29 липня о 18:00Вебінар: Формування та розвиток лідерських якостей сучасних учнів

Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. Отличие мифа от сказки.

Про матеріал
Конспект урока по интегрированному курсу "Литература" . Тема: "Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. Отличие мифа от сказки."
Перегляд файлу

 

Тема. Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. Отличие мифа от сказки.

 

Цель:  дать представление о мифе, его природе; начать знакомство с древнегреческими мифами; раскрыть понятие мифологии; совершенствовать умения правильного, осознанного чтения; развивать абстрактное и образное мышление; воспитывать интерес к культурному прошлому человечества, любовь к искусству.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент

 

  1. Проверка домашнего задания

Чтение несколькими учащимися составленной подборки пословиц, афоризмов,

высказываний о книге.

  1. Мотивация учебной деятельности

                 Есть на свете прекрасная страна Греция. Но так называем её только мы. У самих греков она зовётся Элладой. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые греки построили прекрасные города: Афины, Фивы, Спарту. Все народы Европы считают себя потомками и наследниками  величайшей эллинской культуры. Но есть ещё одно наследие, пришедшее к нам от эллинов. Это мифы о богах и героях, о происхождении мира. Они открывают удивительные страницы жизни этого народа.

 

IV.  Постановка целей и задач урока

 

V. Работа над темой урока

1. Игровая ситуация

Представьте себя древними людьми. Как и где мы живём? Какие опасности нас подстерегают? Кто нам может помочь? (Ответы учащихся.)

Звучит увертюра  Л. Бетховена к балету "Творения Прометея".

2. Слово учителя.

                   Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она таинственна и полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит солнце, то ласковое и согревающее, то обжигающее и слепящее. Небо тоже может, как человек, то улыбаться, то хмуриться, а иногда и гневаться — тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живёт особенной жизнью: на нём появляются звёзды. Во всех явлениях природы мы видим себя или похожих на нас существ. Только эти существа более могущественные, они распоряжаются всем, что нас окружает, и даже нашей судьбой.

-  Как же мы будем объяснять мир? (Учащиеся отвечают, затем учитель обобщает сказанное.)

Так народ создаёт мифы, поэтично объясняющие всё, что происходит вокруг, помогающие осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

                   2. Учащиеся записывают определение в тетрадь.

                   Мифы (греч. предания, сказания) — это произведения, созданные фантазией народа; в них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.

                   Помните: мифы созданы не каким-нибудь одним человеком. Их в течение многих веков создавал перерабатывал великий художник – греческий народ.

              Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений.

3. Слово  учителя

             Человек всегда хотел знать: почему день сменяется ночью, почему на смену теплу приходит холод, как появился огонь и почему человек смертен. Он пытался объяснить эти стихии, опираясь на свой жизненный опыт. Древний человек считал, что природа – это живое существо. Миф  - это объяснение картины мира на основе знаний и опыта. Миф имеет форму фантастического рассказа. Научная ценность мифа постепенно утрачивалась по мере того, как человек получал новые знания об этом мире. Но поэтическая сторона мифа до сих пор имеет свою прелесть. Мифология Древней Греции нам известна лучше, чем мифология других народов, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом ( слайд 3 ), древнегреческим поэтом,  в поэме «Теогония. Родословная богов», а также в поэтическом цикле «Сказания о героях».

 

             - Читали ли вы раньше мифы древней Греции? Если да, то какие? Поделитесь своими впечатлениями.

 

           Послушайте как же древние греки объясняли происхождение всего живого на Земле.

 

Происхождение мира и богов

 

          Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмерт-ные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея (слайд 4 ). Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь – Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир  и радостный светлый День – Гемера (слайд 4 ). Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

 

          Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо – Урана (слайд  5), и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

 

              Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи.

         Океан — обладал властью над мировым потоком, окружавшим, по представлениям греков, земную твердь.

Кей (Кой) — супруг титаниды Фебы, отец Латоны, дед близнецов Аполлона и Артемиды.

Криос (Крий).

Гиперион — отец бога солнца Гелиоса.

Иапет (Япет) — отец титана Прометея и его брата Эпиметея.

Кронос (Крон) — отец Зевса, верховного бога Олимпа, а также Посейдона, Аида, Деметры, Геры и Гестии.

Тейя

Тефида (Тефия)

Рея

Фемида — богиня правосудия.

Мнемосина — богиня памяти.

Феба

 

         Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, она не знает предела.

 

        Мифология античности – это прежде всего Олимп – гора богов. Эллины поклонялись богам, они создавали их по образу и подобию человека, наделив их красотой, волшебной силой, умением принимать различные образы, а также, самое главное, бессмертием. Они были подобны людям: могли быть добрыми, милостивыми, милосердными, а также коварными, злыми и мстительными.

 

       Высоко на светлом Олимпе царит Зевс (слайд 6).  Зевс – бог неба, грома и молний, владеющий всем миром. Его часто изображали восседающим на троне со скипетром или пучком молний в одной руке и статуей богини победы Ники (слайд 7 ) – в другой. Здесь и супруга его Гера ( слайд 7), и златокудрый Аполлон (слайд 8) с сестрой своей Артемидой (слайд 8), и златая Афродита (слайд  9)  , и могучая дочь Зевса Афина (слайд 9), и много других богов.

 

      С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть - все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому челове-ку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

 

    Мир древнегреческих мифов населен не только богами. Важную роль в нем играют герои, которые  совершают самые различные подвиги.

 

   - Назовите древнегреческих героев. Расскажите, что вы о них знаете. ( Ясон  – добывает золотое руно. Тесей – расправляется с разбойниками. Персей – побеждает Горгону Медузу.)

 

    В мифах действуют и такие существа, как кентавры  (слайд 10 )- полулюди-полукони, Кербер (слайд 10 ) - трехглавый пес, Минотавр (слайд11 ) – чудовище с головой быка и человеческим туловищем.

  

    Какие-то фрагменты мифов нашли отражение в сказках.

    - Давайте вспомним определение народной сказки. (Сказка -  произведение УНТ о вымышленных событиях и героях, не имеющее определенного автора.)

    - Прочитайте в тетради определение мифа. Как вы думаете в чем же сходство мифа и сказки? (Миф и сказка – это произведения устного народного творчества, созданные фантазией народа.)

    - В чём же отличие мифа от сказки?

1. Сказка повествует об обычных людях. Миф же повествует о деяниях богов и героев.

2. Сказка это, прежде всего,  интересная история, волшебная или бытовая. А миф это системообразующий вымысел, который призван объяснить что-то глобальное - создание мира, происхождение народа, основы религии.

3. И главное,  в миф люди верили, а сказка для них всегда оставалась вымыслом.

 

V.  Подведение итогов урока

 Сегодня на уроке мы познакомились с представлениями древних греков о происхождении мира. Мы познакомились с определением мифа.  Выяснили, чем отличается миф от сказки.

А сейчас, в заключение урока я хотела, чтобы вы ответили на некоторые вопросы.

- Кто был создателем мифов? (Создателем мифов были древние народы).

- О чем рассказывалось в мифах? (В мифах повествуется о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев).

- Расскажите, что вы узнали о персонажах, действующих в древнегреческих мифах.

- Какими греки представляли богов?

 

VI Выставление оценок

VII Домашнее задание

  1. Выучить определение мифа.
  2.  Прочитать миф о Прометее (в любом издании или в учебнике),

составить и записать в тетради план к нему.

  3. Подготовить подробный пересказ одного из эпизодов в соответствии

с планом на выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
20 листопада 2019
Переглядів
177
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку