"Слова-антоніми", конспект уроку

Про матеріал
Розробка уроку, конспект уроку, російська мова для учнів 5 класу. "Слова-антоніми"
Перегляд файлу

5 класс Дата______

Тема урока: Слова-синонимы и слова-антонимы
Цель урока:

образовательная:

  • познавательные – ознакомление с синонимами и антонимами, их ролью в языке.
  • практические – формирование умений подбирать синонимы, антонимы, находить их в тексте, употреблять антонимы в своей речи с определенными целями.

развивающая:

  • развить творческое мышление, активность учащихся.

воспитательная:

  • привить любовь к синонимам, антонимам, повысить интерес к русскому языку


Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: индивидуальная, групповая.
Оборудование: учебник для 5 класса, рассказ Н. Сладкова, иллюстрации с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Постановка целей урока.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
III. Формирование знаний, умений и навыков 

Что же такое синонимы? (синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи). Какие словари синонимов вы знаете? Рассмотрите схему, что такое синонимы, антонимы, омонимы?

Картинки по запросу Слова-синонимы и слова-антонимы 5 класс

 

Задание. Прочитайте выразительно стихотворение, выпишите в тетрадь синонимы.

Вьюга снежная, пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

Слова, противоположные по значению, называются антонимами.

  •  Случайное совпадение слов.

Пример:

1. ЛУК — заимств. Огородное растение с острым вкусом.

2. ЛУК — иск.-рус. Ручное оружие для метания стрел, изготовленное из гибкого, упругого стержня (обычно деревянного), стянутого в дугу тетивой.

  •  Совпадение при образовании новых слов.

Пример:

ПОСЛАТЬ — отправить с поручением. Человек, выполняющий поручение — 1. ПОСОЛ.

ПОСОЛИТЬ — консервировать что-то в солёном растворе. Способ соления продуктов  2. ПОСОЛ.

  • Потеря смысловой связи между значениями многозначного слова.

Пример:

так произошло ещё в древности со словом СВЕТ:

СВЕТ — 1) освещение, 2) земля, мир, вселенная.

Эти значения стали настолько далёкими, что потеряли между собой смысловую связь. Сейчас это два разных слова.

1. СВЕТ — лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым.

2. СВЕТ — Земля, мир, вселенная.

Омонимы нужно отличать от многозначных слов. Значения омонимов понятны только в словосочетаниях и предложениях. Отдельно взятое слово РОД непонятно. Но если ввести его в словосочетание, то станет ясно, о чём идёт речь.

Пример:

древний род, мужской род.

Виды омонимов

Омонимы

Омоформы

Омофоны

Омографы

слова одной части речи, различаются значением:

 

почитать родителей — почитать книгу

слова разных частей речи, различаются значением:

 

острая пила (сущ.) — с удовольствием пила (гл.)

различаются написанием и значением:

 

полОскать бельё — полАскать ребёнка

различаются ударением и значением:

 

рыцарский зАмок — ржавый замОк

 

IV. Активизация учебной деятельности учащихся

Тренировочная работа: Приём «Цепочка признаков». Обратите внимание на слова, которые обозначают противоположные признаки: высокий – низкий, огромный – маленький, толстый – тонкий, алый – красный, бардовый – багровый, жухлый – сухая. Учащиеся друг за другом читают слова: синонимы, антонимы, омонимы.

 

V. Применение знаний, умений, навыков.

- Какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

- Какие слова называются антонимами? Приведи примеры.

- Для чего используют в речи синонимы и антонимы? (Употребляя антонимы и синонимы, мы делаем свою речь выразительной, богатой, яркой.)

- Закончи утверждения:

Я узнал …

Я научился …

Я понял …

У меня получилось,,,

У меня не получилось …

 

VI. Домашнее задание

- подобрать из слова-антонимы из художественных произведений;

- составить небольшой рассказ о летнем отдыхе (письменно), используя слова-синонимы;  подчеркнуть слова-синонимы в тексте;

- перейди по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Sm7njWuTljs и посмотри видеоурок-презентацию

 

docx
Додано
31 січня 2021
Переглядів
1047
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку