Урок "Построение предложений с деепричастиями (с зависимыми словами и без них), употребление их в речи."

Про матеріал

Розробка уроку допоможе вчителю в цікавій формі організувати повторення дієприслівника, а також дасть можливість в ігровій та дослідницькій формах навчити будувати речення, уникаючи помилок. Тексти вправ, які запропоновані для уроку, виховують любов до природи, працелюбність, почуття дружби.

Перегляд файлу

Урок  20 (9 класс)

 

Тема.  РНРД. Построение  предложений  с  деепричастиями (с  зависимыми  словами  и  без  них), употребление  их  в  речи.

 

 

Цель: повторить  сведения  о  деепричастии  и  знаках  препинания  при  одиночном  деепричастии  и  деепричастном  обороте, научить  строить  предложения, избегая  ошибок  в  употреблении  деепричастий  и  деепричастных  оборотов; развивать  память, мышление, грамотность  и  речь  учеников; воспитывать  любовь  к  природе, трудолюбие, чувство  дружбы.

 

 

Оборудование: таблица «Деепричастие», «Знаки  препинания  при  деепри-частиях», карточки:  «Дополни  текст», «Отредактируй  текст».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока

 

I. Организационный  момент.

 

Не  зная  правил, не  научишься  грамотно  говорить  и  писать.

- Именно  этими  словами  я  хочу  начать  наш  урок.  

Поэтому  я  вас  прошу  принять 

самое  активное  участие 

по  изучению  деепричастия.

Давайте,  думая  и  вспоминая,

больше  серьёзно, немножко  играя, 

предложения  будем  учиться  составлять,

деепричастия  правильно  употреблять.

Ведь  кто  ничего  не  изучает, тот  вечно  хнычет, скучая.

 

II. Актуализация  знаний учеников.

 

-Для  начала  помогите  заданье  решить:

 Можно  ли  вне  предложенья  определить, какими  частями  речи  являются  эти  слова?

 

Мямля, устав, пошив, нагрев, сторожа, скупая.

(Ответы  учеников)

- Мнения  разделились. А  всё  дело  в  том, что  вне  предложенья нельзя  определить, какими частями  речи  являются  эти  слова.  Они  могут  выступать  в  роли  существи-тельного  и  деепричастия.  Чтобы  выяснить, какой  частью  речи  они являются, их  нужно  поставить  в  предложение.

          Каждая  часть  речи  исполняет  свои функции: (ответы  учеников)

Существительные  называют  предметы, глаголы  обозначают  действие  или  состояние  предмета, прилагательные  обозначают  признаки  предметов.

 

  что  вам  известно о  деепричастии?

 

                                (Повторение  теории  по  таблице)

- Что  обозначают  деепричастия?

- На  какие  вопросы  они  отвечают?

- Вы  говорите, что  деепричастия  дорисовывают, дополняют  действие.  Дополните  или  дорисуйте  действия  при  помощи  деепричастий:

 

 

 

 

                           Рисовать                                          Пишет 

 

 

 

- Молодцы, ребята.  Вы  правильно  составили  ассоциативные  кусты  к  данным  глаго-лам. Скажите, а  какая  разница  между  деепричастиями  присматриваясь, вслушива-ясь  и  сидя, мечтая  морфологической  точки  зрения)?

  какой  части  речи  есть  такие  же  морфологические  признаки? 

  что  ещё  общего  у  деепричастия  и  глагола?

- С  какой  ещё  частью  речи  имеет  общие  признаки  деепричастие?

 

III. Объявление  темы  и  задач  урока.

 

IV. Усвоение  материала  урока.

 

  1. Цитатное  ассорти.

 

-Ребята, вы  знаете, что  такое  ассорти?

 

(Ответы  учеников.  Работа  со  словарём.)

 

  предлагаю  провести  на  уроке  проверку  домашнего  задания  в  виде  цитатного  ассорти.  Домашнее  задание  вы  готовили, разделившись  на  две  группы: 1 группа  готовила  цитаты  с  деепричастиями  из  сказок, а  2 – готовила  пословицы. Давайте  проверим, как  вы  справились  с  заданием.

( Ученики  зачитывают  примеры, называя  деепричастия  и  деепричастные  обо-роты. Двое учеников  записывают  примеры  на  доске,  разбирая  предложения  по  членам).

 

На  девичник  собираясь,

Вот  царица, наряжаясь

Перед  зеркальцем  своим,

Перемолвилася  с  ним.

Злая  мачеха, вскочив,

Об  пол  зеркальце  разбив,

В  двери  прямо  побежала

И  царевну  повстречала.

 

Руслан  внимает  и  глядит

Бестрепетно, с  покойным  духом;

Но, шевеля  пугливым  ухом,

Конь  упирается, дрожит...

 

Один  прилежный  ученик,

Владелец  попугая,

Уроки  выполнять  привык,

Учебники  ругая.

 

Пёс  бежит  за  ней, ласкаясь,

А  царевна, подбираясь,

Поднялася  на  крыльцо

И  взялася  за  кольцо.

 

 

В  город  он  повёл  царя,

Ничего  не  говоря.

 

Но  где  Людмила? Он  один!

В  нём  сердце, вспыхнув, замирает.

 

Вот  море  кругом  обежавши, высунув  язык, мордку  поднявши,

Прибежал  бесёнок, задыхаясь, весь  мокрёхонек, лапкой  утираясь.

Мысля: дело  с  Балдою  сладит.  Глядь – а  Балда  братца  гладит.

 

 

  1. Графический  диктант.

 

-Составьте  предложения  по  заданным  схемам:

 

 

 

  1. Словарный  футбол.

 

  знаю, что  наши  мальчишки  обожают  уроки  физкультуры, а  особенно  футбол.  Я  предлагаю  вам  поиграть  в  футбол,  только  он  будет словарный. Вторая  группа  уче-ников  выполняла  домашнее  задание  по  поиску  поговорок  и  пословиц,  в  которых  используются  деепричастия  и  деепричастные  обороты.  Задача  ваша  состоит  в  том,  что  один  ученик  читает  начало  пословицы  или  поговорки,  а  заканчивает  тот,  кто  знает  её  конец.

(Игра).

Не  изучив  ремесла, не  считай  себя  мастером.

 

Не  давши  слова, крепись, а давши, держись.

 

Не  замочив  рук, не  умоешься.

 

Сидя  на  печи, не  будешь  кушать  калачи.

 

Не  сиди  сложа  руки, так  и  не  будет  скуки.

 

Не  запрягши, не  поедешь.

 

Посеяв  кактус, не  надейся  на  урожай  винограда.

 

Кончив  дело, гуляй  смело.

 

Не  работая, сыт  не  будешь.

 

Не  слушая, не  услышишь, не  смотря, не  увидишь.

 

Не  зная  броду, не  лезь  в  воду.

 

Беда  не  дуда: поиграв,  не  выкинешь.

 

Жалея  лентяя, бьёшь  трудолюбивого.

 

Видя чужие  пороки,  умный  избавляется  от  своих.

 

Не  убив  медведя,  шкуру  не  продают.

 

 

-Молодцы, ребята, вы  подобрали  очень  поучительные  пословицы  и  поговорки.  В  них  много  примеров  с  частицей  НЕ. Давайте  вспомним  правило  правописания  НЕ  с деепричастиями  и  глаголами.

(Повторение  правила).

-Пословицы  и  поговорки – кладовая  устного  народного  творчества.  Я  хочу, чтобы  вы  это  запомнили, зарубив  себе  на  носу.  Ой, мне  кажется, что  я  тоже  составила  предложение  с  деепричастным  оборотом.  Но  этот  оборот  необычный,  я  исполь-зовала….?                         ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ  ОБОРОТ

-Что  вы  помните  о  фразеологизмах?

(Ответы  учеников).

  1. Конструирование  предложений.

 

- Предлагаю  вам  составить  предложения  с  данными  фразеологическими  оборотами:

  Сломя  голову; взяв  себя  в  руки;  навострив  уши;  засучив  рукава;  держа  ухо   востро;  унося  ноги.

-Ребята,  предложения  с  фразеологизмами  больше  характерны  для  устной  речи.

 

5. Редактирование  текста.

 

- Радуясь  вашими  ответами, моя  рука  не  поворачивается  вам  ставить  вам  плохие  оценки.  Кажется, что  я  что-то  неправильно  сказала. Получается, что  не  я, а  моя  рука  радуется.  А  ведь  очень часто  встречаются  такие  предложения  в   ваших  сочи-нениях.  Давайте  поработаем  над  тем, чтобы  таких  ошибок  вы  не  допускали.  Я  предлагаю  вам  поработать  в  парах.  Отредактируйте  предложения  и  проверьте  друг  друга.

(Работа  по  карточкам).

 

 

  1.   Отредактируйте  текст.  Исправьте  ошибки  в  употреблении  деепричастий  и  деепричастных  оборотов. Запишите  предложения  в  исправленном  виде.

 

Приехав  в  Сочи, меня  удивила  красота  моря.

Попав  к  новому  хозяину, собачку  стали  звать  Жучка.

Придя  в  клуб, он  оказался  закрыт.

 

 

 

1.Отредактируйте  текст.  Исправьте  ошибки  в  употреблении  деепричастий

  и  деепричастных  оборотов. Запишите  предложения  в  исправленном  виде.

 

Возвращаясь  домой, пошёл  дождь.

Поработав  три  месяца, отца  перевели  в  другой  город.

Солнышко  греет дремлющего  котёнка, свернувшись  калачиком.

 

 

 

    1.Отредактируйте  текст.  Исправьте  ошибки  в  употреблении  деепричастий       и  деепричастных  оборотов. Запишите  предложения  в  исправленном  виде.

 

У  мамы  были  слёзы  на  глазах, прощаясь  со  мной.

Глядя  на  бушующее  море, оно удивило  меня.

Подъезжая  к  станции  и  глядя  в  окно, у  меня  слетела  шляпа.

 

 

 

  1.Отредактируйте  текст.  Исправьте  ошибки  в  употреблении  деепричастий    и  деепричастных  оборотов. Запишите  предложения  в  исправленном  виде.

 

Открывая  дверь, она  громко  скрипнула.

Войдя  в  троллейбус  и  немного  проехав, в  него  вошли  контролёры.Расставив  знаки  препинания  неправильно, предложение  может  потерять  смысл.

 

    

  1.Отредактируйте  текст.  Исправьте  ошибки  в  употреблении  деепричастий      и  деепричастных  оборотов. Запишите  предложения  в  исправленном  виде.

 

Открыв  книгу, меня  сразу  заинтересовал  рассказ.

Заканчивая  рисунок,  у  меня  сломался  карандаш.

Приехав в  Киев, мне  понравился  Крещатик.

 

 

 

 

  1.Отредактируйте  текст.  Исправьте  ошибки  в  употреблении  деепричастий     и  деепричастных  оборотов. Запишите  предложения  в  исправленном  виде.

 

Отдохнув, мысли  лучше  идут  на ум.

Спрыгнув  с  велосипеда, у меня  слетела  шляпа.

Переводя  на  другой язык  стихотворение, оно  теряет  свою  красоту.

 

       

 

 

 6.Словесное  рисование.

 

-Молодцы, вы  хорошо  справились  с  заданием.  Мы  повторили  с  вами  знаки   пре-пинания  при  деепричастиях  и  деепричастных  оборотах,  научились  строить  пред-ложения  с  ними  и  исправлять  ошибки.  Если  вам  понятна  разница  между  сухим  выражением  и  живым  художественно-литературным  приёмом, дорисуйте, «оживи-те»  движение  в  предложениях  текста.

 

     Снежинки  опускаются  на  землю.  Запели  петухи.  Солнышко  разбудило  сонную  природу.  Берёзки  стоят  как  невесты  в  подвенечных  платьях.  Кусты  превратились  в  белые  шары.  Прекрасно  зимнее  утро!

(Ученики  дополняют  текст).

 

- Молодцы, у  вас  зима -  настоящая, белоснежная, морозная.  Честно  говоря, я  уже  сама  соскучилась  по  этой  красоте.  Вот  если  бы  выпал  снег,  взять  бы  санки  или  лыжи,  да  к  нам  в  лес  на  отдых  с  друзьями!  Хотите?  И  я  тоже.  Так  вот о  друж-бе  и  взаимопонимании.  Не  всегда  дружба  начинается  с  приятного  знакомства.  Вот  послушайте,  что  произошло  с  Каштанкой  из  рассказа  А.П.Чехова.

(Прослушивание  отрывка  из  текста  по  компьютеру).

 

V. Домашнее   задание.

 

- Не  хотелось  бы  так  начинать  знакомство.  Попробуйте  дома  придумать  продол-жение  этого  отрывка,  используя  деепричастия.  Как,  по-вашему,  в  дальнейшем  сло-жились  отношения  Каштанки  с  её  новыми  знакомыми?  Если  вам  интересно  на  самом  деле  узнать, то  я  рекомендую  прочитать  рассказ  А.П.Чехова «Каштанка».

 

VI. Итог  урока. Оценка  знаний  учеников.

 

И  в  завершение  урока  хочу  сказать  я  пару  строк  вам:

Дружите, доверяя,  живите,  не  унижая.

Желайте  людям  лишь  добра  -  оно  сторицей  к  вам  вернётся.

И  тогда  жалеть  за  прожитый  день

Вам  в   жизни  не  придётся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
27 серпня 2018
Переглядів
2004
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку