Сценарий музыкального спектакля
«Путешествие по стране Музыкалии»
(знакомство с музыкальными терминами)
Оригинальный сценарий учителя музыкального искусства
Васильевой Наталии Борисовны
Глашатай Внимание! Внимание! Внимание! Разрешите бал, посвящённый королеве Музыке считать открытым!
(Песня «Если ты дружишь с музыкой с детства»)
Вбегает Какофония со свитой.
Какофония Привет! Я – Какофония! Что ещё за бал королевы Музыки? Меня не позвали?
Я значит не хороша? Послушайте мою музыку (грохот, стук.) Не нравится? Ладно! (зловеще) Я все ваши звуки спрячу. Не будет вам ни до, ни ре, ни ми и ни фа, соль, ля, си…(кривляется) Вот так!
(с грохотом убегает)
1-ый Что это такое? Не будет музыкальных звуков? Не будет музыки? Будет властвовать Какофония?
2-ой В путь надо отправляться - звуки выручать!
1-ый Если нужно, всю страну Музыкалию обойдём, а звуки выручим! В дорогу!
(Фоновая музыка)
Появляется Динамика.
Динамика Я - красавица Динамика, друзья!
Без меня, пожалуй, в музыке нельзя!
Кто покажет гром, грозу?
Громко очень страшно?
Бабочку и стрекозу
Легко или отважно?
И, не спорит тут наука
Господа, я – сила звука!
Познакомьтесь, пожалуйста, с моими динамическими оттенками!
Форте (кричит) Я –форте!
1-ый А почему вы так кричите?
Форте Потому, что в переводе с итальянского форте – значит громко!
Пиано А я – пиано!
2-ой Что-что? Ничего не слышно!
Пиано В переводе с итальянского пиано – значит тихо!
(музыкальный фрагмент)
1-ый Динамика! У нас в королевстве беда! Какофония похитила все музыкальные звуки!
Где их искать никто не знает. Ты не поможешь нам?
Динамика Я не знаю. Вам надо спросить у Регистров! А я не видела, не видела….
(фоновая музыка)
Появляются Регистры.
- Я высокий регистр!
- А я средний !
- А я низкий! (фальцетом) Ой, что это с нашими голосами? Кто нас заколдовал?
1-ый Наверное, Какофония! Она украла музыкальные звуки, и теперь всегда будет шум и гвалт вместо музыки. Вы не знаете где её искать?
- Мы не видели!
- Мы не знаем! Спросите у штрихов!
(фоновая музыка)
Появляются Штрихи.
Легато Здравствуйте, друзья,
Мы вам очень рады!
Стаккато Как дошли вы все сюда
Ничего ль не надо?
1-ый Ой, а почему вы так протяжно тянете, а вы так поёте, как - будто прыгаете?
Стаккато Ну так я же Стаккато! Что обозначает отрывисто! А-а-а!
Легато А я Легато, что обозначает протяжно! А-а-а!
1-ый Ой, как интересно! А вы можете изменить характер мелодии, песни? Ну, спойте, например, песню «В лесу родилась ёлочка»!
(исполнение изменённых фрагментов)
1-ый Скажите, а вы не видели, куда Какофония унесла музыкальные звуки?
Стаккато Ой, какой ужас! Вам предстоит очень нелёгкое дело! Мы не можем вам помочь, но предлагаем вам отдохнуть – посмотреть историю про одного известного композитора!
Сценки про композиторов.
Чудеса виртуозности.
Маленький Моцарт как-то решил пошутить над своим учителем – Гайдном.
-Я написал музыкальную пьесу, которую вы не сможете сыграть - сказал он. Взяв ноты, Гайдн сел к роялю.
- Но ведь здесь обе руки должны исполнять сложные пассажи на противоположных концах клавиатуры, именно тогда, когда надо взять несколько нот посередине. Такое невозможно сыграть! – ответил Гайдн.
Моцарт усмехнулся, сел за рояль и сыграл эти ноты носом!
(фоновая музыка)
Выходит Какофония Ну, нашли меня, детки? Наконец-то! А то мне уже это надоела! Эти звуки поют и поют, а мне это неприятно! Уши закладывает! Отгадайте мои загадки – и звуки ваши!
(Вопросы и загадки обращены к залу)
(Выход ребят. Они держат изображения инструментов)
Скрипка
Про всё, что людям дорого от века
Кто нам споёт душевней и нежней?
Прижата плотно к подбородку дека,
Как буква «с» - два выреза на ней.
Упругих струн смычок коснулся гибкий
И замер ты, дыханье затая:
Взволнованный и тёплый голос скрипки
Неповторим как голос соловья!
Виолончель
Мой голос бархатистый вам знаком
И мужество, и грусть, и нежность в нём.
Мы с гамбою старинной в чём-то схожи
Но я звучней, красивей и моложе.
Я не лежу, как скрипка на плече.
Играю стоя, с мастерством привычным,
В любом ансамбле, и в любом ключе
басовом, теноровом и скрипичном!
Арфа
Летят по струнам трепетные руки,
И арфа оживает, и слышны
Пассажей удивительные звуки
Похожие на плеск волны.
Глаза прикроешь – кажется как - будто
Точёный корпус, выгибая круто,
Приветливо и ласково светя,
Плывёт к нам золоченая ладья!
Флейта
Ты обо мне превратно не суди-
Я поперечной называться стала
Не потому, что поперек пути
Сестре своей – продольной флейте стала.
Я потому людьми так названа,
Что выгляжу иначе, чем она.
Чтоб голос мой свободно литься мог
Держи меня у губ не вдоль, а поперёк!
Фортепиано
Клавиатуры чёрно-белый ряд,
Педали жёлтым золотом горят.
Я не чета кларнету иль гитаре
Меня с собой не унесёшь в футляре.
Мой голос более семи октав
С могучим форте, ласковым пиано
И потому, был, несомненно прав,
Тот, кто назвал меня фортепиано.
Мандолина
В Италии, в Италии
Есть город на воде,
Там все дома по талию
Затоплены везде.
Там стаи голубиные
С ладоней хлеб клюют,
И всюду лодки длинные
По улицам снуют.
А каждой лодкой узенькой
Там правит рулевой
И по дороге музыкой
Нас балует живой.
Стоит он с мандолиною
На краешке кормы,
И песенкой старинною
Баюкаемся мы.
Туба
Познакомьтесь, это туба,
Великанша в мире труб.
Как в дупле большого дуба
В глубине темно у туб.
Так что если в тубу губы
Не трубили года два,
То внутри у этой тубы
Поселяется сова
И оттуда с видом ноты,
Неизвестной трубачам,
На мышиную охоту
Вылетает по ночам.
Саксофон
Причудливо загнут внизу саксофон –
Не выдумать формы красивей –
Как будто бы свесился с ветки питон
И замер в изящном извиве.
А музыка, как продолженье его,
Скользит с грациозностью змея.
И нет равнодушного к ней никого,
И все околдованы ею.
(ребята держат изображения инструментов)
Какофония Ну, сыграйте, что-нибудь! (инструменты не могут издать ни звука)
А, не можете?
(появляется темп)
Темп Я Темп! Я могу быть быстрый, медленный и средний – какой угодно! И характер музыки тоже могу менять! Какофония, давай устроим соревнования! Кто быстрее расскажет скороговорку – тот и выиграл!
(читают скороговорки)
Какофония проигрывает.
Какофония Забирайте свои звуки, вы мне надоели!
(убегает)
Выходит королева Музыка со звуками
Виолончельный вздох и скрипок переливы
И влажный голос флейт я сердцем повторила
И радостная дрожь прошла по мне пугливо,
Как лёгкий ветерок от лебединых крыл!
Я – Музыка! Поверьте мне, друзья,
Что жить вам без меня нельзя!
Песня
Финальный поклон.
Выходят все действующие лица.
(музыкальный фон по выбору учителя)
1