Повторение изученного по теме: «Причастие»

Про матеріал
Урок російської мови в 9 класі ( 5-ий рік навчання. Підручник: Самонова Е.И. , А. М Приймак, І.В. Гайдаєнко ) Тема: Повторение изученного по теме: «Причастие» Цели ( формировать компетентности) предметные: систематизировать знания учащихся о причастии; формировать умения находить причастия и определять их морфологические признаки, правильно писать орфограммы в причастиях, выделять запятыми причастный оборот; обогащать словарный запас учащихся
Перегляд файлу

 

 

Урок російської мови в 9 класі

 

Повторение изученного

по теме: «Причастие»

 

 

 

 

 

Хруленко Тетяна Володимирівна

                                                                         учитель російської мови

                                                                        та зарубіжної літератури

                                                                        Первомайської загальноосвітньої

                                                        школи І-ІІІ ступенів №17

                                                           ім. Миколи Вінграновського

 

 

 

 

Урок російської мови в 9 класі

( 5-ий рік навчання.  Підручник:

Самонова Е.И. , А. М Приймак, І.В.  Гайдаєнко )

 

Тема:  Повторение изученного по теме: «Причастие»

Цели ( формировать компетентности) предметные: систематизировать  знания учащихся  о причастии; формировать умения находить причастия и определять их морфологические  признаки, правильно писать орфограммы в причастиях, выделять запятыми причастный оборот; обогащать словарный запас учащихся;

ключевые: умение учиться:  развивать критическое мышление и навыки активной познавательной деятельности; коммуникативную: навыки работы

в паре; информационную: умение работать с текстами разных стилей и жанров; культурологические: стремление к овладению русским языком, развитие кругозора.

Оборудование: учебник, карточки, презентация.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока.

І.Организационый момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний

Учитель читает стихотворение

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

- О какой части речи говорится в этом стихотворении?

ІІІ. Сообщение темы урока

Слово учителя.

С причастием вы познакомились впервые в 7-ом классе. Вы убедились, что это не такая простая часть речи. В 9-ом классе мы изучим очень важные орфограммы,без знания которых, вы не сможете грамотно писать причастия.

  • Какие у вас ожидания от этого урока?

ІV. Обобщение и систематизация знаний о причастии, полученных ранее.

  1. Повторение морфологических признаков причастия.
  • Какая часть речи называется причастием?

Проверим, хорошо ли вы ее усвоили. Я прочту  лингвистическую сказку «Разрешите  представить», вы составите схему, выписав морфологические признаки причастия

Причастие – это особая форма  глагола. У него есть родственники - Глагол и Прилагательное. Когда Причастие появилось на свет, Глагол подарил ему совершенный и несовершенный вид;  Прилагательное, решившее не отставать, преподнесло новорожденному свои морфологические признаки: падеж, число и род

Причастиям не живется в дружбе. Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы.  Одно всегда стонет: «Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие. Меня даже укорачивают и получают другую форму причастия». «Само виновато,- отвечает другое причастие.- Я ,например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю  признак предмета, который сам производит действие».

Так спорили они каждый день, но по-прежнему уживались, уживаются и будут уживаться рядом  в русском языке.

- Какие морфологические признаки у причастия- от прилагательного, а какие – от глагола?

От прилагательного  ----  вопрос, значение, род, число, падеж, полную, краткую форму.

От глагола ------ вид, время.                 

2.А какова синтаксическая роль причастий, каким членом предложения они бывают?

-Когда причастие выступает в роли сказуемого?

  • (только в краткой форме, страдательные)

Такие формы причастий часто встречаются в пословицах и загадках.

- Найдите в предложенных пословицах и загадках причастия в краткой форме.

  • -В кремне искра спрятана, в человеке - ум.
  • -Хорош отдых, когда работа сделана.
  • -Вся дорожка усыпана горошком.  (Млечный путь)
  • -В новой стене в круглом окне днем стекло разбито, за ночь вставлено. (прорубь)

 

  • Какие важные орфограммы в причастях  мы с вами изучили?

Работа с учеником. Выполнение упражнений 122-124

3.Закрепление  умений и навыков правописания причастий с НЕ

  • Словарный диктант

Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка;  трава не скошена; правило не вызубренное, а осознанное. 

  • Выполнение заданий на слайдах №1-5.
  • Составьте предложения с парами слов.
  • Укажите условия написания НЕ с причастиями.

1) незамеченный  -  не замеченный

2) неокрашенный – не окрашенный

4.Конструирование предложений.

  • Перестройте предложение так, чтобы НЕ с причастием писалось раздельно.

   Торжественно гремели из-за пыльного    кустарника невидимые цикады.

  • Перестройте предложение так, чтобы НЕ с причастием писалось слитно.

Дорога в Каменку пролегала мимо покрытых ещё не скошенной травой заливных лугов.

Индивидуальная работа по карточке

Задание. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, графически объясните свой выбор.

Человек  (не)знающий меры будет г..ревать и в б…гатстве.

5.Закрепление  умений и навыков правописания н,нн в причастиях

  1. Выполнение тестовых заданий.

Слайды №5-9

1.В каком примере на месте пропуска пишется Н?

а).Прочита…ые книги.

б).Выкраше…ый пол

 в).Решё…ый вопрос.

г). Тка..ая скатерть

2.В каком слове пишется НН?

а).Жаре…ные грибы

б).Нарисова…ый дом.

в).Вяза…ый шарф

г).Пута..ый ответ

3. В каком примере на месте пропуска пишется Н?

а).Скоше…ый клевер

б).Высуше…ая трава

в).Плетё…ая корзина

г).Асфальтирова…ая дорога

4.В каком слове пишется НН?

а).Испуга…ый стуком

б).Неезже…ая дорога

       в).Пута…ые ответы

  г). Глаже..ое платье

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?

 Тушё(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.

 а) 2;  б) 1,2;  в) 2, 3;  г) 1, 2, 3

Взаимопроверка

Слайд№10

Ответы:1)г;2)б;3)в;4)а;5)б

6.Повторение правил правописания Н, НН в причастиях:

Работа с учебником. Выполнение упражнений 130-132 ( по вариантам).

7.Повторение причастного оборота, знаков препинания при нем.

                        - Что называется причастным оборотом?

                    - Какие знаки препинания ставятся при причастном обороте?

                 Записать предложение. Расставить знаки препинания.

                Произвести   синтаксический разбор предложения.

За окном, освещенным лунным светом, тускло серебрилось пшеничное поле.

Черной рекой вилась дорога  разъезже…ая машинами

Произвести морфологический разбор выделенного слова.

Освещённым- причастие, сов. вид, страд.,прош.в.;с.р., ед.ч, Т. П. в полн. форме, опред.

Индивидуальная работа по карточке

Карточка

       Задание. В  каком предложении  необходимо выделить запятыми причастный     оборот? Спишите его, расставьте знаки препинания.

      а) Мы вошли в лес освещённый осенним солнцем. б) Расчищенная дорожка вела к морю. в) Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.

8.Работа с текстом.

Учитель: В художественных текстах очень часто используются причастия. Писателей и поэтов они привлекают тем, что не только образно описывают предмет, явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его, развития, изменения. Объясняется это, конечно, тем, что причастие соединяет в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного. Давайте познакомимся текстом  упражнения 127 и выполним задания к нему.

V.Итог урока.

Фронтальная беседа

  • Какую часть речи мы повторяли на уроке?
  • Когда причастия  пишутся с НЕ раздельно?
  • Назовите условия слитного написания НЕ с причастиями.
  • Когда в причастиях пишется НН, а когда Н?
  • Каковы особенности написания е, ё после шипящих в причастиях?

Домашнее задание:

Упр. 132(А,Б).

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1.https://academia.in.ua/.

2.https://naurok.com.ua/l

3.metodportal.com/node/

4.https://naurok.com.ua

5.https://ru.osvita.ua

6.https://videouroki.net/

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
27 лютого 2019
Переглядів
868
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку