Педрада "Нестандартний підхід у роботі з обдарованими учнями"

Про матеріал
Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод
Перегляд файлу

ПЕДСОВЕТ

«СОВЕМЕННЫЕ  ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Упражнение «Снежинка»

Разминка.  Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкции. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

Сложите лист пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Опять сложите лист пополам.

Снова оторвите правый верхний уголок.

Сложите лист пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Не нашли? Как вы думаете, почему?

Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.

АКТУАЛЬНОСТЬ

 Притча «Лавка возможностей».

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и не­обычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ра­нее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, донося­щимися из сердцевин фруктов.

И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хо­зяину лавки:       

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное се­мечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:

- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

- Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?

Обосновать ответ хочу словами Сухомлинского:

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.

Цель:

  • совершенствование работы педагогов с одаренными детьми.

Задачи:

  • обсудить теоретические проблемы одаренности;
  • проанализировать  сложившийся опыт работы педколлектива с одаренными детьми;
  • акцентировать внимание  коллектива на необходимость  отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей личности;
  • привлечь внимание коллектива к современным технологиям, способствующим развитию детской одарённости;

Эксперимент                       (листочки на столах)

Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте «+» качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» то, что не нравится.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, “на лету” схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Посчитайте, каких “+” у Вас больше четных или нечетных?

Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. С этим стереотипом прямо связан еще один (особенно распространенный как раз в учительской среде): одаренные - те, кто учится легко и быстро. Да,  легкая  обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни). Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.

Сегодня мы часто будем обращаться к таким понятиям, как «одарённость, одарённый ребёнок» и …  познакомит нас классификацией детской одаренности, расскажет о том, как выявить одаренных учащихся.

Выступление практического – психолога …  по теме «Понятия «одаренность», «одаренный ребенок».  Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одарённых учащихся.

 

 

Формы работы с одаренными детьми:

  • работа по индивидуальным планам;
  • тематические конкурсы, выставки;
  • смотры художественной самодеятельности;
  • творческие отчеты;
  • спортивные соревнования разных уровней;
  • опытно-экспериментальные работы;
  • индивидуальные творческие задания;
  • дистанционное обучение.

Ежегодно ученики школы принимают участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях. Все это вносит неоценимый вклад в работу с одаренными детьми.

Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Всевозможные формы и виды  деятельности позволяют поддержать и развивать их способности и таланты.

О ежегодных победах в олимпиадах и формах работы с детьми  нас познакомит …

Победы в интеллектуальных конкурсах стабильно приносит …

Исследовательская работа – одна из форм работы с одаренными детьми, которая дает положительные результаты, познакомит нас с ней …

Развивать способности детей, видеть изюминку каждого ребенка в раннем возрасте и продолжить развитие в старшем звене –   это  дает свои результаты. С такими формами работы нас познакомят …

Поддержка родителей и развитие творческих способностей ребенка – одна из весомых форм работы с одаренными детьми. Весомый вклад в развитие творчества ребенка вносит …

Современные подходы в образовании на первое место ставят здоровьесберегающие компетентности. Выделить неординарную личность в этом направлении может …

Каким должен быть учитель, работающий со способными и одарёнными учащимися?

Учитель должен быть…

  • Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
  • Профессионально грамотным;
  • Интеллигентным, нравственным  и эрудированным;
  • Владеть современными  педагогическими  технологиями;
  • Быть целеустремленным, настойчивым,

эмоционально стабильным;

  • Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.

Учитель должен уметь…

  • Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • Работать дифференцированно, осуществлять  индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  • Стимулировать познавательные  способности учащихся;
  • Принимать взвешенные  психолого-педагогические решения
  • Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  • Отбирать и готовить материал для коллективных  творческих дел.

Администрацией школы  был проведен тест на определение готовности  педагога к работе с одаренными детьми.

Результаты проведенной анкеты среди педагогов показали следующее:

  • Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием, (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато. (43 %)
  • Если неправильных ответов всего 5-8 – очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать её на практике. (50%)
  • Если неправильных ответов всего 1-4 – это просто замечательно, вы настоящий талант, у вас педагогическая интуиция, - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим  недюжинным способностями. (7 %)

Рекомендации педагогам при работе с  одаренными школьниками:     

 1.   Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.

2.      Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.

3.      В классе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу  с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников в самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовить карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.

4.      Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.

5.      Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.  

Решение задач

 

1. Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?

Сведения о родителях выдающихся людей

Фамилия

Возраст

Фамилия

Возраст

Отца

Матери

Отца

Матери

Есенин

Глинка

Лермонтов

Пушкин

Тургенев

Гоголь

Достоевский

Чехов

Чайковский

Петр 1

22         27

27         29

25         32

32         36

45         43

20        20

17        24

30        18

21        25

27        19

Бетховен

Жюль Верн

Вагнер

Да Винчи Л.

Бальзак

Наполеон

Байрон

Гейне

Шоу Б.

Шопенгауэр

32      

29      

43      

25      

53

23

33

34

45

39      

22

27

39

22

21

19

23

26

28

19

 

2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ).

3. Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности?

4. Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?

Разбор ситуаций

Ситуация 1

Ученик  11 класса, является победителем областных  олимпиад по химии, Интернет

–проектов, но отказывается изучать историю и обществознание. Каковы  действия

учителей  истории, химии, классного руководителя?

Ситуация 2

Музыкально одарённый ученик 1 класса (вокалист), победитель творческих конкурсов, поёт на уроке. Как должен вести себя учитель?

Ситуация 3

Ученик 7 общеобразовательного (среднего) класса, проявляющий интерес к биологии, достиг определённых результатов: он побеждает в конкурсах и олимпиадах, выступает с сообщениями на уроках, которые высоко оцениваются учителем. Одноклассники постоянно насмехаются над этим учеником.

Каковы действия учителя?

СИТУАЦИЯ

 

    (рассказывается своими словами кратко). (Самовнушение)

Исследователи обратились за помощью к группе школьных учителей. Учителям сказали, что выбор пал на них благодаря их исключительным преподавательским способностям. Кроме того, им сказали, что в их классы наберут только одаренных детей, но ни дети, ни их родители не будут ничего знать об эксперименте, потому что его цель в том, чтобы посмотреть, как будут вести себя одаренные дети, если не будут знать о своих способностях.

Как и ожидалось, в отчетах учителя написали, что дети успевают исключительно хорошо. Кроме того, они написали, что работать с этими детьми — одно удовольствие и что они хотели бы работать с ними постоянно.

В этом проекте было одно секретное приложение. Учителя не знали, что их выбирали вовсе не за исключительные способности. Выбор осуществлялся произвольно. Кроме того, и детей выбирали отнюдь не по принципу одаренности. Их тоже выбирали наугад.

Но так как ожидания были высоки, то и результаты оказались высокими. Так как учителя считали и себя, и детей исключительными, то они смогли добиться исключительных успехов. Что же это значит? А то, что всего лишь представление о себе или окружающих может полностью изменить вашу жизнь.

Обсуждаем ситуацию:

1.      Прокомментируйте деятельность учителей в соответствии с темой занятия.

В нашей школе  уделяется должное внимание работе с одарёнными и детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации.

Ежегодно ученики школ принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.

Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школах действуют кружки и секции.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для ребят, но и для педагога.

О новых формах работы с детьми нас познакомит …

Нет волшебства,  нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого-
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг себя!

docx
Пов’язані теми
Педагогіка, Сценарії
Додано
19 листопада 2021
Переглядів
639
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку