Основи здоров'я. Тема "Безпека руху пішоходів. Сигнали світлофора і регулювальника

Про матеріал
Тема: «Безпека руху пішоходів. Сигнали світлофора і регулювальника ». Мета: розширити знання про різні види світлофорів і їх значенні; познайомити з сигналами регулювальника; формувати навички правильного сприйняття сигналів світлофора і регулювальника; виховувати навички колективної творчості і командного духу, дисциплінованість, культуру поведінки на вулиці, дорозі; активізувати пізнавальну активність учнів, створити комфортні умови для профілактики перевтоми.
Перегляд файлу

 

Тема: «Безопасность движения пешеходов. Сигналы светофора и регулировщика».

Цели:

  • расширить знания о разных видах светофоров и их значении;
  • познакомить с сигналами регулировщика;
  • формировать навыки правильного восприятия сигналов светофора и регулировщика;
  • воспитывать навыки коллективного творчества и командного духа, дисциплинированность, культуру поведения на улице, дороге;
  • активизировать познавательную активность учащихся, создать комфортные условия для профилактики переутомления.

Тип урока: урок изучения нового знания.

Форма проведения урока: урок – путешествие.

Оборудование: учебник, карточки, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
    1. Приветствие.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Наступил желанный час.

Путешествовать сейчас!

  1. Сообщение темы и целей урока.

Путешествие наше будет проходить по маршруту: Познайкино, Светофорово, Регулировкино, Пешеходово, Затейкино. Двигаясь по данному маршруту мы расширим знания о разных видах светофоров и их значении; познакомимся с сигналами регулировщика; будем формировать навыки правильного восприятия сигналов светофора и регулировщика; воспитывать дисциплинированность, культуру поведения на улице и  дороге.

  1. Ход путешествия.
  1. Испытание по материалу предыдущего урока.

Но прежде, чем двинуться в путь, хотелось бы убедиться, что вы захватили с собой прочные знания. Я предлагаю вам пройти испытание по теме прошлого урока. Чтение учителем стихотворения.


Однажды в холодную зимнюю пору

Я из лесу вышел. Был сильный мороз.  

 Гляжу  опускается медленно в прорубь

Какой-то детина    торчит только нос!

Сначала я принял его за моржа.

«Спасите!» - вдруг крикнул детина, дрожа.

Бедняга, наверно он шел на рыбалку,

И вдруг угодил в полынью с головой…

И я протянул ему лыжную палку,

И вскоре он выбрался полуживой.

Ну что вам еще рассказать про детину?

В реке распугал он всех раков и рыб.

 Зато воспаленье поймал и ангину,

Простуду и насморк, и кашель, и грипп!.


-Ребята, какие правила безопасного отдыха зимой вы запомнили?

 Для передвижения по маршруту нашего путешествия предлагаю воспользоваться супер современным средством передислокатором-молнией. Стоит только нажать на нужную кнопку и сказать: «Раз, два, три!» и ты в нужной точке.

 ----Готовы?! – Раз, два, три! 

  1. Вот мы уже на станции Познавайкино.

Я над шумным перекрестком

С огоньками на груди

Для машин и пешеходов

Самый строгий командир.

Не вступая в разговоры.

На дорогах всей страны

Указаньям светофора

Подчиняться все должны. (Г. Титов)


- Что означает слово «светофор»?

Это слово составлено из двух частей: “свет” и “фор”. “Свет” – это всем понятно. А “фор”? “Фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор” – значит “носитель света”, “несущий свет”.

- Ребята, а почему нужно подчиняться светофору? (Чтобы не случались аварии в городе и с автомо­билями, и с пешеходами.)

- А знаете ли вы, что первый светофор появился в Англии, в центре Лондона, в 1868 году. Это было что-то вроде газового фонаря. В нем зажигались лишь два сигнала: красный и зеленый. Третий сигнал заменял сам регулировщик. В нуж­ную минуту он свистел в свой свисток, давая знать, что вот-вот один сигнал сменится другим. Двенадцать лет свисток был вынужден помогать светофору. И это продолжалось до той поры, пока двуглазый не стал трехглазым, то есть трехсекционным, красно-желто-зеленым светофором. На  Украине первый трехсекционный светофор поя­вился в 1929 году в Киеве.

 

- А вы знали об этом раньше? Тогда мы унали полезную и интересную информацию и смело можем двигаться дальше.

–Готовы?! – Раз, два, три!

  1.              Рассказ учителя с элементами беседы.

- Замечательно! Вот мы и в «Светофорово»! – Светофоры бывают транспортными и пешеходными. Так сколько же секций у транспортного светофора? (Три.)

- А сколько цветов у светофора и каких? (Три: красный, желтый, зеленый.)

- Как вы думаете, почему запрещающим сигна­лом является красный?

(Красный цвет яркий, он виден издалека.)

- Верно. Из-за того, что красный цвет заметнее, большинство дорожных знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены в красный цвет. А еще с красным цветом у нас связано представле­ние об огне, опасности. Поэтому красный цвет сдерживает нас, призывает к осторожности. Вот почему красному сигналу светофора поручили ос­танавливать транспорт и пешеходов.

- А что напоминает вам желтый цвет? (Солнце.)

- Если солнышко, то оно может быть нам дру­гом (согреть) или врагом (если перегреться). Солнышко как бы предупреждает: «Внимание! Будь осторожен! Не торо­пись!».

- А что напоминает вам зеленый цвет? (Поля, луга, леса.)

- Верно. Мы любим отдыхать на природе. Это – безопасность.

- Сколько сигналов у светофора? (Три.)

- В каком порядке они расположены? (Красный, жёлтый, зелёный.)

Учитель: Кроме светофора для машин, есть светофор для пешеходов. (Показ рисунка.)


На посту стоят два брата:

То один здесь, то другой.

На посту стоят два брата,

Каждый – бравый часовой.

Вот выходит братец красный,

Он спешит предупредить: ,

«Стойте, граждане, опасно

Вам сейчас переходить!»

Встал на пост зеленый братец,

Улыбаясь, говорит:

«Вот теперь стоять вам хватит,

Проходите, путь открыт!»

Днем и ночью оба брата

Службу верную несут.

Вы их слушайтесь, ребята,

Вас они не подведут…  (Я. Пишумов)


- А сколько секций у пешеходного светофора? (Две.)

- А сколько цветов у пешеходного светофора и какие они? (Два цвета: красный и зеленый.)

- Что означает красный цвет? (Опасность, идти нельзя.)

- А зеленый? (Зеленый цвет разрешает движение.)

  1. Выполнение задания в тетради на с.43.

- Раскрасьте сигналы светофора и подпишите команды. Ниже нарисуйте 2 светофора двухсекционных (для пешеходов) (Самостоятельная работа детей.)

Светофор приглашает вас поиграть.

  1. Игра «Светофор».

Красный сигнал – стоим на месте, жёлтый – хлопаем в ладоши, зелёный сигнал- шагаем на месте.

Пора двигаться дальше. Готовы?! – Раз, два, три!

  1.              Рассказ учителя с элементами беседы.

Пользоваться таким средством одно удовольствие, и времени много не занимает, и в пробках стоять не приходится. Мы находимся на станции «Регулировкино».

Представьте себе, что светофор на перекрест­ке сломался, не горит. Что делать водителям – ехать дальше или стоять на месте? Знаете ли вы, кто им может помочь?

- Верно. Регулировщик. Он встает на середину дороги и управляет движением автомобилей.

А бывает, что светофор просто отключили. Скажем, на соседней улице начали ремонтировать дорогу, закрыли проезд. Или изменилась погода: пошел густой снег, надвинулся туман. В таких условиях водителю трудно заметить сигналы светофора. Тогда на пост выходит регулировщик - человек в милицейской форме с полосатой палочкой в руке.

Сигналами регулировщика являются положения его корпуса и рук. Для лучшей видимости сигналов применяется жезл с белыми и черными полосами. (Показ на слайде сигналов регулировщика.)

Регулировщик поднял руку вверх – это предупреж­дающий сигнал. Он означает, что движение транспорта и пе­шеходов запрещается.

Регулировщик повернут к пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение пешеходов запрещается.

Регулировщик вытянул правую руку вперед. Это оз­начает, что пешеходам разрешается пересекать дорогу за спи­ной регулировщика.

Регулировщик обращен к пешеходам боком, руки вы­тянуты в стороны или опущены – пешеходам разрешается пе­реходить дорогу.

  1.               Физкультминутка. Учитель чередует сигналы светофора, а ребята выполняют роль регулировщика)

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

  1.              Правило о сигналах регулировщика.

Дополните предложения нужными словами  и получится стихотворение –правило о сигналах регулировщика.

Если регулировщик … …  ,

Для вас, ребята, путь открыт,

А если … … … ,

Путь закрыт! Опасно! Стой!

(Слова для справок: стоит, бо­ком, спиной, грудью, или.)

 Вы славно потрудились и нам пора снова в путь. Готовы?! – Раз, два, три!

  1.              Повторяем правила движения пешеходов.

Вот мы и прибыли на станцию «Пешеходово».

  1. «Волшебный круг».

Прочитайте правило, которое должен соблюдать каждый пе­шеход (слоги читать по часовой стрелке, пропуская все время один слог. 1-й слог - *. (По тротуару ходи только по правой стороне.)

  1.               «Фоторепортаж». Наш друг фотограф выполнял фоторепортаж по правилам дорожного движения. Какие правила он проиллюстрировал? Показ слайдов.

Здесь хорошо, но нас ждут ещё на станции «Затейкино». Готовы?! – Раз, два, три!

 

 

  1.          Викторина по ПДД.

- Внимание! Внимание! Начинается состязание! Участвуют 2 команды (по 3 варианта). Дети предлагают названия своей команды.

Каждая команда ответит на вопросы викторины. Каждый правильный ответ 1 балл. Какая команда проявит большую  сообразительность и грамотность?

Вопросы 1команде.

  1. Аппарат, который регулирует движение?(Светофор)
  2. Если на перекрестке у всех светофоров мигает один желтый сигнал, что это значит? (Перекресток не регулируется)
  3. Почему светофор называют светофором? (“светофор” - значит “носитель света”, “несущий свет”. )
  4. Можно ли двигаться пешеходам, если регулировщик повернут к пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены? (нет)
  5. Какой сигнал у светофора вверху? (Красный)
  6. Как называется полосатая палочка у регулировщика? (Жезл)
  7. Как называется этот светофор? (Пешеходный)
    Image881Image882 
  8. Почему для запрещающего сигнала выбрали красный свет? (Красный цвет яркий, он виден издалека.)
  9. Кому дает команды пешеходный светофор? (Пешеходам)
  10. Можно ли переходить улицу при жёлтом сигнале светофора? (нет)

 

Вопросы 2 команде.

  1. Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
  2. Если человек не успел до конца перейти дорогу на зеленый сигнал, можно ли ему вернуться обратно?( Нет)
  3. Горит зеленый сигнал светофора, но ты слышишь звук сирены, будешь ли ты переходить улицу? (Нет)
  4. Сколько сигналов у светофора? (Три )
  5.  Можно ли переходить дорогу, если регулировщик обращен к пешеходам боком, руки вы­тянуты в стороны или опущены? (да)
  6. Как зовут родного брата светофора? (на железной дороге - семафор)
  7. Почему у светофора 3 глаза и все разные? (потому, что дают разные команды: стой, приготовиться, можно двигаться).
  8. Что нужно делать, если регулировщик поднял руку вверх? (Это предупреж­дающий сигнал.)
  9. Какой сигнал светофора разрешает пешеходу начать переход улицы? (зелёный)
  10.  Как регулировщик подаёт сигналы? (положением корпуса и рук).

Давайте подведём итоги викторины. Поапплодируем команде – победительнице.

А нам пора возвращаться обратно. Готовы?! – Раз, два, три!

  1. Итог урока.

1. Сообщение инспектора ГИБДД.

Вот мы и на месте. Нас встречает инспектор ГИБДД. Послушаем его.

Ребята! Причинами ДТП являются:

1) незнание дорожной разметки, отсутствие указателей дорожных знаков, неподчинение сигналам светофора и регулировщика;

2) безответственное поведение пешеходов при переходе улиц;

3) невнимательность и недисциплинированность участников движения.

2. Статистика по ДТП.

ІV Домашнее задание.

 

 

 

C:\Users\Света\Desktop\P1060423.JPGC:\Users\Света\Desktop\P1060446.JPGC:\Users\Администратор\Desktop\regulir.jpg

docx
Додано
24 січня 2019
Переглядів
985
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку