План-конспект уроку "Зв’язки між таблицями в базі даних, їх різновиди. Практичнаробота №8. Робота з готовою базою даних."

Про матеріал

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок – деловая игра

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы: наглядные, словесные, практические

Материалы и оборудование:

персональные компьютеры;

программное обеспечение: СУБД Microsoft Access;

презентация на тему «Связи между таблицами в базе данных».

Перегляд файлу

Комунальний заклад «Маріупольська спеціалізована школа

з поглибленим вивченням новогрецької мови І-ІІІ ступенів №8

Маріупольської міської ради Донецької область»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Розробка уроку інформатики для 11 класу на тему:

«Зв’язки між таблицями в базі даних, їх різновиди. Практичнаробота №8. Робота з готовою базою даних. Введення та отримання даних»

 

 

 

 

 

Виконала: Хачхарджи Ю.І.

вчитель інформатики СШ №8

 

 

 

 

 

 

 

 

Маріуполь

2017 р.

Цели:

образовательная – учить создавать многотабличную базу данных и связывать таблицы в ней;

развивающая – развивать навыки и умения работы с таблицами;   развивать умение анализировать и выделять главное;

воспитательная – воспитывать аккуратность, внимательность, самостоятельность и дисциплинированность.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок – деловая игра

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы: наглядные, словесные, практические 

Материалы и оборудование:

  • персональные компьютеры;
  • программное обеспечение: СУБД Microsoft Access;
  • презентация на тему «Связи между таблицами в  базе данных».

Эпиграф к уроку:

“Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий”.

(Гюстав Гийом)

Структура урока:

  1. Орг. момент. (1 мин)
  2. Актуализация знаний. (10 мин)
  3. Работа над темой урока. (8 мин)
  4. Физкультминутка. (3 мин)
  5. Закрепление нового материала. Практическая часть. (18 мин)
  6. Подведение итогов урока. (2 мин)
  7. Рефлексия. (2 мин)
  8. Домашнее задание. (1 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка отсутствующих.

Вступительное слово:

«Мы начинаем заседание нашей фирмы компьютерных технологий «Инфогений». Как вам известно, к нам обратилась туристическая фирма «Мир путешествий» с заявкой на создание базы данных своей фирмы. На прошлом заседании менеджерами нашей фирмы была начата работа по созданию базы данных для клиента. В частности, составлены таблицы, необходимые для выполнения заказа. Для начала суммируем известные нам факты о базе данных в целом».

  1. Актуализация опорных знаний

Устный опрос:

  1. Продолжите фразы:

 БД – это…

– это совокупность взаимосвязанных данных, которые обладают свойствами структурированности,  хранятся во внешней памяти компьютера, и организованы по правилам, предполагающим общие принципы описания, хранения и обработки данных.

БД могут быть использованы для создания …

 - фонда учебной литературы школьной библиотеки,

 - кадрового состава предприятия,

 - единого реестра препаратов аптеки,

 - нормативных актов гражданского права,

 - каталога фильмов кинотеатра…

Типы БД по характеру хранения информации - …

-   фактографические и документальные.

Фактографические БД содержат краткие сведения об объектах, представленные в определенном формате, например, Марка машины, завод-изготовитель, год выпуска …

В документальных БД содержится информация разного типа: текстовая, звуковая, графическая, мультимедийная.

…по способу хранения – …

- централизованные и распределенные.

Централизованная база данных – хранится на одном компьютере.

Распределенная база данных – различные части одной базы данных хранятся на множестве компьютеров, объеденных между собой сетью.

… по структуре организации данных – …

- реляционная и неряеляционная (иерархическая и сетевая)

Реляционной  называется БД, которая содержит информацию, организованную в виде прямоугольной таблицы.

Нереляционные: Иерархические. Существует строгая подчиненность элементов: один главный, остальные подчиненные. Например, система каталогов на диске. 

Сетевая БД более гибкая: нет явно выраженного главного элемента и существует возможность установления горизонтальных связей. Например, организация информации в Интернете ( WWW).

СУБД – это …

-  программное обеспечение, которое позволяет создавать БД, обновлять и дополнять информацию, обеспечивать гибкий доступ к информации.

Ключ – это …

- поле, которое однозначно определяет соответствующую запись.

Поле – это …

- это различные характеристики (атрибуты) объекта.

Типы данных поля: …

- Текстовый. Текст или числа не требующие проведения расчётов.

- МЕМО. Поле этого типа предназначено для хранения небольших текстовых данных (до 64000 символов). Поле этого типа не может быть ключевым или проиндексированным.

- Числовой. Этот тип данных содержит множество подтипов. От выбора подтипа (размера) зависит точность вычислений.

- Счётчик. Уникальные, последовательно возрастающие числа, автоматически вводящиеся при добавлении новой записи в таблицу.

- Логический. Логические значения, а так же поля, которые могут содержать одно из двух возможных значений.

- Денежный. Денежные значения и числовые данные, используемые в математических вычислениях.

- Дата/Время. Дата и время хранятся в специальном фиксированном формате.

- Поле объекта OLE . Включает звукозапись, рисунок и прочие типы данных. Поле этого типа не может быть ключевым или проиндексированным.

- Гиперсвязь. Содержит адреса Web-страниц

2. Ответьте на вопросы:

- Перечислите основные свойства баз данных (структурированность, взаимосвязанность, независимость от прикладных программ)

- Каким требованиям должны удовлетворять СУБД? (возможность манипулирования данными, возможность поиска и формирования запросов, обеспечение целостности данных, обеспечение защиты и секретности)

- Назовите простые СУБД, предназначенные для работы в небольших организациях (Access, FoxPro и Paradox)

- Назовите СУБД мощного типа (Oracle, Sybase, Informix)

ІІІ. Работа над новой темой

На сегодняшнем заседании нам необходимо связать имеющиеся таблицы для обеспечения целостности данных. Для этого рассмотрим какие бывают типы связей между таблицами и как они создаются.

Для связанных таблиц возможно три варианта типа связи:

  •         «один к одному»;
  •         «один ко многим»;
  •         «многие ко многим».

1. Связь «один к одному».

Наиболее простой способ указать связь между данными – поместить данные совместно, например, в одной строке ведомости о заработной плате. Тогда наглядно видно, на какой должности работает сотрудник фирмы (фамилия) и какую заработную плату он получает (зарплата). Все строки ведомости имеют один шаблон, столбцы содержат данные одного типа.

2. Связь «один ко многим».

Любому элементу, рассматриваемому как объект, свойство или атрибут в информационной системе, может соответствовать несколько других объектов, свойств или атрибутов. Подобная структура имеет несколько уровней. Каждый ее элемент может быть связан с несколькими другими, находящимися на нижнем уровне, и только с одним из более высокого (верхнего) уровня. Такая структура называется древовидной или деревом. Каталоги, подкаталоги и содержащиеся в них файлы образуют древовидную структуру. Такую же структуру имеют практически все министерства, ведомства, армия,  предприятия различных отраслей.

3. Связь «многие ко многим».

Производственные отношения между предприятиями часто имеют сложный характер, который отражается в сетевых структурах. Сеть – многоуровневая структура, каждый элемент которой может быть связан как с несколькими элементами нижнего уровня, так и с несколькими элементами верхнего уровня. Например, супермаркет получает товары от нескольких поставщиков. Может быть, что один вид товара поставляют разные поставщика и одновременно один поставщик обеспечивает несколькими товарами. Если рассмотреть связи «товар–поставщик», то они представляют собой сеть. Также сетевая модель получится и при рассмотрении связей «учитель – класс».

Каким же образом мы можем связать наши таблицы?

Разработаем схему данных, (создание связей между таблицами). Для этого:

- выбираем вкладку «Работа с базами данных;

- нажимаем кнопку http://www.bestreferat.ru/images/paper/93/84/8588493.jpeg на панели инструментов (Схема данных). На экране появится окно «Схема данных»;

- щёлкаем по кнопке http://www.bestreferat.ru/images/paper/94/84/8588494.jpeg на панели инструментов (Отобразить таблицу);

- в появившемся окне будет выделено название одной таблицы. Щелкаем по кнопке «Добавить», переводим выделение на имя следующей таблицы и щелкните по кнопке «Добавить». Аналогично добавляем оставшиеся таблицы;

- закройте окно, щелкнув по кнопке <3акрыть>;

(чтобы не выполнять все вышеописанные действия, можно просто перетащить мышкой таблицы из окна «Базы данных Таблицы» в окно «Схема данных»);

- создадим связь между таблицами Сотрудники и Заказы. Для этого курсором мыши перетаскиваем «Код сотрудника» в таблице Сотрудники на поле «Код сотрудника» в таблицу Заказы. На экране откроется окно «Связи»;

- устанавливаем флажок («галочку») в свойствах Обеспечение целостности данных, Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей;

- щелкаем по кнопке «Создать». Связь будет создана;

- аналогично создаем связи между полем «Код клиента» в таблице Клиенты и полем «Код клиента» в таблице Заказы, и т.д. На данном рисунке отображена полученная схема данных туристической фирмы.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/95/84/8588495.jpeg

- закрываем окно схемы данных, ответив ДА на вопрос о сохранении макета.

ІV. Физкультминутка.

       Эффект: расслабление тела, снятие нервного напряжения, восстановление     нормального ритма дыхания.

  • Моргать в течении 10сек.

с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.

  • В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться .
  • В течении 10 с менять направление взгляда.
  • Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком  

положении 5 с. Выполнить упражнение 3 раза.

Эффект: избавление от усталости.

  • Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.
  • Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влево.
  • В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Повторить несколько раз.

V.  Закрепление нового материала.

«Теперь предлагаю вам самим связать наши таблицы на схемах перед вами». (Работа с карточками. Опрос по выполненной работе).

Выполнение практической работы на ПК.

«Переходим к выполнению практической работы

 (Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером.)

Задание:  Создать связи между таблицами туристической фирмы в Microsoft Access. Заполнить таблицы данными».

Разработать схему данных (создание связей между таблицами). Для этого:

- выбираем вкладку «Работа с базами данных;

- нажимаем кнопку http://www.bestreferat.ru/images/paper/93/84/8588493.jpeg на панели инструментов (Схема данных). На экране появится окно «Схема данных»;

- щёлкаем по кнопке http://www.bestreferat.ru/images/paper/94/84/8588494.jpeg на панели инструментов (Отобразить таблицу);

- в появившемся окне будет выделено название одной таблицы. Щелкаем по кнопке «Добавить», переводим выделение на имя следующей таблицы и щелкните по кнопке «Добавить». Аналогично добавляем оставшиеся таблицы;

- закройте окно, щелкнув по кнопке <3акрыть>;

(чтобы не выполнять все вышеописанные действия, можно просто перетащить мышкой таблицы из окна «Базы данных Таблицы» в окно «Схема данных»);

- создадим связь между таблицами Сотрудники и Заказы. Для этого курсором мыши перетаскиваем «Код сотрудника» в таблице Сотрудники на поле «Код сотрудника» в таблицу Заказы. На экране откроется окно «Связи»;

- устанавливаем флажок («галочку») в свойствах Обеспечение целостности данных, Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей;

- щелкаем по кнопке «Создать». Связь будет создана;

- аналогично создаем связи между полем «Код клиента» в таблице Клиенты и полем «Код клиента» в таблице Заказы, и т.д.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/95/84/8588495.jpeg

Заполнить таблицы данными.

VI. Подведение итогов урока.

Проверка выполнения практического задания, выставление оценок.

VII. Рефлексия. 

1. Считаете ли Вы тему урока актуальной и применимой на  практике?

2. Доступно ли была представлена тема урока?

3. Интересно Вам было на уроке?

4. На какой балл в 5-ти бальной системе оценивания Вы оцениваете форму проведения урока?

VIII. Домашнее задание.

Выучить §3.5 стр. 141-151, выполнить практическую работу стр. 152

 

docx
До підручника
Інформатика (рівень стандарту) 11 клас (Лисенко Т.І., Ривкінд Й.Я., Чернікова Л.А., Шакотько В.В.)
Додано
13 квітня 2018
Переглядів
2115
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку