5 класс Дата______
Тема урока: Слова-синонимы и слова-антонимы
Цель урока:
образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник для 5 класса, рассказ Н. Сладкова, иллюстрации с заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Постановка целей урока.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
III. Формирование знаний, умений и навыков
Что же такое синонимы? (синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи). Какие словари синонимов вы знаете? Рассмотрите схему, что такое синонимы, антонимы, омонимы?
Задание. Прочитайте выразительно стихотворение, выпишите в тетрадь синонимы.
Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
Слова, противоположные по значению, называются антонимами.
Пример:
1. ЛУК — заимств. Огородное растение с острым вкусом.
2. ЛУК — иск.-рус. Ручное оружие для метания стрел, изготовленное из гибкого, упругого стержня (обычно деревянного), стянутого в дугу тетивой.
Пример:
ПОСЛАТЬ — отправить с поручением. Человек, выполняющий поручение — 1. ПОСОЛ.
ПОСОЛИТЬ — консервировать что-то в солёном растворе. Способ соления продуктов — 2. ПОСОЛ.
Пример:
так произошло ещё в древности со словом СВЕТ:
СВЕТ — 1) освещение, 2) земля, мир, вселенная.
Эти значения стали настолько далёкими, что потеряли между собой смысловую связь. Сейчас это два разных слова.
1. СВЕТ — лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.
2. СВЕТ — Земля, мир, вселенная.
Омонимы нужно отличать от многозначных слов. Значения омонимов понятны только в словосочетаниях и предложениях. Отдельно взятое слово РОД непонятно. Но если ввести его в словосочетание, то станет ясно, о чём идёт речь.
Пример:
древний род, мужской род.
Виды омонимов
Омонимы |
Омоформы |
Омофоны |
Омографы |
слова одной части речи, различаются значением:
почитать родителей — почитать книгу |
слова разных частей речи, различаются значением:
острая пила (сущ.) — с удовольствием пила (гл.) |
различаются написанием и значением:
полОскать бельё — полАскать ребёнка |
различаются ударением и значением:
рыцарский зАмок — ржавый замОк |
IV. Активизация учебной деятельности учащихся
Тренировочная работа: Приём «Цепочка признаков». Обратите внимание на слова, которые обозначают противоположные признаки: высокий – низкий, огромный – маленький, толстый – тонкий, алый – красный, бардовый – багровый, жухлый – сухая. Учащиеся друг за другом читают слова: синонимы, антонимы, омонимы.
V. Применение знаний, умений, навыков.
- Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.
- Какие слова называются антонимами? Приведи примеры.
- Для чего используют в речи синонимы и антонимы? (Употребляя антонимы и синонимы, мы делаем свою речь выразительной, богатой, яркой.)
- Закончи утверждения:
Я узнал …
Я научился …
Я понял …
У меня получилось,,,
У меня не получилось …
VI. Домашнее задание
- подобрать из слова-антонимы из художественных произведений;
- составить небольшой рассказ о летнем отдыхе (письменно), используя слова-синонимы; подчеркнуть слова-синонимы в тексте;
- перейди по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Sm7njWuTljs и посмотри видеоурок-презентацию