ПЕДСОВЕТ
«СОВЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
Упражнение «Снежинка»
Разминка. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкции. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
Сложите лист пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Опять сложите лист пополам.
Снова оторвите правый верхний уголок.
Сложите лист пополам.
Оторвите правый верхний уголок.
Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Не нашли? Как вы думаете, почему?
Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
- Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?
Обосновать ответ хочу словами Сухомлинского:
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.
Цель:
Задачи:
Эксперимент (листочки на столах)
Предлагаем личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте «+» качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» то, что не нравится.
Посчитайте, каких “+” у Вас больше четных или нечетных?
Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. С этим стереотипом прямо связан еще один (особенно распространенный как раз в учительской среде): одаренные - те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни). Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.
Сегодня мы часто будем обращаться к таким понятиям, как «одарённость, одарённый ребёнок» и … познакомит нас классификацией детской одаренности, расскажет о том, как выявить одаренных учащихся.
Выступление практического – психолога … по теме «Понятия «одаренность», «одаренный ребенок». Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одарённых учащихся.
Формы работы с одаренными детьми:
Ежегодно ученики школы принимают участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях. Все это вносит неоценимый вклад в работу с одаренными детьми.
Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддержать и развивать их способности и таланты.
О ежегодных победах в олимпиадах и формах работы с детьми нас познакомит …
Победы в интеллектуальных конкурсах стабильно приносит …
Исследовательская работа – одна из форм работы с одаренными детьми, которая дает положительные результаты, познакомит нас с ней …
Развивать способности детей, видеть изюминку каждого ребенка в раннем возрасте и продолжить развитие в старшем звене – это дает свои результаты. С такими формами работы нас познакомят …
Поддержка родителей и развитие творческих способностей ребенка – одна из весомых форм работы с одаренными детьми. Весомый вклад в развитие творчества ребенка вносит …
Современные подходы в образовании на первое место ставят здоровьесберегающие компетентности. Выделить неординарную личность в этом направлении может …
Каким должен быть учитель, работающий со способными и одарёнными учащимися?
Учитель должен быть…
эмоционально стабильным;
Учитель должен уметь…
Администрацией школы был проведен тест на определение готовности педагога к работе с одаренными детьми.
Результаты проведенной анкеты среди педагогов показали следующее:
Рекомендации педагогам при работе с одаренными школьниками:
1. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.
2. Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.
3. В классе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников в самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовить карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.
4. Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.
5. Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.
Решение задач
1. Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?
Сведения о родителях выдающихся людей
Фамилия |
Возраст |
Фамилия |
Возраст |
||
Отца |
Матери |
Отца |
Матери |
||
Есенин Глинка Лермонтов Пушкин Тургенев Гоголь Достоевский Чехов Чайковский Петр 1 |
22 27 27 29 25 32 32 36 45 43 |
20 20 17 24 30 18 21 25 27 19 |
Бетховен Жюль Верн Вагнер Да Винчи Л. Бальзак Наполеон Байрон Гейне Шоу Б. Шопенгауэр |
32 29 43 25 53 23 33 34 45 39 |
22 27 39 22 21 19 23 26 28 19 |
2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ).
3. Может ли одарённый ребёнок быть одинаково успешен в разных видах деятельности?
4. Чем, по Вашему мнению, объясняется малообщительность одарённых детей?
Разбор ситуаций
Ситуация 1
Ученик 11 класса, является победителем областных олимпиад по химии, Интернет
–проектов, но отказывается изучать историю и обществознание. Каковы действия
учителей истории, химии, классного руководителя?
Ситуация 2
Музыкально одарённый ученик 1 класса (вокалист), победитель творческих конкурсов, поёт на уроке. Как должен вести себя учитель?
Ситуация 3
Ученик 7 общеобразовательного (среднего) класса, проявляющий интерес к биологии, достиг определённых результатов: он побеждает в конкурсах и олимпиадах, выступает с сообщениями на уроках, которые высоко оцениваются учителем. Одноклассники постоянно насмехаются над этим учеником.
Каковы действия учителя?
СИТУАЦИЯ
(рассказывается своими словами кратко). (Самовнушение)
Исследователи обратились за помощью к группе школьных учителей. Учителям сказали, что выбор пал на них благодаря их исключительным преподавательским способностям. Кроме того, им сказали, что в их классы наберут только одаренных детей, но ни дети, ни их родители не будут ничего знать об эксперименте, потому что его цель в том, чтобы посмотреть, как будут вести себя одаренные дети, если не будут знать о своих способностях.
Как и ожидалось, в отчетах учителя написали, что дети успевают исключительно хорошо. Кроме того, они написали, что работать с этими детьми — одно удовольствие и что они хотели бы работать с ними постоянно.
В этом проекте было одно секретное приложение. Учителя не знали, что их выбирали вовсе не за исключительные способности. Выбор осуществлялся произвольно. Кроме того, и детей выбирали отнюдь не по принципу одаренности. Их тоже выбирали наугад.
Но так как ожидания были высоки, то и результаты оказались высокими. Так как учителя считали и себя, и детей исключительными, то они смогли добиться исключительных успехов. Что же это значит? А то, что всего лишь представление о себе или окружающих может полностью изменить вашу жизнь.
Обсуждаем ситуацию:
1. Прокомментируйте деятельность учителей в соответствии с темой занятия.
В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными и детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации.
Ежегодно ученики школ принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.
Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школах действуют кружки и секции.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для ребят, но и для педагога.
О новых формах работы с детьми нас познакомит …
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого-
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг себя!