Позакласний захід "Занимательное языкознание"

Про матеріал

Позакласний захід з російської мови для учнів 5-6 класів. Матеріал сприятиме розвитку комунікативних, творчих здібностей учнів, виховання ввічливості та інтересу до вичення предмета.

Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученица. Если  говорят  о  чём – либо  непонятно, бестолково,  то  такое       высказывание  называют  тарабарской грамотой, тарабарщи-

           ной.

                  Тарабарской  грамотой  называлось  особое, секретное, условным                               написанное  письмо, которое  употреблялось  в  старинной  тайной  переписке  в  Х11-Х111 вв.

                  В  Х1Yв. Тарабарской  грамотой  иногда  пользовались  лица, ведавшие  сношениями  с  иноземными  государствами. Прочесть  такую  грамоту  мог  только  посвященный  человек.

                  Способ  шифровки  был  следующий.  Все  согласные  буквы  русской  азбуки  записывались  в  два  ряда; одна  половина  букв   вверху,  другая  половина – внизу, причём  в  обратном  порядке (одна  буква  под  другой).

                      Б   В   Г   Д   Ж   З   К   Л   М   Н

                     Щ  Ш  Ч   Ц   Х   Ф   Т   С   Р   П

                  При  зашифровке  слов  согласные  взаимно  заменялись, а  гласные, Й и  буквы  Ь,Ъ вписывались  без  изменений.

                  Пользуясь  ключом, расшифруйте  текст, написанный  “тарабарской  грамотой”:

                 Гкошцы  жомово  нилакь,  пацо  жомово  фпакь  лшой  моцпой  яфыт.  (Лсоша  Чомьточо).

                 ( Чтобы  хорошо  писать, надо  хорошо  знать  свой  родной  язык.(Слова  Горького).

Вед.2          Ну  как  вам  наше  путешествие?

Мальв.       Очень  интересное!  А  куда  мы  следуем  дальше?

Вед.1          Нам  нужно  попасть  на  проспект Словарный.  Но  прежде  мы  должны  свернуть  в  переулок  Загадочный.  Там  нас  ждут  интересные  загадки.

Кот в сап.  Здравствуйте,ребята!  Рад  снова  встретиться  с  вами. Но  сегодня  у  меня  необычная  роль: я  буду  загадывать  вам  вопросы, а  вы  должны  будете  на  них  ответить. Только  тогда  я  вас  пропущу  на  проспект  Соварный.

                                            ВОПРОСЫ  

 1. Что  можно  видеть  с  закрытыми  глазами?   СОН

 2. Ты  за  ней, она  от  тебя, ты  от  неё, она  за  тобой. ТЕНЬ

 3. Кто  говорит  на  всех  языках?   ЭХО

 4. Чему  на  свекте  нет  ни  меры,  ни  веса, ни  цены?  ОГНЮ

 5. Когда  зрячий  человек  бывает  слепым? НЕГРАМОТНЫЙ

 6. Каким  гребнем  не  расчешешь  голову?  ПЕТУШИНЫМ

 7. Из  какой  тарелки  не  пообедаешь?  ПУСТОЙ

 8. Вкаком  глаголе  содержится  100  отрицаний?  СТОНЕТ

 9. Что  делает  сторож, когда  у  него  на  шапке  воробей? СПИТ

10. Как  измерить  пространство  двумя  нотами? МИ-ЛЯ-МИ

 

Кот в сап. Вы  молодцы.  И  прекрасно  справились  с  заданиями, пусть  даже  с  помощью  зрителей.  А  теперь -  последний  вопрос. Скажите, ответы  на  загадки – это?

Вместе.    Слова.

Кот в сап. Верно.  Добро  пожаловать  на  проспект  Словарный!

Буратино. Ой как интересно!

Незнайка. Как  забавно!

Вед.1         Смотрите, друзья!  Перед  нами  музей  слов.  Я  такого  в  жизни не видела.  Давайте  зайдём!

Вместе.     Давайте!

Мальвина.Добро  пожаловать  в  музей  истории  слов!  Многим  из  вас  едва  ли  приходилось  ранее  слышать  о  музее  слов, а  между  тем  такой  музей  существует, и  побывать  в  нём, познакомиться  с  историей  слов  русского  языка  для  любого  из  нас  будет  так  же  интересно  и  поучительно,как, например,осмотреть  картинную  галерею  или  побывать  в  любом  другом  иузее: краеведческом, изобразительных  ис-кусств,военном, морском, истории  техники  и т.д.  Чтобы  ознакомиться  с  экспонатами  этого  музея, не нужно  ехать  ни  в  Москву, ни в  Петербург,ни в  Минск,  достаточно  обратиться  в  ближайшую  библиотеку, и  вам  дадут  там  “Этимологический  словарь  русского  языка”.

                       “Этимологический  словарь”- это  и  есть  своеобразный  “музей  истории  слов”, ибо  он  рассказывает  и  о  происхождении  слов, и о том, как  изменялось  их  значение  в  течение  многих  веков. Здесь  мы  можем  узнать, что  слово  СЕЛО когда-то  означало  “луг”, а  селение  называлось  “весью”. Мы  говорим : сжечь  дотла . А что  такое  тло  ? Тло- это  старинное  существительное, и  означало  оно  “дно”, “земля”, “основание”.

                  Далее  Мальвина  объясняет  значения  слов: гривенник, кани-кулы, лыжи. Выходят  ученики и держат  в  руках  слова и  объясняют  их.(Азия,Европа,Африка, Австралия, Америка).

                             Игра  “Что  означают  имена”

                  Ученики  задают  имена, а  Мальвина  с  помощниками  рассказывает, что  они  обозначают.

                    (“Занимательная  грамматика”, ст.24-29)

Вед.2  Друзья, нам  пора  дальше  следовать.  Что-то  я  проголодался.  Не  пора  ли  нам  посетить  какой-нибудь  магазин?

Вед.1. Вижу,вижу! Вот  магазин  “Ребусы”, давайте  зайдём. Может  что  вкусненькое  купим!

Вед.2. Я  тоже  согласен.

Красная Шапочка.      С  весёлым  настроением

                                      И  с  радостью  в  глазах

                                       Я  рада  вас  приветствовать,

                                       О  верные  друзья!

Карлсон.  Скажи, Красная  Шапочка, как  мы  можем  купить  себе  яблоки, конфетки,печенье  в  твоём  магазине?

Красн.Шап. Очень  просто.  Каждый  товар  у  меня  продаётся  на  ребусы.  Стоит  только  отгадать  ребус , и  товар  будет  ваш.

Карлсон.   Тогда  я  начинаю  первым.  Очень  уж  хочется  варенья!

 

                 Красная  Шапочка  загадывает  ребусы, а  за  отгадку  вручает « покупку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕЗНАЙКА  И  КАРЛСОН  ДЕРУТСЯ.  МАЛЬВИНА  ПРОБУЕТ  ПОМИРИТЬ  ИХ .  ВЫХОДЯТ  ВСЕ  УЧАСТНИКИ.

 

Мальвина.  Друзья!  Вы  совершили  чудесное  путешествие, показали  свои  знания, эрудицию, смекалку, но  почему-то  забыли  о  самом  главном:  о  вежливости.  Очень  важно  уметь  не  только  грамотно  писать  и  читать, но  важно  уметь  пользоваться  словом.  Ведь  словом  можно  убить, словом  можно  лечить,  словом  можно  полки  за  собою  водить.  А  вы  уже  начинаете  дразниться, обижать  друг  друга. Вот  послушайте  стихотворение, может, кого-то  узнаете.

                    Ученик  читает  стихотворение «Как  его  зовут»

                  Друзья, вот  вам  на  всякий  случай

                  Стихи  о  школьнике  одном.

                  Его  зовут… а впрочем, лучше

                  Мы  здесь  его  не  назовём.

                 «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

                 Произносить  он  не  привык.

                 Простого  слова  «извините» не  одолел  его  язык…

                 Ему  бывает  часто  лень  сказать при встрече  «добрый день»!

                 Казалось бы,  простое  слово, а  он  стесняется, молчит,

                 И в лучшем  случае  «здорово» он  вместо  «здравствуйте» бубнит.

                 А вместо  слова  «до свиданья» не  говорит  он  ничего,

                 Или  заявит  на  прощанье:»Ну, я пошел…Пока! Всего!»

                  Не скажет  он  друзьям  по  школе: Алёша, Петя, Ваня, Толя,

                  Своих друзей  зовет  он только: Алёшка, Ванька,Петька,Толька.

                  Ребята, мы  не  можем  тут  сказать вам, как  его  зовут.

                  Мы  честно  вас  предупреждаем, что  имени  его  не  знаем.

                  Но имя что? Ведь  суть  не  в нём –

                  Вам  этот  школьник  не  знаком?

Вместе. Нет.

Мальвина. Будьте  добры  и  вежливы, грамотны  и  внимательны!  Мне  бы  этого  очень  хотелось.  Я  приглашаю  вас  на  площадь

                   Вежливых  слов.

 

(Ученики-участники праздника  читают  стихи)

 

Растает  даже  ледяная  глыба  от  слова  тёплого  СПАСИБО

 

Зазеленеет  даже  пень, когда  услышит  ДОБРЫЙ ДЕНЬ

 

Если  больше  есть  не  в силах, скажем  маме  мы  СПАСИБО

 

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ

 

Когда  нас  бранят  за  шалости, говорим  ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА

 

И во  Франции, и в Дании   на  прощанье  говорят  ДО  СВИДАНИЯ.

 

Сказочные  герои.  Мы  просим  прощения.  И  после  этого  замечательного  путешествия  обещаем:

 

                 БУДЕМ  ГРАМОТЕ  УЧИТЬСЯ

                 КАЖДЫЙ  ДЕНЬ  И  КАЖДЫЙ  ЧАС.

                 НЕ  ЛЕНИТЬСЯ, НЕ  ДРАЗНИТЬСЯ…

                 В ЭТОМ  УВЕРЯЕМ  ВАС!

 

                В  РЕЧИ  НАШЕЙ  ВПРЕДЬ  ВСЕГДА

                БУДУТ  ТОЛЬКО  ТЕ  СЛОВА,

               ЧТО  ОБИДЕТЬ  НЕ  СУМЕЮТ

               НИКОГО  И  НИКОГДА!

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
27 серпня 2018
Переглядів
749
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку