Тема: «Морфология и орфография. Общие сведения о частях речи.
Самостоятельные и служебные части речи. Речевая тема: «Родная земля»
Цель: ознакомить учащихся с морфологией, дать общее понятие о частях речи, научиться различать самостоятельные и служебные части речи; воспитывать в учащихся любовь и уважение к родной земле.
Оборудование: раздаточный материал – Рюкзак путешественника, карта Морфологии, карточка-образец «Как составлять сенкан», презентация.
Ход урока
І. Оргмомент
Позитивный настрой урока
Видеопрезентация «Хорошее настроение»
ІІ. Морфемная разминка
С хорошим настроением приступаем к повторению.
Поднебесье, смешно
ІІІ. Изучение нового материала
1. Любите ли вы ходить в походы, путешествовать?
Запишите в тетради слова, вставьте пропущенные буквы и подчеркните то, что бы вы взяли с собой в путешествие.
- Ученики называют предметы, которые они бы выбрали для путешествия.
Учитель: Главное - взять с собой хорошее настроение.
А какое королевство вам надо угадать, ответив правильно на вопросы
Путешествие – увлекательная штука
Встретит нас Морфология – серьёзная наука.
Её населяют с десяток частей,
Которые уважают любознательных гостей.
Наша задача- их узнать,
Попытаемся загадки отгадать.
А чтобы не заблудиться там, нужна карта будет нам.
Сейчас мы с вами составим карту королевства Морфологии, чтобы нам не заблудиться, мы запишем все самостоятельные части речи, которые живут на левом берегу реки. А помогут нам в этом знания украинского языка.
Меня каждый из вас знает!
Поле, луг, луна, опята…
Вспомнили меня, ребята?
Кто я! Что я? – точно знаю
И предмет обозначаю.
Книжка, ручка, друг, семья – это тоже я! (Имя существительное)
Ко всем очень внимательное.
Определять признак – это мой верный знак.
Бываю грустным и смешным,
Добрым, вкусным, заводным.
Вы, ребята, не сидите, а меня определите! (Имя прилагательное)
Трудна миссия моя.
Сколько? Пять, тридцать, сто
Записать не так–то просто .
Но когда со мной дружить,
Вам в моём царстве будет легче жить. (Имя числительное)
С существительным дружу.
Когда ему надоедает –
Его я заменяю.
Ты, он, оно, она – вместе целая страна,
Мы, вы, они, я – вместе дружная семья. (Местоимение)
Меняться не люблю.
Со мной не так-то просто ужиться,
Но если правила учить,
То можно крепко подружиться. (Наречие)
Всё должен делать я.
Такая вот судьба моя.
Я работаю, как вол,
Потому что я - (Глагол)
А тепер мы познакомимся с подданными Морфологии, которые живут на правом берегу реки. Их хоть и меньше, чем самостоятельных соседей, но роль в королевстве они играют большую.
Но необходимая, наверняка.
Я в предложениях не гуляю,
А их соединяю, друг другу подчиняю.
Не освободить слова от моих уз,
Потому что я - …. (Союз)
Показываю место, направление примерно,
В лес – из лесу, в дом – из дому
Без меня было б сложно
попасть туда, куда вам нужно.
Не теряй меня, дружок,
Потому что я - …. (Предлог)
3. Пусть всегда будет солнце,
Пусть никогда не будет тьмы,
Я утверждаю и отрицаю, речь вашу украшаю.
Я ж девица-мастерица.
А зовут меня - …. (Частица)
4) Ох и трудно вам на свете
Было б жить без слов без этих
Ах, и Ай, и Ох, и Ой – все они всегда с тобой.
Так согласны вы со мной,
Что всем нам трудно жить на свете
Вот без этих . …. (Междометий)
Морфология желает, чтоб вы с частями речи подружились
И прилежно все учились.
А её подданные дружно вам помогут там,где нужно.
А дальше вы будете приходить к каждому из жителей в гости и знакомиться с ним более подробно.
V. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Снежки»
Учитель берёт мячик, бросая его ученику, называет часть речи на украинском языке, а тот должен назвать на русском и отбросить мяч учителю.
Дієслово, прикметник, прислівник, частка, іменник, сполучник, займенник, прийменник, вигук, числівник.
Путешественник – счастливый человек,
Он видит необъятные просторы ,
А красоту такую не забыть вовек!
Вадим Семернин
Родиной зовётся...
Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый...
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо —
Родиной
Зовётся!..
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём — поля и горы,
В нём — сады и рощи...
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово —Родиной зовётся!
Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял,что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.
5.С чего начинается Родина? (Презентация)
6. Описание картины (слайд 14)
1пара – используя только существительные
2пара- только прилагательные
3пара – только глаголы
VI.Подведение итогов урока
Метод «Микрофон»
Заключительное слово:
Я никогда еще так не была горда,
Что украинкой родилась когда-то,
Что Родина есть у меня-ОДНА,
И слово «Украина» -это свято!
Я не » хохлушка» иль еще какой зверёк,
Я-УКРАИНКА, и гордиться этим буду!
Не вздумайте поставить мне в упрек,
Что славить Родину стараюсь я повсюду!
VII. Домашнее задание
Выписать 3 предложения, разобрать по частях речи.
Составить устный рассказ «Мой любимый уголок»
Вадим Семернин
Родиной зовётся...
Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый...
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо —
Родиной
Зовётся!..
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём — поля и горы,
В нём — сады и рощи...
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово —Родиной зовётся!
Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял,что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.