Способствовать усвоению общего понятия о причастии как форме глагола, его морфологических признаках и синтаксической роли, развивать умения находить причастия в лексике, уметь использовать в речи, воспитывать любовь к родному краю, к природе.
Дать понятие о причастном обороте, выделении его на письме; вырабатывать умение видеть определяемое слово, причастие и зависимые от него слова;развивать навыки грамотного письма, умение анализировать, систематизировать;
воспитывать культуру общения.
Совершенствовать навыки нахождения причастных оборотов в предложениях и расстановки знаков препинания при причастных оборотах;содействовать усвоению знаний о действительных и страдательных причастиях; развивать умения смыслового различения действительных и страдательных причастий;
воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи.
Содействовать развитию знаний о действительных и страдательных причастиях, способствовать усвоению материала о способах образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, правописание суффиксов действительных причастий;развивать навыки орфографически и пунктуационно грамотного письма;воспитывать любовь к музыкальному искусству, чувство коллективизма.
Содействовать закреплению материала об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени; отрабатывать умения по написанию гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; развивать умения находить причастия и причастные обороты; воспитывать чувство любви к прекрасному, способствовать усвоению орфоэпических форм.
Система уроков по
теме «Причастие»
7 класс
Гринченко Зоя Николаевна,
учитель русского языка и мировой литературы,
Путивльская общеобразовательная школа I - ІІІ ступеней №2 Путивльского районного
совета Сумской области
E-mail: zoya. grinchenko@mail.ru
Урок №1
Тема: Глагол + прилагательное = причастие
Цель: способствовать усвоению общего понятия о причастии как форме глагола, его морфологических признаках и синтаксической роли, развивать умения находить причастия в лексике, уметь использовать в речи, воспитывать любовь к родному краю, к природе.
Тип: урок изучения нового материала
Формы работы: фронтальная, работа в парах
Оборудование: репродукция картины И.Шишкина “Зима”, компьютерная презентация, карточки.
Структура урока
І. Организация начала урока
ІІ. Мотивация учебной деятельности
1. Комплексная работа с текстом.
2. Создание проблемной ситуации.
ІІІ. Сообщение темы, задач урока.
ІV. Изучение нового материала.
1. Языковое исследование.
2. Физкультминутка.
3. Сравнительный анализ.
4. Работа с учебником.
7. Игра.
8. Работа с текстом.
9. Работа в парах.
10.Творческая работа.
VІ. Рефлексия.
VІІ. Дифференцированное д/з. Инструктаж к выполнению.
Ход урока
І. Организация начала урока
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в таинственный мир природы.
А начнем мы с текста А.Куприна
1. Комплексная работа с текстом.
Кто у нас не любовался облаками, плывущими в небе? Кто не завидовал свободе их странствия в эфире, когда, подгоняемые ветрами и озаренные солнцем, они плавно движутся, как вереницы темных кораблей или, разделившись на легкие отряды, быстро скользят вперед стройные и проворные, как перелетные птицы.
- О чем этот текст?
- Озаглавьте текст
- Определите стиль
2. Создание проблемной ситуации. Найдите имена прилагательные и выпишите в строчку.
- По каким признакам определили прилагательное? (Вопрос, признак предмета)
- От какого слова образовано слово плывущими? (плывут).
- С помощью чего? (суффикса ущ)
- Какой вопрос можно задать к этому слову? (что делающие?)
- Признак какой части речи на лицо? (признак глагола)
- Сделаем вывод: признаки каких частей речи вместило это слово? (прилагательного и глагола)
- Какую же проблему нам нужно решать? (Какая это часть речи)
А теперь предлагаю вам разгадать загадку. Как-то раз Ваня вернулся из школы и с таинственным видом вошел в кабинет к отцу, доктору филологических наук.
- Папа, сегодня на уроке русского языка Ольга Ивановна попросила нас разгадать загадку.
-Какую? - поинтересовался отец.
- Встретились как-то трое: Глагол, Прилагательное и Некто. Стали между собой спорить: кто сильнее?
- Самый сильный я! – говорит Глагол. – Я могу в этом мире все превратить в движение. Без меня все предметы не могли бы действовать.
- А без меня все предметы стали бы безликими, потому что я описываю их признаки, - отвечает Прилагательное.
Некто думал: то, что могут они, могу и я, так как я заключаю в себе силу Прилагательного и Глагола.
- Кто же этот Некто? Ты знаешь? – спросил Ваня.
А вы, ребята, знаете, кт этот загадочный Некто?
В.В.Даль говорил: “Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного” (Слайд) Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой форме глагола говорит В.Даль?
ІІІ. Сообщение темы, задач урока.
- А цели сформируем вместе;
- узнаешь, что такое причастие;
- научиться находить причастие в тексте;
- умеешь использовать в речи.
Учитель: достичь этих целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять.
ІV. Изучение нового материала.
1. Назовите признаки имени прилагательного? (Род, число, падежи, в предложении чаще является определением, может иметь определенное слово).
В этом учебном году мы уже изучили такую самостоятельную часть речи как глагол. Назовите признаки глагола (Вид, время, переходность (непереходность), возвратность, может иметь зависимое слово).
2. Н экране родственные слова желтый (лист, желтеет (лист), желтеющий (лист).
Какое лексическое и грамматическое значение этих однородных слов?
Уч-ся: По лексическому значению – значение цвета, по грамматическому – желтый – признак предмета, желтеет – действие, желтеющий – признак предмета.
Учитель: Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным?
Уч-ся: Желтый лист уже не изменит цвет – это его настоящий признак, желтеющий лист - тот, который сейчас желтеет, т.е. признак непостоянный.
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Уч-ся: Причастие обозначает признак предмета по действию.
3. Учитель: на календаре ноябрь, скоро выпадет первый снег, и вот вам задание: распределите слова, которые характеризуют существительное снег, по столбикам: в один имена прилагательные, в другой – причастие.
Снег – сверкающий, белый, пушистый, лежащий, переливающийся, красивый, глубокий, сверкающий.
4. Физкультминутка.
Учитель: Я назову слова разных частей речи. Если вы услышите глагол – наклон направо; прилагательное – наклон налево, причастие – вперед; если затрудняетесь определить – круговые движения головой.
Тихий, читал, громкий, пробежит, выполняющий, умеющий, бережливый, летящий, изящный, горящий, горячий, прячет, залететь, мрачный, люблю, смеющийся, бушующий, великий.
5.Учитель: посмотрите на причастие сверкающий и сверкавший. Чем они отличаются? (Суффиксами, временем).
- Чем же отличается причастие от прилагательного?
- Имеет форму прошедшего и настоящего времени.
- Итак, что мы узнаем о причастии?
- Образовано от глагола, изменяется по временам.
6. Работа с учебником: с.69
Дополните характеристику.
- Причастие образуется с помощью суффиксов. Итак, мы уже знаем, по каким признакам можно узнать причастие, поэтому выполним задание.
7. Игра “4 лишнее (Устно).
1). Синий, синеет, синева, синеющий;
2). Круг, круглый, кружившийся, кружиться;
3). Свет, светлый, освещение, освещенный;
4). Белить, побелевший, белизна, белый.
Мы реализовали еще одну цель урока: научить распознавать причастие среди частей речи.
8. Умелое использование причастий в художественных текстах делает речь более яркой, выразительность, придает тексту точность, емкость.
Сравните 2 предложения.
Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.
Вывод: причастие позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой.
9.Работа в парах.
Выписать из текста причастие. Определить от каких глаголов они образованы, выделить суффиксы, обозначить время.
Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова “Родина”
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз.
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Используя причастие, автор показывает красоту родного края.
Воспитательный момент: любовь к малой родине, умение ценить ее достояние, беречь их.
10.Творческая работа.
Сочинение – миниатюра на тему “Рады мы приходу матушки зимы” (5-7 предложений, используя причастия).
А волшебную сказку зимнего пейзажа поможет нам лучше представить репродукция картины И.И.Шишкина “Зима”.
Опорные слова: Можно всем кроме высокого уровня
Деревья: заколдованные, задумчивые, спящие, тихие, принарядившиеся, завораживающие, высокие;
Снег: летящий, лежавший, блестящий, белый, серебристый;
Зима: снежная, морозная, холодная;
Небо: безоблачное, утреннее.
Оценивание знаний учащихся, аргументация оценок.
VІ. Рефлексия.
Какие цели мы ставим вначале урока?
- Узнаешь, что такое причастие;
- находить причастие в тексте;
- учиться использовать в речи.
- достигли мы цели урока?
- назовите ключевые слова урока?
Дифференцированное д/з. Инструктаж к выполнению.
VІІ. Высокий уровень.
По ситуативному упражнению придумать продолжение, употребив причастие, указать признаки глагола и прилагательного.
Пришла зима. Выпал первый снег. Весь город преобразился. Опишите эту картинку в письме к другу, который живет на юге и никогда не видел снега.
Достаточный уровень.
Выписать 5-6 предложений с причастиями, указать от каких глаголов они образованы.
Средний уровень: по учебнику с.71, упр.175
Всему классу: выучить определение причастия.
Подготовить индивидуальное сообщение по толковому словарю С.И.Ожегова о лексическом значении слова “обособление”.
Урок № 2
Тема. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Цель: содействовать закреплению знаний учащихся о причастии – форме глагола, дать понятие о причастном обороте, выделении его на письме; вырабатывать умение видеть определяемое слово, причастие и зависимые от него слова;
развивать навыки грамотного письма, умение анализировать, систематизировать;
воспитывать культуру общения.
Тип: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, портрет Сергея Есенина, толковый словарь С.И.Ожегова.
Структура урока
І. Организация начала урока.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
2. Проверка домашнего задания.
3. Фронтальный опрос.
ІІІ. Изучение нового материала в процессе практической деятельности.
1. Трансформирование фраз.
2. Сообщение темы и запись в тетради. Формулировка целей урока.
3. Слово учителя
4. Практическое задание.
5. Индивидуальное сообщение ученика
6. Работа в тетрадях – справочниках.
ІУ. Первичное закрепление знаний.
1. Диктант.
2. Работа в группах
3. Работа в парах.
У. Рефлексия. «Микрофон».
УІ. Дифференцированное домашнее задание. Инструктаж к выполнению.
Ход урока
І. Организация начала урока.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
С -17/К–1
Даны определения к слову «звезда». Выбери из них причастия.
Яркая, сверкающая, небесная, падающая, соседняя, далекая.
Дай характеристику одного из причастий (на выбор).
С-17/К–2
Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Причастие разбери по составу.
Я вышел в темнеющий сад, пошёл по дорожке, остановился перед орешником.
2. Проверка домашнего задания.
Зачитать письмо другу, подготовленное дома, назвать причастия.
3. Фронтальный опрос.
- Что такое причастие?
- Какие признаки глагола имеет причастие?
- Какие свойства прилагательного имеет причастие?
- Каким членом предложения обычно бывает причастие?
ІІІ. Изучение нового материала в процессе практической деятельности.
1.Для записи темы оставьте строку.
Запись на доске:
- Малыш, который улыбается;
- вулкан, который действует;
- костер, который горит.
Задание:
А. Трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия.
Малыш улыбающийся, вулкан действующий, костер горящий.
Б. Распространите данные причастия:
- малыш улыбающийся (кому?)…
- вулкан действующий (где?)…
- костер горящий (как?)…
В. Сравните словосочетания из 1 – го и 2 – го столбиков.
2. Сообщение темы и запись в тетради. Формулировка целей урока.
3. Слово учителя
Причастие, имеющее зависимые слова, называется причастным оборотом. Он является одним членом предложения, потому на схеме мы ограничиваем его с двух сторон.
- Как вы думаете, каким членом предложения буде причастный оборот? (Определением).
- Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением).
Какой?
/Причастный оборот/ = /причастие + зависимое слово/
4. Практическое задание.
Запишите два предложения.
Дувший со всех сторон ветер усиливался. Ветер, дувший со всех сторон, усиливался.
- Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили?
- До или после определяемого слова стоят обороты, выделенные на письме запятыми.
Вывод. Если причастный оборот стоит в предложении после определяемого слова, он на письме обосабливается.
Вывод. Если причастный оборот стоит в предложении перед определяющим словом, он не обосабливается.
5. Индивидуальное сообщение ученика на основе опережающего домашнего задания: работа со словарем С.И.Ожегова.
Обособить – выделить особо, ограничить.
Обособление – выделение, ограничение.
Слово учителя.
Чтобы правильно рас ставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд действий.
6. Работа в тетрадях – справочниках.
Алгоритм
Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:
1) найти в предложении причастие;
2) найти главное (определяемое) слово, от которого к причастию задаётся вопрос (какой?), поставить над ним крестик;
3) найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия;
4) подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линей и обособить от других слов.
; , , …
ІУ. Первичное закрепление знаний.
1. Диктант.
Запишите предложения, расставьте знаки препинания; графически обозначьте причастные обороты.
К беседке вели расчищенные в снегу дорожки. Солнце, ещё не вошедшее в силу, грызёт бережно и ласково. Дорога, затененная деревьями, извивалась около горы. Над потонувшим в темноте озером стояла мертвая тишина.
2. Работа в группах (На карточках записаны отрывки из стихотворений Сергея Есенина). Найти причастные обороты, объяснить постановку знаков препинания или их отсутствие при причастном обороте.
1) Мне тоскливо и скучно, и жалко,
Неуютно камин мой горит.
Но измятая в книжке фиалка
Все о счастье былом говорит.
2) Всё легче звон, прилипший на копытах,
То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.
И лишь волна потянется к звезде.
Мелькают мухи пеплом на воде.
3) Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
3. Работа в парах.
Исправить ошибки в построении предложений, учитывая, что определяемое слово не может стоять в середине причастного оборота. Записать в неправильном виде.
Видневшаяся вершина горы вдали была покрыта снегом. В саду мы увидели бегающих малышей наперегонки. В глубь сада вела посыпанная дорожка гравием.
У. Рефлексия. «Микрофон».
На уроке я понял…
Я испытал трудности…
УІ. Дифференцированное домашнее задание. Инструктаж к выполнению.
Выучить определение причастного оборота.
Высокий уровень. Из стихотворений Александра Пушкина «И.И.Пущину», «Разлука» выписать четверостишия с причастными оборотами.
Достаточный уровень. С. 73, упр.179.
Средний уровень. С. 72, упр.177.
Урок № 3
Тема. Действительные и страдательные причастия.
Цель: совершенствовать навыки нахождения причастных оборотов в предложениях и расстановки знаков препинания при причастных оборотах;
содействовать усвоению знаний о действительных и страдательных причастиях; развивать умения смыслового различения действительных и страдательных причастий;
воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи.
Тип: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютерная презентация, портреты А.С.Пушкина и И.Пущина, карточки, учебник.
Структура урока
І. Организация начала урока.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Работа в группах.
2. Взаимоконтроль по теоретическому материалу
3. Синтаксическая минутка.
4. Игра «Составь слово».
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. Лингвистический рассказ.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Презентация. Работа в тетрадях. Анализ предложений.
3. Работа с учебником.
4. Составление схемы – опоры.
ІУ. Первичная проверка усвоения знаний.
1. Практическое задание.
2. Физминутка.
3. Работа в парах. Выборочный диктант.
4. Работа с учебником (устно).
5. Чтение текста. Работа по вопросам к упражнению.
У. Рефлексия.
УІ. Информация о домашнем задании.
Ход урока
І. Организация начала урока.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Работа в группах.
Перевести на русский язык и правильно прочитать слова – переводы.
Товариський, приятельський, рукописний, кремінь, ненависть, олень, сімдесят, середина, адреса, верба.
2. Взаимоконтроль по теоретическому материалу § 25 – 26. «Ты – мне, я - тебе».
3. Синтаксическая минутка.
Составить схемы предложений, объяснить знаки препинания.
Очень красивы клены_ одетые в багряную листву. Морозец_ ударивший ночью_ сразу всё преобразил.
4. Игра «Составь слово».
Нарисовать – возьмите , описать – корень, в слове прыгать – суффикс; в слове причесанный – второй суффикс; в слове красивый – окончание.
Какое слово составили? (Написанный).
Составьте с этим словом предложение с причастным оборотом, объясните постановку знаков препинания.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. Лингвистический рассказ.
А сейчас мы совместно составим м вами рассказ о причастии. Я буду начинать предложения, а вы – продолжать.
Учитель. Знаете ли вы, что такое причастие? Нет, вы не знаете, что такое причастие. «Это часть речи», - сразу скажете вы. Нет, это… (форма глагола). А родственников у неё сколько! Это части речи, назовите их (глагол и прилагательное). Глагол дал причастию… (вид, время), а прилагательное дало ему способность изменяться по…(падежам, числам, а в единственном числе – и по родам). Но и причастия тоже хитрые, кое – чему и сами научались. Бывают они и действительные, и страдательные.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Презентация. Работа в тетрадях. Анализ предложений.
Ветер срывает листья.
Ветер, срывающий листья.
Листья, срываемые ветром.
Дети выучили стихотворение.
Дети, выучившие стихотворение.
Стихотворение, выученное детьми.
Учащиеся делают вывод о том, что действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие, страдательные – признак предмета, который испытывает действие.
Учитель. В словосочетаниях со страдательными причастиями можно подставить слово, обозначающее, кем производится действие.
Прочитанный (кем?) учеником роман.
3. Работа с учебником.
С.74.
4. Составление схемы – опоры.
Причастие
действительные страдательные
Обозначают признак создаваемый Обозначают признак, создаваемый
действием самого предмета действием другого предмета
ІУ. Первичная проверка усвоения знаний.
1. Практическое задание.
В данных словосочетаниях вставить слова, обозначающие того, кто производит действие. Какие это будут причастия?
Принесённое … письмо; последние новости, сообщаемые…; выращенный … урожай, написанное … сочинение.
2. Физминутка.
Если звучат причастия – похлопать, другие части речи – потопать.
Белый, белеющий, белизна, побелить; покрасневший, красненький, краснеющий, краснеть; унесенный, уносящий, носить.
3. Работа в парах. Выборочный диктант.
Учащиеся выписывают в два столбика словосочетания:
а) с действительными причастиями;
б) со страдательными причастиями.
Играющий ребенок, посаженное дерево, объясняющий учитель, открытая книга, наступившая ночь, решаемая мною задача, показавшееся из-за туч солнце, сорванные цветы, забытое правило, посеребрённые поля, падающая звезда.
4. Работа с учебником (устно).
С.75. Упр. 185.
Учитель. Перед вами портрет А.С.Пушкина. какие произведения выдающегося русского писателя вы знаете?
Что вам известно о пребывании Александра Сергеевича в Михайловском?
5. Чтение текста. Работа по вопросам к упражнению на с.77.
У. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам удалось?
За что бы я похвалил себя?
Какие возникли трудности?
Что нужно сделать для их исправления?
УІ. Информация о домашнем задании.
Выучить информацию схемы – опоры.
Создать «паспорт» причастия:
1. Имя
2. Особые приметы
3. Разряды
4. Роль
Упр. 186 (устно); упр. 187 (письменно).
Урок № 4
Тема. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Причастия, формы которых не совпадают с формами украинского языка.
Цель: содействовать развитию знаний о действительных и страдательных причастиях, способствовать усвоению материала о способах образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, правописание суффиксов действительных причастий;
развивать навыки орфографически и пунктуационно грамотного письма;
воспитывать любовь к музыкальному искусству, чувство коллективизма.
Тип: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая.
Оборудование: компьютерная презентация, портреты Л.Н.Толстого и П.И.Чайковского, музыкальная запись «Старинной французской песенки» П.И.Чайковского, толковый словарь В.И.Даля, карточки, учебник.
Структура урока
І. Организация класса.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
2. Практическое задание.
3. Проверка домашнего задания.
4. Фронтальный опрос «Заморочки из бочки».
ІІІ. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
1. Лингвистическая сказка.
ІУ. Сообщение темы урока.
Совместная формулировка (учитель и учащиеся) целей урока.
У. Изучение нового материала.
1. Компьютерная презентация.
2. Комментарий учителя.
3. Сравнительный анализ.
ІУ. Первичная проверка усвоения знаний.
1. Работа в парах. Словообразовательная пятиминутка.
2. Игра «Кто быстрее».
3. Музыкальная минутка.
4. Разноуровневые задания.
У. Оценивание. Рефлексия. «Микрофон».
УІ. Информация о домашнем задании.
Ход урока
І. Организация класса.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
С-19/К– 1
Выписать словосочетания в два абзаца: в первый – с действительными причастиями, во второй – со страдательными.
Ученик, выступающий на концерте; школьники, помогающие убирать территорию; модель, сделанная ребятами; посаженное папой дерево; бушующее море; ярко освещенный зал; борющиеся за первенство спортсмены.
С-19/К–2
Найти ошибки и записать предложения в исправленном виде, вставив пропущенные буквы.
Росшие (не)забудки у руч..я зацвели. Показавш..ся солнце из-за туч ярко осв..тило лес. Появивш..ся почки на дерев..ях г..ворили о весне. Молч..ливо стоят одетые березы и клены листвой.
2. Практическое задание.
Составить и записать по 2 предложения: 1) с действительным причастием; 2) со страдательным причастием.
3. Проверка домашнего задания.
Зачитайте составленный «паспорт» причастия.
4. Проверка домашнего упражнения 186.
5. Фронтальный опрос. «Заморочки из бочки».
- Что такое причастие?
- Какие признаки имени прилагательного в причастии?
- Какие признаки глагола в причастии?
- Дайте определение причастного оборота.
- Расскажите о выделении причастного оборота на письме.
- Каким членом предложения является причастный оборот?
- Какие причастия называются действительными (страдательными)?
Оценивание.
ІІІ. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
Учитель. А сейчас, ребята, послушайте лингвистическую сказку и скажите, что же подарили части речи причастию.
Жили – были на свете одинокие суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-. скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своём житье – бытье. А Глагол и говорит: «Подарю я вам самое дорогое, что есть у меня - основу».
Суффиксы немедленно присоединились к основам, но слова получились неоконченные, некрасивые. Суффиксы опять загрустили. Идут они по дорожке со своими основами, а навстречу – Имя Прилагательное. Суффиксы со своим горем к нему. Выслушав их, согласилось помочь Имя Прилагательное и подарило свои окончания, считая, что они очень помогут. Суффиксы очень обрадовались таким подаркам.
ІУ. Сообщение темы урока.
Совместная формулировка (учитель и учащиеся) целей урока.
У. Изучение нового материала.
1. Компьютерная презентация.
Рассмотрите таблицу. От основы каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
2. Комментарий учителя.
В суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ-, -ющ- и -ащ-, -ящ- пишут: 1) буквы у или ю, если причастие образовано от глагола І спряжения; 2) а буквы а или я, если причастие образовано от глагола ІІ спряжения.
Исключение: слово брезжит – брезжущий.
Лексическое значение слова выясним по толковому словарю В.И.Даля.
Брезжить – о свете, огне: мелькать, мерцать, чуть виднеться, мельтешить.
3. Формы причастий в русском и украинском языке могут не совпадать.
По – русски По – украински
цветущий квітучий
горящий палаючий
Учитель. Как образуются действительные причастия прошедшего времени мы узнаем, поработав с таблицей ученика на с. 78.
ІУ. Первичная проверка усвоения знаний.
1. Работа в парах. Словообразовательная пятиминутка.
От каких глаголов образованы причастия
находящийся находиться (настоящее время)
изучающий изучает (настоящее время)
совершавший совершать (инфинитив)
нёсший нести (инфинитив)
являвшийся являться (инфинитив)
2. Игра «Кто быстрее».
Каждому ряду дается одна карточка, где записаны пять глаголов. Передавая карточку по ряду (с первой к последней парте) образовать от глаголов причастия настоящего и прошедшего времени. Кто быстрее и правильнее выполнит задание, тот победитель.
Падает -
Идет -
Летит –
Расколоться –
Погасить –
3. Музыкальная минутка.
Учитель. «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец», - говорил сын великого русского писателя Л.Н.Толстого Сергей Львович, сам талантливый музыкант. Сейчас мы прослушаем одно из любимых произведений детей Л.Н.Толстого, которое не раз исполнял в детстве маленький Сережа.
П.И.Чайковский. «Старинная французская песенка». Звучит произведение (1,5 мин.).
- Какие образы возникли у вас, когда вы слушали это произведение?
- Давайте назовем действительные причастия настоящего и прошедшего времени, которые можно употребить при создании музыкальной картинки.
Чарующая, нарисовавший, звучащая, создавший, притягивающая, завораживающая.
4. Разноуровневые задания.
А. записать словосочетания с причастиями.
Б. составить 4 – 5 предложений, употребив названные причастия.
В. Написать сочинение – миниатюру на тему «Чарующие звуки музыки», используя действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
Учитель. Музыка – искусств, которое обращается к самым потаённым участкам человеческой души. И не удивительно, что каждый из вас услышал в классическом произведении П.И.Чайковского что-то своё.
У. Оценивание, мотивация.
Рефлексия. «Микрофон».
На уроке я понял…
Я подумал над тем…
УІ. Информация о домашнем задании.
Написать письмо П.И.Чайковскому «О чем бы я хотел (а) поговорить с великим композитором», употребив действительные причастия или выполнить по учебнику упр. 192, с. 79.
Урок №5
Тема: Действительный причастия настоящего и прошедшего времени
Цель: Содействовать закреплению материала об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени; отрабатывать умения по написанию гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; развивать умения находить причастия и причастные обороты; воспитывать чувство любви к прекрасному, способствовать усвоению орфоэпических форм
Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая.
Тип: урок формирования умений и навыков.
Оборудование: карточки, репродукция картины В.М.Васнецова “Богатыри”, учебник.
Структура урока
І. Организация класса
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего упражнения “по цепочке”
2. Индивидуальная робота по карточкам.
3. Орфоэпическая разминка “Говорим правильно”.
4. Фронтальный опрос.
ІІІ. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
1. Сообщение темы, цели урока.
2. Работа в парах.
3. Работа в парах «Крестики-нолики»
4. Работа в группах.
5. Работа в группах. Творческий диктант.
6. Разноуровневая самостоятельная работа.
IV. Рефлексия.
V. Информация о домашнем задании.
Ход урока
І. Организация класса
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего упражнения 192 “по цепочке”
Дополнительные вопросы: как образуются действительные причастия настоящего, (прошедшего) времени.
2. Индивидуальная робота по карточкам.
Карточка №1
Замените причастным оборотом подчеркнутые предложения. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.
Я поехал по ш…рокой д…лине, которую окружали горы. Лес, который стряхнул с себя остатки ночного мрака, ставал во всем своем з…леном величии… Бело – розовый хребет гор, который в…днеется из-за крыш, розовеет в луч…х заходящ… со…нца. Люди, которые любят лес, готовы заботит…ся о каждлом маленьком деревце.
Карточка №2
Распределите словосочетания в виде группы: первая – с действительным причастием настоящего времени; вторая – с действительным причастием прошедшего времени. С любыми двумя словосочетаниями составьте предложение с причастным оборотом. Одно предложение разберите синтаксически.
Поспевающая рожь, расплывавшаяся туча, волнующее озеро, зазеленевший холм, закрасневшаяся заря, увядший цветок, журчащая речка, шумящим лесом, расцветшая вишня.
3. Орфоэпическая разминка. “Говорим правильно”. На доске записаны слова, списать расставляя ударения. Запомнить правильное звучание русских слов.
В украинском языке: В русском языке:
алфавіт алфавит
верба верба
вітчим отчим
дошка доска
колія колея
крапива крапива
приятель приятель
товариство товарищество
рукопис рукопись
4. Фронтальный опрос.
- От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?
- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
- Зависит ли выбор суффикса от спряжения глаголов?
- От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
Оценивание учащихся.
ІІІ. Мотивация учебно-познавательной деятельности.
1. Сообщение темы, цели урока.
2. Работа в парах.
Записать, заменяя один из глаголов-сказуемых действительным причастием настоящего времени.
Трава выгорает на солнце и становится жёлтой. Листья кружаться в воздухе и медленно падают на землю. Белочка мелькает среди деревьев и отыскивает орешки.
3. Работа в парах «Крестики-нолики»
Вставьте6 пропущенные буквы ю и я по принципу игры «Крестики-нолики». Кто первый заполнит пропуски по вертикали, по горизонтали или по диагонали, тот выигрывает.
вид…щий |
клон…щийся |
смотр…щий |
раскачива…щий |
холоде…щий |
убира…щий |
трепещ…щий |
звон…щий |
мес…щий |
стро…щий |
дыш…щий |
уход…щий |
гор…щий |
труд…щийся |
искр…щийся |
пада…щий |
леж…ащий |
скач…щий |
4. Работа в группах.
Подобрать и записать действительные причастия прошедшего времени, строение которых соответствует схемам:
1. (например: нёсший)
2. (например: расстилавшегося)
Составить с ними предложения, причастия разобрать морфологически.
5. Работа в группах. Творческий диктант. Вставить причастные обороты.
Кругом лежит … снег.
Дремлют … деревья.
Прижались к земле кусты, …
Лес, …, молчит.
6. Разноуровневая самостоятельная работа.
А. Средний уровень.
Упражнение 1909, с.79
Б. Достаточный уровень.
Составить два предложения с действительными причастиями настоящего времени и два с действительными причастиями прошедшего времени по картине В.И. Васнецова «Богатыри». (С картиной учащиеся знакомы, когда изучали тему «Давньоруські билини» на уроках мировой литературы).
В. Высокий уровень
Выполнить ситуативное задание.
Представьте, что вам пришлось в жизни увидеть шторм на море (вспомните репродукцию картины Айвазовского «Девятый вал»). Расскажите о штормовом море своим друзьям, используя причастия и причастные обороты.
IV. Рефлексия.
Продолжить предложения.
Для меня сегодня было важным…
Наибольший мой успех на уроке…
V. Информация о домашнем задании.
Составить монолог из 5-6 предложений «О чём думает дневник двоечника?», используя действительные причастия, причастия настоящего и прошедшего времени, обозначить суффиксы в причастиях или по учебнику упражнение 191, повторить теоретический материал § 27.