"Нестандартные способы решения уравнений, систем уравнений. Уравнения с двумя переменными и системы двух уравнений с тремя переменными"

Про матеріал
Урок алгебры в 11 классе "Нестандартные способы решения уравнений, систем уравнений. Уравнения с двумя переменными и системы двух уравнений с тремя переменными" Цели: - образовательная: обеспечить овладение основными алгоритмическими приемами в решении уравнений; - воспитательная: сформировать умение наблюдать закономерности, обобщать, проводить рассуждения.
Перегляд файлу

Урок

Тема. Нестандартные способы решения уравнений, систем уравнений. Уравнения с двумя переменными и системы двух уравнений с тремя переменными

( бинарный урок алгебры в 11 классе).

Цели:

- образовательная: обеспечить овладение основными алгоритмическими приемами в решении уравнений;

- воспитательная: сформировать умение наблюдать закономерности, обобщать, проводить рассуждения.

Ход работы.

l. Вступление. Организационный момент.

Учащиеся к гостям поворачиваются лицом. Учитель произносит слова:

« Приветствуем гостей, пришедших к нам сегодня.

Улыбки старшеклассников желают счастья Вам, здоровья

Мы постараемся на славу потрудиться

Чтоб, милые учителя вам было чем гордиться».

Эпиграф нашего сегодняшнего урока мне хотелось бы сформулировать словами М.В.Ломоносова: «И мыслям надобно учиться, но более

                                       В сто крат важнее – учиться мыслить».

( Эти слова эпиграфом записаны на ватмане и прикреплены возле доски (слева)).

Это значит, что сегодня мы будем учиться применять теоретические и практические знания при решении уравнений, систем. Будем учиться быть внимательными и наблюдательными.

ll. Основная часть урока.

Домашнее задание я проверю, собрав сегодня ваши тетради, а сейчас мы сразу включаемся в работу.

У доски два человека решают самостоятельно уравнения, с последующим комментированием контрольных моментов (способа решения)

  1. х2+2х+  - 12=0;

Метод уединения радикала приводит к уравнению четвертой степени, поэтому положим

  = y, y≥0, х2+2х+8=y;

 х2-8+y-12=0;

 

y2+y-20=0;   у12=-1;    у1=-5.

   у1·у2=-20; у2=4.

 

Отсюда =4  

            х12=-1; х1=-4.       х2+2х-8=0.

            х1·х2=-20; х2=2.

 

ОДЗ:        х2+2х-8≥0

Ответ:-4;2.

  1. +=;

 

ОДЗ: 6х-9≥0;

         х+≥0;

         х-≥0.

Возводим в квадрат обе части уравнения, получим:

                                                          2х+2·lх-3l=6

х+lх-3l=3

 

                                      х(-)                                               х-)                         

                                        х-(х-3)=3                                                 2х=6  

                                           3=3                                                     х=3-) 

                                                                                                       х-) 

Тождество значит -; 3) 

Общий ответ для этих уравнений  х(-), а учитывая ОДЗ, ответом данного уравнения будет    х .

Ответ: 

( 1 ряд делится пополам, и решают вместе с доской). В это время на проекторе класс рассматривает задание № 1 «Найти ОДЗ уравнений» (в конце прилагается). Послушать вопросы и задания к двум номерам, рассмотренных у доски.

 Затем  3 и 2 ряды списывают с проектора задание №2 «Определить с помощью графика число корней уравнения».

3 ряд – расм. № 1,2; 2 ряд - № 3,4 (выполняют самостоятельно в тетрадях), а 1 ряд рассматривает со мной на проекторе задание № 3 «Приключения с уравнениями».

Во время этого разбора у доски трое учащихся решают уравнения. (Пока они еще решают, я с места (уже после задания № 3)проверяю количество корней уравнения и могу пригласить к переносной доске изобразить рисунки).

2 и 3 ряды после выполнения задания 2 думают над различными способами решения уравнения х(х+1)(х+2)(х+3)=120.

Решить уравнения:

  1.   - 14 3 + 40 =0

Формула перехода к новому основанию не может применяться, если основания логарифмов равны 1. Поэтому сначала надо проверить х=1- корень уравнения? Только когда утверждаемся, что х=1 – корень, и для х1, применяем указанную формулу

- + =0

 

Пусть =y, имеем 

То  2y2-3y-2=0;              y'+y”=-3           у'=-4.         Тогда   у1=-2.

  y2+3y- 4=0;             y*y”=-4        у"=1.                                 у2=-.

 

                                     = -2                             =

                                            = -                            = 2

 

 

Отсюда  x==              и х=4

Ответ: 1; 4; .

 

  1. +0,5)=1

Здесь нельзя поверхностно применять свойства логарифма

=2 имеет место лишь для х>4, (т.е. сужается ОДЗ и происходит потеря корней).

Правильной будет следующая запись =2.

Итак, +.         (х+1)|х-4|=6.

Решать его надо для двух случаев ОДЗ:  -1<х<4  и х>4.

-(х+1)(х-4)=6                                             -(х+1)(х-4)=6

-(х2-3х-4)-6=0                                            х2-3х-10=0

2+3х-2=0                                         х3=-2 не является корнем; х4=5;

х1=1; х2=2.

Проверяем принадлежность корней к рассматриваемым промежуткам.

Ответ: 1;2;5.

Если пойти первым путем, то теряются корни 1 и 2.

Решить уравнение =.

·=;|·3х, так как х=0-не корень уравнения.

·+3·=3·х-3·х;

·+2·х-3·х+3·х+3·=0;

·+·-3·х-3·=0;

·+х·(-3·)- 3·  =0;      

         а                  в              с

D=()2-4··=+9·=()2>0.

х1,2=

 

х1=-1;   х2=3·/.

Ответ: х1=-1;   х2=3·/.

 

1 ряд, после выполнения задания № 3 из проектора записывает любое из трех уравнений себе в тетрадь. В то время 2 и 3 ряды слушают объяснения  контрольных моментов в этих уравнениях и записывают не достающие у них способы решения х(х+1)(х+2)(х+3)=120(всего 4 способа).

На этом этапе все группы завершают свою работу и со всем классом провожу программированный опрос(карточки для ответа у каждого лежат на парте , а задание отображено на проекторе: задание № 4 «Программированный опрос»).

Через несколько минут ребята сдают свои карточки на первую парту , и я по коду проверяю количество «5», «4», «3».

Правильный код: 4343.

lll. А сейчас переходим ко второй половине нашего урока.

Высвечиваю на проекторе «Нестандартные способы решения уравнений и их систем»(прилагается в конце плана). Обговариваем эти способы с классом. Дальше выписываю на доске 18 уравнений и фронтально (с места) работаем с учащимися по определению способа решения того или иного уравнения и, если удается, то сразу называем его корни.

Условия

Примечания

  1. 2+х-2|=х+2            

Графический х1=0 , х2=-2

  1. + =0   

 

 

 

ограниченность и монотонность. А

 как еще  можно решить

  и    =0      х=3        

 

  1. +х-2=0 

3=

 

=2-х, монотонность х=0(корень единственный)

 

монотонность, х=1

 

+=2 const

если есть решение, то оно единственное

2 - const

6) +2·=4+

 

Х=2 подбором и делаем проверку,

 корень единственный

7) +=2

=1 и  =1

Использование ограниченности |х+у||х|+|у| и

здесь идет выход на нахождение общих корней

(диофрантово уравнение)

8) +=4

1) ОДЗ: -1    |х|1

2) f(-х)=f(х) – четная

    f(0)=2; f(1)= f(-1)=, где

     f(х)=+

но <4, значит решений нет.   

9) 3х+4х=5х

()х+()х=1 

Х=2, Пифагоровы числа

Делим на наибольшее число 5х, убывающая

 функция может принимать свое значение

только один раз, 1 - const

10) 8+15=17

 

3х=2

х=

Пифагоровы числа

11) 2|х|+=2·

Ограниченность 2|х|+2

Отсюда 2|х|=1;   х=0;    2

12) 2|х|+=2·

Нет решений. Почему?

13) tgх+ сtgх=

Взаимообратные а+1/а2, а здесь

14)

Ограниченность обозначений [0;1]1  m=2/2=1

                                                                           Умин=1

                                                                                1

Единственный корень х=1

15) 1+·(1+)=

 

                                         

 

(Из сборника Сканави) ограниченность

1+; ;

Х=2k                kZ

 

16) (ДГМА)

 

+=30--4

 

Неравенство Коши(решим у доски)

17) +=28--

Пойдет как д/з неравенство Коши

18) +2х2=1

Рейтинговое задание ДонГУ

тригонометрическая подстановка х= или

 х= (решим у доски)

 

№ 16

+=30--4

-+()=30

Для каждой скобки применим неравенство Коши: а+в/2

;  +14, аналогично 

и тогда равенство достигается, когда оба равны по 14 и 16 и решаем отдельно два уравнения

+14                                  и                          .

пусть =t, t>0                                                 пусть =m, m>0

   + t=14                                                                          +4m=16

=0                                                     =0

(t-7)2=0                                                           (2m-4)2=0

             t=7                                                                   m=2

Отсюда  =7                                                            Отсюда  =2

                   х-3=49                                                                                  у-4=4

                    х=52                                                                                       у=0

Ответ: (52;8).

№ 18

+2х2=1

Пусть х=, t[]   (или х= , t [0; ])

+2sin2t=1

=1-2sin2t

=cos22t

2cos22t

2(1-sin22t)

2sin2t+ sin2t-1=0

sin2t=у; |у|

2+у-1=0

у1=-1; у2=1/2

Отсюда     sin2t=-1         и          sin2t=

2t=-+2n, n                     2t=(-1)кк

 

t=-+n,                                                   t=(-1)кк/2

  т.к. t[-], то               если к=0, то

t1=-; t2=     [-]                  t1=

                                                              к=1, то

                                                               t2=

                                                                к=2

х1==-

Имеем тогда: х2=

                           х3=

Ответ: ; ; =

Эти задания записывают все учащиеся класса и слушают ответы одноклассников. К доске приглашают еще два человека для решения следующих уравнений, а класс работает вместе с отвечающими, но дается параллельно задание(сильным учащимся): Изобразить ОДЗ функции (ДГМА).

№ 1251(экз.сб.школьный)

х2+4х+4=0

 Решаем как квадратное уравнение

D1=4cos2(ху)-40

cos2(ху)0 учитывая ограниченность функции у=cosх [-1;1]

cos2(ху)=1     Отсюда  cos(ху)=1 или cos(ху)=-1

 С этими условиями из первоначального уравнения получаем два:

х2+4х+4=0                                                                        х2-4х-4=0         

х=-2                                                                                          х=2

Тогда cos(-2у)=1                                                           Тогда cos(2у)=-1

            -2у=3к                                                                                           2у=+2к

                   у=-к,  кZ                                                          у=, кZ

 Ответ: (-2; -к, кZ), (2; +к, кZ).

№ ДГМА Решить систему

х2+1=2                                    х2=2                                    х2,

у2-1=2хz                       у2-1=2хz

значит,  2-1              4уz

                            4уz

Отсюда 4уz

Подставим эту замену в первоначальную систему:

х2=0                           х=0             Тогда z=         

у2-1=0                       у=

Ответ: (0;1;1/4) (0;-1;-1/4).

Затем всем учащимся класса предлагается самостоятельно найти целочисленные решения системы №4263 (ДГМА)

х+10=у+z

уz=10х+1

А в это время эту же систему один ученик решает на «крыле» доски, чтобы никто не видел решения. Затем класс проверяет свое решение по образцу:

х+10=у+z

уz=10х+1

Отсюда можно составить квадратное уравнение (по т. Виета)

к2-(10+х)к+10х+1=0

D=(10+х)2-4(10х+1)=х2-20х+96=(х-10)2-4=0

(х-10)2=4

Отсюда х-10=2                                 х-10=-2

              х1=12                                   х2=8.

 

Тогда

х+10=у+z                                  у=11

уz=10х+1                                   z=11

х+10=у+z                                   у=9

уz=10х+1                                    z=9

 

Ответ: (12; 11; 11); (8;9;9).

после проверки этой самостоятельной работы, учащиеся показывают, как они справились с дополнительным заданием.

В системе координат х,у изобразить множество точек, для которых формула имеет смысл z=

 

 

                                                                                                                           ОДЗ:  

                                                                                               

                                         y=2-х/2                                       

                                                                                  Формула имеет смысл для

                                                                                  всех точек, расположенных

                                                                                 внутри ромба со стороной

                                                                у=2-х/2 (в 1 чет), исключая точки, имеющие целочисленные координаты.

 

IV. Учащимся предлагается записать домашнее задание.

Решить следующие уравнения(взяты со сборника ДГМА)

  1. х2+=
  2. (2х2-3х+1)( 2х2+5х+1)=9х2
  3. +=

х2-2х-=3

(х-1)-х=1

V. Итог урока подводит учитель.

Идея поведения такого урока не была неожиданной. У ребят старших

классов часто наблюдается прагматическое отношение к математике – выучить, чтобы сдать экзамен; сдать экзамен, чтобы поступить в вуз. Думается, что одним из объяснений подобного потребительского отношения является претупление познавательного интереса, прекрасного качества, подаренного человеку природой. Ученики перестали ощущать и ценить (а может быть, никогда и не чувствовали) внутри предметную красоту математики, силу ее эмоционального воздействия. Мне кажется, что действенным средством эстетического воздействия математики на учеников являются задачи, и именно те задачи, которые мы называем красивыми. А что же такое красивая задача? И уместно ли задачи наградить эпитетом «красивая»?

Я предлагаю учащимся посмотреть на плакат, на котором написана формула математической красоты, предложенная В.Г.Болтянским (ж. МШ № 2 , 1982 г.).

Красивая задача = непредсказуемость + неожиданность + удивительная простота + фантазия + удивление+ оптимизм+ труд+…

И предложила учащимся продолжить этот перечень, как итог нашего урока. звучали разные дополнения, а один учащийся предложил на 1-е место поставить «вдохновение».

Дополнить эту формулу можно стихотворением учащегося этого класса Голубенка Александра, которое он написал еще вначале 9-го класса.

Когда говоришь: «Математика»,

То вспоминаешь слова:

«Четкость», «ясность», «порядок»,

Силу людского ума.

  Так же как ветер могучий

 Силу движенье дает,

Древняя цифр наука

Технику движет вперед.

Вера и труд – вот слагаемые

Нашего счастья, а мы

Следствие лишь теоремы

К жизни стремленья, любви.

                 Есть красота в математике!

Она, словно чудный алмаз:

Законы тверды, нерушимы,

Свет ее радует глаз.

 

 

Но, это ясно конечно,

Не будет жизнь никогда

Четкой последовательностью событий,

Ровной гладью стекла.

Ее предсказать невозможно!

И формул таких не ищи.

Вечно в расчеты врывается

Корень из минус один.

А это стихотворение написано Сашей две недели назад и посвящается своим одноклассникам и математике, которая их объединяла эти три года. Читает стихотворение участница областного конкурса чтецов Скряга Ирина.

Мы можем думать, нам дано мыслить

Проще простого нырнуть

В пресные волны знаков и чисел –

Только бы не утонуть

Мы можем думать, нам дано мыслить

В крепкие клетки страниц

Почерком синим ясность и четкость

Будет легко заманить.

Мы можем думать, нам дано мыслить

Жаль, что не всем дано

Терпкий вкус формул знать, и решений

Пить молодое вино.

 

Спасибо вам большое ребята. Урок окончен.

 

 

 

 

 

Приложения

Задания для проектора

 

Задание №1 (первый кадр)

Найти ОДЗ уравнений 

  1.  =
  2. +=3
  3. =x
  4. =lg (4-x2)
  5. 2(x2-x-6)=
  6. x=-

Ответы: (общая часть)

1) x (-;-1)U (-1;1)U (1;+

2) 0

3) x[0;3]

4) x (-2;-1)U [0;2)

5) x (-;-2) U (3;5)U (5; +

6) x [0;+

 

Добавьте дополнительные условия так, чтобы были равносильны уравнения

1)     /       =

 

2)     *  =      *       =

 

3)    =            =

 

              

  1. 21     =1      2=10

            

5)|           |=       =

                

 

 

 

 

Задание № 2 (второй кадр)

Определите с помощью графика число корней уравнения:

  1. 2х=3-2х-х2
  2. 2+х-2
  3. =1/2х-1/2
  4. х5=10х-1

 

Задание № 3

Приключения с уравнениями (найти ошибку в решении и объяснить ее)

 

№1:   5x-25+20=4x;  5x-25=4x-20;   5(x-5)=4x(x-5);   5=4 ?

№2:    ++=1;   =1; =1; 2=0 ?

№ 3:    -5=; ; ;

; 13-х=7-х; 13=7 ?

Нет корней?

№ 4

х4-1321х-23=0;  (1)

х4-1310х-144=0;  (2)

(1)- (2)             -11х+121=0; х=11.

Не является корнем каждого уравнения. Почему?

Задание  № 4.

Программированный опрос

№ 1  Какое уравнение имеет по крайней мере один корень на множестве целых чисел?

  1. 2-9х+2=0                 3) х63-6=0
  2. х4-2х2-3=0                   4) х42+х=0

№ 2  Какое уравнение имеет корень?

  1. +2=0                       3)  10х=
  2. +=2                     4) =lх

№ 3 Дана система уравнений:

у=х2

х22

Какое утверждение ложное?

  1. не может иметь единственное решение;
  2. может иметь три решения;
  3. может иметь четыре решения;
  4. может иметь более четырех.

№ 4 Какие два уравнения равносильны?

  1. =                 и            =
  2. =2                                       и       =1     
  3.                 и         =          
  4. х3=1                                                              и          = 1     

Правильный код: 4343

lV способ: Он основан на тождестве

х(х+1)(х+2)(х+3)+1=(х2+3х+1)2 и тогда

2+3х+1)2=121                        х2+3х+1=11 есть действительные корни х=2; х=-5

                                                   х2+3х+1=-1 нет действит. корней

Ответ: 2;-5.

 

Таблица

«Нестандартные способы решений уравнений и их систем»

  1. Использование ОДЗ;
  2. Использование монотонности;
  3. Использование ограниченности(оценка областей значения функции);
  4. Использование классических неравенств:

а) , где а  (неравенство Коши)

б) а+, при а

в) (1+х)к1+кх, где х (неравенство Бернулли)

5. Тригонометрическая подстановка

х=, х=

 

Способы решения уравнения

х(х+1)(х+2)(х+3)=120

1 способ: Воспользуемся симметрией левой части, перемножим 1) и 4) множители, а 2) и 3) между собой (х2+3х)(х2+3х+2)=120.

Пусть х2+3х=у       у(у+2)=120

Отсюда у1=-12, у2=10, тогда

х2+3х=-12       и                                    х2+3х=10

D=-39-нет дейст. корней                  х2+3х-10=0

                                                              х1=-5; х2=2.

Ответ:-5;2.

ll способ: Симметрией можно воспользоваться иначе. Заметим, что числа х, х+1, х+2, х+3 расположены на числовой оси симметрично относительно числа х+3/2. замена х+3/2=у, тогда уравнение примет вид (у-3/2)(у-1/2)(у+1/2)(у+3/2)=120;

2-9/4)(у2-1/4)=120.  Пусть у2=z, z0 и дальше идет обычное решение квадратного уравнения.

lll способ: Перемножим все скобки, получим уравнение :

х4+6х3+11х2+6х-120=0.

Применим теорему Безу: найдем делители свободного члена: х=2 и проверим их как корни уравнения. Делим многочлен на (х-2), второе деление на многочлен (х+5).

                 

    http://img07.slando.kz/images_slandokz/66643737_1_1000x700_repetitor-po-matematike-na-kazahskom-yazyke-almaty.jpg

docx
Пов’язані теми
Алгебра, Розробки уроків
Додано
17 січня 2019
Переглядів
1096
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку