Оскар Уайльд. Сказка «Мальчик-звезда».

Про матеріал

Вступительный урок к циклу "Мальчик-звезда" . В уроке использованы элементы технологии Критического мышления. К разработке урока прилагается эссе учителя, урок прохронометрирован, определены действия всех участников учебного процесса.

Перегляд файлу

http://lescreasdekathy.l.e.pic.centerblog.net/o/fc482d3f.png

                                    Вступление

Урок, представленный на конкурс, разработан учителем русского языка и литературы Харьковского частного учебно-воспитательного комплекса «Вересень», учителем высшей категории, учителем–методистом, Отличником образования Украины Забелиной Надеждой Ивановной, сертифицированным участником международной программы  RWCT (Readinq and Writinq for Critical Thinkinq).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://lescreasdekathy.l.e.pic.centerblog.net/o/fc482d3f.png                                       

Ессе «Мне хотелось рассказать…»

         Литература…Предмет школьной программы… Вид искусства, искусства слова…Учитель определяется сам, как  он будет работать со своими подопечными: «препарировоть» текст, руководствуясь традиционно только литературоведческими понятиями (тема, идея, образы, проблематика, положительные и отрицательные герои, художественные средства…) или…

          Вот оно слово, в нем все : время, чувства, символы, знаки, выбор, проблемы…. И вдумчивый читатель это поймет  и оценит. Какое оно это слово, в чем его  предназначение(«мозговой штурм»),каков его смысл в прошлом ,настоящем и будущем художественного текста(управляемое  чтение с вопросами- подсказками),каково его значение в системе таких же слов     (« ключевые слова») .Оно ,слово, выстраивает  цепочку событий текста. И дети это чувствуют!

          Меня просто удивил выбор «ключевого слова» из отрывка сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева», который раньше  считала обычной портретной характеристикой: «…одна из них, побольше, упала на край на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости.» А  ребята сразу удивились: «…так прелестна, так нежна, вся из ослепительного белого льда и все же живая!...» Их удивило «...и все же живая!..», особенно восклицательный знак…Живая, значит, и красивая, и равнодушная, и высокомерная, и…. А еще какая, если живая? Чувствующая! Одинокая! Но только не злая! Могла она не пустить Герду к Каю? Могла! Могла она окончательно заморозить Кая? Могла! Но почему не…? И почему слово «вечность» вдруг сложилось только тогда, когда сердце Кая вновь стало горячим? Парадокс? Нет! Вот удивительная детская мысль: вечность – это душевное тепло, любовь, а не холод и смерть…Снежная королева сдалась… и наступила весна(ничего иного и быть не могло).

           В этом – движение мысли на уроке, в этом- вдумчивый читатель, в этом- предназначение и смысл «ЧПКМ»!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема : Оскар Уайльд. Сказка «Мальчик-звезда».

 

 

Цели и задачи урока: обучать вдумчивому , внимательному чтению; способствовать формированию исследовательской культуры учащихся; развивать умение давать оценку героям, их поступкам, навыки работы в группе, познавательный интерес, самостоятельность суждений, речевую культуру учащихся; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, милосердие, сострадание.

Оборудование: презентация , состоящая из 5 слайдов (тема урока, портрет писателя, понятие « эпиграфа» и «темы», которые определят в процессе работы сами учащиеся ), учебники, тетради.

Тип урока: вступительный урок к теме.

 

Форма урока : урок с использованием методик критического мышления (методика управляемого чтения, методика «ключевых слов»)

 

Время урока :45 минут

 

 

 

 

 

Ход урока:

Время

Действия учителя

Действия учеников

Оборудование,

сопровождение

 

1 мин.

 

 

І. Организационный этап

Приветствие

 

 

 

 

 

 

 

 

40 мин.

ІІ. Основная часть урока

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5мин.

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

Актуализация

Объявление темы  и задач урока

  • Сегодня мы продолжаем нашу работу над литературной сказкой, наша задача - ознакомиться с творчеством Оскара Уайльда, читая и анализируя начало сказки "Мальчик- звезда" определить тему произведения.   

А сейчас самостоятельно знакомимся с творчеством писателя ,читая статью учебника на странице

и составляя визитную карточку писателя.

 

Осознание смысла текста

  • Мы знаем с вами, что очень часто писатели используют  эпиграф к своему произведению или к частям его.
  • Мы, работая с тексом сказки, сами найдем слова, которые станут эпиграфом.                       

 

  • Читаем 1 отрывок до остановки.

 

 

 

Отвечаем на вопросы и выполняем задание

  • Почему сказка начинается с описания зимнего холода в лесу?
  • Какой бывает холод? Подберите определения к слову «холод» и запишите их в тетради.

 

Читаем дальше.

 

 

 

Отвечаем на вопросы и выполняем задание

  • Почему Лесорубы обрадовались, когда нашли дорогу домой?

 

 

 

 

 

Продолжаем читать дальше до остановки, и отвечаем на вопросы.

 

Отвечаем на вопросы и   выполняем задание

  • Найдите ключевые слова, которые указывают причину, почему Лесорубы бросились искать звезду?
  • Как дальше будут развиваться события?
  • Объясните свое предположение.

 

Ребята, продолжаем чтение. Остановку сделаем на словах «глупость» и «мягкосердечие.

 

Отвечаем на вопросы и   выполняем задание

 

  • Прокомментируйте поступок каждого из Лесорубов.
  • Как встретят  Лесоруба, который взял ребенка домой?
  • Объясните свое предположение.

 

 

 

Читаем отрывок от слов «Когда жена открыла дверь…

 

Отвечаем на вопросы и   выполняем задание

 

-Почему Лесоруб не переступил порог?

 

 

 

Читаем дальше и делаем остановку на словах «И жена не ответила ему ничего, только ближе пододвинулась к огню»

 

Отвечаем на вопросы и   выполняем задание

-Почему в доме появился злой ветер?

-Найдите ключевую фразу отрывка. Запишите

 ее в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Читаем последний отрывок

 

 

 

 

 

Отвечаем на вопросы и   выполняем задание

  •  В чем смысл финальных строк отрывка? Нарисуйте мысленно картинку. Что она вам напоминает?
  • Почему Оскар Уайльд только теперь  начинает рассказывать историю Мальчика-звезды.

 

 

 

 

Рефлексия

Работаем с понятием «эпиграф», «тема», записываем в тетрадь

 

-Какие слова из почитанных отрывков могут стать эпиграфом к нашей сказке?

 

 

 

 

Заключительное слово учителя:

- Сегодня мы с вами начали знакомство с интереснейшей сказкой, думали над каждым словом, выступали исследователями, были психологами, предполагали, рассуждали, отстаивали свою точку зрения, сочувствовали, сопереживали. И в этом нам помог Оскар Уайльд

Записываем домашнее задание: читать стр.169-173(до слов «И он побежал в лес…», написать пожелание в дорогу Мальчику-звезде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики читают материал учебника и заполняют визитную карточку.

 

 

 

 

Ученики обращают внимание на слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики самостоятельно читают отрывок до первой остановки

 

 

 

Ученики в процессе работы над заданием выходят на понятие «душевный холод»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики подбирают слово, которое отражало бы  состояние Лесорубов, и выходят на понятия «родной дом», «домашний очаг», «душевное тепло»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики быстро находят слова «жажда золота» и высказывают свои предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики, комментируя

поступки Лесорубов, выходят на понятия «выбор», проявление «душевного холода»и «душевного тепла»,аргументируют

свои предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики рассуждают над поведением жены Лесоруба, говорят о «душевном холоде»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики объясняют это неготовностью женщины одобрить поступок мужа. Они уверенно зачитывают строчки и записывают их в тетрадь: «В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа»

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики рассуждают о выборе, перед которым стоит женщина. Как мать она не могла поступить иначе. Представляя Мадонну, Деву Марию, Богоматерь,  говорят о великой любви Матери и  будет ли Мальчик-звезда достоин этой любви.

 

Ученики осмысливают теоретические понятия,  записывают их в тетрадь.

Ученики уверенно зачитывают уже записанную ранее фразу, предлагают свои варианты формулировок темы,  выбирают  и записывают самую удачную.

 

 

 

 

Презентация Powerpoint

Слайд 1.  « Тема урока»

 

 

 

 

 

 

 

Учебник,

Слайд 2. «Оскар Уайльд. Визитная карточка писателя.

 

 

Слайд 3

Эпиграф

«…?. . .»

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

(до первой остановки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

(до второй остановки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

(до третьей остановки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

(до четвертой остановки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

(до пятой остановки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

(до шестой остановки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

( до слов «…опустила его в колыбельку рядом с младшим из своих детей»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация слайды4,5,6

 

  •  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

docx
Додано
30 жовтня 2018
Переглядів
1884
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку