее: содержание деятельности учителя и учащихся, степень новизны учебной информации, рассматриваемой на уроке; актуализация у учащихся прежних знаний, постановка учебной проблемы; гуманизация знаний (исторический экскурс, ориентация на использование знаний в жизни, установление межпредметных связей).
Пятый компонент урока (системообразующий) - способы деятельности, которые включают: организацию самостоятельной работы учащихся (объем, характер, виды, последовательность работы); наличие оптимального соотношения между самостоятельной работой учащихся и коллективной; создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий; реализацию на уроке индивидуального и дифференцированного подхода; приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.
ВЫБОРОЧНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАЩИХСЯ ИЛИ ГРУПП УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
1. Характеристика данного ученика, группы (склонности, способности, уровень развитости познавательных процессов, уровень подготовки по данному предмету в сравнении с другими предметами гуманитарного, естественно-математического циклов, физической культуры и трудового обучения, индивидуализированные цели и особенности обучения. Использование психодиагностической карты данного ученика.
2. Краткая общая характеристика и ее преломление по отношению к данному ученику, группе.
3. Особенности деятельности учителя по отношению к данном ученику (группе учеников) (сознательность, самосознательность, активность, особенности внимания, памяти и т. д, уровень организованности деятельности, хронометраж).
4. Оценка результативности деятельности ученика (группы учеников) и возможные дополнения к психодиагностической карте. Раскрытие динамики развития данного ученика или группы учеников.
АНАЛИЗ УРОКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока, средства, методы и методические приемы, формы обучения на уроке.
2. Стиль педагогического общения: в центре - педагог, в центре - ученики как индивидуальности, открытость или скрытность управленческой работы учителя.
3. Соответствие педагогического общения целям, этапам, формам и средствам, способам обучения: монологическое, диалогическое или групповое общение; общение как информирование, объяснение, оценка или выявление и доказательство чего-то; соотношение проблемности и информативности; четкость, конкретность, целенаправленность общения; вербальное и невербальное общение; различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, аудирование, говорение).
4. Прямое и опосредованное воспитательное воздействие через общение.
5. Культура речи учителя. Учитель как доброжелательный речевой партнер. Соотношение прагматичности, логичности и эмоциональности в речевом и в неречевом поведении учителя.
7. Сравнительный хронометраж речи учащихся и учителя и ее обоснование.
8. Внешняя комфортность общения учителя и учащихся на уроке (как учащиеся сидят, насколько свободно они себя чувствуют, насколько целесообразны их речевые и неречевые действия).
АНАЛИЗ УРОКА С ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ.
1. Краткая общая характеристика урока.
2. Требования, предъявляемые при данном плане урока к деятельности учащихся, и их обоснованность с точки зрения требований психо- и физиогигиены. Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние установки. Особенности концентрации, распределения внимания и чередования различных видов деятельности.
3. Характеристика класса. Нарушение здоровья, физические и психические отклонения, наличие рекомендаций по отношению к отдельным детям и группам детей с нарушениями здоровья, учет этих рекомендаций.
4. Учет возрастных особенностей учащихся и профилактика дезадаптации учащихся на уроке.
5. Развитость самоконтроля учащихся за своим состоянием и умением осуществлять элементарную коррекцию.
6. Соблюдение гигиенических требований к содержанию классного помещения.
7. Соблюдение психо-гигиенических требований при определении места урока в расписании.
8. Наличие или предупреждение перегрузки школьников.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.
1. Соответствие цели урока и сложности решаемых задач возрастным возможностям учащихся.
2. Соответствие степени абстрактности и технологической сложности материала уровню физического созревания и психического развития учащихся.
3. Дифференцированность подхода к учащимся с учетом особенностей их соматического и психологического развития.
АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА.
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?
3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла ( блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегративных уроков?
4.Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?
5.Тема интегративного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгяда на предмет?
6.Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегративному уроку. Спонтанно ли осуществляется это урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учителя? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока; ее цель, объем, характер? Облегчают ли эти уроки условия обучения учащихся или они затрудняют их жизнь?
7.Формы проведения интегративного урока, виды деятельности учителей и учеников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
8. Сотрудничество учителей на интегративном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то "одеяло" на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?
9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое ( интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему
Анализ урока проверяющим
Анализ целей урока. Оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся. Степень достижения целей урока.
Анализ структуры и организации урока. Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.
Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Генерализация основных идей урока (темы, курса). Политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний, выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний.
Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).
Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Разнообразие методов и приемов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных средств, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педагогической техники учителя.
Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа с сильными и слабыми учениками. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.
Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном детском коллективе.
Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.
Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом; характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.
Оценка санитарно-гигиенических условий урока.
Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.
Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной целей урока.
Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности.
Аргументированная характеристика достоинств урока.
Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.
Недостатки урока. Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.
Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.
Общие выводы и предложения.
Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.
Стиль беседы с учителем. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительное. Учет индивидуальных особенностей учителя: характера, типа нервной системы, стажа и степени педагогического мастерства, общего кругозора и педагогической эрудиции.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс___________________________________________________________
Тема урока_______________________________________________________
Тип урока и его структура__________________________________________
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в (соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- ученик, учитель;
- результат деятельности.
Выдающийся педагог Г.К. Селевкопровел анализ педагогических технологий. Описал более 50 из них и сгруппировал их следующим об¬разом
1. Технологии, основанные на гуманизации учебного процесса (пе¬дагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.).
2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе опорных конспектов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.).
3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, программированное обучение, технологии диффе-ренцированного обучения, индивидуализации учебного процесса, опере-жающего обучения, компьютерные (информационные) технологии.
4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева (известное как блочная система планирования), технология «Диалог культур» В.Е. Библера и С.Ю. Куртанова, технология теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича)
Рассмотрим некоторые технологии подробнее.
Технология модульного обучения.
Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики.
Обучающий модуль - это логически завершенная форма части со¬держания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сфор-мированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Цель разработки модулей - расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения.
В учебной практике работы чаще всего осуществляется модуль¬ное деление курса и темы следующим образом:
- первые уроки по изучению нового материала имеют форму лекций;
- вторые - углубление изучаемого материала с применением самостоятельной подготовки студентов в форме семинаров;
- третьи направлены на закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих уроках, проходят в форме практикумов;
- четвертые - уроки контроля и проверки знаний - уроки-зачеты.
Технология проблемного обучения.
Наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Методические приемы создания проблемной ситуации:
- учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает ученикам рассмотреть явление с различных позиций,
- побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- ставит проблемные задачи.
Целевые ориентации:
- приобретение знаний, умений, навыков;
- усвоение способов самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных и творческих способностей.
Особенности содержания. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
При работе с технологией проблемного обучения я выделяю четыре взаимосвязанных этапа:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.
3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.
4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы
Игровые технологии
В проведении урока-игры следует придерживаться всех основных структурных компонентов урока:
- постановка учебной задачи;
- решение поставленной задачи;
- контроль;
- проверка знаний.
Менять необходимо только форму.
Требования к организации игр в процессе обучения (по С.М.Шмакову)
1) игра должна быть увлекательна и интересна;
2) игра должна вызывать у студента только положительные эмоции;
3) игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся;
4) развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной деятельности;
5) игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения;
6) в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.
7) учитель - активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.
Информационно-коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры учителя.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения, проектную деятельность учащихся. Стремительно входят в практику обучения разного рода тесты с помощью компьютера. Презентации позволяют иллюстрировать лекции учителя и выступления учащихся на семинарах.
Технология коллективного взаимообучения.
К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообученияА.Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: “организованный диалог”, “сочетательный диалог”, “коллективное взаимообучение”, “коллективный способ обучения (КСО)”, “работа учащихся в парах сменного состава”.
“Работа в парах сменного состава” по определённым правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.
Принципы КСО:
- завершенность или ориентация на высшие конечные результаты;
- непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;
- сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
- разнообразие тем и заданий (разделение труда);
- разноуровневость (разновозрастность) учеников педагогического процесса;
- обучение по способностям индивида;
- педагогизация деятельности каждого ученика.
Можно выделить следующие основные преимущества КСО:
• в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
• в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
• каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
•повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
• отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
• формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
• обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
В парной работе могут быть:
• статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями “учитель” — “ученик”; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
• динамическая пара формируется из четырех учащихся, готовящих одно задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логикуизложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Технология “Мастерская знаний”.
Мастерская – это особая форма организации учебного процесса. Эта необычная технология обучения была разработана французскими педагогами и психологами (П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.)
Предпосылки создания технологии:
1) необходимость интериоризации знания через личный опыт ученика, заключающийся в самостоятельном “открытии” этого знания через исследование его генезиса и структуры;
2) убеждение: все способны строить свое знание самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован с опорой на ряд принципов.
Сущность предлагаемой технологии: специально организованное педагогом-мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению (“открытию”) знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель. Развивающее пространство – объективные жизненные ситуации, в которых содержатся все необходимые условия (потенциальные возможности) для развития потребностей и способностей ребенка.
Принципы построения педагогических мастерских:
1) создание мастером атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
2) включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение личной заинтересованности ученика в изучении проблемы (темы);
3) работа вместе со всеми (мастер равен ученику в поиске знаний);
4) отсрочка ответов на вопросы ученика;
5) подача необходимой информации малыми дозами при обнаружении потребности в ней у ребят;
6) исключение официального оценивания ученика (не хвалить, не ругать, не выставлять отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ создание возможности появления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.
Особенностью работы мастерской является то, что блеск учителя-оратора, рассказчика гаснет, переносится из мастерской на урок-лекцию, урок-консультацию, которые станут острой необходимостью для учеников только после того, как самостоятельный поиск не разрешится “открытием”. Однако “открытие” ждет ученика в мастерской непременно.
1