Даний матеріал - це розробка позакланого заходу для учнів 6 класу. Матеріал не містить програмового матеріалу і спрямований на розвиток інтересу учнів до математики та їх інтелекту, логічного мислення.
«Звёздный час»
«Звездный час»
математический конкурс – викторина
для учащихся 6 класса
Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.
Ведущая. Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».
Сегодня вы собрались на математический конкурс – викторину «Звёздный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с математикой. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.
Отборочный тур.
Представляю вам игроков:
1 пара - …
Поприветствуем их!
Все участники представлены, теперь познакомлю вас с её правилами.
Правила игры
Подсчитывать очки будут…
Дерзайте, играйте и выигрывайте!
Итак, начинаем I тур, который называется «Что лишнее?».
I тур «Что лишнее?»
Задание. Необходимо между предложенными элементами установить какую-либо зависимость и исключить лишнее слово.
№ 1.Перед вами единицы измерения. Какая из них в этом ряду лишняя?
Ответ: 2 (единицы измерения массы)
№ 2.Перед вами названия геометрических фигур. Как вы думаете какая фигура здесь лишняя?
Ответ: 3 (четырехугольники)
№ 3. Среди чисел найдите лишнее.
Ответ: 3 (простые числа)
№ 4. Какой термин лишний в этом ряду?
Ответ: 5 (дробь)
№ 5. Все числа обладают определенным свойством. Найдите то, которое этим свойством не обладает.
Ответ: 4 (четные числа)
№ 6. Среди чисел найдите лишнее.
Ответ: 2 (квадраты чисел)
№ 7. Мне кажется, что это фамилии древнегреческих ученых-математиков. Так ли это? Есть ли среди этих имен имя негреческого математика?
Ответ: 2 (Блез Паскаль – французский математик XVII века)
№ 8. Кто лишний в этом ряду женщин – математиков?
Ответ: 2 (Софья Ковалевская – выдающаяся русская женщина – математик)
№ 9. Какая единица нарушает этот логический ряд?
Ответ: 3 (миля, верста, вершок – единицы длины, десятина = 2400 кв.сажням – единица площади).
№ 10. Перед вами портреты Карла Гаусса, Пифагора, Ивана Крылова, Рене Декарта. Все эти люди – математики. Верно ли?
Ответ: 3 (Иван Андреевич Крылов – писатель)
На этом первый тур окончен.
Игра с болельщиками
«Аукцион пословиц и поговорок»
Пока подсчитывают очки, которые набрали участники в игре, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку.
К сожалению, из конкурса выбывает первая пара игроков…
Чтобы вам было не столь горько, вручаем сладкие призы…
А «Звездный час», посвященный математике продолжается.
Итак, начинаем II тур.
II тур «Логическая цепочка»
№ 1.
Эти ученые жили в разные эпохи, но их объединяет то, что каждый из них пытался доказать аксиому параллельных прямых: через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной.
Я думаю, что сначала жил Гаусс, затем Евклид и уже потом Лобачевский. Согласны ли вы с этим утверждением?
Ответ: 1- 2 (В IV веке до нашей эры Евклид, затем в VII-VIII вв жил Гаусс, его более молодым современником был Лобачевский)
№ 2
Я думаю, что времена года расположены по возрастанию и продолжительности. Где я напутала?
Ответ: 1 – 2 (весна 92 суток 19 часов, лето 93 суток 15 часов, осень – 89 суток 19 часов, зима – 89 суток 0 часов)
№ 3
Где я нарушила логическую цепочку?
Ответ: 1- 3 (точка – одна точка,
отрезок – две точки,
треугольник – три точки,
квадрат – четыре точки)
№ 4
Я думаю, что эти величины длины расположены в порядке возрастания. Верно ли это?
Ответ: 1 – 3 (1 локоть = 46 см,
1 дюйм = 2,5 см,
1 фут = 30 см)
№ 5
Перед вами расположены животные в порядке убывания их скоростей. Какие нужно поменять?
Ответ: 1 – 2 (заяц-русак – 60 км/ч
Гепард – 112 км/ч
Лось – 47 км/ч
Слон – 40 км/ч)
№ 6.
Переходим к птицам. Они расположены в порядке возрастания скоростей. Где ошибка?
Ответ: 3 – 4 (ворона – 25-32 км/ч
воробей – 35 км/ч
голубь – 60-70 км/ч
грач – 41 км/ч)
№ 7
Перед вами первые советские космонавты. Они расположены в очередности их полёта. Какие нужно поменять местами?
Ответ: 2 – 3 (Гагарин – 12 апреля 1961 г.
Николаев – 11 августа 1962 г
Титов – 6 августа 1961 г
Попович – 12 августа 1962 г)
На этом заканчивается второй тур.
Игра с болельщиками
«Аукцион пословиц и поговорок»
Внимание, болельщики! Пока жюри подсчитывает очки, которые набрали участники игры во втором туре, проведем аукцион математических терминов. Побеждает тот, кто последним назовет слово…
Увы, но игровую площадку покидают…
Вам вручаются утешительные призы…
III тур
№ 1. ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ
(Евклид)
(Пифагор)
(Декарт)
(Евклид)
(Эратосфен)
(Пифагор)
(Н.И.Лобачевский)
№ 2. ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ
Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова, Александра Сергеевича Пушкина.
1, Л.Н.Толстой
3, А.С.Пушкин
2, М.В.Ломоносов
1, Л.Н.Толстой
2, М.В.Ломоносов
№ 3. ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
В старину в разных странах применялись различные системы единиц измерения. Это затрудняло развитие науки, торговли между странами. И вот во Франции была разработана новая метрическая система мер, которая была принята большинством стран. Основную единицу длины – 1 метр – определили как сорокамиллионную долю окружности Земли. Однако по традиции и в настоящее время иногда пользуются старыми единицами.
Миля – 1852 км
Узлами – 1 миля в час
В каратах – 200 мг;
пятая часть грамма – масса пшеничного зерна
В баррелях – 159 л
№ 4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Перед вами геометрические фигуры.
О какой из них сказано в стихотворении?
Хотя меня нельзя измерить,
Настолько я ничтожна и мала.
точка
Но могу любой принять наклон,
Могу и лечь горизонтально.
прямая
Когда из точки вне прямой
Меня опустят на прямую
И проведут наклонную любую,
То я всегда короче, чем она.
перпендикуляр
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.
угол
На этом третий тур окончен.
Прежде чем мы узнаем победителя ІІІ тура и определим две пары, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда. Перед вами три чудесных ящика. Открыть их сможет партнёр того игрока, у которого больше всех звёзд, так как благодаря именно ему игрок набрал больше всего звёзд (подсчитывается количество звёзд).
Это…
Попросим жюри объявить результаты третьего тура…
Выбывают…
В финал вышли…
III тур
АРИФМЕТИКА
Из слова «арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буквы «а» и «и» - два раза, а остальные – по одному. Тот кто назовёт последнее слово, - победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло…
Две минуты истекли. Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником. Не засчитываются.
Побеждает…