Урок " Синонимы и антонимы"

Про матеріал
Конспект відкритого уроку з російської мови в 3 класі з теми " Синоніми і антоніми". Підготувала Івануха Анастасія Анатоліївна, читель початкових класів.
Перегляд файлу

Тема: Систематизация знаний о синонимах и антонимах.

Цель: систематизация знаний о синонимах и антонимах; обобщение их роли 

           в речи. Определение признаков синонимов и антонимов. Развивать

           устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость,

           внимательность, мышление, воображение. Формирование навыков 

          самоконтроля и познавательной активности. Воспитывать 

          коммуникабельность.

Оборудование: презентация, мультимедийная доска, проэктор, учебник.

Тип урока: урок путешествие

 

 

Ход урока

І. Организация класса

 

( слайд 1 )

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки

Ножки вместе

Спинки ровно

И к уроку все готово!

 

ІІ. Актуализация учений и навыков

 

- Каждый день в своей речи ,мы используем слова.

- Для чего служат слова?

- Что обозначают слова?    ( действия, чувства, признаки, явления..)

 

Слова, нужны нам для общения, выражения своих чувств, эмоций. Каждое слово в нашей речи особенное и имеет свое значение. Чтобы наше путешествие было интересным и увлекательным, мы будем останавливаться на станциях, где должны будем выполнить различные задания.

 

Слайд 2

  1. Станция « Кроссворд »

 

 

 

 

А

Л

Ф

А

В

И

Т

П

О

Д

Л

Е

Ж

А

Щ

Е

Е

 

 

 

С

К

А

З

У

Е

М

Ы

М

 

 

 

 

С

Л

О

В

А

 

 

 

С

И

Н

О

Н

И

М

Ы

 

 

Б

У

К

В

А

 

 

 

 

А

Н

Т

О

Н

И

М

Ы

 

  1. Я учу. Смотрю в тетрадку

У меня серьезный вид

«А», «Б», « В» и по порядку

Повторяю…..( АЛФАВИТ )

 

  1. Я его в основе встречу

Подчеркну одной чертой

На вопрос « Кто ?», « Что? » отвечу

Это главный член. Какой?   ( ПОДЛЕЖАЩЕЕ )

 

  1. Этот главный член найду

Две черты я проведу

Он в основе есть, скажу я

Называется…. ( СКАЗУЕМЫМ )

 

  1. Звуки друг друга нашли

Встали рядом и смысл обрели

Много их аж кругом голова

Собираются звуки в ….( СЛОВА )

 

  1. Слова означают одно и то же

Но между собою они не похожи

По разному пишутся и говорятся,

Как называются? Кто догадался? ( СИНОНИМЫ)

 

  1. Тридцать три подружки

Школьницы – девчушки

Друг за другом

Все слова составят…. ( БУКВЫ )

 

  1. Слова одной и той же речи

Но разное значение у них

Скажу я « трусость »

Ты ответишь « храбрость »

Скажу я «грусть»

А ты в ответ мне « радость »

Как называются? Кто догадался? ( АНТОНИМЫ)

 

- Молодцы, отгадали все загадки.

- Прочитайте ключевое слово. Так называется страна, где дружно живут все слова, по которой мы будем путешествовать. ( Лексика )

 

 

 

ІІІ. Объявление темы и  цели урока

 

  • Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, с которыми сталкиваемся каждый день. Будем путешествовать в страну под названим « Лексика », а на своем пути будем останавливаться в гостях у разных слов  по значению.

 

ІV. Изучение нового материала

 

  1. Станция « Минутка чистописания »  ( Слайд 3 )

 

Доброе слово лечит злое калечит.

 

- Прочитайте пословицу.

- Как понимаете эту пословицу?

 

( Слова имеют волшебную силу, по этому когда мы говорим добрые слова, то человека можно подзадорить, вселить в него уверенность и просто поддержать, а злым словом мы можем обидеть человека и потом очень сложно будет, чтобы он нас простил)

 

- Можно ли выделенные слова объединить в пары?

 

- Прочитайте пары этих слов.

 

( доброе – злое,    лечит – калечит )

 

- Какой вывод можно сделать?

( Что это противоположные по значению слова.)

 

Антонимы – выражают противоположные понятия, отвечают на один и тот  вопрос.

 

2 . Лингвистическая сказка « Антонимы » ( Слайд 4 )

 

    Жили на одной улице по соседству два мальчика. Они имели одинаковые имена Антоны, но были совсем разные. Один низкий, а другой – высокий. Один добрый, а другой – злой. Один щедрый, а другой – скупой. Выросли Антоны и решили путешествовать. Тот пошел юг, а другой на север. Когда прощались, один плакал, а другой – смеялся. Не судилось Антонам вернуться в родное село, и в память о них люди стали называть противоположные слова Антонимами.

 

 

 

( Слайд 5)

 

Низкий – высокий

Добрый – злой

Щедрый – скупой

Юг – север

Плакал – смеялся

 

- Прочитайте слова парами. ( Запись в тетрадь )

 

  1. Мостик « Антонимов » ( Антонимы в картинках ) ( Слайд 6 )

Высокий – низкий

Большой – маленький

Толстое – тонкое

Длинный – короткий;

Грязный – чистый;

 

  1. Станция « Грамотеек » ( Слайд 7 )

 

Слон большой, а мышка…..( маленькая )

Зимой погода холодная, а летом …… ( жаркая )

Платье хорошо новое, а друг – старый.

 

  1. Физминутка ( Слайд 8 )

 

  1. Станция  « Синонимы » ( Слайд 9 )

 

- И вот, мы выполнили все задания и перешли через мостик к следующей остановки. А чтобы выяснить, что же это за волшебная станция, нужно выполнить задание.

 

  1.  Лингвистическая сказка « Синонимы » ( Слайд 10 )

 

Жила на свете одна большая семья. В ней было очень много детей, все в семье было слажено и дружно, ведь они все поддерживали друг друга. И если кому то было грустно, то все также были печальные и невеселые. Или наоборот когда, кто то смеялся, то все его поддерживали: хохотали, заливались смехом. Поэтому, хотя и были они в этой семье все с разными именами, но с близкими характерами. И звали эту семью СИНОНИМАМИ.

 

  1. Станция « Подбери друга » ( Слайд 11 )

 

Алфавит – азбука

Огонь – пламя

Чистый – аккуратный

Прыгать – скакать

Красивый – прекрасный

Друг – приятель

Шалун – озорник

Дети – ребята

 

- Что же за особенность в этих словах?

 

( Это слова с близкие по смыслу и они называются СИНОНИМАМИ , отвечают на один вопрос).

 

 

V. Закрепление выученного материала

 

1. Работа с учебником ( упр. 139) ( Слайд 12  )

 

Подбери и запиши сочетания слов, близкие по значению. ( Слайд 13  )

 

Чистая тетрадь – новая

Чистый воздух – свежий

Чистое небо – безоблачное

Чистая страница – опрятная

Чистые тарелки – вымытые

 

  1. Станция « Веселый зоопарк »  ( Слайд 14 )

 

Подобрать ассоциации к животным.

 

Хитрый, как……ЛИС

Колюч, как …..ЕЖ

Голодный, как …..ВОЛК

Труслив, как ….ЗАЯЦ

Грязный, как ….СВИНЬЯ

 

VІ. Итог урока

 

  • С какими словами сегодня знакомились?
  • Как называться слова с противоположным значением?
  • Как называются слова близкие по значению?

 

 

 

 

docx
Додано
19 березня 2019
Переглядів
970
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку