Обобщение и систематизация сведений о правописании чередующихся гласных в корне слова, выработка практического умения находить корни с чередованием и выбирать правильное правописание; развитие быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи; формирование коммуникативных умений , положительного и внимательного отношения к русскому языку; воспитание умения работать в коллективе.
Тема. Правописание корней с чередованием
Цель: обобщить и систематизировать сведения о правописании чередующихся гласных в корне слова, выработка практического умения находить корни с чередованием и выбирать правильное правописание; способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи; формирование коммуникативных умений , положительного и внимательного отношения к русскому языку; воспитывать умение работать в коллективе
Задачи:
1.Развивающие:
-создание положительной мотивации на уроке
-вовлечение класса в активный процесс познания
2.Обучающая:
-закрепление знаний о правописании корней с чередованием посредством путешествия
3.Воспитательная:
-умение работать в коллективе
Тип урока: обобщение знаний
Форма урока: (космическое путешествие)
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал
I. Оргмомент
Учитель. Добрый день! Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание нашим гостям.
Мы рады приветствовать вас в классе (учен.)
Возможно , есть классы и лучше и краше.(учен.)
Но пусть в нашем классе вам будет светло(учен.)
Пусть будет уютно и очень легко,(учен.)
Поручено нам вас сегодня встречать,(учен.)
Но начнем же урок, не будем зря время терять.(УЧИТЕЛЬ)
II.Сообщение темы, цели урока.
1.Ребята, сегодняшний урок я хочу начать со слов Расула Гамзатова. (СЛАЙД)
-Давайте прочитаем текст вслух и определим основную мысль.
-Ученик читает текст У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. Расул Гамзатов
-Какова же основная мысль, о чем заставляет задуматься автор?
- Ребята, как вы думаете, почему в некоторых словах пропущены буквы?
-А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока
Так, действительно, тема нашего урока-ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ СЛАЙД
-А каковы наши цели?
Учитель. Правильно, сегодня мы обобщим и закрепим правила написания букв а- о, е -и в корнях с чередованием, отработаем с вами умения находить такие корни и объяснять их написание.
Сделаем это с помощью космического путешествия на планету ОРФОГРАФИЯ(СЛАЙД).
Как вы думаете, почему на планету с таким именно названием?
Учитель. Ребята, в путешествие мы с вами отправляемся на космическом корабле, а у каждого космического корабля должно быть название, вы согласны? И я, как руководитель полета, предлагаю назвать наш корабль «РОСТОК». Как вы думаете, почему выбрала такое название?
Итак, сегодня ваши тетради -это бортовые журналы, открываем их, записываем дату отправления нашего космического корабля в полет.(ОТКРЫТЬ НА ДОСКЕ ТЕМУ) Наше путешествие состоит из нескольких этапов.
I этап – ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ. СЛАЙД
Внимание! Перед вами таблица КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ. Космонавты должны быть хорошо подготовлены теоретически.
Учитель. Давайте внимательно рассмотрим таблицу и вспомним, от чего зависит чередование?
О чем нам говорит первая колонка?
- от ударения СЛАЙД
-от суффикса СЛАЙД
-от последующего согласного СЛАЙД
- от значения СЛАЙД
Итак, вспомним, как же зависит написание корней от ударения. Таблица нам в этом очень поможет.
Чередование о – а, е – и зависит от
|
|||
ударения |
суффикса |
последующего согласного |
значения |
гор – га́р Искл: вы́гарки, при́гарь, и́згарь |
дер - дир+а бер-бир+а |
раст – ращ - рос Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль |
мак - мок |
Кло́н – кла́н Клон |
мер - мир+а |
|
равн–ровн Искл: равнина |
Тво́р – тва́р твор Искл: у́тварь |
пер - пир+а |
скак - скоч Искл: скачок, скачу |
|
тер - тир+а |
|
|
|
Зо́р – зар Искл: зоревать, зорянка |
блест - блист+а |
|
|
жег - жиг+а |
|
|
|
|
стел - стил+а |
|
|
|
чет – чит+а Искл: сочета́ть, сочета́ние. |
|
|
|
лаг - лож+а |
|
|
|
кос - кас+а |
|
|
Плав – плов – плыв: во всех словах пишется корень – плав -. Искл: пловец, пловчиха, плывун
|
Нужно сказать, что к полету вы подготовились неплохо. Поэтому с вами можно совершать групповой полет на планету «Орфография».
Итак, II этап «Взлет ракеты». СЛАЙД.
Внимание! Перед вами слово, записанное вертикально. КОСМОС. Нужно подобрать на каждую букву слово с чередующимся корнем, графически объяснить орфограмму. Один ч-к у доски, остальные на местах. У того, кто опередит работающего у доски, задание будет проверено.
Касаться
Отпирать
Соберет
Макать (сухарь в чай)
Обложить
Склонять
В это время один ученик выполняют задание на доске.
Не забывайте, что, выполняя самостоятельно работу в своих бортовых журналах, вы помогаете тем самым более быстрому взлету ракеты. Итак, приблизил нас к более быстрому взлету ракеты…
Но в целом, все космонавты потрудились на славу. И поэтому, приготовились к взлету ракеты.
ВНИМАНИЕ! 3,2,1-пуск СЛАЙД (запись стартующей ракеты)
А пока мы взлетаем, небольшая историческая справка о планете «Орфография». СЛАЙД
Орфография – это один из разделов науки о языке. Орфографией называют правила, которые определяют написание слов.
Своя орфография есть в каждом из современных языков, и это не удивительно, ведь иначе люди так и не смогли бы прийти к общему мнению, как правильно писать то или иное слово, перестали бы верно понимать написанное другим человеком определение. Само слово «орфография» имеет античные корни и происходит от древнегреческих слов «правильный» и «пишу». То есть, важное значение орфографии проявилось тогда, когда люди стали не только устно разговаривать между собой, но и записывать свою речь. С тех пор многие правила изменились, но орфография по-прежнему призвана обеспечивать единство принципов передачи языка в письменном виде.
Учитель. Итак, как бы жилось людям, если бы не было орфографии?
Да, ребята, орфография чрезвычайно важна для порядка и для понимания языка.
Учитель. Вскоре мы продолжим наше путешествие, но скажите вначале, космонавты должны быть здоровыми и крепкими?
Тогда давайте посетим наш стадион « Физкультминутка». СЛАЙД
В корне ЛАГ – пишем А (поднимаем руки вверх шалашиком)
Получается АГА.
Перед Ж пишем О – (чертим руками круг)
Это знаем мы давно.
О напишем в корне РОС:
Вырос, перерос, подрос (встаем на цыпочки, поднимаем руки вверх)
Перед СТ и Щ всегда
Напишем только букву А (поднимаем руки вверх шалашиком)
Переходим к следующему этапу РАБОТА В ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ. СЛАЙД
Первый ч-к, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов (18 марта 1965 год).
А вы знаете, кто первый космонавт независимой Украины? СЛАЙД
Итак, начинаем работу в ОТКРЫТОМ КОСМОСЕ.СЛАЙД
Центр управления полетом передает мне, что в открытом космосе замечен КОСМИЧЕСКИЙ МАГАЗИН . Кто хочет побывать в необычном магазине и сделать покупки?
Купить только слова –исключения, прикрепить на доску, вставить пропущенные буквы.
Наш экипаж-международный.Члены экипажа- русские, украинцы, англичане должны в совершенстве знать эти языки и четко делать переводы. Перед вами картонные звезды. На оборотной стороне лучей написаны слова с чередующимися корнями на украинском и английском языках. Вам нужно перевести на русский язык. Среди этих звезд есть одна с сюрпризом, позволяющая нам перейти к следующему этапу космического путешествия. Нужно перевести на русский язык фразеологизм. Когда переводчики справятся с работой, передадут звезды в координационный центр (центр управления полетами). Работники координационного центра сегодня -ребята-десятиклассники.
Итак, работу закончили.
Давайте пригласим сюда…Он прочитает, как перевел слова и фразеологизм
1.засмагати(загорать)
2.рослини(растения)
3.запалювати(зажигать)
4.Dawn(заря) дон
5.Freeze(замереть) фриз
6.Потрапити під гарячу руку
-отличается ли написание слова ГОРЯЧИЙ в русском и украинском языках?
-Каково значение фразеологизма? Смысл выражения: незаслуженно попасть под гнев человека, который находится в крайней степени возбуждения, раздражения и злобы, до которой его довели другие люди, но достанется и вам, невинным, за компанию
-Индивидуальное сообщение СЛАЙД
Возникновение фразы: когда человек очень раздражен и готов излить свой гнев на каждого, у него в организме происходят определенные изменения - учащается биение сердца, усиливается кровоток, поднимается давление. От этого у человека кожа краснеет и даже глаза наливаются кровью, человек в прямом смысле этого слова раскочегаривается своей злостью и он весь, а не только его руки, просто пышет яростным жаром. Так что в таком состоянии к этому лучше вообще не подходить, а держаться от него подальше на расстоянии пушечного выстрела.
Приходилась вам общаться с такими людьми? Приятно? Поэтому мы с вами должны помнить о толерантности? Кто знает значение этого слова?
А теперь проверим, какие слова исключения купил…
Центр управления полетом сообщает, что обработал вашу информацию и готов сообщить о результатах перевода
Слово координационному центру. Как потрудились наши переводчики? (Переводы ребят показали, что в основном все они в совершенстве знают языки, справились с заданием неплохо. Но хотелось бы отметить безупречно выполненные переводы таких ребят…)
III. «СТЫКОВКА КОРАБЛЕЙ»
Впервые в практике пилотируемой космонавтики стыковку кораблей на орбите совершили космонавты Владимир Шаталов и Борис Волынов. СЛАЙД
Как известно, заключительный этап стыковки включает в себя причаливание и соединение кораблей. Мы осуществим стыковку, если соединим части текста в единое целое, а для этого нам нужно выполнить творческую групповую работу. Выделенные глаголы необходимо заменить другими глаголами-синонимами с чередующимися корнями. Для этого разбиваемся на 3 группы, получаем части текста, подбираем глаголы, выделяем корни и объясняем написание.
1 гр. наст вечер Наступил вечер. Туристы устроились (расположились) на отдых у реки. Быстро поднялись (выросли) на берегу палатки
2 гр. послед лучи Последние лучи солнца трогали (касались) вершин деревьев. Заря угасала(догорала)
3гр. по оврагам По оврагам расходился(расстилался) туман. Путники стали искать (собирать) сучья для костра. Один за другим вспыхивали(загорались)костры
Остальные дети трудятся индивидуально, подобрать пословицы со словами, в которых есть чередующийся корень. Итак, как же справились наши группы?
А теперь давайте прочтем весь текст и объясним написание слов СЛАЙД-весь текст
У нас есть еще ребята, которые трудились индивидуально. Предоставляем возможность прочитать пословицы, а вы на слух должны выбрать слова с черед. корнями, записать, объяснить графически.
Смелый умирает один раз, а трус каждый день.(И)
Смерть чинов не разбирает.(И)
Солдат службы не выбирает.(И)
Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.(Е)
Кто детям потакает, сам слезы вытирает.(И)
Не силой дерутся – умением.(Е)
Не задирай нос высоко – споткнешься(И)
Стыковка прошла успешно и мы переходим к следующему этапу ВОЗВРАЩЕНИЕ на Землю. СЛАЙД
Проводим игру « Отгадай слово».
1.Стебель растения в самом начале его развития(росток)
2.Человек, который дает деньги в долг под большие проценты(ростовщик)
3.Мужское имя (Ростислав)
4.Сортируя, пересматривать что-либо (перебирать)
5.Отнимать, принуждать отдать что-либо(отбирать)
6.Приводить что-либо в порядок(убирать)
7.Стать неподвижным, перестав двигаться, затаив дыхание(замереть)
8. Добавление к чему-нибудь, например, к журналу (приложение).
9.Частый кустарник, которым заросло какое-либо место (заросли) .
10. огадка, предварительная мысль (предположение).
11.Устроиться где-нибудь на отдых (расположиться).
12.Несколько вырасти, стать старше (подрасти).
13.Сообщать свои мысли (излагать).
14.Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян (поросль).
Итак победитель…приблизил нас к Возвращению на Землю. СЛАЙД
VI. Итог урока. Дети дают оценку своей работы. Итак, вот мы и вернулись с вами на Землю.
- Какую же цель мы ставили сегодня, путешествуя по космическим просторам ОРФОГРАФИИ? (Закрепить правописание корней с чередованием)
– Удалось ли достичь поставленной цели?
– Каким способом ее достигли? (с помощью интересного космического путешествия)
СЛАЙД. МИКРОФОН. А теперь представьте, что вы стали участниками пресс-конференции.
- Что тебе больше всего запомнилось на уроке? (я нескольким ученикам)
-Что узнали нового?
-За что ты можешь себя похвалить на уроке?
-Назови корни, написание которых было легче всего объяснять?
-Какой корень для тебя был самый трудный?
Учитель: Козьма Прутков сказал: «Зри в корень!». Он был прав. Надо научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, тогда все слова вы будете писать верно.
VI. «Адаптация космонавтов». СЛАЙД
Учитель. Как известно, после космического путешествия космонавты проходят адаптацию. Как вы думаете, а что для нас с вами будет адаптацией? (дом. зад.)
Итак, пишем д. з.
1.Повторить таблицу (Подарок от координационного центра)
2.Привести свои примеры на каждое из правил (15 слов)
3.Разгадать кроссворд
Все это будет хорошей подготовкой к контрольной работе, которую мы будем писать на следующем уроке.
Учитель. Когда последний закруглен виток.
Так хорошо сойти на Землю снова.
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс...
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Спасибо всем за урок! Пусть ваше сердце будет всегда с родной Землей!!!