5 березня о 18:00Вебінар: Дизайн продуктивного уроку біології

Определение согласованное и несогласованное

Про матеріал
Цели: 1. Познавательные: - расширить представления учащихся об определении; - ознакомить учащихся с согласованными и несогласованными определениями; 2. Практические: - начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения; - развивать устную речь учащихся, их самостоятельность, уверенность в своих силах; - прививать любовь к творчеству русских писателей и художника И. Левитана 3. Воспитательные: - воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам.
Перегляд файлу

Открытый урок по русскому языку 8 класс

Тема: Определения. Согласованные и несогласованные определения

Цели:

1. Познавательные:

- расширить представления учащихся об определении; - ознакомить учащихся с согласованными и несогласованными определениями;

2. Практические:

- начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения; - развивать устную речь учащихся, их самостоятельность, уверенность в своих силах; - прививать любовь к творчеству русских писателей и художника И. Левитана

3. Воспитательные:

- воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам.

1. Формирование психологического настроя на урок.  ( 2 мин)

Играет классическая музыка П.И.Чайковского «Осень»

Доброе утро, ребята! Начинаем урок русского языка, он будет сегодня уроком – прощанием с осенью.

2. Опрос домашнего задания ( 2 мин)

Определение темы урока. Целеполагание.  (3 мин)

Для начала вспомним темы прошлых уроков.

- Назовите виды связи слов.(согласование, управление, примыкание)

- Назовите главные члены предложения.

- Назовите второстепенные члены предложения.

- Молодцы, ребята.

- На улице осень. Дождь, холод, слякоть. Она наводит уныние, тоску. А для кого – то :

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. А С Пушкин

Осень была любимой темой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. Перед вами картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

1.Что изображен на картине? (осенний пейзаж)

2. Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные - воды)

3. Что изображено на переднем плане? (Изображена река.)

4. Какая она?(небольшая тонкая  речка).

5. Какая в ней вода? (вода темная, очень холодная)

6. Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим растущий красновато-розовый куст).

7. Какой день изображен на картине?( солнечный и теплый)

8. Какое небо? (небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)

9. Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное)

10. Какое чувство вызывает эта картина? ( умиротворение. Это наша родная природа, наша река, наш лес)

- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осеннюю картину так, как изобразил художник?

-а каким членом предложения являются эти слова?(определением)

Давайте прочитаем стихотворения и посмотрим, какими словами авторы передают красоту осени

1)   Есть в осени первоначальной

           Короткая, но дивная пора –

           Весь день стоит как бы хрустальный ,

           И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)

2)  Лес, точно терем расписной,

           Лиловый, золотой, багряный,

           Веселой пестрою стеной

           Стоит над солнечной поляной. (И.Бунин)

- какими средствами художественной выразительности представлены эти слова?(эпитет) Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления;

 

-а каким второстепенными членами предложения являются данные слова?(Определениями)

Без определений наша речь была бы скучной, серой, однообразной, определения делают речь ярче, образнее, богаче, точнее, красивее. 

Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении.

- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока: 25 ноября. Классная работа. Определение. Согласованное и несогласованное определение

4. Повторение теоретического материала

- откройте стр 73 - 75

- (Читаю сама) Согласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством согласования. А несогласованные определения - путем управления и примыкания

На какие вопросы отвечает (Какой? Который? Чей?)

Какой частью речи выражено (Прилагательное, Причастие, Порядковое числительное, местоимение)

5. Изучение нового материала 5 мин

- Ребята, давайте вспомним виды связи слов в словосочетаниях. Я вам называю словосочетания, а вы распределяете по видам связи.(Работа у доски)

Согласование: волнистая ткань, тёмно-синяя грань, блестящее солнце, кудрявая береза, дубовая роща

Управление: накидка из шелка, идти по дороге, встретиться с лесничим, мальчик с русыми волосами

Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив, идти медленно, сказал волнуясь, почти незаметно

А теперь найдите согласованные и несогласованные определения.

- Что нужно сделать, для того чтобы определить вид определения?

( Определить вид подчинительной связи в словосочетании).

- если между главным и зависимым словом связь согласование – согласованные определения.

- Если определение связано с главным словом другим способом подчинительной связи (управлением или примыканием), то такие определения будут называться несогласованными.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Согласованные определения стоят перед главным словом и изменяются ,если изменяется главное слово, а несогласованные стоят после главного слова и не изменяются.

Ответы детей:

Согласованные: волнистая ткань, тёмно-синяя грань, блестящее солнце, кудрявая береза, дубовая роща

Несогласованные:  мальчик с русыми волосами, накидка из шелка, желание полюбоваться, береза напротив

- упражнение 118 стр 75 Списать, вставить слова из справки. Обозначить главное слово и зависимое определение.  Указать вид определения

6. Закрепление материала. 10 мин Выписать согласованные и несогласованные определения

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком. С. Есенин

 

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. С.Есенин

 

Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?.. А. Ахматова

 

 А теперь давайте поработаем самостоятельно.(РЕЗЕРВ)

Тест.

  1. Дополни следующую формулировку.

Определение- это ____второстепенный_______ член предложения, который обозначает ___признак_____, отвечает на вопросы  ___какой?_____, _____Чей?_____.

  1. По способу выражения определения делятся на

а)___согласованные________  б)_____несогласованные____

3. Укажите  номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения.

а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;

***б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;

в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.

4.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно выражается несогласованное определение.

***а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;

б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;

в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным.

5. В этом предложении определением является слово (слова)в предложении Засыпала звериные тропинки вчерашняя разгульная метель:

А) Засыпала     ***Б) звериные    В) тропинки   ***Г) вчерашняя    ***Д) разгульная    Е) метель.

6. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.

А) юная школьница____________________________________

Б) скульптура из бронзы________________________________

В) желание выступать__________________________________

Г) покрытие в три слоя_________________________________

Д) чарующий аромат___________________________________

 

7.Рефлексия 1 мин

Что называется определением?

- Какими бывают определения?

- Какую роль играют определения в художественном тексте? Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее

8.Выставление оценок 2мин

9. Домашнее задание 1 мин

Творческое задание: сочинить небольшое стихотворение об осени с использованием согласованных и несогласованных определений

Выучить правило

 

docx
Додано
22 листопада 2020
Переглядів
204
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку