Вступительный урок к циклу "Мальчик-звезда" . В уроке использованы элементы технологии Критического мышления. К разработке урока прилагается эссе учителя, урок прохронометрирован, определены действия всех участников учебного процесса.
Вступление
Урок, представленный на конкурс, разработан учителем русского языка и литературы Харьковского частного учебно-воспитательного комплекса «Вересень», учителем высшей категории, учителем–методистом, Отличником образования Украины Забелиной Надеждой Ивановной, сертифицированным участником международной программы RWCT (Readinq and Writinq for Critical Thinkinq).
Ессе «Мне хотелось рассказать…»
Литература…Предмет школьной программы… Вид искусства, искусства слова…Учитель определяется сам, как он будет работать со своими подопечными: «препарировоть» текст, руководствуясь традиционно только литературоведческими понятиями (тема, идея, образы, проблематика, положительные и отрицательные герои, художественные средства…) или…
Вот оно слово, в нем все : время, чувства, символы, знаки, выбор, проблемы…. И вдумчивый читатель это поймет и оценит. Какое оно это слово, в чем его предназначение(«мозговой штурм»),каков его смысл в прошлом ,настоящем и будущем художественного текста(управляемое чтение с вопросами- подсказками),каково его значение в системе таких же слов (« ключевые слова») .Оно ,слово, выстраивает цепочку событий текста. И дети это чувствуют!
Меня просто удивил выбор «ключевого слова» из отрывка сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева», который раньше считала обычной портретной характеристикой: «…одна из них, побольше, упала на край на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости.» А ребята сразу удивились: «…так прелестна, так нежна, вся из ослепительного белого льда и все же живая!...» Их удивило «...и все же живая!..», особенно восклицательный знак…Живая, значит, и красивая, и равнодушная, и высокомерная, и…. А еще какая, если живая? Чувствующая! Одинокая! Но только не злая! Могла она не пустить Герду к Каю? Могла! Могла она окончательно заморозить Кая? Могла! Но почему не…? И почему слово «вечность» вдруг сложилось только тогда, когда сердце Кая вновь стало горячим? Парадокс? Нет! Вот удивительная детская мысль: вечность – это душевное тепло, любовь, а не холод и смерть…Снежная королева сдалась… и наступила весна(ничего иного и быть не могло).
В этом – движение мысли на уроке, в этом- вдумчивый читатель, в этом- предназначение и смысл «ЧПКМ»!
Тема : Оскар Уайльд. Сказка «Мальчик-звезда».
Цели и задачи урока: обучать вдумчивому , внимательному чтению; способствовать формированию исследовательской культуры учащихся; развивать умение давать оценку героям, их поступкам, навыки работы в группе, познавательный интерес, самостоятельность суждений, речевую культуру учащихся; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, милосердие, сострадание.
Оборудование: презентация , состоящая из 5 слайдов (тема урока, портрет писателя, понятие « эпиграфа» и «темы», которые определят в процессе работы сами учащиеся ), учебники, тетради.
Тип урока: вступительный урок к теме.
Форма урока : урок с использованием методик критического мышления (методика управляемого чтения, методика «ключевых слов»)
Время урока :45 минут
Ход урока: |
||||||
Время |
Действия учителя |
Действия учеников |
Оборудование, сопровождение |
|||
1 мин.
|
І. Организационный этап Приветствие
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
40 мин. |
ІІ. Основная часть урока |
|
|
|||
1 мин.
5мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
4 мин.
2 мин.
3 мин.
2 мин.
2 мин.
1 мин.
3 мин.
1 мин.
3 мин.
3 мин.
1 мин.
1 мин.
|
Актуализация Объявление темы и задач урока
А сейчас самостоятельно знакомимся с творчеством писателя ,читая статью учебника на странице и составляя визитную карточку писателя.
Осознание смысла текста
Отвечаем на вопросы и выполняем задание
Читаем дальше.
Отвечаем на вопросы и выполняем задание
Продолжаем читать дальше до остановки, и отвечаем на вопросы.
Отвечаем на вопросы и выполняем задание
Ребята, продолжаем чтение. Остановку сделаем на словах «глупость» и «мягкосердечие.
Отвечаем на вопросы и выполняем задание
Читаем отрывок от слов «Когда жена открыла дверь…
Отвечаем на вопросы и выполняем задание
-Почему Лесоруб не переступил порог?
Читаем дальше и делаем остановку на словах «И жена не ответила ему ничего, только ближе пододвинулась к огню»
Отвечаем на вопросы и выполняем задание -Почему в доме появился злой ветер? -Найдите ключевую фразу отрывка. Запишите ее в тетрадь.
Читаем последний отрывок
Отвечаем на вопросы и выполняем задание
Рефлексия Работаем с понятием «эпиграф», «тема», записываем в тетрадь
-Какие слова из почитанных отрывков могут стать эпиграфом к нашей сказке?
Заключительное слово учителя: - Сегодня мы с вами начали знакомство с интереснейшей сказкой, думали над каждым словом, выступали исследователями, были психологами, предполагали, рассуждали, отстаивали свою точку зрения, сочувствовали, сопереживали. И в этом нам помог Оскар Уайльд Записываем домашнее задание: читать стр.169-173(до слов «И он побежал в лес…», написать пожелание в дорогу Мальчику-звезде.
|
Ученики читают материал учебника и заполняют визитную карточку.
Ученики обращают внимание на слайд
Ученики самостоятельно читают отрывок до первой остановки
Ученики в процессе работы над заданием выходят на понятие «душевный холод»
Ученики подбирают слово, которое отражало бы состояние Лесорубов, и выходят на понятия «родной дом», «домашний очаг», «душевное тепло»
Ученики быстро находят слова «жажда золота» и высказывают свои предположения
Ученики, комментируя поступки Лесорубов, выходят на понятия «выбор», проявление «душевного холода»и «душевного тепла»,аргументируют свои предположения
Ученики рассуждают над поведением жены Лесоруба, говорят о «душевном холоде»
Ученики объясняют это неготовностью женщины одобрить поступок мужа. Они уверенно зачитывают строчки и записывают их в тетрадь: «В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа»
Ученики рассуждают о выборе, перед которым стоит женщина. Как мать она не могла поступить иначе. Представляя Мадонну, Деву Марию, Богоматерь, говорят о великой любви Матери и будет ли Мальчик-звезда достоин этой любви.
Ученики осмысливают теоретические понятия, записывают их в тетрадь. Ученики уверенно зачитывают уже записанную ранее фразу, предлагают свои варианты формулировок темы, выбирают и записывают самую удачную. |
Презентация Powerpoint Слайд 1. « Тема урока»
Учебник, Слайд 2. «Оскар Уайльд. Визитная карточка писателя.
Слайд 3 Эпиграф «…?. . .»
Приложение 1 (до первой остановки)
Приложение 1 (до второй остановки)
Приложение 1 (до третьей остановки)
Приложение 1 (до четвертой остановки)
Приложение 1 (до пятой остановки)
Приложение 1 (до шестой остановки)
Приложение 1 ( до слов «…опустила его в колыбельку рядом с младшим из своих детей»)
Презентация слайды4,5,6 |
|||
|
|
|
|
|||
1