Урок русского языка
2 класс
Тема. Произношение и написание слов с безударными гласными.
Цели. Формировать умение проверять правописание слов с безударными гласными.
Развивать фонематический слух. Обогащать словарный запас.
Воспитывать любовь к природе, к устному народному творчеству.
Оборудование: презентация к уроку, таблица, карточки, рисунки.
Ход урока
І. Организационный момент:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
ІІ. Каллиграфическая минутка.
- Выявить закономерность и продолжить ряд:
аоиея яаоие еяаои
ІІІ.Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
1. Метод «Мозговой штурм»
-На какие две группы делятся звуки русского языка? (На гласные и согласные звуки).
-Какие звуки обозначают буквы из орфографической минутки? (Буквы «а, о, и» всегда обозначают гласные звуки. Буквы «я, е» после согласных обозначают мягкость согласного и гласные звуки [а] [э], В начале слова или слога эти буквы обозначают по два звука: [йа] [йэ].
-Орфографическая минутка не случайно была составлена именно из этих букв. В этом мы убедимся , продолжив урок.
2. Отгадываем загадки.
-Отгадаем загадку, напишем отгадку:
Город этот не простой он дремучий и густой. ( Лес)
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, кур в деревне крадет. (Лиса, а дружок у нее – лис.)
4. Игра «Удлини слово». Дети придумывают слова, на доске появляется запись:
Лес – л… сной, л…совик, л…сок, л…сочек.
Лис – л…са, л…сичка, л…сица.
- Какие звуки слышим на месте пропущенных букв? ( На месте пропущенных букв произносим и слышим звуки [и]).
- Кто догадался, Какие буквы напишем в словах? ( Там, где изменяли слово «лес», напишем букву «е». Там , где изменяли слово «лис», напишем букву «и»).
- Определим ударные и безударные слоги в словах. Поставим знаки ударения. Что вы заметили? ( Под ударением гласный звук слышим четко).
5. Загадка.
Крупно, дробно зачастил
И всю землю напоил. (Дождь).
- Изменим это слово, оставим цепочку слов. Запишем ее. (Дождь – дожди, дождливый). Проставим знаки ударения.
- Почему мы обозначили буквой «о» безударные гласные в словах «дожди» и «дождливый» ? (Потому, что под ударением в слове «дождь» четко слышно звук [о]).
IV..Сообщение темы и целей урока. Прием «Ожидание».
-Тема нашего урока: «Произношение и написание слов с безударными гласными» (Ученики читают название темы ).
-Чему бы вы хотели научиться на уроке? (Правильно писать безударные гласные в словах.)
V.Формирование знаний, умений, навыков.
1. На доске таблица, которая заполняется в ходе игры «Закончи предложение». В первый столбик записываются слова с пропущенными безударными гласными. К каждому ответу появляется картинка из презентации.
-В лесу стояли елей ровные…(ряды).
-Много снега принесла красавица…(зима).
-Заяц старательно путает свои…(следы)
-Весной на лужайках зазеленеет ...(трава).
Таблица:
Записать слово Изменить слово так, чтобы
с безударным гласным безударный стал ударным.
Р… ды
З…ма
Тр…ва
Сл…ды
Вписываем проверочные слова во второй столбик, дописываем буквы в словах первого столбика.
2. Составляем правило. Учитель произносит начало правила: «Обозначение на письме безударных гласных надо проверять. Для этого надо…»
Ученики продолжают составлять правило, пользуясь словами из таблицы:
«…изменить слово так, чтобы безударный стал ударным.»
3. Работа с учебником. Чтение правила. Знакомство с понятием «орфограмма».
4. Работа в парах. Упражнение 154
Первый вариант выполняет задание со словами из первого столбика, второй вариант - из второго. Меняются тетрадями, проверяют друг друга.
- Какие ошибки обнаружены? Правильно подобраны проверочные слова?
5. Работа в группах. Дидактическая игра «Найди ошибку»:
-Какие правила работы в группах мы знаем? ( Выслушиваем мнение всех членов группы. Выбор ответа должен быть общим. )
-Подбираем проверочные слова, записываем их. Находим ошибки, исправляем.
Вада, гара, сады, трава, висна, граза, грибы, слиды, письмо, мячи.
Группы озвучивают свои ответы. Называют проверочные слова.
VI. Закрепление полученных знаний .
Письмо по памяти.
В..сна красна цв…тами,
А ос..нь – пл…дами.
Ученики называют проверочные слова, вписывают пропущенные буквы. Объясняют смысл пословицы, запоминают пословицу и пишут ее по памяти.
VII. Рефлексия.
-Почему именно эти буквы «а, о, и, я, е,» мы писали во время каллиграфической минутки?
-Какую тему сегодня изучали ?
-Как проверить написание безударной гласной?