План-конспект уроку 5 клас Тема: М. Лермонтов. Короткі свідчення про біографію. Вірш «Утёс»

Про матеріал
План конспект прийде на допомогу як студенту, який тількі починає поринати у світ вівчення творості М.Ю. Лермонтова у межах предмету, так і досвідченому вчителю зарубіжної літератури
Перегляд файлу

План-конспект уроку №1

Дата проведення:

Клас:5

Тема: М. Лермонтов. Короткі свідчення про біографію. Вірш «Утёс»

Мета уроку:

  • навчальна. Навчити дітей працювати з біографією поета. Навчити принципам роботи з аналізом.
  • розвиваюча. Розвити у дітей вміння орієнтуватись у тексті.
  • виховна. Виховати у дітей любов до поезії та російської мови

Очікуваний результат:

  • діти орієнтуються в біографії, можуть відповісти на питання, пов’язані з нею
  • можуть швидко знайти головне в тексті
  • швидко запам’ятовують факти з біографії

Обладнання: роздаточний матеріал з відомостями про дитинство поета, підручник

Схематичний план уроку

I Організаційний етап

  1. Привітання та організація класу
  2. Перевірка відсутніх

II Основна частина

  1. Вступне слово вчителя
  2. Підготовка до сприйняття матеріалу
  3. Мотивація навчальної діяльності
  4. Сприйняття та засвоєння навчальної діяльності

III Заключна частина

  1. Узагальнення та систематизація знань
  2. Виставлення оцінок
  3. Інструктаж до домашнього завдання

I Організаційний етап

  1. Привітання та організація класу
  2. Перевірка відсутніх

 

II Основна частина

Вступне слово вчителя

- Здравствуйте, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого русского поэта, человека, котррый внес огромный вклад в литературу. Кто-то знает, о ком пойдет речь? (діти намагаються здогадатись) информация , музыка , худож, языки, задачи математиика

- Да, Настя, Это Михаил Юрьевич.

Мотивація навчальної діяльності. Оголошення теми і мети уроку.

(діти записують тему уроку)

Спийняття і засвоєння навчального маатеріалу

 Сейчас мы вместе с вами постараемся узнать, где же начался путь Михаила Юрьевича, как поэта.

 (діти отримують листочки з фактами про поета)

1 Родился великий поэт 15 октября 1814 года в городе Москва и вскоре переехал в имение бабушки Елизаветы Алексеевны, которая была крестной поэта. Именно она дала ему имя Михаил, она же позаботилась о дорогостоящем образование внука. Женщина была очень обеспеченной и даже после того как весь род поэта обеднел, ее состояние осталось при ней.

2 Поэт в 3 года потерял мать, что было для ребенка ударом, бабушка, которая занималась воспитанием Михаила имела очень плохие отношения с отцом мальчика и, по итогу, отстранила его от воспитания сына.

3 Маленький Михаил обучался на дому, благодаря хорошей подготовке его сразу же взяли в четвертый класс благородного пансиона. Лермонотов особое внимание уделял изучению азербайджанского и французского языков, любил литературу и живопись.

4 Михаил отличался слабым здоровьем и часто болел.

5 Поэт обладал очень скверным характером, любил подшутить над окружающими.

6 Вепревые влюбился Михаил в 10 лет, когда путешествовал с бабушкой по Кавказу. С этого момента образ Кавказа сопровождает поэта на протяжении всего творчества.

7 Рассказанная в детстве сказка, пробудила в поэте интерес к литературе, заставила восхищаться красотой и мелодичностью языка. Очень часто после этого можно было услышать, как ребенок рифмует и повторяет слова.

8 Стихи он начал писать в пансионе. Основная часть их рассказывала про внутренние переживания поэта, а героями его произведений были образы и явления природы.

9 Мальчик рос очень одиноким, хоть бабушка и прилагала все усилия для социализации ребенка – звала других детей поиграть домой, Михаил чувствовал одиночество, которое сопровождало его всю жизнь.

- Как мы услышали только что, поэт очень рано начал свой творческий путь, вдохновившись красотой русского языка. Так же мы узнали, что поэта на его творческом пути сопровождало тягучее одиночество, так давайте же и мы с вами прикоснемся к прекрасному и прослушаем одно из стихотворений и почувствуем, какие же эмоции испытывал Михаил Юрьевич.

(Видео)

(діти читають «Утес»)

- Вы дважды прослушали стихотворение "Утёс" М.Ю. Лермонтова. Какое впечатление оно на вас произвело? Какие чувства вызвало? (діти розповідають про свої емоції).

Чувства, вызываемые стихотворением: светлая грусть, беззаботность, ощущение чего-то волшебного и загадочного и т.п.

- Давайте попробуем выделить центральные образы стихотворения. (разом з дітьми, цитатами, виділити головні образи: тучка, утёс, записати у зошит).

- Да, именно эти образы можно считать центральными. Заметили ли вы, что образы противоставляются? (підвести до думки, що образи протиставляються: тучка молодая, утёс старый, тучка движется, утёс статичен...).

- Теперь, когда мы их выделили, мы можем поговорить о том, какими художественными приёмами пользуется автор.

- Давайте вспомним, что такое эпитеты (Эпитет - это слово или выражение, добавляемое к существительному для более яркого его описания в литературном произведении.) Предлагаю вам выделить эпитеты, какими автор описывает свои образы (тучка золотая, утёс старый, утёс-великан...)

В этом стихотворении вы можете наблюдать художественный прием – олицетворение. Литературный прием перенесения человеческих качеств и свойств н а неодушевленные предметы. Например, часы идут или время бежит. Найдите в тексте стихотворения этот художественный прием, который является главным в этом произведении.

-Тучка золотая что делала? Правильно, ночевала. И ночевала где? На груди утёса-великана. А потом она что сделала? Умчалась в путь. А влажный след остался где? На морщине старого утёса. Ну и дальше что происходит? Утёс стоит, задумался и плачет.

Кластеры на утес и тучку

- Стихотворение, само по себе, имеет маленький размер, но обратите внимание, как много мы смогли выделить и найти. Поэт рассказал нам целую историю, раскрывая красоту языка и окуная нас в мир разнообразных эмоций. Надеюсь, что Михаил Юрьевич произвел на вас такое же прекрасное впечатление, как и на меня.

III Заключна частина

Узагальнення та систематизація знань

Ну что ж ребята, расскажите, что вы сегодня интересного узнали о таком вееликом человеке как М.Ю. Лермонтов?

Какая основная мысль стихотворения?

Какие же н самом деле главные образы?

Виставлення оцінок

Інструктаж до домашнього завдання:  прочитать статью и стих тучи

 

docx
Додано
30 червня 2021
Переглядів
338
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку