Открытый урок по русскому языку 8 класс
Тема: Определения. Согласованные и несогласованные определения
Цели:
1. Познавательные:
- расширить представления учащихся об определении; - ознакомить учащихся с согласованными и несогласованными определениями;
2. Практические:
- начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения; - развивать устную речь учащихся, их самостоятельность, уверенность в своих силах; - прививать любовь к творчеству русских писателей и художника И. Левитана
3. Воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам.
1. Формирование психологического настроя на урок. ( 2 мин)
Играет классическая музыка П.И.Чайковского «Осень»
Доброе утро, ребята! Начинаем урок русского языка, он будет сегодня уроком – прощанием с осенью.
2. Опрос домашнего задания ( 2 мин)
Определение темы урока. Целеполагание. (3 мин)
Для начала вспомним темы прошлых уроков.
- Назовите виды связи слов.(согласование, управление, примыкание)
- Назовите главные члены предложения.
- Назовите второстепенные члены предложения.
- Молодцы, ребята.
- На улице осень. Дождь, холод, слякоть. Она наводит уныние, тоску. А для кого – то :
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. А С Пушкин
Осень была любимой темой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. Перед вами картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
1.Что изображен на картине? (осенний пейзаж)
2. Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные - воды)
3. Что изображено на переднем плане? (Изображена река.)
4. Какая она?(небольшая тонкая речка).
5. Какая в ней вода? (вода темная, очень холодная)
6. Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим растущий красновато-розовый куст).
7. Какой день изображен на картине?( солнечный и теплый)
8. Какое небо? (небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)
9. Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное)
10. Какое чувство вызывает эта картина? ( умиротворение. Это наша родная природа, наша река, наш лес)
- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осеннюю картину так, как изобразил художник?
-а каким членом предложения являются эти слова?(определением)
Давайте прочитаем стихотворения и посмотрим, какими словами авторы передают красоту осени
1) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный ,
И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)
2) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной. (И.Бунин)
- какими средствами художественной выразительности представлены эти слова?(эпитет) Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;
-а каким второстепенными членами предложения являются данные слова?(Определениями)
Без определений наша речь была бы скучной, серой, однообразной, определения делают речь ярче, образнее, богаче, точнее, красивее.
Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении.
- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока: 25 ноября. Классная работа. Определение. Согласованное и несогласованное определение
4. Повторение теоретического материала
- откройте стр 73 - 75
- (Читаю сама) Согласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством согласования. А несогласованные определения - путем управления и примыкания
На какие вопросы отвечает (Какой? Который? Чей?)
Какой частью речи выражено (Прилагательное, Причастие, Порядковое числительное, местоимение)
5. Изучение нового материала 5 мин
- Ребята, давайте вспомним виды связи слов в словосочетаниях. Я вам называю словосочетания, а вы распределяете по видам связи.(Работа у доски)
Согласование: волнистая ткань, тёмно-синяя грань, блестящее солнце, кудрявая береза, дубовая роща
Управление: накидка из шелка, идти по дороге, встретиться с лесничим, мальчик с русыми волосами
Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив, идти медленно, сказал волнуясь, почти незаметно
А теперь найдите согласованные и несогласованные определения.
- Что нужно сделать, для того чтобы определить вид определения?
( Определить вид подчинительной связи в словосочетании).
- если между главным и зависимым словом связь согласование – согласованные определения.
- Если определение связано с главным словом другим способом подчинительной связи (управлением или примыканием), то такие определения будут называться несогласованными.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Согласованные определения стоят перед главным словом и изменяются ,если изменяется главное слово, а несогласованные стоят после главного слова и не изменяются.
Ответы детей:
Согласованные: волнистая ткань, тёмно-синяя грань, блестящее солнце, кудрявая береза, дубовая роща
Несогласованные: мальчик с русыми волосами, накидка из шелка, желание полюбоваться, береза напротив
- упражнение 118 стр 75 Списать, вставить слова из справки. Обозначить главное слово и зависимое определение. Указать вид определения
6. Закрепление материала. 10 мин Выписать согласованные и несогласованные определения
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком. С. Есенин
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. С.Есенин
Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?.. А. Ахматова
А теперь давайте поработаем самостоятельно.(РЕЗЕРВ)
Тест.
Определение- это ____второстепенный_______ член предложения, который обозначает ___признак_____, отвечает на вопросы ___какой?_____, _____Чей?_____.
а)___согласованные________ б)_____несогласованные____
3. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения.
а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;
***б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;
в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.
4.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно выражается несогласованное определение.
***а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;
б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;
в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным.
5. В этом предложении определением является слово (слова)в предложении Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель:
А) Засыпала ***Б) звериные В) тропинки ***Г) вчерашняя ***Д) разгульная Е) метель.
6. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.
А) юная школьница____________________________________
Б) скульптура из бронзы________________________________
В) желание выступать__________________________________
Г) покрытие в три слоя_________________________________
Д) чарующий аромат___________________________________
7.Рефлексия 1 мин
Что называется определением?
- Какими бывают определения?
- Какую роль играют определения в художественном тексте? Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее
8.Выставление оценок 2мин
9. Домашнее задание 1 мин
Творческое задание: сочинить небольшое стихотворение об осени с использованием согласованных и несогласованных определений
Выучить правило