Нетрадиційні форми роботи. З досвіду роботи вчителя початкової школи

Про матеріал
Сумісна діяльність педагогів, батьків та дітей. Для виріення цієї проблеми необхідно застосовувати нетрадиційні форми роботи з батьками: * батьківські читання; * вечори; * тренінги; * батьківські ринги; * педагогічні лабіринти; * читацькі конференції; * аукціони; * семінари-практикуми; * майстер-класи; * ток-шоу
Перегляд файлу

КОММУНАЛЬНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

                                                  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №122

             «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕБНО УЧРЕЖДЕНИЕ – ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ»

                                               ДНЕПРОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

 

 

«Нетрадиционные формы работы с родителями»

                            (из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         г. Днепр

                                                                         2020 год

 

 

 

 

 

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педа-гога с родителями школьника. Семья - это естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет се-мья, выполняя следующие важнейшие функции:

 регулирование физического и эмоционального развития;

 влияние на развитие психологического пола;

 влияние на умственное развитие;

 ознакомление ребенка с социальными нормами;

 формирование ценностных ориентаций;

 социальная поддержка

Цель данной работы показать, что совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Моя деятельность, как классного руководителя - это семья, в которой растет, формиру-ется, воспитывается ученик. Необходимо помнить, что, воспитывая ученика ,он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи .Объектом моего профессионально-го внимания выступает семейное воспитание, именно в этих рамках я рассматриваю вза-имодействие с родителями. Каждому педагогу необходимо знать, какова сфера матери-ального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы обычаи и традиции семьи, здесь необходимо следующее:

*изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с члена-ми семьи;

*психолого -педагогическое просвещение родителей через систему родительских со-браний, консультаций, бесед;

Для решения данных проблем я использую нетрадиционные формы работы с родите-лями:

 

Нетрадиционные формы работы с родителями

 Родительские чтения

 Родительские вечера

 Родительские тренинги.

 Родительские ринги

 Педагогическая лаборатория

 Читательская конференция

 Аукцион

 Семинар – практикум

 Душевный разговор

 Мастер – класс

 Ток – шоу

 

 

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного пла¬на и учебного. Иногда эти про-блемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеж-дены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родите-лей приглашают для участия в тема¬тической консультации с помощью специальных при-глашений. В тема¬тической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социаль-ный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохрани¬тельных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители полу¬чают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

 

Примерная тематика консультаций для родителей

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3.Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4.Наказания детей. Какими им быть?

5.Тревожность детей. К чему она может привести?

6.Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7.Грубость и непонимание в семье.

8.Талантливый ребенок в семье.

9.Друзья детей — друзья дома или враги?

10.Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

 

Родительские чтения — очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсу¬ждении. Родительские чтения можно организовать сле-дующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют во-просы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает ин-формацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых южно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родитель-ских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

 

Родительские вечера — форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2—3 раза в год без присутствия де-тей. Родительский вечер — то праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными, лавное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, вой внутренний голос.

 

Примерные темы родительских вечеров

1.Год рождения ребенка - каким он был, этот первый год?

2. Первые книжки ребенка.

3.Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4.Друзья моего ребенка.

5.Праздники нашей семьи.

6.«Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7.День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8.Песни, которые пели мы и поют наши дети.

 

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным те-мам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуж¬дениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

 

Родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с ро-дителями, которые хотят изменить свое взаимодейст¬вие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверитель¬ным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регу-лярно их посещать. Чтобы тренинг был ре¬зультативен, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает воз¬можность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые зада¬вая, гак «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный об¬різ»», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье».

Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формиро-вания родительского коллектива. Родительский ринг готовите в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Во¬просы выбирают сами родители. На один вопрос отве-чают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть ауди-то¬рии в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей апло¬дисментами. Экс-пертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в от-ветах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодейст¬вия классного руко-водителя с родителями учеников ставят одну общую цель — счастье подрастающей лич-ности, входящей в современную куль¬турную жизнь.

 «Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – школа» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы ближе учитель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с ме-роприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги про-шедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное зада-ние обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются ма-териалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное выска-зывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например собрание в1 классе «Готов ли ребенок к школе ?» Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они  понимают это высказывание и дают свой совет по про-блеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка се-мейных советов»

«Аукцион»  Проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игро-вой форме. Например,  «Советы первоклассникам» Учитель дает понятия – адаптация первоклассника  совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Учитель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Родители , набравшие большее количе-ство фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»

«Семинар – практикум» где могут выступать не только учитель, но и родители, лого-пед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Опреде-ляется тема и ведущий , им может быть как учитель , так и родители, приглашенные спе-циалисты. Например возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоре-тическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того , что бы ро-дители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Душевный разговор» рассчитан не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы ( в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести ан-кетирование по теме, в конце беседы родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ре-бенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка ( нестандартного).Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы , свя-занные с леворукостью.

«Мастер – класс»  родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно учитель  дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка хорошим манерам . В конце занятия подводиться итог.

Провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей например хоро-ших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблю-дению правил приличия. В конце собрания подводится итог и родители предлагают вы-брать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенда « Копилка родительского опыта»

«Ток – шоу» такая форма работы с родителями подразумевает обсуждение одной про-блемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, учитель ,возможно, пригласить специалистов. К при-меру,  возьмем логическое мышление ребенка. Родителям предлагаются различные ситуа-ции, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Опреде-ляются ключевые понятия развития логического мышления, совместно выделяются при-чины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Ро-дители сами определяют пути решения проблемы.

Используя , нетрадиционной формы с родителями , можно использовать  следующие методы  активизации родителей.

Используемые нетрадиционные методы:

 Мозговой штурм

 Реверсионная мозговая атака, или Разнос

 Список прилагательных и определений 

 Ассоциации

 Коллективная запись

 Запись на листах

 Эвристические вопросы

 Мини-эксперимент

 

«Мозговой штурм»  - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить макси-мальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений»  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, ко-торые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики         ( прилагательные) , затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким пу-тем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент ( что мешает установлению доверия в детском коллективе или пе-дагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не при-дет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассо-циация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением про-блемы.

«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необхо-димые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использо-вать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись  наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит об-суждение написанного.

«Запись на листах»  При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно фор-мулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен» , каждый ро-дитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последова-тельно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них , родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последо-вательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«Мини- эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследователь-скую деятельность, создать познавательный контакт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

 

В системе проводился родительский всеобуч:

1 «.Психиатрический  «ЛИКБЕЗ ».»

2« .Педагогический диалог в семье»

3.«Родители – первая общественная среда ребенка»

4.«Воспитательный потенциал семьи»

Посещение родителей на дому — это неотъемлемая форма взаимодействия с родите-лями,  с целью изучения семейной атмосферы , где ребенок проводит большую часть сво-его времени.

И традиционные, нетрадиционные методы и формы взаимодействия с родителями учеников ставят одну общую цель - счастье подрастающей личности, входящей в совре-менную культурную жизнь.

.В форме, бесед, консультаций, рекомендаций, исследований нам удавалось совместно положительно влиять на воспитанность учащихся класса.

Эффективными методами взаимодействия были рекомендации и консультации роди-телям.

Очень интересная и эффективная форма работы с родителями для знакомства и спло-чения

«Мастерская общения с родителями»

 

Тема: «Давайте познакомимся».

 

Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплоче-нию родительского коллектива, избрать родительский комитет группы.

Участники мастерской: учитель, родители.

Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.

 

Ход проведения.

 

1. Вводное слово учителя. Педагог поздравляет родителей учеников с началом учебного года и произносит следующие слова: «Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения «Давайте познакомимся!». Вам предлагается работать и общаться в группах, са-мостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий. Я буду отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начинаем!»

2. Индукция. (все сидят обычно): обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ла-донь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя. Как бы вы хотели, чтобы к вам с сегодняшнего дня обращались и вы при этой форме чувствовали себя комфортно (получается «визитка»каждого участника мастер-ской).

3. Социоконструкция:

Объединить в группы по цвету своих «визиток» (столы переставляются в соответствии с созданными группами);

Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей; Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку» - выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок).

4. Социализация: выступление групп с представлением своих коллективных «визи-ток».

5. Избирается родительский комитет класса.

6. Рефлексия: «передавайте изготовленную «ладошку»с рассказом о своих впечатле-ниях и чувствах, возникших на мастерской, как вы себя чувствовали в начале, в процессе и на завершающем этапе работы в мастерской, постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Высказывайте свои пожелания воспитателю и избранному родитель-скому комитету класса»

Цель семейного воспитания - помочь детям естественно расти и развиваться, так, что-бы они могли подготовиться к супружеству и родительству. Нас заботит нравственное и духовное развитие личности. Важным измерением личностного развития являются отно-шения, которые мы устанавливаем с другими людьми, особенно членами наших семей. большинство эмоциональных и психологических проблем, возникающих у людей, возни-кают в семье из-за плохих отношений между родителями и детьми. Эти проблемы могут быть перенесены ими на общество. Самые главные отношения в семье - это:

 родители и дети;

 братья и сестры;

 муж и жена.

Советы педагогам и родителям

 

Если:

 ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

 ребенка высмеивают, он становится замкнутым

 ребенка хвалят, он учится быть благородным

 ребенка поддерживают, он учится ценить себя

 ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины

 ребенок растет в терпимости, он учится понимать других

 ребенок растет в честности, он учится быть справедливым

 ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей

 ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным

 ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить лю¬бовь в этом мире

 

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педаго-гической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической рабо-те с родителями, а также как темы собраний и бесед с ним

docx
Додав(-ла)
Дробот Надія
Додано
12 лютого 2020
Переглядів
420
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку