Тема: «Безопасность движения пешеходов. Сигналы светофора и регулировщика».
Цели:
Тип урока: урок изучения нового знания.
Форма проведения урока: урок – путешествие.
Оборудование: учебник, карточки, презентация.
Ход урока.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Наступил желанный час.
Путешествовать сейчас!
Путешествие наше будет проходить по маршруту: Познайкино, Светофорово, Регулировкино, Пешеходово, Затейкино. Двигаясь по данному маршруту мы расширим знания о разных видах светофоров и их значении; познакомимся с сигналами регулировщика; будем формировать навыки правильного восприятия сигналов светофора и регулировщика; воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на улице и дороге.
Но прежде, чем двинуться в путь, хотелось бы убедиться, что вы захватили с собой прочные знания. Я предлагаю вам пройти испытание по теме прошлого урока. Чтение учителем стихотворения.
Однажды в холодную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу опускается медленно в прорубь
Какой-то детина торчит только нос!
Сначала я принял его за моржа.
«Спасите!» - вдруг крикнул детина, дрожа.
Бедняга, наверно он шел на рыбалку,
И вдруг угодил в полынью с головой…
И я протянул ему лыжную палку,
И вскоре он выбрался полуживой.
Ну что вам еще рассказать про детину?
В реке распугал он всех раков и рыб.
Зато воспаленье поймал и ангину,
Простуду и насморк, и кашель, и грипп!.
-Ребята, какие правила безопасного отдыха зимой вы запомнили?
Для передвижения по маршруту нашего путешествия предлагаю воспользоваться супер современным средством передислокатором-молнией. Стоит только нажать на нужную кнопку и сказать: «Раз, два, три!» и ты в нужной точке.
----Готовы?! – Раз, два, три!
Я над шумным перекрестком
С огоньками на груди
Для машин и пешеходов
Самый строгий командир.
Не вступая в разговоры.
На дорогах всей страны
Указаньям светофора
Подчиняться все должны. (Г. Титов)
- Что означает слово «светофор»?
Это слово составлено из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет” – это всем понятно. А “фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор” – значит “носитель света”, “несущий свет”.
- Ребята, а почему нужно подчиняться светофору? (Чтобы не случались аварии в городе и с автомобилями, и с пешеходами.)
- А знаете ли вы, что первый светофор появился в Англии, в центре Лондона, в 1868 году. Это было что-то вроде газового фонаря. В нем зажигались лишь два сигнала: красный и зеленый. Третий сигнал заменял сам регулировщик. В нужную минуту он свистел в свой свисток, давая знать, что вот-вот один сигнал сменится другим. Двенадцать лет свисток был вынужден помогать светофору. И это продолжалось до той поры, пока двуглазый не стал трехглазым, то есть трехсекционным, красно-желто-зеленым светофором. На Украине первый трехсекционный светофор появился в 1929 году в Киеве.
- А вы знали об этом раньше? Тогда мы унали полезную и интересную информацию и смело можем двигаться дальше.
–Готовы?! – Раз, два, три!
- Замечательно! Вот мы и в «Светофорово»! – Светофоры бывают транспортными и пешеходными. Так сколько же секций у транспортного светофора? (Три.)
- А сколько цветов у светофора и каких? (Три: красный, желтый, зеленый.)
- Как вы думаете, почему запрещающим сигналом является красный?
(Красный цвет яркий, он виден издалека.)
- Верно. Из-за того, что красный цвет заметнее, большинство дорожных знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены в красный цвет. А еще с красным цветом у нас связано представление об огне, опасности. Поэтому красный цвет сдерживает нас, призывает к осторожности. Вот почему красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.
- А что напоминает вам желтый цвет? (Солнце.)
- Если солнышко, то оно может быть нам другом (согреть) или врагом (если перегреться). Солнышко как бы предупреждает: «Внимание! Будь осторожен! Не торопись!».
- А что напоминает вам зеленый цвет? (Поля, луга, леса.)
- Верно. Мы любим отдыхать на природе. Это – безопасность.
- Сколько сигналов у светофора? (Три.)
- В каком порядке они расположены? (Красный, жёлтый, зелёный.)
Учитель: Кроме светофора для машин, есть светофор для пешеходов. (Показ рисунка.)
На посту стоят два брата:
То один здесь, то другой.
На посту стоят два брата,
Каждый – бравый часовой.
Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить: ,
«Стойте, граждане, опасно
Вам сейчас переходить!»
Встал на пост зеленый братец,
Улыбаясь, говорит:
«Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт!»
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут.
Вы их слушайтесь, ребята,
Вас они не подведут… (Я. Пишумов)
- А сколько секций у пешеходного светофора? (Две.)
- А сколько цветов у пешеходного светофора и какие они? (Два цвета: красный и зеленый.)
- Что означает красный цвет? (Опасность, идти нельзя.)
- А зеленый? (Зеленый цвет разрешает движение.)
- Раскрасьте сигналы светофора и подпишите команды. Ниже нарисуйте 2 светофора двухсекционных (для пешеходов) (Самостоятельная работа детей.)
Светофор приглашает вас поиграть.
Красный сигнал – стоим на месте, жёлтый – хлопаем в ладоши, зелёный сигнал- шагаем на месте.
Пора двигаться дальше. Готовы?! – Раз, два, три!
Пользоваться таким средством одно удовольствие, и времени много не занимает, и в пробках стоять не приходится. Мы находимся на станции «Регулировкино».
Представьте себе, что светофор на перекрестке сломался, не горит. Что делать водителям – ехать дальше или стоять на месте? Знаете ли вы, кто им может помочь?
- Верно. Регулировщик. Он встает на середину дороги и управляет движением автомобилей.
А бывает, что светофор просто отключили. Скажем, на соседней улице начали ремонтировать дорогу, закрыли проезд. Или изменилась погода: пошел густой снег, надвинулся туман. В таких условиях водителю трудно заметить сигналы светофора. Тогда на пост выходит регулировщик - человек в милицейской форме с полосатой палочкой в руке.
Сигналами регулировщика являются положения его корпуса и рук. Для лучшей видимости сигналов применяется жезл с белыми и черными полосами. (Показ на слайде сигналов регулировщика.)
Регулировщик поднял руку вверх – это предупреждающий сигнал. Он означает, что движение транспорта и пешеходов запрещается.
Регулировщик повернут к пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение пешеходов запрещается.
Регулировщик вытянул правую руку вперед. Это означает, что пешеходам разрешается пересекать дорогу за спиной регулировщика.
Регулировщик обращен к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены – пешеходам разрешается переходить дорогу.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Дополните предложения нужными словами и получится стихотворение –правило о сигналах регулировщика.
Если регулировщик … … ,
Для вас, ребята, путь открыт,
А если … … … ,
Путь закрыт! Опасно! Стой!
(Слова для справок: стоит, боком, спиной, грудью, или.)
Вы славно потрудились и нам пора снова в путь. Готовы?! – Раз, два, три!
Вот мы и прибыли на станцию «Пешеходово».
Прочитайте правило, которое должен соблюдать каждый пешеход (слоги читать по часовой стрелке, пропуская все время один слог. 1-й слог - *. (По тротуару ходи только по правой стороне.)
Здесь хорошо, но нас ждут ещё на станции «Затейкино». Готовы?! – Раз, два, три!
- Внимание! Внимание! Начинается состязание! Участвуют 2 команды (по 3 варианта). Дети предлагают названия своей команды.
Каждая команда ответит на вопросы викторины. Каждый правильный ответ 1 балл. Какая команда проявит большую сообразительность и грамотность?
Вопросы 1команде.
Вопросы 2 команде.
Давайте подведём итоги викторины. Поапплодируем команде – победительнице.
А нам пора возвращаться обратно. Готовы?! – Раз, два, три!
1. Сообщение инспектора ГИБДД.
Вот мы и на месте. Нас встречает инспектор ГИБДД. Послушаем его.
Ребята! Причинами ДТП являются:
1) незнание дорожной разметки, отсутствие указателей дорожных знаков, неподчинение сигналам светофора и регулировщика;
2) безответственное поведение пешеходов при переходе улиц;
3) невнимательность и недисциплинированность участников движения.
2. Статистика по ДТП.
ІV Домашнее задание.