Урок русского языка в 7 классе. Подготовила учитель русского языка Коростышевской общеобразовательной школы І-ІІІст. №3 Житомирской области. Карлинская Е. В.
Номер слайду 2
Орфографическая проблема Укажи морфему Наста…вать организов…ватькоманд…ватьтанц…вать
Номер слайду 3
Тридцатое сентября. Классная работа. Написание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва-(-ива-). Правописание префиксов при-, пре-, с- у глаголов (повторение)
Номер слайду 4
Цель урока:познакомиться с правописанием суффиксов –ОВА- (ЕВА) , -ЫВА- (-ИВА-) в глаголах;формировать умение владеть способом действия при выборе написания суффиксов –ОВА-(ЕВА) –ЫАВ –(ИВА);повторить правописание глагольных префиксов ПРИ-, ПРЕ-, С-;развивать речь, пополнять словарный запас, воспитывать интерес к предмету.
Номер слайду 5
«Верно-неверно» Глагол – это служебная часть речи. Глагол имеет две особые формы: причастие и деепричастие. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Думает - глагол совершенного вида. Глагол улыбаться пишется с ь, потому что это инфинитив. Глагол превращается возвратный. Мальчик с легкостью решил задачу. В предложении глагол переходный.
Не забывай!Приставки З- в русском языке не бывает:сделать, сжечь, сдвинуть
Номер слайду 8
Найди соответствие. Вспомни, от чего зависит написание приставки при-, пре-Задуматься на некоторое время. Спуститься с неба на землю. Перерывать разговор. Слегка коснуться чего-либо. Немного открыть окно. Пр(и/е)землиться. Пр(и/е)коснуться. Пр(и/е)открыть Пр(и/е)рвать Пр(и/е)задуматься
Номер слайду 9
Правописание приставок при-, пре- зависит от значения слова. При-Приближение: принести…Присоединение: прикрутить…Неполнота действия: приболел…Завершенное действие: приготовил…Пре-Близко по значению с приставкой пере-:преувеличить…
Номер слайду 10
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок этой сказки? Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы -ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам. Злые языки поговаривали, что дело не в преданности – просто буквы Ы, И ходят с палочками. Всю жизнь им тяжело ходить и уйти из суффиксов они не могут. Так или иначе, но суффиксы -ыва- и -ива- всегда оставались верными глагольным формам. А вот суффиксы -ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах. Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва- и -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.
Номер слайду 11
Сформулируй правило!
Номер слайду 12
Алгоритм применения правила. Поставь глагол в форму 1 л. ед. ч. (я) что делаю? что сделаю?2. Проверь, на что оканчивается глагол: на -ываю- -иваю- на -ую- -юю- -ыва- -ива- -ова- -ева-
Практическая работа. Вставь пропущенные буквы, укажи вид, возвратность и переходность глаголов Захотелось мне однажды родителей обрад…вать и к их приходу обед пр…готовить. Продукты долго разыск…вать не пр…шлось: мама всегда все аккуратно по полкам расклад…вает. Я решил пр…готовить борщ. Вспомнил, как мама совет…вала все при варке помеш…вать. Я все …делал, как надо. Попроб…вал – получилось вкусно. Только родители не обрад…вались. Оказалось, что вся плита грязная, а на полу очистки от овощей валяются. А я их вроде не разбрас…вал! Оглядывает меня мама с ног до головы, а у меня рубашка и штаны от свеклы красные. А папа говорит: «…делать хорошее дело – это еще половина дела».
Номер слайду 15
Рефлексиясегодня я узнал...я смог… было интересно узнать, что… меня удивило…мне захотелось…
Номер слайду 16
Домашнее задание Выучи теоретический материал. Напиши сочинение-миниатюру на свободную тему, используя глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).